Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метапсихология




Первый вариант

Термин, (буквально — «за психологией») которым Фрейд обозначает теоретические аспекты осно­ванной им психологии. Метапсихология разрабатывает совокупность концептуальных моделей, более или менее удаленных от опыта. Например, изобретает идею психического аппарата, состоящего из нескольких инстанций, теорию влечений, концепцию процесса вытеснения и т.д.

Метапсихология включает три плана рассмотрения явлений: динамику, топику и экономику.

Термин «метапсихология» был использован З. Фрейдом в 1896 году, за два месяца до того, как он ввел в научный оборот понятие «психоанализ». В письме В. Флиссу от 13 февраля 1896 году он писал, что продолжает заниматься «психологией, точнее, метапсихологией». Фактически, речь шла о поиске З. Фрейдом новых идей, способствующих пониманию природы психических заболеваний и закономерностей протекания психических процессов. Его не удовлетворяло рассмотрение невротических заболеваний, в частности различий между неврастенией и неврозом страха, в терминах органических процессов. Его заинтересовала психология неврозов, в рамках которой ему пришлось искать ответы на «метапсихологические вопросы», с необходимостью выходящие на уровень обобщений, в сферу философского знания. Именно об этом З. Фрейд писал в письме В. Флиссу 16 апреля 1896 года, в котором подчеркивал, что если в юношеские годы он стремился к философскому познанию, то, став терапевтом помимо своей воли, он может приблизиться теперь к своей цели путем перехода от «медицины к психологии». В данном контексте он говорил о необходимости рассмотрения «метапсихологических вопросов».

Работая над книгой «Толкование сновидений», З. Фрейд сообщал В. Флиссу о том, что ему приходится иметь дело с метапсихологическими проблемами, понимание и решение которых требовало от него значительных умственных усилий. Ему представлялось, что положенная им в основу понимания сновидений теория осуществления желаний имела «не психологическое решение, а биологическое - или, скорее, метапсихологическое решение». В этой связи он спрашивал В. Флисса о том, может ли он использовать понятие метапсихологии для изучения психологии бессознательного. Подобное использование понятие метапсихологии породило двойственное его толкование. С одной стороны, оно олицетворяло собой стремление основателя психоанализа к философским обобщениям, противостоящим традиционной метафизике. А с другой, соотносилось с биологическими основаниями психоанализа, понимаемыми в плане признания раннего периода жизни ребенка (в возрасте от 1 года до 3 лет). Этот период является источником этиологии неврозов, а также инфантильной амнезии как аналога истерической амнезии и роли сексуальности в возникновении невротических заболеваний.

В научную литературу термин «метапсихология» был введен З. Фрейдом в его работе «Психопатология обыденной жизни». Размышляя о мифологическом мировоззрении, он пришел к выводу, что значительная часть этого мировоззрения представляет собой не что иное как «проецированную во внешний мир психологию». Эндопсихическое восприятие психических фактов и бессознательных процессов отражается в конструировании «сверхчувственной реальности», которую наука должна превратить в психологию бессознательного. Можно было бы, «попытаться разрешить таким путем мифы о рае и грехопадении, о боге, добре и зле, о бессмертии и т. д., превратить метафизику в метапсихологию».

На протяжении последующих более 10 лет в работах З. Фрейда не встречался термин «метапсихология». Однако в 1915 году он начал интенсивно работать над обобщением своих предшествующих психоаналитических концепций и предпринял попытку осуществления того «великого синтеза», который, по его мнению, мог бы способствовать созданию общей теории невротической и нормальной психической деятельности человека. З. Фрейд собирался написать книгу под названием «Введение в метапсихологию» или «Вводные эссе по метапсихологии». В течение короткого времени он написал пять материалов, включая «Влечения и их судьбы», «Вытеснение», «Бессознательное», «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях», «Печаль и меланхолия». В дальнейшем он написал еще 7 материалов к задуманной книге, но они не были опубликованы, а их рукописи не сохранились.

В работе «Бессознательное» Фрейд дает характеристику метапсихологии. Он предлагает «назвать метапсихолгическим, такое описание психологического процесса, при котором нам удается описать этот процесс в динамическом, топическом и экономическом отношениях». Речь шла о рассмотрении психических процессов с динамической (переход из одной психической системы в другую), топической (по месту расположения), экономической (оценка количества возбуждения и распределение психической энергии) точек зрения. В работе «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях» (1917) имело место углубление теоретических положений, которые З. Фрейд хотел положить в основу психоаналитической системы знания о психических процессах и механизмах образования сновидений.

З. Фрейд полагал, что «теория, которая, кроме топического и динамического моментов, учитывает еще и экономический, является самой совершенной, какую только мы можем себе представить в настоящее время, и заслуживает названия метапсихологической». Эта точка зрения была высказана им в работе «По ту сторону принципа удовольствия».

Последующее развитие теории и практики психоанализа сопровождалось двойственным отношением психоаналитиков к метапсихологии. Одни из них обратились к уточнению метапсихологических представлений основоположника психоанализа: X. Гартманн, Э. Крис, Р. Левенштейн, Э. Эриксон расширили метапсихологию, включив в нее, генетическую точку зрения, опирающуюся на историю развития человека. Это подразумевалось уже З. Фрейдом, когда он писал о предыстории развития ребенка.

Д. Рапопорт дополнил метапсихологию адаптивной точкой зрения, учитывающей психосоциальные факторы, оказывающие воздействие на функционирование психики человека. Другие психоаналитики, включая М. Гилла, Дж. Клейна, Р. Шафера, подвергли метапсихологию З. Фрейда резкой критике. Во всяком случае, среди психоаналитиков существовали разнообразные мнения по поводу метапсихологии. Так, Р. Уэлдер исходил из того, что за рамками клинической теории стоит метапсихология, включающая в себя такие абстрактные понятия как психическая энергия, катексис, инстинкт жизни и инстинкт смерти. Ю. Хабермас назвал метапсихологию З. Фрейда «научным заблуждением». А. Моделл ратовал за отказ от метапсихологии.

В современном психоанализе до сих пор продолжаются дискуссии, связанные с фрейдовским пониманием метапсихологии, необходимостью ее устранения из клинической практики или ее обновлением в духе накопленных в последние годы психоаналитических знаний. Немецкие психоаналитики X. Томэ и К. Кэхеле так характеризуют состояние дел в отношении метапсихологии: «Конечно, в психоаналитической ситуации, так же как и в метафорическом языке психоаналитической практики, метапсихология на протяжении долгого времени видоизменялась, хотя лишь совсем недавно произошли ее достойные похороны и, следовательно, раздел ее имущества».

Вместе с тем следует иметь в виду, что сам З. Фрейд придавал значение метапсихологии. В работе «Конечный и бесконечный анализ», являющейся своего рода духовным завещанием для психоаналитиков, он особо подчеркнул то обстоятельство, что при рассмотрении вопроса о возможностях устранения средствами психоанализа внутриличностных конфликтов трудно обойтись без «ведьмы метапсихологии»: «Без метапсихологических спекуляций и теоретизирования - едва было, не сказал: фантазирования - здесь не сдвинешься ни на шаг».

Второй вариант

Термин, которым Ф. обозначает теоретические аспекты основанной им психологии. Метапсихология разрабатывает совокупность концептуальных моделей, более или менее удаленных от опыта, например, изобретает идею психического аппарата, теорию влечений, концепцию процесса вытеснения и т.д. Метапсихология включает три плана рассмотрения явлений: динамику, топику и экономику. Термин "метапсихология" иногда встречается в письмах к Флиссу. Это слово выражает своеобразие попытки построения психологии, ведущей, в отличие от традиционных теорий, психологии сознания, "по ту сторону сознания". Нельзя не отметить аналогию между терминами "метапсихология" и "метафизика".

Ведь о своем философском призвании он писал: "Я надеюсь, что ты со вниманием отнесешься к некоторым метапсихологическим проблемам. В молодости я стремился лишь к философскому познанию, и теперь я могу, переходя от медицины к психологии, приблизиться к этой цели". Однако размышления Ф. об отношениях между метафизикой и метапсихологией выходят за рамки простого сходства, поскольку метапсихология, например, определяется, как научная попытка перестроить "метафизические" конструкции. Ф. видел в этих конструкциях (подобно суевериям или паранойяльному бреду) проекцию на внешний мир того, что на самом деле присуще бессознательному: "... большая часть мифологической картины мира, вплоть до самых современных религий, есть не что иное, как проекция психологии на внешний мир. Неясное осознание (или, иначе, эндопсихическое восприятие) психических факторов и бессознательных процессов отображается в построении сверхчувственной реальности, которую наука призвана преобразовать в психологию бессознательного. Можно было бы попытаться перестроить метафизику в метапсихологию ".

Впоследствии Ф. вновь обратился к термину " метапсихология ", стремясь дать ему точное определение: "Я называю метапсихологическим представлением описание психического процесса в его динамических, топических и экономических отношениях". Должны ли мы считать метапсихологическими все теоретические исследования, где используются понятия и гипотезы, относящиеся к этим трем регистрам? Или, быть может, следует называть метапсихологическими те основополагающие тексты, в которых разрабатываются или объясняются главные гипотезы психоаналитической психологии — ее "принципы", "основные понятия", теоретические "модели"?

У Ф. есть несколько метапсихологических текстов, которые вехами размечают все его творчество; прежде всего это "Набросок научной психологии" (1895), глава VII из "Толкования сновидений" (1900), "О двух принципах функционирования психики" (1911), "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Я и Оно" (1923), "Очерк психоанализа" (1938). Наконец, в 1915 году Фрейд задумал и отчасти написал "Подготовительные материалы к метапсихологии", стремясь "...прояснить и углубить теоретические гипотезы, которые можно было бы положить в основу психоаналитической системы". Термин, используемый Фрейдом для обо­значения подхода к явлениям, лежащим за пределами сознательных переживаний, бук­вально — 'за психологией' — в том смыс­ле, в котором психология понималась и применялась в его время. Метапсихология представляет высший уровень абстракции в континууме 'клиническое наблюдение — психоаналитическая теория' (Waelder, 1962) и служит концептуальным средством уста­новления системы координат для клиничес­ких данных и психоаналитических положе­ний более низкого уровня.

Метапсихология условно представлена пятью широкими системами или подходами:динамическим, экономическим, структурным, генетическим и адаптивным. Первые три принадлежат Фрейду. Последние два имп­лицитно содержатся в его работах, а также представлены в работах поздних теорети­ков психоанализа; Рапопорт и Джилл пер­выми эксплицитно обозначили их как под­ходы. Заложенные в них теоретические принципы иногда представлены в виде мо­делей, теоретических систем, призванных помочь изучению и пониманию.

Динамический подход постулирует нали­чие в психике направленных психических 'сил', каждая из которых имеет источник, величину и объект. Этот подход дает воз­можность теоретических рассуждений о побуждении и конфликте (например, между инстинктивными влечениями и ограниче­ниями).

Экономический подход предполагает распределение в психическом аппарате психической энергии, для рассмотрения чего предлагаются теоретические рассуждения о возбуждении и формах и природе разряд­ки. Существенными для данного подхода являются представления о количестве и сущ­ности энергий, порогах, законах аккумуляции и разрядки. Этот подход приводит нас так­же к мысли о том, что внутри психики дей­ствуют и отличные от интенциональности законы.

Структурный подход постулирует, что повторяющиеся и стойкие психические феномены обретают в психике более или менее организованную репрезентацию и что можно охарактеризовать природу этих репрезентаций. Они включают: черты ха­рактера, защиты, навыки. Моральные нормы, установки, интересы, воспоминания, идеалы.

Первоначально топографическая модель Фрейда состояла из трех си­стем: сознательного, предсознательного и бессознательного. Вследствие теоретической огра­ниченности и противоречивости этой моде­ли Фрейд в 1923 году предложил трехком­понентную модель. Фрейд постулировал, что изначально энергетическое Оно борется с исполнительным органом – Я. Структура Я, поми­мо уравновешения влечений Оно и внешней реальности вынуждено обманывать напряжения, исходящие из Сверх-Я, храни­лища и выражения совести и идеалов.

За трехкомпонентной моделью после­довали, но не отменили ее, другие модели. В одной из них, которую можно обозначить как суперординатное Я, внимание фокуси­руется на «Я» как на главном исполнитель­ном и адаптивном органе. Сторонниками этой модели были Анна Фрейд, Хайнц Гарт­манн, Эрнст Крис, Рудольф Лёвенштейн, Давид Рапопорт и Эрик Эриксон.

В модели Мелани Кляйн постулиру­ется наличие очень ранних патологических структур, которые персонализируются и приписываются себе или другим спутанны­ми и деструктивными способами. В теории объектных отношений утверждается много­образие примитивных ядер Самости, кото­рые, в силу своей патологической природы, не интегрируются в единую связную и упо­рядоченную систему. В психологии Само­сти Когута функционирование и связность постоянной "биполярной Самости' подвер­гаются угрозе из-за недостаточной струк­турированности, проистекающей из детских переживаний, которые вызваны взаимодей­ствием с патологически разочаровываю­щими и неэмпатическими фигурами роди­телей.

Генетический подход обеспечивает кон­цептуализацию временных параметров интрапсихических феноменов. Главное вни­мание уделяется прогрессивному развитию от младенчества до взрослого возраста; при этом считается, что понимание психики взрослого невозможно без знания фактов и обстоятельств его детства. Не менее важ­но и то, что генетический подход обеспечи­вает возможность концептуализации рег­рессивных феноменов, а также оценку настоящего и будущих перспектив индивида.

Адаптивный подход предполагает изуче­ние межличностных и социальных феноме­нов, влияющих на психику индивида или испытывающих влияние с ее стороны.

Кроме пяти вышеупомянутых подходов существует множество допущений, распрос­траненных столь широко, что их не выделяют в отдельные подходы, а рассматривают внут­ри названных. Назначение метапсихологии состоит в построении такой теории психики, в которой человек рассмат­ривается как биопсихическая целостность, как существо, овладевающее внутренней и внешней средой на основе данных ему и развивающихся способностей и при этом борющееся со своим животным началом.

Система должно давать картину психологи­чески детерминированных психических фе­номенов, противопоставляя их тем, что возни­кают случайно или на основе биологических или физических законов. Она должна стро­иться, последовательно ориентируясь на принципы каузальной логики, а не телеоло­гии. Она должна допускать множественное причинное объяснение, действуя путем кон­вергенции или дивергенции относительно данного элемента. Закономерности и пара­метры должны быть, по сути, безличны; лич­ные рассуждения уместны, на уровне, близ­ком к наблюдениям или клиническому тео­ретизированию.

Фрейд рассматривал свои теории как своего рода концептуальные 'строительные леса', подлежащие перестройке в соответ­ствии с новыми наблюдениями и дедуктив­ными заключениями. Несмотря на противо­речивость, отчасти вследствие отдаленности от клинических наблюдений, метапсихология рассматривается большинством анали­тиков как необходимая, полезная и гибкая теоретическая система.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.