КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социализм и самоопределение наций 4 страница
ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. И ЛЕНИНА__________________ 671 границей группой «Освобождение труда» в 1898 году. Ленин пишет статьи «Перлы народнического прожектерства» и «От какого наследства мы отказываемся?», опубликованные в сборнике «Экономические этюды и статьи» в 1898 году. 1897 год. Находясь в ссылке, Ленин продолжает поддерживать связь с центрами, рабочего движения в России и с группой «Освобождение труда» за границей, а также ведет переписку с социал-демократами, находящимися в других местах ссылки; продолжает работу по подготовке книги «Развитие капитализма в России». Ленин помогает юридическими советами крестьянам села Шушенского и прилегающей округи. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие............................................................................................................. VII 1895 г. ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА О ШТРАФАХ, ВЗИМАЕМЫХ С РАБОЧИХ НА ФАБРИКАХ И ЗАВОДАХ........................................................... 15—60 I. Что такое штрафы?................................................................................... 19 П. Как прежде налагались штрафы и чем были вызваны новые законы о штрафах?...................................................... 21 III. По каким поводам фабрикант может налагать штрафы?.................. 26 IV. Как велики могут быть штрафы?......................................................... 34 V. Каков порядок наложения штрафов?................................................... 37 VI. Куда должны идти, по закону, штрафные деньги?..................................................................................................... 42 VII. На всех ли рабочих распространяются законы о штрафах?................................................................................. 54 VIII. Заключение.......................................................................................... 57 ГИМНАЗИЧЕСКИЕ ХОЗЯЙСТВА И ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ГИМНАЗИИ («Русское Богатство»).................................................................... 61—69 *К РАБОЧИМ И РАБОТНИЦАМ ФАБРИКИ ТОРНТОНА............................... 70—74 О ЧЕМ ДУМАЮТ НАШИ МИНИСТРЫ?............................................................. 75—80 Звездочкой отмечены заголовки, данные Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. СОДЕРЖАНИЕ________________________________ 673 *ПРОЕКТ И ОБЪЯСНЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛ- Проект программы................................................................................. 83 Объяснение программы........................................................................ 87 1896 г. * СООБЩЕНИЕ ОТ ИМЕНИ «СТАРИКОВ» ЧЛЕНАМ ПЕТЕРБУРГСКОГО «СОЮЗА БОРЬБЫ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА»............................................................................................ 117—118 1897г. К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА. Сисмонди и наши отечественные сисмондисты.................................................. 119—262 ΓηαβαΙ. Экономические теории романтизма....................................... 124 I. Сокращается ли внутренний рынок вследствие разорения мелких производителей?..................................................... 125 П. Воззрения Сисмонди на национальный доход и капитал.................. 131 III. Выводы Сисмонди из ошибочного учения капиталистическом обществе............................................................... 136 IV. В чем ошибка учений Ад. Смита и Сисмонди о национальном доходе?........................................................................ 141 V. Накопление в капиталистическом обществе....................................... 146 VI. Внешний рынок как «выход из затруднения» по реализации сверхстоимости............................................................. 153 VII. Кризис................................................................................................... 158 VIII. Капиталистическая рента и капиталистическое перенаселение......................................................................................... 167 IX. Машины в капиталистическом обществе............................................, 177 X. Протекционизм........................................................................................ 185 XI. Общее значение Сисмонди в истории политической экономии................................................................................................. 192 Постскриптум......................................................................................... 201 674________________________________ СОДЕРЖАНИЕ ГлаваП. Характер критики капитализма у романтиков.............. 202 I. Сентиментальная критика капитализма................................................. 202 П. Мелкобуржуазный характер романтизма.............................................. 214 III. Вопрос о росте индустриального населения на счет земледельческого....................................................................... 220 IV. Практические пожелания романтизма................................................. 226 V. Реакционный характер романтизма....................................................... 233 VI. Вопрос о пошлинах на хлеб в Англии в оценке романтизма и научной теории........................................................................................ 248 НОВЫЙ ФАБРИЧНЫЙ ЗАКОН............................................................................ 263—314 I. Чем вызвано издание нового фабричного закона?.............................. 207 П. Что следует считать рабочим временем?............................................. 270 III. На сколько сокращает рабочее время новый закон?......................... 273 IV. Что считает закон «ночным временем» для рабочих?...................... 275 V. Как доказывает министерство финансов, что ограничить по отношению к рабочему?........................................................................ 279 VI. Какие права дает новый закон министрам?....................................... 283 VII. Как наше «христианское» правительство урезывает праздники для рабочих............................................................. 288 VIII. Чем обеспечено исполнение нового закона?.................................. 293 IX. Улучшит ли новый закон положение рабочих?................................ 296 X. Какое значение имеет новый закон?.................................................... 300 Приложение............................................................................................................... 302 1..................................................................................................................... 302 II.................................................................................................................... 303 III................................................................................................................... 305 IV................................................................................................................... 305 V.................................................................................................................... 309 VI................................................................................................................... 309 VII................................................................................................................. 313 СОДЕРЖАНИЕ________________________________ 675 КУСТАРНАЯ ПЕРЕПИСЬ 1894/95 ГОДА В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ И ОБЩИЕ ВОПРОСЫ «КУСТАРНОЙ» ПРОМЫШЛЕННОСТИ.............................................................. 317—424 Статья первая................................................................................................. 319 I. Общие данные..................................................................................... 320 П. «Кустарь» и наемный труд............................................................... 332 III. «Общинно-трудовая преемственность»........................................ 343 Статья вторая................................................................................................ 349 IV. Земледелие «кустарей».................................................................... 349 V. Крупные и мелкие заведения. — Доходы кустарей...................... 365 Статья третья............................................................................................... 385 VI. Что такое скупщик?......................................................................... 385 VII. «Отрадные явления» в кустарной промышленности................ 403 VIII. Народническая программа промышленной политики.............. 410 ПО ПОВОДУ ОДНОЙ ГАЗЕТНОЙ ЗАМЕТКИ................................................... 425—432 ЗАДАЧИ РУССКИХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ................................................. 433—470 Предисловие ко второму изданию............................................................ 437 Предисловие к третьему изданию............................................................. 443 К петербургским рабочим и социалистам от «Союза борьбы»............. 467 ПЕРЛЫ НАРОДНИЧЕСКОГО ПРОЖЕКТЕРСТВА. С Н. Южаков. Вопросы просвещения. Публицистические опыты. — Реформа средней школы. — Системы и задачи высшего образования. — Гимназические учебники. — Вопрос всенародного обучения. — Женщина и просвещение. СПБ., 1897. Стр. VIII+ 283. Цена 1р. 50 к.................. 471—504 1................................................................................................................ 473 II............................................................................................................... 474 III.............................................................................................................. 482 IV.............................................................................................................. 485 V............................................................................................................... 489 VI.............................................................................................................. 493 VII........................................................................................................... 500 676________________________________ СОДЕРЖАНИЕ ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ?..................................... 505—550 I. Один из представителей «наследства»............................................. 508 П. Прибавка народничества к «наследству»....................................... 521 III. Выиграло ли «наследство» от связи с народничеством?............. 528 IV. «Просветители», народники и «ученики».................................... 540 V. Г-н Михайловский об отказе «учеников» от наследства.............. 543 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ *НАБРОСОК ПРЕДИСЛОВИЯ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ БРОШЮРЫ «ЗАДАЧИ РУССКИХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ»....................... 553—555 ^НЕЗАКОНЧЕННЫЙ ВАРИАНТ ПРЕДИСЛОВИЯ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ БРОШЮРЫ «ЗАДАЧИ РУССКИХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ».... 556—557 Список работ В. И. Ленина, относящихся к 1895—1897 гг., до настоящего времени не разысканных..................................................................... 561—564 Список работ, в редактировании которых принимал участие В. И. Ленин.................................................................................................. 565 Список работ, переведенных В. И. Лениным........................................................ 566 Список работ, возможно, принадлежащих В. И. Ленину.................................... 567 Примечания................................................................................................................ 568—605 Указатель литературных работ и источников, цитируемых и упоминаемых В. И. Лениным.............................................................................. 606—628 Указатель имен.......................................................................................................... 629—657 Даты жизни и деятельности В. И. Ленина............................................................. 658—671 ИЛЛЮСТРАЦИИ ПортретВ. И.Ленина. — 1897 г............................................................................... XIV—1 Титульный лист сборника «Работник», в котором впервые была напечатана статья-некролог В. И. Ленина «Фридрих Энгельс». — 1896 г........ 3 СОДЕРЖАНИЕ________________________________ 677 Титульный лист брошюры В. И. Ленина «Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах». — 1895 г.................................................................................................... 17 Обложка журнала «Новое Слово», в котором впервые были напечатаны статьи В. И. Ленина «К характеристике экономического романтизма» и «По поводу одной газетной заметки». — 1897 г.................................................................................... 121 Обложка брошюры В. И. Ленина «Новый фабричный закон». — 1899 г........................................................................................................ 265 Обложка сборника статей В. И. Ленина «Экономические этюды и статьи»......................................................................................................... 315 Обложка 2-го издания брошюры В. И. Ленина «Задачи русских социал-демократов». — 1902 г.................................................................. 435 Дом в селе Шушенском, в котором жил во время ссылки В. И. Ленин.............. 470—471 Том подготовлен к печати Е. Н. Стеллиферовской Помощник подготовителя Л. А. Кашницкая Даты жизни и деятельности В. И. Ленина подготовлены Л. Ф. Никольской Редактор М. Я. Панкратова * Оформление художника Η. Η. Симагина Технический редактор Η. Η. Лебедева Корректоры П. А. Жигальцова и М. М. Шустерман * Сдано в набор 14 января 1967 г. Подписано к печати 5 мая 1967 г. Формат 84 χ 108 11Ъ2- Физ. печ. л. 215/% + 2 вклейки Vg печ. листа. У слоен, печ. л. 36,54. Учстно-изд. л. 33,49. Тираж 120 тыс. экз. (245 001—365 000). Зак. № 420. Бумага № 1. Цена 65 коп. Издательство политической литературы. Москва, А-47, Миусская пл., 7. Ордена Трудового Красного Знамени Ленинградская типография № 1 «Печатный Двор» им. А. М. Горького Главполиграфпрома комитета по печати при Совете Министров СССР, г. Ленинград, Гатчинская, 26. Цветные вклейки отпечатаны на Ленинградской фабрике офсетной печати № 1, Кронверкская,. 7. Мы утверждали, что было бы изменой социализму отказаться от осуществления самоопределения наций при социализме. Нам отвечают: «право самоопределения не применимо к социалистическому обществу». Расхождение коренное. В чем же его источник? «Мы знаем, — возражают наши оппоненты, — что социализм уничтожит всякое национальное угнетение, так как он уничтожает классовые интересы, которые ведут к нему...». Причем это рассуждение об экономических предпосылках уничтожения национального гнета, которые давным-давно известны и бесспорны, когда спор идет об одной из форм политического гнета, именно: о насильственном удержании одной нации внутри границ государства другой нации? Ведь это просто попытка уклониться от политических вопросов! ИТОГИ ДИСКУССИИ О САМООПРЕДЕЛЕНИИ_____________________ 19 И дальнейшие рассуждения еще более убеждают нас в такой оценке: «Мы не имеем никаких оснований предполагать, что нации в социалистическом обществе будет принадлежать характер хозяйственно-политической единицы. По всей вероятности, она будет иметь только характер культурной и языковой единицы, так как территориальное разделение социалистического культурного круга, поскольку таковое будет существовать, может произойти только по потребностям производства, причем решать вопрос об этом разделении, разумеется, должны не отдельные нации, поодиночке, имея всю полноту собственной власти (как этого требует «право самоопределения»), а совместно определять будут все заинтересованные граждане...» Этот последний довод, насчет совместного определения вместо самоопределения, так нравится польским товарищам, что они три раза повторяют его в своих тезисах! Но частота повторений не превращает этого октябристского и реакционного довода в социал-демократический. Ибо все реакционеры и буржуа предоставляют нациям, насильственно удерживаемым в границах данного государства, право «совместно определять» его судьбы, в общем парламенте. Вильгельм II тоже предоставляет бельгийцам право «совместно определять» в общем немецком парламенте судьбы немецкой империи. Как раз то, что спорно, — именно то, что исключительно и поставлено на дискуссию, право отделения, — наши оппоненты и усиливаются обойти. Это было бы смешно, когда бы не было так грустно! У нас сказано в первом же тезисе, что освобождение угнетенных наций предполагает, в области политической, двоякое преобразование: 1) полное равноправие наций. Об этом нет спора, и это относится только к происходящему внутри государства; 2) свободу политического отделения. Это относится к определению границ государства. Только это спорно. И как раз об этом наши оппоненты молчат. Ни о границах государства, ни даже вообще о государстве они думать не желают. Это какой-то «империалистический экономизм», подобный См. Сочинения, 5 изд., том 27, стр. 252—253. Ред. 20___________________________ В. И. ЛЕНИН старому «экономизму» 1894—1902 годов, который рассуждал: капитализм победил, поэтому политические вопросы ни к чему. Империализм победил, поэтому политические вопросы ни к чему! Подобная аполитическая теория в корне враждебна марксизму. Маркс писал в критике Готской программы: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Ему соответствует и политический переходный период, государством которого не может быть ничего иного, кроме как революционная диктатура пролетариата». До сих пор эта истина была бесспорна для социалистов, а в ней заключается признание государства вплоть до перерастания победившего социализма в полный коммунизм. Известно изречение Энгельса об отмирании государства. Мы нарочно подчеркнули в 1-ом же тезисе, что демократия есть форма государства, которая тоже отомрет, когда отомрет государство. И пока наши оппоненты не заменили марксизма какой-то новой, «агосударственной», точкой зрения, их рассуждения — сплошная ошибка. Вместо того, чтобы говорить о государстве (и значит, об определении его границ!), они говорят о «социалистическом культурном круге», т. е. нарочно выбирают неопределенное в том отношении выражение, что все государственные вопросы стираются! Получается смешная тавтология: конечно, если нет государства, то нет и вопроса о его границах. Тогда не нужна и вся демократически-политическая программа. Республики тоже не будет, когда «отомрет» государство. Немецкий шовинист Ленч в статьях, отмеченных нами в тезисе 5 (примечание), привел одну интересную цитату из сочинения Энгельса: «По и Рейн». Энгельс говорит там, между прочим, что границы «больших и жизнеспособных европейских наций» в ходе исторического развития, поглотившего ряд мелких и нежизнеспособных наций, определялись все более и более «языком и симпатиями» населения. Эти границы Энгельс См. Сочинения, 5 изд., том 27, стр. 259—260. Ред. _____________________ ИТОГИ ДИСКУССИИ О САМООПРЕДЕЛЕНИИ____________________ 21 называет «естественными». Так было дело в эпоху прогрессивного капитализма, в Европе, около 1848— 1871 гг. Теперь реакционный, империалистский капитализм все чаще ломает эти, демократически определяемые, границы. Все признаки говорят за то, что империализм оставит в наследство идущему ему на смену социализму границы, менее демократические, ряд аннексий в Европе и в других частях света. Что же? победивший социализм, восстановляя и проводя до конца полную демократию по всей линии, откажется от демократического определения границ государства? не пожелает считаться с «симпатиями» населения? Достаточно поставить эти вопросы, чтобы наглядно видеть, как польские наши коллеги катятся от марксизма к «империалистическому экономизму». Старые «экономисты», превращая марксизм в карикатуру, учили рабочих, что для марксистов важно «только» «экономическое». Новые «экономисты» думают то ли, что демократическое государство победившего социализма будет существовать без границ (вроде «комплекса ощущений» без материи), то ли, что границы будут определяться «только» по потребностям производства. На деле эти границы будут определяться демократически, т. е. согласно воле и «симпатиям» населения. Капитализм насилует эти симпатии и тем прибавляет новые трудности делу сближения наций. Социализм, организуя производство без классового гнета, обеспечивая благосостояние всем членам государства, тем самым дает полный простор «симпатиям» населения и именно в силу этого облегчает и гигантски ускоряет сближение и слияние наций. Чтобы читатель несколько отдохнул от тяжелого и неуклюжего «экономизма», приведем рассуждение одного постороннего нашему спору социалистического писателя. Писатель этот — Отто Бауэр, который имеет тоже свой «пунктик», «культурно- национальную автономию», но который очень правильно рассуждает о целом ряде важнейших вопросов. Например, в § 29 своей книги «Национальный вопрос и социал-демократия» он в высшей степени верно отметил прикрытие 22___________________________ В. И. ЛЕНИН национальной идеологией империалистской политики. В § 30 «Социализм и принцип национальности» он говорит: «Никогда социалистическая община не в состоянии будет насильно включать в свой состав целые нации. Представьте себе народные массы, обладающие всеми благами национальной культуры, принимающие полное и активное участие в законодательстве и управлении, наконец, снабженные оружием, — возможно ли было бы насильно подчинить такие нации господству чуждого общественного организма? Всякая государственная власть покоится на силе оружия. Теперешняя народная армия, благодаря искусному механизму, все еще составляет орудие в руках определенного лица, фамилии, класса, точно так же, как рыцарское и наемное войско минувших времен. Армия же демократической общины социалистического общества представляет собой не что иное, как вооруженный народ, так как она состоит из высококультурных людей, непринужденно работающих в общественных мастерских и принимающих полное участие во всех областях государственной жизни. При таких условиях исчезает всякая возможность чу-женационального господства». Вот это верно. При капитализме уничтожить национальный (и политический вообще) гнет нельзя. Для этого необходимо уничтожить классы, т. е. ввести социализм. Но, базируясь на экономике, социализм вовсе не сводится весь к ней. Для устранения национального гнета необходим фундамент — социалистическое производство, но на этом фундаменте необходима еще демократическая организация государства, демократическая армия и пр. Перестроив капитализм в социализм, пролетариат создает возможность полного устранения национального гнета; эта возможность превратится в действительность «только» — «только»! — при полном проведении демократии во всех областях, вплоть до определения границ государства сообразно «симпатиям» населения, вплоть до полной свободы отделения. На этой базе, в свою очередь, разовьется практически абсолютное устранение малейших национальных трений, малейшего национального недоверия, создастся ускоренное сближение и слияние наций, которое завершится отмиранием государства. Вот теория марксизма, от которой ошибочно отошли наши польские коллеги. _____________________ ИТОГИ ДИСКУССИИ О САМООПРЕДЕЛЕНИИ_____________________ 23
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |