КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности планирования использования земель и землеустройства
До объединения Вьетнама государственная собственность на землю существовала главным образом в форме общинного землепользования с переделом земель один раз в три года. В период коллективизации и кооперации сельского хозяйства на базе общин создавались кооперативы, которые вследствие изменения политической ситуации стали быстрыми темпами распадаться. Поэтому в начале 90-х годов страна была вынуждена вновь вернуться к земельному вопросу. По Конституции Вьетнама (1992 г.) земля является общенародной собственностью и предоставляется государством гражданам только в срочное пользование. Принятый в 1993 г. Закон Вьетнама о земле разрешает землепользователям обменивать, продавать, наследовать, сдавать в аренду и залог право пользования землей. Начиная с 1993 г. страна стала осуществлять преобразование социалистической экономики с административными рычагами и централизованным управлением в регулируемую рыночную экономику. Возвращение к общине в области землепользования с элементами крестьянской кооперации и рынка, переделом земли с частотой «один раз в 20 лет пашни и один раз в 50 лет многолетних насаждений» позволило повысить эффективность сельскохозяйственного производства. Так, если в 1985 г. валовой сбор продовольствия в стране в пересчете на рис составлял 18,2 млн т, в 1995 г. — 27,6, то в 1999 г. — уже 31,8 млн т. Среднегодовое количество продовольствия в расчете на душу населения равнялось соответственно по этим периодам — 304, 373 и 398 кг, урожайность риса — 2,78, 3,69 и 3,98 т/га. Экспорт риса с 1990 по 1999 г. увеличился с 1,6 до 3,8 млн т. Административная община во Вьетнаме представляет собой единую территориально-хозяйственную систему со своим планом социально-экономического развития, располагающую земельными и другими ресурсами, объединяющую землепользования семейных крестьянских хозяйств (дворов) с общими целями производства, рационального использования и охраны земель. Главной особенностью организации производства и территории в общине является то, что семейные крестьянские хозяйства самостоятельно осуществляют производственную деятельность при сервисном обслуживании наиболее трудоемких работ. В общинах, имеющих сервисный кооператив, взаимоотношения между кооперативом и крестьянскими семьями регулируются на основе заключенных договоров на выполнение производственных функций по закупке удобрений, мелиорации, обработке почв, реализации продукции и др. При отсутствии сервисного кооператива община обеспечивает наряду с административным управлением содействие развитию производства крестьянских хозяйств. В административных общинах Северного Вьетнама в 2000 г. было 87...89 % всех сельскохозяйственных угодий, из них 70...78 % находилось в пользовании крестьянских семей, 5...7 —в аренде, 6...10 % — в ведении администраций общин. Площадь сельскохозяйственных угодий у госхозов и других сельскохозяйственных предприятий составляла 11... 13 %. При передаче земли крестьянским семьям в общинах их перераспределяли поровну. В результате этого сложилось раздробленное землепользование. В среднем на одно семейное крестьянское хозяйство северной равнины приходится 0,26 га и 8...9 рабочих участков, находящихся в разных местах. Аналогично и в горнопредгорной зоне. Раздробленное землепользование, мелкий размер крестьянских хозяйств и отсутствие частной земельной собственности сейчас тормозят развитие сельскохозяйственного производства. Как отмечают вьетнамские ученые, в условиях перехода к рыночной экономике и малоземелья страны политика «срочного землепользования» имеет следующие недостатки. 1. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения как механизма их перераспределения затруднено и не является во Вьетнаме достаточно эффективным мероприятием. 2. Передел земли в условиях соблюдения предельного размера землепользования экономически нецелесообразен, а лишь стимулирует беспощадную эксплуатацию земли, особенно в периоды окончания срока права пользования землей. 3. Передел не позволяет инвестировать средства в сельское хозяйство и провести капитальные мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий для увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции в условиях малоземелья Вьетнама. Однако, несмотря на негативные стороны, по их мнению, срочное землепользование обеспечивает социальную стабильность и смягчает антагонизм экономического развития общества в условиях малой землеобеспеченности, исключая негативные последствия посредством установления достаточно длительного срока пользования землей. Считают, что в этих условиях землеустройство позволит смягчить отрицательные последствия имеющихся недостатков землепользования: раздробленности и мелкоконтурности угодий, дальноземелья, вкрапливаний, вклиниваний и т. п. При этом система управления земельными ресурсами страны может быть предложена следующая. Уровень Функции управления земельным фондом Республиканский Информационное обеспечение управления земельным фондом Разработка и утверждение генерального плана использования и охраны земельных ресурсов страны Утверждение планов использования и охраны земельных ресурсов провинции Нормирование долей земель, предоставляемых гражданам в досрочное пользование Установление базовых ставок земельного налога и иных платежей Контроль за использованием и охраной земель Разрешение земельных споров
Информационное обеспечение управления земельным фондом Разработка планов использования и охраны земельных ресурсов провинции Утверждение схем землеустройства уезда Ценообразование при определении права пользования земель Контроль за использованием и охраной земель Разрешение земельных споров
Разработка схем землеустройства уезда Утверждение проектов землеустройства общины Предоставление и изъятие земельных участков Разрешение сделок с правом пользования землей Установление размеров земельного налога и иных платежей Контроль за использованием и охраной земель Разрешение земельных споров
Разработка проектов землеустройства общины Регистрация землепользовании, факта хозяйственной деятельности субъекта права на землю и сделок с правом пользования землей Учет количества и качества земель Контроль за использованием и охраной земель Разрешение земельных споров Главные вопросы организации рационального использования земель и их охраны решают на уровне вьетнамской общины на основании проектов землеустройства. Практика показывает, что основой данных проектов должна служить агроэкологическая классификация земель, которая позволяет учесть качественные характеристики землепользования общины при размещении посевов сельскохозяйственных культур. Рассмотрим, как решали вопросы землеустройства в общине «Тан Чыонг» провинции Хай зыонг. Про проекту землеустройства было предусмотрено сократить число семейных крестьянских хозяйств с 1866 до 1400 за счет оборота прав пользования земельными долями. При этом средний размер землепользования одного крестьянского хозяйства составит 0,35 га против 0,27 га до землеустройства. Площадь пашни намечено сократить на 5,4 га в связи с отводом земель для расширения населенных пунктов, проектированием защитных насаждений вокруг прудов, вдоль дорог и каналов. По проекту выделены водоохранные зоны, санитарно-защитные полосы вдоль автомагистрали. Предусматривают увеличить площади пашни, дающей три урожая, на 53 га (30 %) за счет улучшения мелиоративного режима и известкования почв, соответственно повышается кратность использования пашни с 2,2 до 2,4. Предполагают на пахотных землях первого и второго агроэкологических классов получать: три урожая овощей, рис—рис—картофель, рис-рис—кукуруза, рис—рис—соя, рис—рис—батат, а на землях третьего и четвертого классов — два урожая риса. Высокая степень адаптированности культур способствует увеличению урожайности риса и кукурузы на 0,4...0,9т/га, картофеля на 3,0 и овощей на 2,0 т/га. Сводные показатели проекта землеустройства приведены в таблице 19. Из таблицы видно, что результативные показатели производственной деятельности хозяйств в общине существенно повысятся за счет проводимого землеустройства. Карта пригодности земель общины для размещения сельскохозяйственных культур и проект землеустройства, разработанный на ее основе, показаны на рисунке 25. Проектом землеустройства административной общины «Нам бан» провинции Ха занг предусмотрено вовлечение 796 га неиспользуемых земель для выращивания чая и лекарственных растений. На сильносмытых землях намечается посадка леса. Площадь плодовых насаждений увеличивается на 194 га, поливного риса — на 80 га за счет строительства трех прудов. В результате этих действий изменится структура земельных угодий в общине (табл. 20). В условиях сложного рельефа на полях размещают следующие культуры севооборота: арахис—кукуруза, кукуруза—соя, горный рис с буферными полосами многолетних трав. Защите земель от эрозии способствуют проектируемые водорегулирующие лесополосы и валы-канавы. За счет противоэрозионных мероприятий и лучшего использования агроэкологического потенциала земель увеличивается урожайность культур: риса — на 0,4...0,8 т/га, кукурузы — на 0,5 т/га. Основой для разработки проекта землеустройства также служила агроэкологическая карта пригодности земель общины под сельскохозяйственные угодья и культуры (рис. 26). В результате увеличения площадей продуктивных угодий, которое намечается вследствие трансформации и мелиорации ранее не используемых в сельском хозяйстве земель, в общине «Нам бан» появилась возможность увеличить число семейных крестьянских хозяйств (с 791 до 933) и их средний размер (с 1,8 до 2,8 га). Проект землеустройства общины показан на рисунке 27, а основные его показатели в таблице 21. 12 Землеустройство. Т. 7
12*
Из таблицы видно, что за счет рациональной организации территории и улучшения использования земель по проекту землеустройства среднегодовое количество продовольствия в пересчете на душу населения в рисовом эквиваленте увеличится с 268 до 395 кг, а средний семейный доход возрастет с 3535 до 6730 тыс. донгов. Глава 23 ИНДИЯ 23.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА И ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Республика Индия — одно из древнейших и крупнейших государств мира. Оно имеет федеративное устройство. В состав страны входят 25 штатов и 7 союзных территорий. Общая площадь государства составляет 3 287 732 км2 (328,8 млн га), площадь суши —297,3 млн га. Общая протяженность границы — 14,1 тыс. км, длина береговой линии — 7,0 тыс. км. Население — 936,5 млн чел. (1995 г.), в стране насчитывается более 500 народностей и племен. Плотность населения — 285 чел. на1 км^ [49]. Землеобеспеченность — 0,32 га общей площади суши на человека, в том числе 0,19 га сельскохозяйственных угодий и 0,18 га пашни. Леса и кустарники занимают 23 % территории, сельскохозяйственные угодья — 181 млн га (60,9%), пашня — 16,6 млн га (55,8 %). Сельское хозяйство — один из основных секторов экономики. Оно дает 30 % валового национального продукта. Индия полностью обеспечивает свои потребности в зерне, занимает первое место в мире по производству чая, второе — по производству риса, является крупнейшим экспортером арахиса, клещевины, кофе, пряностей, каучука. Имеет большие объемы производства масличных культур, хлопчатника, джута, сахарного тростника, картофеля. Хорошо развито животноводство и птицеводство. В сельском хозяйстве занято 70 % экономически активного населения. Общая протяженность железных дорог —61,9 тыс. км, из них 6,5 тыс. км электрифицировано. Длина автодорог —2 млн км, в том числе 960 тыс. км — с твердым покрытием. Внутренние водные пути занимают 16,2 тыс. км. Важнейшие отрасли промышленности — сталелитейная, текстильная, горнодобывающая, нефтедобывающая, химическая, фармацевтическая, машиностроение. Развитие промышленности и транспорта, рост городов вызывают необходимость больших отводов земель для несельскохозяйственных целей и проведения межхозяйственного (территориального) землеустройства. Существующие земельные отношения и землеустройство Индии во многом сложились под влиянием естественно-исторических и социально-экономических условий и национальных особенностей. Аграрная структура и земельные отношения в Индии до середины XX в. находились под сильным воздействием традиционной кастовой системы (более 3,5 тыс. каст и подкаст). Преобладали формы землепользования и виды прав на землю, сложившиеся еще во времена монгольской династии и на первом этапе британского колониального правления. Обширными территориями владели помещики (заминдари) на праве «хасс» (близком к частной собственности). Им же была передана часть крестьянских земель, с которых они собирали арендную плату. Из этих поступлений заминдари ежегодно выплачивали государству заранее назначенную сумму в виде земельного налога. Экспроприация крестьянства при «системе заминдари» происходила не в форме лишения его земли как объекта хозяйственной деятельности, а в форме низведения землепользователей к статусу все менее защищенного арендатора, где между заминдаром, стоявшим наверху, и крестьянами, непосредственно обрабатывающими землю, располагалось до 50 слоев паразитарных рентополучате-лей, деливших между собой взимаемую с крестьян земельную ренту (штаты Бенгалия, Бакаргандж) [92]. Некоторые виды прав на землю предоставлялись феодальной знати в качестве вознаграждения за особые заслуги перед государством (военные, экономические, управленческие). К ним относились, в частности, инамы — земли, налог с которых собирали в пользу данного лица (позже они были включены в право собственности на землю), а также джагиры — землевладения, частично или полностью освобожденные от уплаты земельного налога. Определенная часть земель находилась в непосредственном владении крестьян, которые обрабатывали ее и платили земельный налог правительству. Значительные территории (в основном на севере и северо-востоке страны) находились под контролем сельской общины; отдельные участки передавали в пользование ее членам (жителям данной деревни) для обработки. Землевладелец оставался хозяином земли, пока продолжал жить в деревне. Если он уезжал, то его участок возвращали общине, которая затем передавала ее другим общинникам. Такая система переходящей обработки называлась «джум» [36]. Индия — многонациональное государство с разнообразными природными условиями, поэтому формы землевладения и землепользования всегда имели местные особенности. Вместе с тем в производстве сельскохозяйственной продукции повсюду преобладали мелкие и мельчайшие крестьянские хозяйства. В ряде крупных помещичьих землевладений применяли наемный труд, определенное распространение получили издольщина и аренда земель на условиях продуктовой и денежной оплаты или отработки. С точки зрения опыта земельных реформ представляют интерес попытки британской администрации первой половины XX в. стимулировать развитие сельского хозяйства страны. Ставилась задача изменить систему использования земли и увеличить поступления государству за счет разрушения помещичьего землевладения, расширения крестьянской частной собственности и повышения их заинтересованности в росте объемов производства. Было испытано несколько вариантов реформы. 1.Так называемая «английская система» помещичьего землевладения, с одной стороны, предусматривала заинтересовать за-миндаров вкладывать дополнительные средства в сельское хозяйство и тем самым активизировать сельскохозяйственное производство, а с другой — передать неэффективно используемые помещичьи земли частным предпринимателям. Для этого часть земель заминдаров была объявлена свободной и выставлена на аукционах для продажи лицам, предлагавшим наивысшую цену. Кроме того, англичане ввели так называемый «постоянный сеттельмент», т. е. установили навечно для заминдаров фиксированную сумму земельного налога, оставляя себе весь дополнительный доход от обложения налогом крестьян-землепользователей. Действие этой системы ограничивалось в основном восточными провинциями (Западный Бенгал, Бихар и Орисса). Ощутимых результатов она не дала, так как на аукционах обычно сами замин-дары предлагали за свои бывшие земли максимальную цену. Входя в огромные долги, они сохраняли и все свои привилегии. Кроме того, крестьяне теперь были вынуждены платить большую арендную плату, что способствовало их обнищанию и увеличению социальной напряженности. Заминдары по-прежнему вели жизнь рантье и были заинтересованы в максимальном обложении крестьянства земельным налогом. 2. В Мадрасе и Бомбее британцы использовали французскую модель крестьянской собственности, которая в Индии получила название «райотвари». При этой системе землю в собственность крестьянам передавало непосредственно государство по специальному соглашению, в котором крестьянина признавали собственником земли с правом отдать ее в поднаем, заложить, подарить или продать. Крестьянин-землевладелец был защищен от выселения, пока платил правительству установленный земельный налог. 3. Еще один тип землевладения (махалвари) был установлен в Объединенных провинциях и распространен затем на Пенджаб; при этом договор заключали с целой деревней. Государство дополнительно к индивидуальному получало теперь и коллективный земельный налог. Названные системы также не дали ожидаемых результатов, так как от 50 до 70 % валового продукта изымали за пользование землей в форме земельного налога, не считая других подзаконных сборов и обложений. У крестьян не оставалось ни средств, ни стимулов (за исключением увеличивать производство сверх прожиточного минимума). По данным экономического обзора последствий земельных реформ, в период между 1900 и 1945 г. население Индии увеличилось на 37,9 %, размеры культивируемых площадей — на 18 %, выпуск пищевой продукции остался неизменным, а производство товарных культур возросло на 59,3 %. В то время как в 80-е годы XIX в. производство продуктов питания увеличилось на 5 млн т, в 1945 г. наблюдался их дефицит, исчисляемый в 10 млн т. К этому времени около 30 % населения Индии страдало хроническим недоеданием [36]. Опыт земельных преобразований в Индии в колониальный период позволяет сделать следующие выводы: успешное осуществление аграрных преобразований и повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможны лишь при передаче земли в собственность непосредственным производителям, охране прав на эту собственность и отказе от их эксплуатации в налоговой или какой-либо иной форме; крестьяне должны свободно распоряжаться производимой ими продукцией и иметь денежные средства для вложения получаемой прибыли в свое хозяйство; государство через систему налогов, цен, кредитов, других экономических рычагов должно стимулировать осуществляемую им земельную политику и тем самым опираться на экономические интересы крестьян; любые планы по проведению земельных реформ должны учитывать политическую, социально-экономическую и историческую ситуацию в стране и не должны выходить за возникающие в силу этой ситуации ограничения. После обретения Индией независимости назрела необходимость осуществления новой земельной реформы. Предстояло решить следующие вопросы: отмена системы крупного землевладения (заминдари); установление, закрепление и охрана прав арендаторов; введение ограничений на максимальный размер землевладений; объединение землевладений. Отменяли систему крупного землевладения на основании законов, принятых штатами; суть ее заключалась в ликвидации налоговых посредников между государством и крестьянами. Тем самым была сделана попытка ликвидировать остатки феодализма в земледелии и подготовить почву для развития прибыльного сельского хозяйства. За отдаваемые земли помещики получали денежную компенсацию, учитывающую размер земельного налога и годового дохода. В распоряжении землевладельцев тем не менее продолжали оставаться обширные площади (приусадебные земли, земли в деревнях, а также обрабатываемые самими землевладельцами своими силами или с использованием наемного труда и арендаторов). Государство получило от бывших частных владельцев около 173 млн акров земли (69,9 млн га) и установило прямые отношения с 73 млн землевладельцев; этот процесс продолжается и в настоящее время. Развитие сельского хозяйства связывалось также с укреплением прав арендаторов, нередко притесняемых помещиками, которые даже выселяли их с арендуемых земель, и арендаторы лишались единственного источника существования. Поэтому в первом пятилетнем плане были заложены основы реформы по использованию земель на правах аренды. Было рекомендовано всем землевладельцам и землепользователям подтвердить свои права на земельные участки (на основе поземельных книг, договоров аренды, квитанций об уплате арендной платы и др.). Арендаторы получили право обеспечения их занятости, а собственники — право вернуть себе ограниченную земельную площадь для обработки ее своими силами. Для этих целей была введе- на норма возврата земли собственнику в размере трех семейных землевладений. Под землевладением одной семьи понимали площадь, которую могли обрабатывать взрослые члены семьи при помощи работников. Если земля в течение 5 лет не была затребована собственником, то арендаторам предоставляли право ее покупки. Вместе с тем, если арендаторы не предоставляли документ на право аренды (из-за плохого земельного учета таковые во многих случаях отсутствовали), крупные землевладельцы выселяли всех арендаторов со своих земель. Поэтому в ходе земельной реформы были налажены учет земель и регистрация всех земельных сделок, которые осуществляли, начиная с 3-го пятилетнего плана, налоговыми инспекциями. В 4-м пятилетнем плане права землевладельцев на возвращение арендуемых земель были ограничены их личным участием в обработке земель. В ряде штатов были приняты законы, упорядочивавшие взимание арендной платы и приравнивающие издольщиков к арендаторам. Главная цель — передача земель арендаторам в собственность не была достигнута, так как большинство из них были не в состоянии заплатить выкупную цену. Кроме того, крупные земельные собственники всячески препятствовали передаче своих земель в собственность другим лицам и стремились сохранить свои владения. Основная идея ограничений на предельный размер землевладения заключалась в изъятии излишков земли у крупных собственников и ее перераспределении между безземельными крестьянами или иными мелкими производителями. Законодательство о максимальных наделах находилось в юрисдикции штатов, и принятые на местах законы затем корректировали, исходя из единой общегосударственной политики. Расчетной единицей при установлении максимальной нормы надела сначала был 1 чел., затем — семья из 5 чел., включая мужа, жену и 3 несовершеннолетних детей. Каждой семье предусматривали выделение стандартного по размерам землевладения, с учетом качества земли участка и наличия источника орошения. Кроме того, к стандартному владению добавляли 1/5 его на каждого члена семьи сверх 5 чел. Старшему сыну и разведенной женщине полагалось отдельное стандартное владение. Для земель с имеющимся источником орошения, способных давать не менее двух урожаев в год, максимальные нормы землевладений в зависимости от штата составляли 4,05...7,28 га. Согласно законам штатов 7,2 млн акров (2,9 млн га) земель были объявлены излишками, из них 4,4 млн акров (1,8 млн га) перераспределены; остальные или остались неперераспределенными, или по ним до сих пор ведут судебные процессы. Небольшая площадь перераспределяемых земель объясняется тем, что, предчувствуя введение максимальных норм, крупные землевладельцы прибегали к фиктивному разделу своих владений, оформлению их на подставных лиц. В результате излишки сверх установленных норм оказывались незначительными. Кроме того, некоторые группы крупных землевладельцев получили льготы, которые препятствовали разделу их участков. Сами инициаторы реформы были довольно слабо организованы и не сумели создать административный механизм, необходимый для ее осуществления. Параллельно в ряде штатов (Пенджаб, Харьяна, Уттар-Прадеш и др.) шла работа по укрупнению мелких землевладений. Дробление и раздел участков в этих регионах были следствием давних традиций и законов наследования. Поэтому проводили работы по комассации и укрупнению земель для повышения эффективности сельского хозяйства. Таким образом, опыт организации земельных реформ в независимой Индии показал следующее: для успешного проведения земельных реформ помимо политических установок и экономических мер необходимы соответствующие организационные мероприятия — создание специальных органов по проведению реформы и контролю за ее исполнением (или наделение такими функциями действующих административных органов); осуществление земельных преобразований требует наличия ясности в составе землевладельцев, границах и площадях закрепленных за ними земель, налаженного земельного кадастра, занимающегося регистрацией землевладений и землепользования, учетом и контролем за использованием земель, их оценкой; только на этой основе можно осуществлять экономические мероприятия (предоставление кредитов, взимание земельного налога и т. д.); для юридически правильных и технически грамотных отводов и перераспределения земель, организации их рационального и экономически выгодного использования необходимо землеустройство. 23.2. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ По мнению ученых-экономистов, Индия относится к странам, характеризующимся господством «землесберегающего» способа производства, при котором земля (ресурс, находящийся в минимуме), а не труд (ресурс, находящийся в максимуме), определяет параметры развития агропромышленного комплекса. Созданная в 50-х — начале 60-х годов Плановая комиссия Индии, исходя из этого принципа, понимала, что будущее земельной собственности и земледельческого производства составляет, возможно, наиболее фундаментальную проблему национального развития. Тип экономической и социальной организации общества в большей степени зависит от того, каким способом будет решена земельная проблема [161]. Одна из главных задач земельного реформирования в Индии — налаживание учета земель по землевладельцам и землепользователям, что является главной задачей земельного кадастра. В отличие от других англоговорящих стран земельный кадастр Индии предназначен, в первую очередь, для целей налогообложения. В последней четверти XX в. здесь стали проводить систематические кадастровые съемки. За съемочную единицу была принята деревня. Деревню разделили на съемочные поля площадью 5... 10 акров (2...4 га). Привязки на полях съемки отмечали камнями и использовали для прокладки теодолитных ходов. Собственников (владельцев) оповещали и обязывали показать документы на право владения (пользования) землей. Затем поля измеряли и выполняли чертежи каждого измеренного поля. На карте деревни (обычно масштаба 1:4000 или 1:5000) отображали поля, а не определенные участки. После завершения работы над картой полям присваивали номера, а участкам — подномера. Оценивают землю и устанавливают норму налога путем отдельной процедуры. Например, в Западной Бенгалии съемку проводят не чаще, чем через 30 лет. В других штатах, например, в Андра-Прадеи или Тамил Нанду есть специальные административные органы, которые ведут записи всех изменений. Вопросы землеустройства в Индии в ходе реформ были связаны в основном с разработкой и повсеместным принятием в первой половине 70-х годов законов о земельном максимуме — предельной площади землевладения. Этот предел, который мог находиться в собственности нуклеар-ной семьи, как было показано ранее, составлял по штатам 4,05...7,28 га поливных земель с постоянным круглогодичным орошением или эквивалентной площади богарных участков (18...22 га и более). Законодательство о земельном максимуме вызвало ожесточенное противодействие землеустройству со стороны крупных помещиков. Они стали укрывать свои землевладения, дробить титул земельной собственности, распределять части своих земельных участков между многочисленными родственниками, подставными лицами и т. п. По этой причине земельная политика государства, направленная на крупномасштабные работы по децентрализации земельной собственности в пользу безземельных и малоземельных слоев деревни, включая сельскохозяйственных рабочих, не достигла поставленных целей, а в связи с отсутствием полноценных земельно-кадастровых и землеустроительных работ и требуемого штата землемеров и геодезистов эта политика не была обеспечена достаточными правовыми и техническими средствами. За период с 1970 по 1991 г. численность земледельческих (крестьянских) хозяйств в Индии постоянно возрастала. При этом име- ла место тенденция увеличения числа мельчайших хозяйств площадью до 1 га и сокращения числа и площадей крупных хозяйств (размером 10 га и более) (табл. 22). Так, если число мельчайших и мелких хозяйств в 1970/71 гг. составляло 49Д млн (66,2 % общего числа), а площадь, закрепленная за ними, 33,9 млн га (20,9 % общей площади), то уже в 1985/ 86 гг. число этих групп хозяйств площадью до 2 га составляло 74,6 млн (76,4 %), а площадь — 47,2 млн га (28,8 %). Число крупных хозяйств площадью более 10 га за этот период уменьшилось с 2,7 млн (3,9 %) до 2,0 млн (2,0 %), а их площадь с 50,1 млн га (30,9 %) до 33,1 млн га (20,2 %). Дальнейшее сокращение числа крупных хозяйств происходило и в период с 1986 по 1991 г. Указанные процессы привели к дальнейшей парцелляризации землепользования Индии, появлению недостатков в использовании земли — мелкоконтурность угодий, чересполосица, дальноземелье, что повысило актуальность и вызывает необходимость проведения землеустройства. На протяжении более чем 50 последних лет сельскохозяйственная сфера Индии была ориентирована на максимально возможное увеличение физических объемов производства продовольствия, так как даже по официальной информации правительства только в период с 1973 по 1995 г. от 53,1 до 39,6 % населения страны жило за чертой бедности [168]. В связи с этим из земельных ресурсов выжимали весь производственный потенциал, чтобы обеспечить рост сельскохозяйственного производства «любой ценой». Учитывая мелкий размер земледельческих хозяйств, большие затраты ручного труда на производство продукции, невозможность в этих условиях проводить систему природоохранных мер и большое «давление» на почву, страна встала перед проблемой усиленной деградации природных ресурсов. По имеющимся оценкам к середине 90-х годов почти половина площадей сельскохозяйственных угодий подверглась более или менее серьезным разрушениям (водной эрозии, заболачиванию, засолению и др.). По данным индийских ученых в ходе «зеленой революции» в Индии, основанной на применении «тяжелых» (интенсивных) технологий возделывания сельскохозяйственных культур, в особенности на поливных землях, возникли многочисленные экологические проблемы. При этом отмечали, что природные ресурсы — почва и вода — потребляются таким образом, что возможность обеспечения устойчивости сельскохозяйственного роста можно легко поставить под сомнение [40]. В этих условиях существенно возрастает значение землеустройства, обеспечивающего использование земель на основе проектов рационального обустройства территории, с помощью которых решают вопросы орошения земельных участков, введения научно
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |