Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая теория 13 страница





____________ О МАНИФЕСТЕ «СОЮЗА АРМЯНСКИХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ»____________ 103

с их крупными капиталистическими предприятиями и многочисленным фабричным пролетариатом, движение это пустило уже глубокие корни. Но борьба кавказских рабо­чих с хозяевами, ввиду их крайне низкого культурного уровня, естественно, носила до сих пор более или менее бессознательный, стихийный характер. Необходима была си­ла, которая могла бы объединить разрозненные силы рабочих, придать их требованиям членораздельную форму и выработать в них классовое самосознание. Такой силой яв­ляется социализм. — Изложив затем вкратце основные положения научного социализ­ма, Союз выясняет свою позицию по отношению к современным течениям в междуна­родной, и в частности русской, соц.-демократии. «Осуществление социалистического идеала, — говорится в Манифесте, — немыслимо, по нашему мнению, ни экономиче­ской самодеятельностью рабочего класса, ни частичными политическими и социаль­ными реформами; оно возможно лишь посредством коренной ломки всего существую­щего строя, посредством социальной революции, необходимым прологом к которой должна служить политическая диктатура пролетариата». Далее, указывая на сущест­вующий в России политический строй, как враждебный всякому общественному и в особенности рабочему движению, Союз заявляет, что он ставит своей ближайшей зада­чей политическое воспитание армянского пролетариата и приобщение его к борьбе все­го российского пролетариата для свержения царского самодержавия. Не отрицая впол­не необходимости частичной экономической борьбы рабочих с хозяевами, Союз не придает ей, однако, самостоятельного значения. Он признает эту борьбу, поскольку она улучшает материальное положение рабочих и способствует выработке в них политиче­ского самосознания и классовой солидарности.

Особенно интересным для нас является отношение Союза к национальному вопросу. «Принимая во внимание, — говорится в Манифесте, — что в состав русского государ­ства входит много различных народностей, находящихся на разных ступенях культур­ного развития,


104__________________________ В. И. ЛЕНИН

и полагая, что только широкое развитие местного самоуправления может обеспечить интересы этих разнородных элементов, мы считаем необходимым в будущей свобод­ной России учреждение федеративной (курсив наш) республики. Что же касается Кав­каза, то, имея в виду крайнюю разноплеменность его населения, мы будем стремиться к объединению всех местных социалистических элементов и всех рабочих, принадлежа­щих к различным национальностям; мы будем стремиться к созданию единой крепкой социал-демократической организации для более успешной борьбы с самодержавием. В будущей России мы признаем за всеми нациями право на свободное самоопределение, так как в национальной свободе мы усматриваем только один из видов гражданской свободы вообще. Исходя из этого положения и считаясь, как мы указывали выше, с разноплеменным составом Кавказа и с отсутствием географического разделения между отдельными племенами, мы не находим возможным внести в нашу программу требова­ние политической автономии для кавказских народностей; мы требуем только автоно­мии относительно культурной жизни, т. е. свободы языка, школ, образования и т. п.».

Мы от всей души приветствуем Манифест «Союза армянских социал-демократов» и особенно замечательную попытку его дать правильную постановку по национальному вопросу. Было бы весьма желательно, чтобы эта попытка была доведена до конца. Два основных принципа, которыми должны руководиться все социал-демократы России в национальном вопросе, намечены Союзом совершенно правильно. Это, во-первых, тре­бование не национальной автономии, а политической и гражданской свободы и полной равноправности; это, во-вторых, требование права на самоопределение для каждой на­циональности, входящей в состав государства. Но оба эти принципа не вполне еще по­следовательно проведены «Союзом армянских социал-демократов». В самом деле, можно ли с их точки зрения говорить о требовании федеративной республики? Феде­рация предполагает автономные национальные поли-


____________ О МАНИФЕСТЕ «СОЮЗА АРМЯНСКИХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ»____________ 105

тические целые, а Союз отказывается от требования национальной автономии. Чтобы быть вполне последовательным, Союз должен устранить из своей программы требова­ние федеративной республики, ограничиваясь требованием демократической респуб­лики вообще. Не дело пролетариата проповедовать федерализм и национальную авто­номию, не дело пролетариата выставлять подобные требования, неминуемо сводящиеся к требованию создать автономное классовое государство. Дело пролетариата — теснее сплачивать как можно более широкие массы рабочих всех и всяких национальностей, сплачивать для борьбы на возможно более широкой арене за демократическую респуб­лику и за социализм. И если данная нам в настоящее время государственная арена соз­дана, поддерживается и расширяется посредством ряда возмутительных насилий, то мы должны именно для успешной борьбы со всеми видами эксплуатации и гнета не раз­дроблять, а соединять силы наиболее угнетенного и наиболее способного к борьбе ра­бочего класса. Требование признания права на самоопределение за каждой националь­ностью означает само по себе лишь то, что мы, партия пролетариата, должны быть все­гда и безусловно против всякой попытки насилием или несправедливостью влиять из­вне на народное самоопределение. Исполняя всегда этот свой отрицательный долг (борьбы и протеста против насилия), мы сами со своей стороны заботимся о самоопре­делении не народов и наций, а пролетариата в каждой национальности. Таким обра­зом, общая, основная, всегда обязательная программа соц.-дем. России должна состоять лишь в требовании полного равноправия граждан (независимо от пола, языка, религии, расы, нации и т. д.) и права их на свободное демократическое самоопределение. Что же касается до поддержки требований национальной автономии, то эта поддержка отнюдь не является постоянной, программной обязанностью пролетариата. Эта поддержка мо­жет стать для него необходимой лишь в отдельных, исключительных случаях. По от­ношению к армянской социал-демократии отсутствие таких исключительных обстоя­тельств


106__________________________ В. И. ЛЕНИН

признано самим «Союзом армянских социал-демократов».

Мы надеемся еще вернуться к вопросу о федеративности и национальности. А те­перь закончим еще раз приветствием новому члену Российской социал-демократической рабочей партии — «Союзу армянских социал-демократов».

«Искра» № 33, 1 февраля 1903 з. Печатается по тексту

газеты «Искра»

См. настоящий том, стр. 233—242. Ред.



 

МАРКСИСТСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА АГРАРНЫЙ ВОПРОС В ЕВРОПЕ И В РОССИИ


Написано: «Программа лекций»

ранее 10 (23) февраля 1903 г.;

«Конспект первой лекции»

между 10 и 13 (23 и 26) февраля

1903 г.

Впервые напечатано в 1932 г. в Ленинском сборнике XIX


«Программа лекций» печатается

по рукописи; «Конспект первой

лекции»по конспективной

записи слушателя Русской

высшей школы общественных наук

в Париже, исправленной

В. И. Лениным


ПРОГРАММА ЛЕКЦИЙ

Лекция I. Общая теория аграрного вопроса. Образование капиталистического зем­леделия. Различные формы роста торгового земледелия и образование класса сельско­хозяйственных наемных рабочих. Теория ренты Маркса. Буржуазный характер учений так называемой критической школы (гг. Булгаков, Герц, Давид, Чернов, отчасти Мас-лов и пр.), пытающейся объяснить естественными законами (вроде пресловутого закона уменьшающегося плодородия почвы) существование дани, взимаемой с общества зем­левладельцами. Противоречия капитализма в земледелии.

Лекция П. Мелкое и крупное производство в земледелии.

Усилия так называемой критической школы затушевать рабство мелкого производи­теля в современном обществе. Разбор монографических исследований, совершенно превратно понятых этой школой (М. Гехт, К. Клавки, Аугаген).

Лекция III. Продолжение. Баденская анкета. Полное подтверждение марксистских взглядов ее результатами. Общие данные германской аграрной статистики. Сказка о латифундиарном вырождении крупного капитала. Машины в земледелии. Наибольшее ухудшение рабочего скота в среднекрестьянском хозяйстве. Кооперации в земледелии; немецкие массовые данные 1895 года о молочных товариществах. Различие по форме между кооперациями в земледелии и трестами в промышленности, помешавшее так на­зываемой критической школе


110__________________________ В. И. ЛЕНИН

понять полную однородность тех и других по их общественно-экономическому содер­жанию.

Лекция IV. Постановка аграрного вопроса в России, Основы народнического миро­созерцания и его историческое значение, как примитивной формы аграрной демокра­тии. Центральное значение вопроса о крестьянстве (община и народное производство). Распадение крестьянства на сельскую буржуазию и сельский пролетариат. Приемы изучения этого процесса и его значение. Смена барщинного хозяйства капиталистиче­ским. Реакционный характер народнических воззрений. Запросы современного истори­ческого момента: устранение остатков крепостного права и свободное развитие классо­вой борьбы в деревне.


МАРКСИСТСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА АГРАРНЫЙ ВОПРОС________________ Ш

КОНСПЕКТ ПЕРВОЙ ЛЕКЦИИ

Теория Маркса о развитии капиталистического способа производства так же отно­сится к земледелию, как и к промышленности. Не надо смешивать основных черт капи­тализма и разных форм его в земледелии и промышленности.

Разберем, в чем состоят характерные основные черты и особенные формы процесса, создающего капиталистический строй земледелия. Причина зарождения этого процесса двоякая: 1) товарное производство и 2) то, что товаром является не продукт, а рабочая сила. Когда эта сила вовлекается в обмен, все производство становится капиталистиче­ским, создается особый класс пролетариата. Рост товарного производства и развитие наемного труда в земледелии происходит в иной форме, нежели в промышленности, поэтому применение сюда теории Маркса может показаться неверным, но надо знать, в какой форме земледелие становится капиталистическим. Для этого прежде всего надо выяснить 2 явления:

I. Как растет торговое земледелие? и

П. Как проявляется образование рабочего класса?

I. Основным явлением этого процесса служит быстрый рост индустриального насе­ления и вынос предметов производства на рынок. Значит, для широкого развития то­варного земледелия необходимо широкое развитие неземледельческого населения. Проявляется этот процесс в различных формах и наблюдается в странах, ввозящих и вывозящих хлеб. Быстрый же рост


112__________________________ В. И. ЛЕНИН

индустриального населения создает недостаток хлеба в промышленных странах, т. е. невозможность при неизменной системе техники обойтись без ввоза хлеба из иных стран. Повышение спроса на хлеб, при частной собственности на всю землю, ведет к образованию монопольной цены.

Это важно для объяснения ренты.

Самый процесс образования торгового земледелия происходит не совсем так, как в фабричной промышленности: в промышленности это происходит в простой и прямо­линейной форме, в земледелии же мы видим другое: там преобладает смешение торго­вого и неторгового земледелия. Здесь соединяются различные формы. На рынок выно­сится главным образом один какой-либо продукт в каждой данной местности. С одной стороны, производство помещика и особенно крестьянина есть товарное, с другой — оно сохраняет свой потребительный характер.

Необходимость получить деньги вызывает переход от натурального хозяйства к тор­говому. Власть денег тяготеет над крестьянами не только в Западной Европе, но и в России. Земская статистика показывает, что даже там, где очень сильны остатки патри­архального хозяйства, — подчинение крестьянина рынку достигает громадных разме­ров.

П. Процесс образования класса наемных рабочих представляет распадение крестьян­ства на 2 слоя: 1) фермеры, которые смотрят на земледелие, как на промышленность, и 2) наемные рабочие. Процесс этот называется часто дифференциацией крестьянства. В России в особенности этот процесс выступил очень выпукло. Замечен же он был еще во времена феодальной системы экономистами.

Особенности образования.

Процесс этот происходит неравномерно. Вместе с образованием класса наемных ра­бочих мы видим существование патриархальной системы и образование новой, капита­листической. Наемный рабочий класс связан с землей так или иначе: формы процесса, следовательно, будут очень разнообразны.


МАРКСИСТСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА АГРАРНЫЙ ВОПРОС________________ 113




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.