Согласно метапсихологической теории Фрейда, сознание есть функция определенной системы — Восприятие-Сознание (Вс-Сз).
С точки зрения топики, система Вс-Сз находится на периферии психического аппарата и принимает информацию одновременно из внешнего и внутреннего мира. Это означает, что удовольствие — неудовольствие возникает одновременно с оживлением мнестических следов. С точки зрения функциональной, система Вс-Сз противоположна бсз и псз как системам мнестических следов. В Вс-Сз следы возбуждений остаются ненадолго. С точки зрения экономической, система Вс-Сз отличается тем, что располагает свободно перемещающейсяэнергией и может нагружать ею тот или иной элемент (механизм внимания). Сознание играет важную роль в динамике конфликтов (сознательное избегание неприятного, более тонкое регулирование принципа удовольствия) и в динамике лечения (границы и функции осознания).
Фрейд считал сознание фактом индивидуального опыта. Сознание дает нам лишь неполную картину наших психических процессов, большей частью бессознательных. Уже в первой метапсихологической теории Фрейда содержатся два важных утверждения:
1. Фрейд уподобляет сознание восприятию и видит его сущность в способности воспринимать чувственные качества.
2. Он доверяет эту функцию Вс-Сз отдельной системе, независимой от других психических механизмов и управляемой чисто количественными принципами. Сознание — это субъективный аспект той части физических процессов в нервной системе, которая связана с восприятием. Поначалу "между восприятием и внешней реальностью существовало равенство". Сознание психических явлений неотделимо от восприятия качеств: сознание есть не что иное, как чувственный орган восприятия психических качеств. Сознание воспринимает состояния напряжения, связанные с влечениями, и состояния разрядки возбуждения, выступающие в виде качеств удовольствия — неудовольствия. На протяжении всего своего творчества Фрейд придерживался теории, утверждающей зависимость осознания мыслительных процессов от их ассоциаций со словесными остатками.
Определить топикусознания нелегко: сначала Фрейд помещал ее на "верхних этажах системы", однако вскоре тесная связь сознания с восприятием заставила его сдвинуть ее на границу между внешним миром и мнесическими системами. Это пограничное положение задает будущее место Я. В работе "Я и Оно" Фрейд трактовал систему Вс—Сз как "ядро": "Я это часть Оно, измененная прямым воздействием внешнего мира при посредстве Вс — Сз, а в некотором смысле — продолжение процесса поверхностной дифференциации".
С точки зрения экономической, сознание непрестанно ставило перед Фрейдом проблему. Фрейд высказал предположение, что энергия внимания, которая может стать, к примеру, "сверхнагрузкой" восприятия,— это энергия, порождаемая «Я» или же системой Вс и направляемая определенными качественными признаками сознания. Сосредоточив внимание на мыслительных процессах, можно управлять ими более тонко, нежели это способен делать принцип удовольствия в одиночку.
Наконец, с точки зрения динамики, отметим некоторое изменение во взглядах Фрейда по вопросу о роли сознания в защитных процессах и о действенности лечения:
1) в раннем психоанализе вытеснение, например, рассматривалось как намеренное отвержение на уровне, близком к вниманию. Возрастание интереса к бессознательным аспектам защиты и сопротивлениям привело Фрейда к переосмыслению понятия Я, и построению второй теории психического аппарата.
2) важным этапом этих изменений были метапсихологические сочинения (1915), в которых Фрейд утверждал: "...осознанность, единственный признак психических процессов, данный нам прямо и непосредственно, ни в коей мере не способен стать критерием различения между системами". Все это не означает отказа Ф. от мысли, что сознание есть признак системы, ее обособившийся "орган". Дело в том, что доступа в сознание еще недостаточно для определения места того или иного содержания в системах псз или бсз.
3) воспоминания и конструкции, повторения в трансфере и проработки, наконец, истолкования — которое не ограничивается общением на уровне сознания, но влечет за собой перестройку всей психики. Вместе с тем Ф. все настойчивее подчеркивал, что сообщить больному толкование той или иной бессознательной фантазии, даже и вполне точное, совершенно недостаточно для общей перестройки его психики и поведения. Осознание само по себе не приводит к включению вытесненного в систему предсознательного: его необходимо дополнить устранением сопротивлений, мешающих системам предсознательного и бессознательного сообщаться между собой, и установлением все более тесной связи между бессознательными мнесическими следами и их словесным выражением. Лишь в результате этой работы соотносятся "услышанное и пережитое, совершенно различные по своей психической природе, даже при полном сходстве их содержаний". Именно проработка обеспечивает, в конечном счете, доступ психических содержаний в предсознательное.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление