Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философский материализм




Г 29

сербские социал-демократы.

Не забывая слов Маркса, что «рабочие не имеют отечества», пролетариат должен принимать участие не в том, чтобы отстаивать старые рамки буржуазных государств, а создавать новые рамки социалистических республик. И широкие массы пролетариата не могут не понять этого своим верным чутьем. То, что происходит сейчас в Европе, есть не что иное, как спекуляция на худшие и вместе с тем самые прочные предрассуд­ки. «Наша задача, — говорит Ленин, — заключается не в том, чтобы плыть вместе с течением, а в том, чтобы превратить национальную, ложно-национальную войну в ре­шительное столкновение пролетариата с правящими классами».

Критикуя затем вступление социалистов в министерство, Ленин указывает на ту от­ветственность, которую


26___________________________ В. И. ЛЕНИН

накладывают на себя социалисты, солидаризируясь со всеми шагами правительства.

«Лучше уйти в нейтральную страну и оттуда сказать правду, лучше обратиться к пролетариату со свободным независимым словом, чем становиться министром», — так заканчивает свою краткую речь оппонент.

«Голос» № 33, 21 октября 1914 г. Печатается по тексту

газеты «Голос»


РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРОЛЕТАРИАТ И ВОИНА» 1 (14) ОКТЯБРЯ 1914 г.30

ГАЗЕТНЫЙ ОТЧЕТ

Референт разбил свой доклад на две части: выяснение характера данной войны и от­ношение к этой войне социалистов.

Выяснение характера войны является для марксиста необходимой предпосылкою, чтобы решить вопрос о своем к ней отношении. Для такового же выяснения необходи­мо, прежде всего, установить, каковы объективные условия и конкретная обстановка данной войны. Нужно поставить эту войну в ту историческую обстановку, в которой она происходит, и только тогда можно определить свое к ней отношение. Иначе полу­чится не материалистическое, но эклектическое трактование вопроса.

Соответственно исторической обстановке, соотношению классов и пр. отношение к войне в различное время должно быть различно. Нелепо раз навсегда принципиально отказаться от участия в войне. Нелепо, с другой стороны, делить войны на защититель­ные и нападательные. Маркс ненавидел в 1848 году Россию потому, что тогда демокра­тия в Германии не могла победить и развиться, сплотить страну в единое национальное целое, пока над нею тяготела реакционная рука отсталой России.

Для того, чтобы выяснить свое отношение к данной войне, нужно понять, чем она отличается от прежних войн, в чем ее особенности.

Дала ли буржуазия такое объяснение? Нет. Не только не дала, но ни в коем случае и не даст его. Судя по тому,


28___________________________ В. И. ЛЕНИН

что происходит среди социалистов, можно было бы думать, что и они не имеют пред­ставления об отличительном характере данной войны.

А между тем социалисты прекрасно объясняли и предвидели ее. Более того, нет ни одной речи социалистического депутата, ни одной статьи социалистического публици­ста, в которых не заключалось бы этого объяснения. Оно настолько просто, что на него как-то не обращают внимания, а между тем оно дает ключ к правильному отношению к этой войне.

Настоящая войнаимпериалистическая, и в этом ее основной характер.

Чтоб его выяснить, надо рассмотреть, что такое предыдущие войны и что такое им­периалистическая война.

Ленин довольно подробно останавливается на характеристике войн конца XVIII и всего XIX века. Это все были национальные войны, которые сопровождали и содейст­вовали созданию национальных государств.

Эти войны ознаменовали собою разрушение феодализма и были выражением борьбы нового буржуазного общества с феодальным. Национальное государство являлось не­обходимой фазой в развитии капитализма. Борьба за самоопределение нации, за ее са­мостоятельность, за свободу языка, за народное представительство служила этой цели — созданию национальных государств — этой необходимой, на известной ступени ка­питализма, почвы для развития производительных сил.

Таков характер войн со времени Великой французской революции и вплоть до итальянских и прусских войн.

Эта задача национальных войн выполнялась или самой демократией или при помо­щи Бисмарка — независимо от воли и сознания самих участвующих. Для торжества со­временной цивилизации, для полного расцвета капитализма, для вовлечения всего на­рода, всех наций в капитализм — вот для чего послужили национальные войны, войны начала капитализма.

Другое дело — война империалистическая. И в этом не было разногласий между со­циалистами всех стран и всех течений. На всех конгрессах всегда при обсуждении ре­золюций об отношении к возможной войне все


____________________ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРОЛЕТАРИАТ И ВОЙНА»____________________ 29

сходились на том, что эта война была бы империалистической. Все европейские страны достигли уже равной ступени развития капитализма, все они дали уже все, что может дать капитализм. Капитализм достиг уже своей высшей формы и вывозит уже не това­ры, а капитал. Ему становится тесно в своей национальной оболочке, и теперь идет борьба за последние свободные остатки на земном шаре. Если национальные войны XVIII и XIX веков ознаменовали начало капитализма — империалистские войны ука­зывают на его конец.

Весь конец XIX века и начало XX века были заполнены империалистской полити­кой.

Империализм есть то, что накладывает совсем особый отпечаток на современную войну, отличает ее от всех предыдущих.

Только рассматривая эту войну в ее отличительной исторической обстановке, как это обязательно для марксиста, мы можем выяснить свое отношение к ней. Иначе мы будем оперировать старыми понятиями, аргументами, приложенными к иной, к старой обстановке. К таким устарелым понятиям принадлежит понятие об отечестве и упомя­нутое разделение — защитительные и нападательные войны.

