Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использования земель за рубежом 16 страница




Всего по стране имеется 900 территориальных подразделений Службы реестра (регистратур), в которых занято около 15 тыс. чел. Это в основном служащие, работающие по контракту. Каждое из подразделений может оказывать услуги на территории города, не­скольких деревень или части крупного города. Например, в Мад­риде действует 38 регистратур. Административно подразделения Службы реестра подчиняются местным властям, но они независи­мы, поскольку находятся на полном самофинансировании.

Основное назначение Службы реестра — обеспечение призна­ния и гарантий прав на недвижимое имущество. Регистрация прав не является в Испании обязательной, но в действительности по­чти вся недвижимость, за исключением небольших владений в сельской местности, зарегистрирована. Это связано с тем, что ипотечное кредитование требует обязательной регистрации зало­га, получение которого, в свою очередь, невозможно без регистра­ции права собственности на недвижимость.

На усмотрение участников сделки с недвижимостью можно ог­раничиться просто составлением договора (купчей), который при желании может быть удостоверен нотариально. При этом право на недвижимость возникает с момента его нотариального заверения. Обычно нотариус за неделю до момента окончательного удостове­рения купчей обращается в регистратуру для выяснения прав на данную единицу недвижимости и обременении. Регистратор обя­зан передать всю имеющуюся в реестре информацию нотариусу.

Реестр собственности страны является реестром титулов. Это


означает, что регистрации подлежит акт, являющийся причиной изменения права. Всего в реестре собственности Испании на 2003 г. было зарегистрировано 54 млн земельных участков, в том числе в пределах городской черты — 11 млн и в сельской местнос­ти - 43 млн [138].

Регистрация прав на землю в Испании законодательно поддер­живается Гражданским кодексом (Codigo Civil), Ипотечным зако­ном (Ley Hipotecaria) и Ипотечным регламентом (Reglamento Hipotecario), а земельно-кадастровые и топографические съем­ки — соответствующими законами и техническими нормами о ме­стных съемках (Ley Reguladora de Haciendas Locales, Normas Tecnicas de Valoracion).

Работа кадастровой службы не регламентируется специальны­ми законами, а осуществляется на основании Закона о регулиро­вании экономической деятельности, дополняемого нормативны­ми актами, положениями и т. д., а также на основании закона, ре­гулирующего действия местных органов власти.

Испанская Конституция (1978, ст. 148) наделяет автономные области страны полномочиями по организации и упорядоче­нию территории и регулированию сельского хозяйства. В связи с этим вопросы землепользования и землеустройства находятся в компетенции региональных правительств и местной админис­трации.

Информацию о земле в Испании собирают также и другие ми­нистерства: сельского хозяйства (данные о фактической и прогно­зируемой урожайности и т.д.), обороны (картографическая ин­формация, данные о строительстве и т.д.), транспорта, природ­ных ресурсов и др.

Под кадастром в Испании понимают «совокупность данных о недвижимости в городах и сельской местности с указанием пло­щади, границ, выращиваемых культур или иного использования земли, оценки стоимости, а также других физических, экономи­ческих и юридических сведений» [59].

Исходя из этого, кадастр содержит информацию, характеризу­ющую недвижимость по следующим признакам:

сведения о собственнике, включающие данные о случаях пере­дачи недвижимости, происходящие в результате различных дей­ствий, совершаемых собственником с недвижимостью: продажи, дарения, наследования, изъятия и т. д.;

данные о каждом отдельном земельном участке, в том числе его физические и экономические характеристики, включая цену, оценку земель и целевое использование;

данные по налогообложению недвижимости, включая цену, ставку, размер и изменение налога.

Кадастр сельских территорий в Испании имеет свои особенно­сти. Его ведут на преобладающей части территории страны (49 млн га, что более 97 % общей площади).


Сельский кадастр включает в себя две части: инвентаризацию зе­мель для целей регистрации; сбор информации для налоговых целей.

При инвентаризации земель кадастровую ин­формацию собирают по каждому отдельному муниципалитету, территорию которого подразделяют на кадастровые полигоны. Последний включает в себя кадастровые участки, которые можно подразделять на подучастки в зависимости от выращиваемой культуры и продуктивности. Собираемая при этом информация может быть представлена в графической форме — в виде описания недвижимости и списков владельцев-арендаторов.

Описание недвижимости для сельского кадастра содержит ин­формацию о недвижимости в целом и информацию о сооружени­ях (местонахождение, площадь), а также признаки, принимаемые во внимание при оценке: доходность, тип строений, использова­ние и предназначение, зона или участок улицы и т.п.

По каждому полигону составляют список земель, в котором указывают:

возделываемые участки, характеризуемые такими показателя­ми, как культура, продуктивность (качество земель), наличие оро­шения;

участки пастбищ;

неосвоенные земли; >: лес;

кустарники;

пустыри и пр.

О проведении работ по инвентаризации обязательно информи­руют жителей муниципалитета, которые должны ознакомиться с промежуточными результатами работ. Собранные данные заносят в полевую анкету следующего содержания:

номер снимка, на котором изображен участок;

площадь участка; • имя владельца;

название населенного пункта;

налоговые (фискальные) привилегии.

Данные о привилегиях особенно важны, так как те хозяйства, доход которых ниже некоторых установленных норм, освобожда­ют от налога.

14.2. ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Землеустройство в Испании прежде всего регулирует процес­сы, связанные с соотношением городских и сельских территорий, рациональным использованием и отводом земель под застройку, созданием оптимальных пространственных и организационно-хо­зяйственных условий для сельского хозяйства, считающегося в стране одной из главных отраслей.


Поэтому процесс выделения земель под застройку строго рег­ламентирован. Формирование земельной собственности в городах включает в себя определенную процедуру, состоящую из следую­щих фаз:

планирования;

проектирования (составления и утверждения проекта землеуст­ройства);

межевания;

застройки;

контроля или «урбанистической дисциплины».

Планирование в Испании является градостроительным и его на­зывают «урбанистическим». Оно включает в себя классификацию земли, которая дает возможность выделить земельные участки, подлежащие и не подлежащие застройке, установить режим и ус­ловия их использования, а также разработать Генеральные планы развития поселений.

В соответствии с Законом о земле Испании от 13 апреля 1998 г. вся земля подразделена (классифицирована) на городскую, подле­жащую урбанизации и не подлежащую урбанизации. Как видно, в законодательстве Испании не сохраняется название «сельская земля». Однако в некоторых законодательных автономных облас­тях присутствует это понятие.

Например, Закон о городском строительстве Кастильи и Леона от 8 апреля 1999 г. называет «сельской» землю, не подлежащую урбанизации (застройке).

Городской называют землю, располагающуюся в черте поселения, имеющую как минимум подъезды, водоснабжение, ка­нализацию, подачу электроэнергии, либо другую землю, консоли­дированную в результате застройки и имеющую форму и характе­ристики, установленные земельным законодательством в части, соответствующей ее урбанизации. Городской землей считают так­же земельные участки, застроенные в соответствии с планом при его исполнении.

Не подлежащей урбанизации землей счи­тают земельные участки, находящиеся в режиме охраны, ввиду их особой ландшафтной, исторической, археологической, научной и другой ценности, а также те, которые в результате территориаль­ного планирования сохраняются для использования в сельскохо­зяйственных, лесных, природоохранных и других целях или их расценивают как непригодные для городского развития по причи­нам, установленным градостроительными нормативами или из-за требований организации рационального природопользования [59].

Режим не подлежащей урбанизации земли регулируется Зако­ном о земле, в соответствии с которым категорически запрещается ее застройка и перевод в другие виды земель, а также деление, вы­деление, дробление и другие межевые действия кроме тех, кото-


рые предписаны аграрным, лесным, природоохранным и другим подобным законодательством.

Подлежащей урбанизации называют землю, не относящуюся к первым двум видам, потенциально пригодную и соответствующую требованиям градостроительства.

Классификацию земли в Испании рассматривают как админис­тративный акт общего характера, утверждаемый на местном уров­не.

Генеральный план развития поселения обязательно включает в себя зонирование территории. В качестве основных зон выделяют: историческую, коллективных жилых зданий, сблокированных од-носемейных домов, отдельных и спаренных односемейных домов, офисных помещений, помещений жилого пользования, коммер­ческую, промышленную, дотационную частного и общественного типов, сельскохозяйственную.

Зоны можно подразделять также и на субзоны.

Фаза проектирования включает в себя выделение земель, подле­жащих изъятию, определение видов и размеров компенсации за изымаемые земельные участки, установление форм и размещения участков кооперированной застройки.

Землеустраиваемая территория, относящаяся к проекту, окон­чательно формируется лишь тогда, когда не менее 60 % существу­ющих собственников земельных участков согласились быть участ­никами землеустройства и готовы получить компенсации. В этом случае органы местной власти формируют специальный компен­сационный Совет.

Фаза межевания наступает, когда проект землеустройства про­шел необходимые согласования и был утвержден. После этого но­вые земельные участки переносят в натуру. Устанавливают окон­чательное месторасположение, площади и границы, которые зак­репляют межевыми знаками.

Фазы проектирования и межевания на городских территориях объединяют под общим названием «репарцелляция».

Под репарцелляцией понимают «объединение объектов недви­жимой собственности, расположенных на застраиваемой террито­рии единицы проведения работ, для их нового деления в соответ­ствии с Планом и предоставлением образовавшихся в результате этого деления парцелл заинтересованным лицам пропорциональ­но их правам» [59].

Репарцелляция представляет собой, по мнению испанских спе­циалистов, технический прием («урбанистический инструмент») реализации планирования городского землепользования, отлича­ющийся от принудительной экспроприации.

При образовании землевладений в сельской местности главная цель землеустройства — предупреждение появления минифундий, т. е. чрезмерного дробления земельных участков на мелкие пар­целлы.


При этом под мини-фундией понимают такой объект недвижи­мой собственности (земельный участок) в сельской местности, ко­торый ввиду своей небольшой площади и неудовлетворительных пространственных характеристик не может быть объектом хозяй­ственного использования из-за неоправданных затрат и отсут­ствия эффективности производства.

Поэтому в земельном законодательстве Испании общепринято понятие о «минимальной единице возделывания, М.Е.В.», которая определяет предел, дальше которого земельный участок не подле­жит делению в процессе земельного оборота [65].

Впервые в качестве общей нормы «Закон о минимальных еди­ницах возделывания» был принят 15 июля 1954 г., после этого 25 марта 1955 г. был опубликован специальный декрет, регламен­тирующий минимальные и максимальные размеры площади, из которых должны исходить административные органы при уста­новлении М.Е.В.

Министерство сельского хозяйства Испании 27 мая 1958 г. сво­им приказом определило для богарных и поливных земель по всем муниципалитетам страны площади М.Е.В., которых придержива­лись землеустроители при отводах земельных участков. В последу­ющем в 1978 г. Конституция Испании дала право автономным об­ластям самим определять размеры М.Е.В.

Впоследствии, 4 июля 1995 г., был принят Закон о модерниза­ции аграрных хозяйств, согласно которому за минимальную еди­ницу возделывания принимают площадь, которую должен иметь объект недвижимой собственности (земельный участок) в сельс­кой местности, для того чтобы его использование с применением обычных технических средств могло вестись при удовлетворитель­ной рентабельности производства с учетом социально-экономи­ческих факторов сельского хозяйства в районе или зоне.

В соответствии с поправками 1992 г. к Закону о земле (ст. 258) нотариусы и регистраторы должны отмечать в описании объектов недвижимой собственности их неделимость с учетом М.Е.В.

При землеустройстве в Испании используют также Закон о сельской аренде (1989 г.), обязывающий указывать в договоре це­левое назначение земли; Закон о принудительной экспроприации, определяющий порядок предоставления и изъятия земель для го­сударственных и общественных нужд.

Различные автономные области Испании имеют и другие зако­ны. Например, в Наварре 20 декабря 2002 г. был принят закон «Об упорядочении территориальной структуры и урбанизации», регу­лирующий городское и сельское землепользование.

В ходе землеустройства в Испании по-прежнему актуален воп­рос консолидации земельных участков. Помимо предупреждения чрезмерного дробления земель на мелкие парцеллы часто возни­кает необходимость укрупнения земельных участков путем их объединения, сведения к одному месту, сокращения числа.


При этом действует примерно аналогичная в большинстве стран Европейского Союза землеустроительная процедура консолида­ции земель.

В Испании придают большое значение классификации и оцен­ке земель как исходному действию, предшествующему разработке проектов консолидации земельных участков, называемой в стране «парцеллярной концентрацией» [78].

В ходе этих работ выделяют следующие классы земель:

обрабатываемые земельные участки;

луговые (скашиваемые) или пастбищные угодья;

участки леса или кустарника;

залежь (незасеянные участки);

участки культивируемых многолетних насаждений (виноград­ники, сады, оливковые посадки и др.).

При оценке земельных участков по классам учитывают общий вид участка (компактность, конфигурация, подъезды), плодоро­дие почвы, культуртехническое состояние (каменистость, увлаж­ненность), рельеф местности (положение на склоне, крутизна, эк­спозиция), удаленность от поселения, продуктивность угодий.

Рассматривают и такие факторы, как наличие инфраструктуры (образованного родника, колодца, линии электропередач, мелио­ративных сооружений и др.), обремененность участка сервитута-ми, опасность негативных природных явлений и др.

С учетом проведенной оценки каждому выделенному классу присваивают коэффициент, позволяющий перевести его площадь в стоимостную характеристику. Затем рассчитывают обобщающую стоимость земельного участка, принадлежащего каждому земле­владельцу, участвующему в процессе консолидации. Исходя из полученного значения стоимости каждого участка, определяют порядок их обмена между землевладельцами. Размеры компенса­ций при неравноценном обмене между землевладельцами влияют на затраты на землеустройство и создание инфраструктуры каждо­го собственника земли.

Следует отметить, что стоимость, полученная при оценке пере­распределяемых земельных участков, не является рыночной или нормативной (кадастровой). Это расчетная стоимость, относящая­ся только к зоне действия проекта консолидации земель, и ис­пользуют ее только участники землеустройства.

Классификацию и оценку земли проводит на планах масштаба 1:2000 (реже 1:5000) специальная комиссия (совет по классифика­ции). Данный совет представляет собой рабочую группу, в состав которой входят три избранных представителя участников проекта консолидации земель, технический специалист проектной орга­низации и от 3 до 6 фермеров, назначаемых в помощь.

Землеустроительные организации Испании проводят боль­шую работу по выдаче собственникам земли планов земельных участков — обязательных документов при регистрации сделок с


недвижимым имуществом. О масштабах этой деятельности можно судить по данным всех муниципальных образований На­варры за 2000 г. Так, по сравнению с 1999 г. общее число еди­ниц недвижимости в городах увеличилось на 20 506 и достигло 754 995, в сельской местности — на 3835 и составило 174 897 участков.

В течение 2000 г. число изменений городских единиц недвижи­мости составило 65 102, в городах зарегистрировано 5973 новых земельных участков, снято с учета 1375 земельных участков; в сельской местности число передач земельных участков равно 17 277, изменений в посевных площадях —22 718, в типах зе­мель — 1481, в категориях земель — 922. На учет поставлено 4305 новых парцелл, 8326 частей парцелл, с регистрации снято 8850 зе­мельных участков и 13 714 частей земельных участков [81].

Таким образом, землеустроительные действия являются важ­ным механизмом поддержания земельного оборота.

Глава 15 НОРВЕГИЯ

15.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Королевство Норвегия имеет общую площадь 387 000 км2 (38,7 млн га), материковая часть занимает 32,4 млн га. Сельскохо­зяйственные угодья составляют всего 3 % территории страны, 25 — занято продуктивным лесом, 1 — поселениями, 70 — это горы, болота, озера и другие непродуктивные земли.

Население составляет 4,5 млн человек; 75 % людей проживает в городах или полугородских общинах, 25 % — в сельской местно­сти. Плотность населения невысокая и составляет 13,9 чел. на 1 км2. На одного человека приходится 8,6 га земель, в том числе 0,26 га сельскохозяйственных угодий.

Административно-территориальное деление Норвегии включа­ет 19 провинций и зависимые острова Буве, Ян-Майен и Шпиц­берген. В стране 435 муниципалитетов.

Более 95 % земель государства находится в частной собствен­ности, 80 % семей живут в односемейных домах на участке типо­вого размера, приблизительно равного 0,1 га (1000 м2).

Важнейшие отрасли промышленности: нефтяная и газовая, развиты пищевая, целлюлозно-бумажная, металлургическая, хи­мическая, деревообрабатывающая, судостроение.

В сельском хозяйстве производится около 3 % валового нацио­нального продукта. Главная отрасль — животноводство. Более по­ловины необходимого стране продовольствия импортируют.


На 2000 г. в Норвегии зарегистрировано 2,4 млн единиц соб­ственности и 4,0 млн земельных участков. Одна земельная соб­ственность может состоять из нескольких участков под одним но­мером.

Каждый год число единиц собственности увеличивается на 25...40 тыс. за счет разделения существующих. Годовой оборот единиц собственности (покупка/продажа) составлял приблизи­тельно 135... 145 тыс., что дает годовой процент оборота 5,8 % при общей стоимости 68 млрд крон (1996 г.). Более 67% из этих 135 тыс. ед. собственности были жилищами, 15 % предназначены для отдыха (дачи), 6 % — это сельскохозяйственные и лесные еди­ницы собственности, 2 % — коммерческие и 1 % — промышлен­ные объекты недвижимости. Остальные 9 % относились к сме­шанной группе собственности или были неопределенными.

Число ссуд под закладную согласно записям в поземельной книге составляет 450 тыс. в год. Оплата регистрации залога в позе­мельной книге равна 150 долл. США, за отвод земельного участка площадью 1000 м2 для строительства семейного дома районной ад­министрации землевладелец платит 1000 долл. США, оплата акто­вой записи в поземельной книге — 100 долл. плюс гербовый сбор, 2,5 % продажной суммы.

В стране существует 180 тыс. комбинированных сельскохозяй­ственных и лесных единиц хозяйствования, но в действительности менее половины этого числа — примерно 60...70 тыс. ферм эффек­тивны и являются коммерческими предприятиями. Обычно это мелкие, но высокопродуктивные современные семейные фермы. Очень часто экономическая деятельность фермерского хозяйства объединяет сельскохозяйственное производство, лесоводство и крайне широкий спектр других занятий. Средний размер фер­мы — 20 га культивируемой земли и 50 га леса.

В 2000 г. в среднем арендовали 26...30 % обрабатываемой зем­ли. Только 50 % владельцев сельскохозяйственной земли были фермерами и примерно 35 % всех фермеров дополнительно арен­довали землю. Приблизительно 60 % всех продуктивных лесных земель — собственность фермеров, и они включены в их земель­ные участки.

Регулирование договоров об аренде сельскохозяйственных зе­мель в Норвегии практически отсутствует. Многие из них устные. Единственное условие — арендные договора на срок более 10 лет должны иметь разрешение. Средняя арендная плата за 1 га земли в центральной части Норвегии составляет 2...3 тыс. норвежских крон.

Лесные земли арендовать нельзя.

Типичная ферма в Норвегии сравнительно небольшая — на 20 га фермерской земли можно производить 100 т молока или зерно. Самая крупная ферма в Норвегии в 1998 г. имела 347 га. Крупнейшее молочное хозяйство производит 904 т коровьего молока.


Норвегия — одна из стран мира с самыми высокими нормами субсидирования сельского хозяйства. Эквивалент субсидий для производителя составляет примерно 70 % (т. е. примерно 70 % доходов в ценах производителя субсидируется, включая таможен­ную защиту от иностранной конкуренции, 25 % рыночной цены). Только в Швейцарии эта норма выше; например, в Польше норма составляет 28 %, в США - 16 %.

В Норвегии управляют земельными ресурсами и поддерживают рынок земли с помощью двух общественных реестров:

поземельной книги, основанной на деятельности 87 судов пер­вой инстанции, каждый из которых обслуживает 3...4 района;

кадастра, пополняемого сведениями из 435 муниципалитетов (коммун).

Схема формирования базы данных о земельных участках пока­зана на рисунке 20.

В соответствии с Законом о кадастре муниципалитеты имеют монополию на кадастровую съемку. Кадастровые карты также ве­дут и хранят муниципалитеты.


 

Ежегодно в поземельной книге делается около 900 тыс. запи­сей, включая изменения в адресах и принадлежности зданий. Ка­дастровый реестр ежегодно дополняют 50 тыс. записей о земель­ных участках.


Вопросы, связанные с использованием земель сельскохозяй­ственного назначения (землеустройством), решает Министерство сельского хозяйства Норвегии. В его ведении находится Норвежс­кий научно-исследовательский институт земельных ресурсов. Не­посредственное рациональное использование земель на местах организуют муниципалитеты.


 

Состав, задачи и требуемая квалификация специалистов при проведении землеустроительных и земельно-кадастровых работ в Норвегии [77] приведены ниже.


Планированием развития территорий в Норвегии занимаются специалисты-планировщики [по земельному менеджменту, по физическому (территориальному) планированию] с участием зем­леустроителей и архитекторов. Основные работы по планирова­нию рационального использования земель и их охраны сосредото­чены в муниципалитетах.

В Норвегии проходит земельно-кадастровая реформа, цель ко­торой — объединение земельно-кадастровых и регистрационных дел в единую целостную систему [152].

15.2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ИХ ОХРАНЫ

Работу с Поземельной книгой (Grunnbok) и кадастровым реес­тром осуществляют в соответствии с Законом о регистрации земли и Законом о кадастре. Последний закон регулирует и топографи­ческую съемку земельных участков.

Землеустроительная деятельность регулируется также Законом о планировании и строительстве. Данный закон предусматривает условия для разукрупнения земельных участков и их переплани­ровки, устанавливает требования, предъявляемые к размерам и форме участков при их выделении для строительства, регламенти­рует порядок отвода земель в соответствии с планами развития землепользования.

Продажа земель фермерских хозяйств строго регулируется, что­бы избежать фрагментации земельных участков в соответствии с требованиями Закона о концессиях. Условия закрепления за вла­дельцами квартир и секций зданий, юридических операций при совместном владении имуществом определены в Законе о совмес­тном владении. Ипотечный закон предусматривает условия для регистрации ипотечного залога.

Закон о налогообложении и Закон о налогообложении местной собственности содержат правила оценки и налогообложения соб­ственности.

В Норвегии зонирование территории для оценки земель в це­лях налогообложения не применяют. Поэтому для районов и зон нет стандартных оценок участков земель. Каждый земельный уча­сток оценивают индивидуально в соответствии с его экономичес­кой значимостью.


Классифицированы только пахотные и лесные угодья, что по­зволяет составлять проекты консолидации земель и осуществлять обмен землями сельскохозяйственного назначения между соб­ственниками с учетом оценки их качества.

Система планирования использования земель и их охраны в Норвегии во многом аналогична европейским странам. В городах имеются генеральные планы развития территории, а муниципаль­ные власти заботятся о разработке планов использования и охра­ны своих земель. Учитывая то, что во многих районах (коммунах) земля не является дефицитной и плотность населения невысока, такие планы решают в первую очередь задачи, обусловленные не­обходимостью развития инфраструктуры и поддержания экологи­ческой устойчивости территории. В сельской местности главная задача планирования — консолидация земель [129].

В густонаселенных территориях планирование использования земель применяют как рычаг регулирования земельного оборота и земельного рынка.

Так, в некоторых случаях планированием землепользования регулируют число определенного типа пользователей земли таким образом, чтобы предложение земельных участков было ограни­ченным. Это увеличивает рост цен на них.

Во многом высокие цены жилья в некоторых городах, и осо­бенно в Осло, можно объяснить недостаточным количеством зем­ли, выделенной для строительных участков.

Когда планирование землепользования применяют, чтобы ог­раничить развитие оборота земель в небольших муниципалитетах определенным районом, это также может увеличить цены на зем­лю, поскольку этот район в действительности получает «моно­польный» статус.

Например, земля, предназначенная для ведения лесного хозяй­ства в Норвегии и определенная планом развития территории как используемая в перспективе для этих целей, стоит в среднем 0,5...2 норвежские кроны за 1 м2 (5...20 тыс. за 1 га). Земельные участки, даже не имеющие никакой инфраструктуры, но опреде­ляемые планом как «предназначенные для развития», стоят в 15...60 раз больше — 30 норвежских крон за 1 м2 (300 тыс. за 1 га).

Разделение участков фермерских и лесоводческих земель в Норвегии сильно затруднено и сравнительно дорого. Это обуслов­лено тем, что средняя ферма в Норвегии невелика по сравнению с другими западными странами и составляет 13...20 га. Только часть фермы другим фермерам в Норвегии продают очень редко, что со­кращает предложение.

Политика налогообложения земли и доходов от земли также влияет на чистый доход от земли и вследствие этого на ее цену. В Норвегии сравнительно выгодно владеть собственным домом и невыгодно арендовать жилье благодаря 28%-ному налогу на вла­дельцев при сдаче объектов в чистую аренду. Это одна из причин


того, что в стране очень много домовладельцев и мало домов, предназначенных для аренды.

С другой стороны, существуют некоторые категории людей, которые хотят арендовать жилье. Обычно это студенты и молодые люди. Это приводит к высокой арендной плате в некоторых частях Норвегии. Типичная месячная арендная плата составляет пример­но сотую часть от стоимости квартиры. В Осло — это обычно 6000...8000 норвежских крон в месяц за двухкомнатную квартиру. В связи с тем что не существует налоговых вычетов с выплаченной арендной платы, стоимость аренды бывает очень высокой.

15.3. АТТЕСТАЦИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И НАДЗОР ЗА ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ

Аттестацию землемеров и выдачу разрешений (лицензий) на проведение геодезических работ в Норвегии организует Мини­стерство охраны окружающей среды.

Лицензия на проведение землеустроительных и геодезических работ может быть выдана частному предприятию или государ­ственному органу, в штате которых имеется аттестованный специ­алист по землеустройству.

Для прохождения аттестации необходимо выдержать офици­альный экзамен и иметь не менее двух лет практического опыта работы по землемерному профилю. Министерство издает подроб­ные предписания о требованиях, предъявляемых к экзамену и практике, включая требования о наличии базового образования, дающего право на сдачу экзамена.

Комиссия может выдавать аттестат на ограниченный срок ли­цам, которые не сдали требуемый экзамен в полном объеме. Толь­ко тот специалист, который имеет аттестат, не ограниченный вре­менными рамками, имеет право на официальное звание «аттесто­ванный специалист по землеустройству».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.