Конечно, и теперь есть еще в живой картине действительности пятна старой краски. Так, из всех воюющих стран одни сербы борются еще за национальное существование. В Индии и Китае сознательные пролетарии тоже не могли бы пойти по иному пути, как по национальному, так как их страны еще не сложились в национальные государства. Если бы Китаю пришлось для этого вести наступательную войну, мы могли бы ему только сочувствовать, потому что объективно это была бы прогрессивная война. Точно так же в 1848 г. Маркс мог проповедовать наступательную войну против России.

Итак, конец XIX века и начало XX характеризуются империалистической полити­кой.

Империализм — это такое состояние капитализма, когда он, выполнив все для него возможное, поворачи-


30___________________________ В. И. ЛЕНИН

вает к упадку. Это — особенная эпоха не в сознании социалистов, но в фактических отношениях. Борьба идет за дележ остающихся кусков. Это последняя историческая задача капитализма. Сколько времени эта эпоха будет продолжаться — мы не можем сказать. Может быть, таких войн будет несколько, но необходимо ясно сознать, что это совсем не те войны, что велись раньше, и что, соответственно, задачи, ставящиеся пе­ред социалистами, изменяются.

Уже совсем другого типа организации могут понадобиться пролетарской партии для разрешения этих новых задач.

Каутский в своей брошюре «Weg zur Macht» указывал, подробно и внимательно рассматривая экономические явления и крайне осторожно делая из них выводы, что мы вступаем в фазу, совершенно не похожую на прежнее мирное постепенное развитие...

Какова должна быть новая форма организации, соответствующая этой фазе, это трудно сейчас сказать. Но ясно, что ввиду новых задач пролетариату придется созда­вать новые организации или видоизменять старые. Тем более нелеп страх расстроить свою организацию, проявляющийся так ярко у германских социал-демократов, тем не­лепее этот легализм во что бы то ни стало. Мы знаем, что Петербургский комитет вы­пустил нелегальный листок против войны. То же самое сделали кавказская и некоторые другие русские организации. Нет сомнения, что за границей тоже могут это делать и не порывать связей.

Легальность, конечно, весьма ценная вещь, и недаром Энгельс говорил: «Господа буржуа, нарушьте первые свою легальность!»31. То, что сейчас происходит, научит, может быть, немецких социал-демократов, так как правительство, которое всегда кичи­лось своею легальностью, не смущаясь нарушило ее по всей линии. В этом отношении грубый приказ берлинского коменданта, который он заставил напечатать на первой странице «Vorwärts'a», может оказаться полезным. Но сам

— ««Путь к власти». Ред.


____________________ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРОЛЕТАРИАТ И ВОЙНА»________________ 31

«Vorwärts», после того как он, под страхом быть закрытым, отрекся от классовой борь­бы и обещал не касаться ее до конца войны, покончил с собой. Он умер, как правильно заметил парижский «Голос», который сейчас является лучшей социалистической газе­той в Европе. Чем чаще и сильнее я расходился с Мартовым, тем определеннее я дол­жен сказать, что этот писатель делает теперь именно то, что должен делать социал-демократ. Он критикует свое правительство, он разоблачает свою буржуазию, он ругает своих министров. Социалисты же, которые занимаются, разоружившись по отношению к своему правительству, разоблачением и посрамлением министров и правящих клас­сов другой страны, исполняют роль буржуазных писателей. И сам Зюдекум играет объ­ективно роль агента немецкого правительства, как другие играют ее по отношению к франко-русским союзникам.

Социалисты, не давшие себе отчета в том, что данная война есть империалистиче­ская, не рассматривающие ее исторически, ничего в этой войне не поймут, и они спо­собны себе представлять ее детски-наивно, в таком виде, что ночью один схватил дру­гого за горло, и соседям приходится спасать жертву нападения или запираться трусливо «на ключ» (выражение Плеханова) от драки.

Не позволим себя обмануть и дать буржуазным советчикам объяснять войну так просто, что жили-де мирно, один напал — другой защищается.

Тов. Ленин читает выдержку из статьи Луццатти, помещенной в одной итальянской газете. В этой статье итальянский политик радуется, что великим победителем в войне оказалось... отечество, понятие отечества, и повторяет: нужно помнить слова Цицерона, что «величайшим бедствием является гражданская война».

Вот чего успели добиться буржуа, вот что больше всего их волнует, их радует, на что они потратили массу средств и усилий. Они стараются уверить нас, что это та же старая, обыкновенная, национальная война.

Но нет. Полоса национальных войн прошла. Перед нами война — империалистиче­ская, и задача социали-


32___________________________ В. И. ЛЕНИН

стов — превращать войну «национальную» в гражданскую.

Эту империалистическую войну мы все ждали, к ней мы готовились. А раз так, то совсем не важно, кто напал; подготовлялись к войне все, а напал тот, кто в данную ми­нуту считал это более выгодным.

Далее тов. Ленин переходит к определению понятия «отечество» с социалистиче­ской точки зрения.

Это понятие точно и ясно определено «Коммунистическим Манифестом» в блестя­щих страницах, которые целиком были проверены и оправданы на опыте. Ленин читает выдержку из «Коммунистического Манифеста», в которой понятие отечества рассмат­ривается как историческая категория, отвечающая развитию общества на определенной его стадии, а затем становящаяся излишней. Пролетариат не может любить того, чего у него нет. У пролетариата нет отечества.

Каковы задачи социалистов в настоящей войне?

Тов. Ленин читает штутгартскую резолюцию, подтвержденную и дополненную по­том в Копенгагене и Базеле. В этой резолюции ясно указаны способы борьбы социали­стов с тенденциями, тянущими к войне, и их обязанности по отношению к уже разра­зившейся войне. Эти обязанности определяются примерами русской революции и Па­рижской Коммуной. Штутгартская резолюция была составлена осторожно, принимая во внимание всевозможные уголовные законы, но задача там указана ясно. Парижская Коммуна — это гражданская война. В какой форме, когда и где — это вопрос другой, но направление нашей работы определено ясно.

С этой точки зрения т. Ленин рассматривает затем позиции, занятые в действитель­ности социалистами различных стран. Кроме сербов, исполнили свой долг русские, как отмечает это итальянский «Avantü», исполняет его Кейр-Гарди, разоблачающий поли­тику Эдуарда Грея.

Раз война началась, уйти от нее немыслимо. Надо идти и делать свое дело социали­ста. На войне люди думают и задумываются, пожалуй, еще более, чем



Объявление о реферате В. И. Ленина «Европейская война и социализм». — 2 (15) октября 1914 г.

Уменьшено



____________________ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРОЛЕТАРИАТ И ВОЙНА»____________________ 35

«дома». Нужно идти туда и организовывать там пролетариат для конечной цели, так как утопия думать, что пролетариат пройдет к ней мирным путем. Нельзя из капита­лизма перейти к социализму, не ломая национальных рамок, как нельзя было из феода­лизма перейти к капитализму без национальных идей.

«Голос» №№ 37 и 38, Печатается по тексту

25 и 27 октября 1914 г. газеты «Голос»


ПОЛОЖЕНИЕ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА33

Тяжелее всего в теперешнем кризисе — победа буржуазного национализма, шови­низма над большинством официальных представителей европейского социализма. Не­даром буржуазные газеты всех стран то издеваются над ними, то снисходительно по­хваливают их. И нет задачи важнее для того, кто хочет остаться социалистом, как вы­яснение причин социалистического кризиса и анализ задач Интернационала.

Есть люди, которые боятся признать ту истину, что кризис, вернее: крах II Интерна­ционала есть крах оппортунизма.

Ссылаются на единодушие, например, французских социалистов, на полную будто бы перетасовку старых фракций в социализме по вопросу об отношении к войне. Но эти ссылки неправильны.

Защита сотрудничества классов, отречение от идеи социалистической революции и от революционных методов борьбы, приспособление к буржуазному национализму, забвение исторически-преходящих границ национальности или отечества, превращение в фетиш буржуазной легальности, отказ от классовой точки зрения и классовой борьбы из боязни оттолкнуть от себя «широкие массы населения» (читай: мелкую буржуазию) — таковы, несомненно, идейные основы оппортунизма. Именно на этой почве и вырос­ло теперешнее шовинистское, патриотическое настроение большинства вождей II Ин­тернационала. Фактическое преобладание


ПОЛОЖЕНИЕ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА__________ 37

оппортунистов среди них давно отмечалось с самых различных сторон различными на­блюдателями. Война лишь вскрыла особенно быстро и остро действительные размеры этого преобладания. Что необычайная острота кризиса вызвала ряд перетасовок в ста­рых фракциях, — это не удивительно. Но в общем и целом эти перетасовки коснулись только личностей. Направления внутри социализма остались прежние.

Среди французских социалистов нет полного единодушия. Сам Вальян, ведущий шовинистскую линию вместе с Гедом, Плехановым, Эрве и др., вынужден признать, что он получает ряд писем от протестующих французских социалистов, указывающих, что война есть империалистская война, что французская буржуазия не менее других повинна в ней. Не надо забывать, что такие голоса заглушает не только восторжество­вавший оппортунизм, но и военная цензура. У англичан группа Гайндмана (английские социал-демократы — «Британская социалистическая партия»)34 вполне скатилась к шо­винизму, как и большинство полулиберальных вождей тред-юнионов. Отпор шовиниз­му дают Макдональд и Кейр-Гарди из оппортунистической «Независимой рабочей пар­тии». Это — действительно исключение из правила. Но некоторые революционные социал-демократы, давно боровшиеся с Гайндманом, вышли теперь из рядов «Британ­ской социалистической партии». У немцев картина ясна: оппортунисты победили, они ликуют, они «в своей тарелке». «Центр» с Каутским во главе скатился к оппортунизму и защищает его особенно лицемерными, пошлыми и самодовольными софизмами. Из среды революционных социал-демократов раздаются протесты — Меринга, Паннекука, К. Либкнехта, ряда безымянных голосов в Германии и в немецкой Швейцарии. В Ита­лии тоже ясная группировка: крайние оппортунисты, Биссолати и К, за «отечество), за Геда — Вальяна — Плеханова — Эрве. Революционные социал-демократы («социали­стическая партия») с «Avanti!» во главе борется с шовинизмом и разоблачает буржуаз­но-корыстный характер призывов к войне, встречая поддержку огромного большинства


38___________________________ В. И. ЛЕНИН

передовых рабочих. В России крайние оппортунисты из лагеря ликвидаторов уже под­няли свой голос в защиту шовинизма на рефератах и в печати. П. Маслов и Е. Смирнов защищают царизм под предлогом защиты отечества (Германия, видите ли, грозит «си­лой меча» навязать «нам» торговые договоры, тогда как царизм, должно быть, не силой меча, кнута и виселицы душил и душит экономическую, политическую и националь­ную жизнь 9/ю населения России!) и оправдывают вступление социалистов в буржуаз­но-реакционные министерства и голосование сегодня за военные кредиты, завтра за но­вые вооружения!! К национализму скатился Плеханов, прикрывая свой русский шови­низм французофильством, и Алексинский. Мартов, если судить по парижскому «Голо­су», держится всех приличнее из этой компании, давая отпор шовинизму и германско­му и французскому, восставая и против «Vorwärts'a», и против г. Гайндмана, и против Маслова, но боясь объявить решительную войну всему международному оппортунизму и его «влиятельнейшему» защитнику, «центру» немецкой социал-демократии. Попытки представить волонтерство, как осуществление социалистических задач (см. декларацию группы русских волонтеров в Париже, социал-демократов и социал-революционеров, а также польских социал-демократов, Ледера и др.) встретили защиту только Плехано­ва. Большинство Парижской секции нашей партии осудило эти попытки. Позицию Τ TTC нашей партии читатели видят из передовой статьи настоящего номера. К истории того, как сложилась формулировка взглядов нашей партии, мы должны — во избежание не­доразумений — установить следующие факты: группа членов нашей партии, преодоле­вая громадные трудности восстановления организационных связей, прерванных вой­ной, выработала сначала «тезисы» и 6—8 сентября нового стиля пустила их в обраще­ние между товарищами. Затем она передала их через швейцарских социал-демократов двум членам итало-швейцарской конферен-

См. настоящий том, стр. 13—23. Ред.


__________ ПОЛОЖЕНИЕ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА__________ 39

ции в Лугано (27 сентября). Только в половине октября удалось восстановить связи и сформулировать точку зрения Τ TTC партии. Передовая статья этого номера есть оконча­тельная редакция «тезисов».

Таково, вкратце, положение дел в европейской и российской социал-демократии. Крах Интернационала налицо. Полемика в печати между французскими и немецкими социалистами окончательно доказала это. Не только левые социал-демократы (Меринг и «Bremer Bürger-Zeitung»38), но и умеренные швейцарские органы («Volksrecht») при­знали это. Попытки Каутского затушевать этот крах — трусливая увертка. И этот крах есть именно крах оппортунизма, оказавшегося в плену у буржуазии.

Позиция буржуазии ясна. Не менее ясно и то, что оппортунисты просто повторяют слепо ее доводы. К сказанному в передовице остается разве добавить простое указание на издевательские речи «Neue Zeit», будто интернационализм состоит как раз в стрель­бе рабочих одной страны против рабочих другой во имя защиты отечества!

Вопрос об отечестве — ответим мы оппортунистам — нельзя ставить, игнорируя конкретно-исторический характер данной войны. Это — война империалистическая, т. е. война эпохи наиболее развитого капитализма, эпохи конца капитализма. Рабочий класс должен сначала «устроиться в пределах нации» — говорит «Коммунистический Манифест», указывая при этом границы и условия нашего признания национальности и отечества, как необходимых форм буржуазного строя, а следовательно, и буржуазного отечества. Оппортунисты извращают эту истину, перенося то, что верно по отношению к эпохе возникновения капитализма, на эпоху конца капитализма. А об этой эпохе, о задачах пролетариата в борьбе за разрушение не феодализма, а капитализма, ясно и оп­ределенно говорит «Коммунистический Манифест»: «рабочие не имеют отечества». Понятно, почему оппортунисты боятся признать эту истину социализма, боятся даже в большинстве случаев открыто посчитаться с ней. Социалистическое движение


40___________________________ В. И. ЛЕНИН

не может победить в старых рамках отечества. Оно творит новые, высшие формы чело­веческого общежития, когда законные потребности и прогрессивные стремления тру­дящихся масс всякой национальности будут впервые удовлетворены в интернацио­нальном единстве при условии уничтожения теперешних национальных перегородок. На попытки современной буржуазии разделить и разъединить рабочих посредством лицемерных ссылок на «защиту отечества» сознательные рабочие ответят новыми и новыми, повторными и повторными попытками установить единство рабочих разных наций в борьбе за свержение господства буржуазии всех наций.

Буржуазия одурачивает массы, прикрывая империалистический грабеж старой идео­логией «национальной войны». Пролетариат разоблачает этот обман, провозглашая ло­зунг превращения империалистической войны в гражданскую войну. Именно этот ло­зунг намечен штутгартской и базельской резолюциями, которые как раз предвидели не войну вообще, а именно теперешнюю войну, и которые говорили не о «защите отечест­ва», а об «ускорении краха капитализма», об использовании для этой цели кризиса, создаваемого войной, о примере Коммуны. Коммуна была превращением войны наро­дов в гражданскую войну.

Такое превращение, конечно, не легко и не может быть произведено «по желанию» отдельных партий. Но именно такое превращение лежит в объективных условиях капи­тализма вообще, эпохи конца капитализма в особенности. И в этом направлении, толь­ко в этом направлении должны вести свою работу социалисты. Не вотировать военных кредитов, не потакать шовинизму «своей» страны (и союзных стран), бороться в пер­вую голову с шовинизмом «своей» буржуазии, не ограничиваться легальными формами борьбы, когда наступил кризис и буржуазия сама отняла созданную ею легальность, — вот та линия работы, которая ведет к гражданской войне и приведет к ней в тот или иной момент всеевропейского пожара.


__________ ПОЛОЖЕНИЕ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА__________ 41

Война — не случайность, не «грех», как думают христианские попы (проповедую­щие патриотизм, гуманность и мир не хуже оппортунистов), а неизбежная ступень ка­питализма, столь же законная форма капиталистической жизни, как и мир. Война на­ших дней есть народная война. Из этой истины следует не то, что надо плыть по «на­родному» течению шовинизма, а то, что и в военное время, и на войне, и по-военному продолжают существовать и будут проявлять себя классовые противоречия, раздираю­щие народы. Отказ от военной службы, стачка против войны и т. п. есть простая глу­пость, убогая и трусливая мечта о безоружной борьбе с вооруженной буржуазией, воз­дыхание об уничтожении капитализма без отчаянной гражданской войны или ряда войн. Пропаганда классовой борьбы и в войске есть долг социалиста; работа, направ­ленная к превращению войны народов в гражданскую войну, есть единственная социа­листическая работа в эпоху империалистического вооруженного столкновения буржуа­зии всех наций. Долой поповски-сентиментальные и глупенькие воздыхания о «мире во что бы то ни стало»! Поднимем знамя гражданской войны! Империализм поставил на карту судьбу европейской культуры: за данной войной, если не будет ряда успешных революций, последуют вскоре другие войны — сказка о «последней войне» есть пус­тая, вредная сказка, мещанская «мифология» (по верному выражению «Голоса»). Пролетарское знамя гражданской войны не сегодня, так завтра, — не во время тепе­решней войны, так после нее, — не в эту, так в ближайшую следующую войну, соберет вокруг себя не только сотни тысяч сознательных рабочих, но и миллионы одураченных ныне шовинизмом полупролетариев и мелких буржуа, которых ужасы войны будут не только запугивать и забивать, но и просвещать, учить, будить, организовать, закалять и подготовлять к войне против буржуазии и «своей» страны и «чужих» стран.

II Интернационал умер, побежденный оппортунизмом. Долой оппортунизм и да здравствует очищенный не только от «перебежчиков» (как желает «Голос»), но и от оппортунизма III Интернационал.


42___________________________ В. И. ЛЕНИН

II Интернационал выполнил свою долю полезной подготовительной работы по пред­варительной организации пролетарских масс в долгую «мирную» эпоху самого жесто­кого капиталистического рабства и самого быстрого капиталистического прогресса по­следней трети XIX и начала XX века. III Интернационалу предстоит задача организа­ции сил пролетариата для революционного натиска на капиталистические правительст­ва, для гражданской войны против буржуазии всех стран за политическую власть, за победу социализма!

«Социал-Демократ» № 33, Печатается по тексту газеты

1 ноября 1914 г. «Социал-Демократ», сверенному

с рукописью


КАРЛ МАРКС

(КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК С ИЗЛОЖЕНИЕМ МАРКСИЗМА)40


Написано в июленоябре 1914 г.

Напечатано с сокращениями

в 1915 г. в Энциклопедическом

словаре Гранат, издание 7-е, том 28

Подпись:В. Ил ьин

Предисловие напечатано в 1918 г.

в брошюре: Н. Ленин. «Карл Маркс»,

Москва, изд. «Прибой»


Печатается по рукописи, сверенной с текстом брошюры


ПРЕДИСЛОВИЕ

Выходящая ныне отдельным оттиском статья о Карле Марксе написана была мной в 1913 (насколько помню) году для словаря Граната. В конце статьи было приложено до­вольно подробное указание литературы о Марксе, преимущественно иностранной. Это в настоящем издании выпущено. Затем редакция словаря, с своей стороны, по цензур­ным соображениям выбросила конец статьи о Марксе, посвященный изложению его революционной тактики. К сожалению, я лишен возможности воспроизвести здесь этот конец, ибо черновик остался где-то в моих бумагах в Кракове или в Швейцарии. Пом­ню только, что в этом конце статьи я приводил, между прочим, то место из письма Маркса к Энгельсу от 16. IV. 1856 г., где Маркс писал: «Все дело в Германии будет за­висеть от возможности подкрепить пролетарскую революцию своего рода вторым из­данием крестьянской войны. Тогда дело будет отлично»41. Вот чего не поняли с 1905 года наши меньшевики, докатившиеся теперь до полной измены социализму, до пере­хода на сторону буржуазии.

Н. Ленин Москва, 14. V. 1918.


46___________________________ В. И. ЛЕНИН

Маркс Карл родился 5 мая нового стиля 1818 г. в городе Трире (прирейнская Прус­сия). Отец его был адвокат, еврей, в 1824 г. принявший протестантство. Семья была за­житочная, культурная, но не революционная. Окончив гимназию в Трире, Маркс по­ступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, но больше всего историю и философию. Окончил курс в 1841 г., представив университет­скую диссертацию о философии Эпикура. По взглядам своим Маркс был еще тогда ге­гельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку «левых гегельянцев» (Бруно Бауэр и др.), которые стремились делать из философии Гегеля атеистические и револю­ционные выводы.

По окончании университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профес­сором. Но реакционная политика правительства, которое в 1832 г. лишило кафедры Людвига Фейербаха ив 1836 г. снова отказалось пустить его в университет, а в 1841 г. отняло право читать лекции в Бонне у молодого профессора Бруно Бауэра, заставила Маркса отказаться от ученой карьеры. Развитие взглядов левого гегельянства в Герма­нии шло в это время вперед очень быстро. Людвиг Фейербах в особенности с 1836 г. начинает критиковать теологию и поворачивать к материализму, который вполне берет верх у него в 1841 г. («Сущность христианства»); в 1843 г. вышли его же «Основные положения философии


Первая страница рукописи В. И. Ленина

«Карл Маркс». Июль — ноябрь 1914 г.


КАРЛ МАРКС__________________________________ 47

будущего». «Надо было пережить освободительное действие» этих книг — писал Эн­гельс впоследствии об этих сочинениях Фейербаха. «Мы» (т. е. левые гегельянцы, Маркс в том числе) «стали сразу фейербахианцами»42. В это время рейнские радикаль­ные буржуа, имевшие точки соприкосновения с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету: «Рейнскую Газету» (начала выходить с 1 января 1842 г.). Маркс и Бруно Бауэр были приглашены в качестве главных сотрудников, а в октябре 1842 г. Маркс сделался главным редактором и переселился из Бонна в Кёльн. Революционно-демократическое направление газеты при редакторстве Маркса стано­вилось все определеннее, и правительство сначала подчинило газету двойной и трой­ной цензуре, а затем решило вовсе закрыть ее 1 января 1843 г. Марксу пришлось к это­му сроку оставить редакторство, но его уход все же не спас газеты, и она была закрыта в марте 1843 г. Из наиболее крупных статей Маркса в «Рейнской Газете» Энгельс отме­чает» кроме указанных ниже (см. Литературу43), еще статью о положении крестьян-виноделов в долине Мозеля44. Газетная работа показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, и он усердно принялся за ее изучение.

В 1843 г. Маркс женился в Крейцнахе на Дженни фон Вестфален, подруге детства, с которой он был обручен еще будучи студентом. Жена его принадлежала к прусской ре­акционной дворянской семье. Ее старший брат был министром внутренних дел в Прус­сии в одну из самых реакционных эпох, 1850—1858 гг. Осенью 1843 г. Маркс приехал в Париж, чтобы издавать за границей, вместе с Арнольдом Руге (1802—1880; левый ге­гельянец, 1825—1830 в тюрьме, после 1848 г. эмигрант; после 1866—1870 бисмаркиа-нец), радикальный журнал. Вышла лишь первая книжка этого журнала «Немецко-Французский Ежегодник». Он прекратился из-за трудностей тайного распространения в Германии и из-за разногласий с Руге. В своих статьях в этом журнале Маркс выступает уже как революционер, провозглашающий «беспощадную критику всего существую­щего»


48___________________________ В. И. ЛЕНИН

и в частности «критику оружия», апеллирующий к массам и к пролетариату.

В сентябре 1844 г. в Париж приехал на несколько дней Фридрих Энгельс, ставший с тех пор ближайшим другом Маркса. Они вдвоем приняли самое горячее участие в то­гдашней кипучей жизни революционных групп Парижа (особенное значение имело учение Прудона, с которым Маркс решительно рассчитался в своей «Нищете филосо­фии», 1847 г.) и выработали, резко борясь с различными учениями мелкобуржуазного социализма, теорию и тактику революционного пролетарского социализма или комму­низма (марксизма). См. соч. Маркса этой эпохи, 1844—1848 гг., ниже: Литература. В 1845 г. Маркс по настоянию прусского правительства, как опасный революционер, был выслан из Парижа. Он переехал в Брюссель. Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкну­ли к тайному пропагандистскому обществу: «Союзу коммунистов», приняли выдаю­щееся участие на II съезде этого союза (ноябрь 1847 г. в Лондоне) и, по его поручению, составили вышедший в феврале 1848 г. знаменитый «Манифест Коммунистической партии». В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества.

Когда разразилась февральская революция 1848 г.46, Маркс был выслан из Бельгии. Он приехал опять в Париж, а оттуда, после мартовской революции47, в Германию, именно в Кёльн. Там выходила с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 г. «Новая Рейнская Газе­та»; главным редактором ее был Маркс. Новая теория была блестяще подтверждена хо­дом революционных событий 1848— 1849 гг., как подтверждали ее впоследствии все пролетарские и демократические движения всех стран мира. Победившая контррево­люция сначала отдала Маркса под суд (оправдан 9 февраля 1849 г.), а потом выслала


КАРЛ МАРКС__________________________________ 49

из Германии (16 мая 1849 г.). Маркс отправился сначала в Париж, был выслан и оттуда после демонстрации 13 июня 1849 г. и уехал в Лондон, где и жил до самой смерти.

Условия эмигрантской жизни, особенно наглядно вскрытые перепиской Маркса с Энгельсом (изд. в 1913 г.)49, были крайне тяжелы. Нужда прямо душила Маркса и его семью; не будь постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса, Маркс не только не мог бы кончить «Капитала», но и неминуемо погиб бы под гнетом нище­ты. Кроме того, преобладающие учения и течения мелкобуржуазного, вообще непроле­тарского социализма вынуждали Маркса постоянно к беспощадной борьбе, иногда к отражению самых бешеных и диких личных нападок («Herr Vogt»). Сторонясь от эмигрантских кружков, Маркс в ряде исторических работ (см. Литературу) разрабаты­вал свою материалистическую теорию, посвящая главным образом силы изучению по­литической экономии. Эту науку Маркс революционизировал (см. ниже учение Маркса) в своих сочинениях «К критике политической экономии» (1859) и «Капитал» (т. I. 1867).

Эпоха оживления демократических движений конца 50-х и 60-х гг. снова призвала Маркса к практической деятельности. В 1864 г. (28 сентября) был основан в Лондоне знаменитый I Интернационал, «Международное товарищество рабочих». Маркс был душой этого общества, автором его первого «Обращения»51 и массы резолюций, заяв­лений, манифестов. Объединяя рабочее движение разных стран, стараясь направить в русло совместной деятельности различные формы непролетарского, домарксистского социализма (Мадзини, Прудон, Бакунин, английский либеральный тред-юнионизм, лассальянские качания вправо в Германии и т. п.), борясь с теориями всех этих сект и школок, Маркс выковывал единую тактику пролетарской борьбы рабочего класса в различных странах. После падения Парижской Коммуны (1871), которую так глубоко, метко, блестяще и действенно, революционно оценил Маркс («Гражданская война во Франции» 1871), и после раскола


50___________________________ В. И. ЛЕНИН

Интернационала бакунистами, существование его в Европе стало невозможным. Маркс провел после конгресса Интернационала в Гааге (1872) перенесение Генерального со­вета Интернационала в Нью-Йорк. I Интернационал кончил свою историческую роль, уступив место эпохе неизмеримо более крупного роста рабочего движения во всех странах мира, именно эпохе роста его вширь, создания массовых социалистических ра­бочих партий на базе отдельных национальных государств.

Усиленная работа в Интернационале и еще более усиленные теоретические занятия окончательно подорвали здоровье Маркса. Он продолжал свою переработку политиче­ской экономии и окончание «Капитала», собирая массу новых материалов и изучая ряд языков (например, русский), но окончить «Капитал» не дала ему болезнь.

2 декабря 1881 г. умерла его жена. 14 марта 1883 г. Маркс тихо заснул навеки в сво­ем кресле. Он похоронен, вместе со своей женой, на кладбище Хайгейт в Лондоне. Из детей Маркса несколько умерло в детском возрасте в Лондоне, когда семья сильно бед­ствовала. Три дочери были замужем за социалистами Англии и Франции: Элеонора Эвелинг, Лаура Лафарг и Дженни Лонге. Сын последней — член французской социали­стической партии.

УЧЕНИЕ МАРКСА

Марксизм — система взглядов и учения Маркса. Маркс явился продолжателем и ге­ниальным завершителем трех главных идейных течений XIX века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с французскими революционными учениями вообще. Признаваемая даже противниками Маркса замечательная последовательность и цельность его взглядов, дающих в сово­купности современный материализм и современный научный социализм, как теорию и программу рабочего движения


КАРЛ МАРКС__________________________________ 51

всех цивилизованных стран мира, заставляет нас предпослать изложению главного со­держания марксизма, именно: экономического учения Маркса, краткий очерк его миро­созерцания вообще.

Начиная с 1844—1845 гг., когда сложились взгляды Маркса, он был материалистом, в частности сторонником Л. Фейербаха, усматривая и впоследствии его слабые сторо­ны исключительно в недостаточной последовательности и всесторонности его мате­риализма. Всемирно-историческое, «составляющее эпоху» значение Фейербаха Маркс видел именно в решительном разрыве с идеализмом Гегеля и в провозглашении мате­риализма, который еще «в XVIII веке особенно во Франции был борьбой не только против существующих политических учреждений, а вместе с тем против религии и теологии, но и... против всякой метафизики» (в смысле «пьяной спекуляции» в отличие от «трезвой философии») («Святое семейство» в «Литературном Наследстве»). «Для Гегеля, — писал Маркс, — процесс мышления, который он превращает даже под име­нем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель) действитель­ного... У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересажен­ное в человеческую голову и преобразованное в ней» («Капитал», I, послесловие к 2 изд.53). В полном соответствии с этой материалистической философией Маркса и изла­гая ее, Фр. Энгельс писал в «Анти-Дюринге» (см.): — Маркс ознакомился с этим сочи­нением в рукописи — «... Единство мира состоит не в его бытии, а в его материально­сти, которая доказывается... долгим и трудным развитием философии и естествозна­ния... Движение есть форма бытия материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения, движения без материи... Если поставить вопрос,., что такое мышление и познание, откуда они берутся, то мы увидим, что они — продукты челове­ческого мозга и что сам человек — продукт природы, развившийся


52___________________________ В. И. ЛЕНИН

в известной природной обстановке и вместе с ней. Само собою разумеется в силу этого, что продукты человеческого мозга, являющиеся в последнем счете тоже продуктами природы, не противоречат остальной связи природы, а соответствуют ей». «Гегель был идеалист, т. е. для него мысли нашей головы были не отражениями (Abbilder, отобра­жениями, иногда Энгельс говорит об «оттисках»), более или менее абстрактными, дей­ствительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля от­ражениями какой-то идеи, существовавшей где-то до возникновения мира». В своем сочинении «Людвиг Фейербах», в котором Фр. Энгельс излагает свои и Маркса взгля­ды на философию Фейербаха и которое Энгельс отправил в печать, предварительно пе­речитав старую рукопись свою и Маркса 1844—1845 гг. по вопросу о Гегеле, Фейерба­хе и материалистическом понимании истории, Энгельс пишет: «Великим основным во­просом всякой, а особенно новейшей философии является вопрос об отношении мыш­ления к бытию, духа к природе... что чему предшествует: дух природе или природа ду­ху... Философы разделились на два больших лагеря, сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и кото­рые, следовательно, так или иначе признавали сотворение мира,... составили идеали­стический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». Всякое иное употребление понятий (философского) идеализма и материализма ведет лишь к путанице. Маркс решительно отвергал не только идеализм, всегда связанный так или иначе с религией, но и распространенную особенно в наши дни точку зрения Юма и Канта, агностицизм, критицизм, позитивизм в различных видах, считая подобную философию «реакционной» уступкой идеализму и в лучшем случае «стыдливым пропусканием через заднюю дверь материализма, изго­няемого на глазах публики». См. по этому вопросу, кроме названных сочинений Эн­гельса и Маркса, письмо последнего к Энгельсу от 12 декабря 1866 г., где Маркс, отме-


КАРЛ МАРКС__________________________________ 53

чая «более материалистическое», чем обычно, выступление известного естествоиспы­тателя Т. Гёксли и его признание, что, поскольку «мы действительно наблюдаем и мыслим, мы не можем никогда сойти с почвы материализма», упрекает его за «лазей­ку» в сторону агностицизма, юмизма56. В особенности надо отметить взгляд Маркса на отношение свободы к необходимости: «слепа необходимость, пока она не сознана. Свобода есть сознание необходимости» (Энгельс в «Анти-Дюринге») = признание объ­ективной закономерности природы и диалектического превращения необходимости в свободу (наравне с превращением непознанной, но познаваемой, «вещи в себе» в «вещь для нас», «сущности вещей» в «явления»). Основным недостатком «старого», в том числе и фейербаховского (а тем более «вульгарного», Бюхнера-Фогта-Молешотта) ма­териализма Маркс и Энгельс считали (1) то, что этот материализм был «преимущест­венно механическим», не учитывая новейшего развития химии и биологии (а в наши дни следовало бы еще добавить: электрической теории материи); (2) то, что старый ма­териализм был неисторичен, недиалектичен (метафизичен в смысле антидиалектики), не проводил последовательно и всесторонне точки зрения развития; (3) то, что они «сущность человека» понимали абстрактно, а не как «совокупность» (определенных конкретно-исторически) «всех общественных отношений» и потому только «объясня­ли» мир, тогда когда дело идет об «изменении» его, т. е. не понимали значения «рево­люционной практической деятельности».

ДИАЛЕКТИКА

Гегелевскую диалектику, как самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии, Маркс и Энгельс считали величайшим приобретением классической немецкой философии. Всякую иную формулировку принципа развития, эволюции, они считали односторонней, бедной содержанием, уродующей и калечащей действитель­ный ход развития (нередко со скачками, катастрофами, революциями) в природе и


54___________________________ В. И. ЛЕНИН

в обществе. «Мы с Марксом были едва ли не единственными людьми, поставившими себе задачу спасти» (от разгрома идеализма и гегельянства в том числе) «сознательную диалектику и перевести ее в материалистическое понимание природы». «Природа есть подтверждение диалектики, и как раз новейшее естествознание показывает, что это подтверждение необыкновенно богатое» (писано до открытия радия, электронов, пре­вращения элементов и т. п.!), «накопляющее ежедневно массу материала и доказываю­щее, что дела обстоят в природе в последнем счете диалектически, а не метафизиче­ски»57.

«Великая основная мысль, — пишет Энгельс, — что мир состоит не из готовых, за­конченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой пред­меты, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, — эта великая основная мысль со времени Гегеля до такой степени вошла в общее сознание, что едва ли кто-нибудь станет оспаривать ее в ее общем виде. Но одно дело признавать ее на словах, другое дело — применять ее в каждом отдельном случае и в каждой дан­ной области исследования». «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежно­го падения, и ничто не может устоять перед нею, кроме непрерывного процесса воз­никновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу». Таким образом диалектика, по Марксу, есть «наука об общих законах движения как внешнего

мира, так и человеческого мышления».

Эту, революционную, сторону философии Гегеля воспринял и развил Маркс. Диа­лектический материализм «не нуждается ни в какой философии, стоящей над прочими науками». От прежней философии остается «учение о мышлении и его законах — фор­мальная логика и диалектика»59. А диалектика, в понимании


КАРЛ МАРКС__________________________________ 55

Маркса и согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом историче­ски, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к по­знанию.

В наше время идея развития, эволюции, вошла почти всецело в общественное созна­ние, но иными путями, не через философию Гегеля. Однако эта идея в той формули­ровке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более всестороння, гораздо богаче содержанием, чем ходячая идея эволюции. Развитие, как бы повторяю­щее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («от­рицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — раз­витие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — «перерывы постепенно­сти»; превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, давае­мые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на дан­ное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозави­симость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии. (Ср. письмо Маркса к Энгельсу от 8 января 1868 г. с насмешкой над «деревянными трихотомиями» Штейна, которые нелепо смешивать с материалистической диалектикой60.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.