Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничение воли и анальная фаза




Проверка реальности и формирование Самости

До того как ребенок становится способным к произвольной скоординированной мышечной активности, он живет в царстве инфантильного всемогущества. Его желания (потребности) удовлетворяются окружением. Когда происходит задержка в их удовлетворении, в дело включается галлюцинаторное удовлетворение потребности. Это является возможным из-за того, что на протяжении первых шести месяцев жизни проверки реальности практически не существует. Проверка реальности основана на доступности восприятия и подвижности, которые в этот период либо отсутствуют, либо недостаточно развиты.

Но когда достигается направленная намеренная мышечная координация и —- примерно в начале второго года жизни — способность к передвижению, благодаря приобретаемому ребенком опыту происходит быстрое развитие проверки реальности и адаптации к реальности. В переходный период мать выступает в качестве защитника ребенка и шаг за шагом учит его становиться собственным защитником и наблюдателем. Столкновение воли ребенка с волей матери ведет к осознанию ребенком границ своей воли, своих желаний, своих фантазий о себе, и, таким образом, сужаются и устанавливаются границы Самости. Без преувеличения можно сказать, что Самость скроена из атрофированных остатков магического всемогущества.

Такое происхождение Самости, ее связь с магическим всемогуществом никогда не будут полностью искоренены и могут быть прослежены даже у взрослого. Проверка реальности преграждает путь возврата к всемогуществу, от которого происходит Самость.

У обычного взрослого сон делает проверку реальности невозможной, устраняя восприятие. Сдерживая подвижность, он также делает излишней проверку реальности. Приостановка проверки реальности разблокирует путь возврата к истокам Самости; это делает возможным галлюцинаторное удовлетворение потребности посредством сновидения. Возврат к архаической психической организации, предшествующей интеграции Самости, происходит также и при психозе, когда функция Это — проверка реальности — нарушается, и становится очевидной регрессия к магическому всемогуществу.

Мы почти ничего не сказали еще об одном аспекте развития, которое началось с приобретения «нет», и упомянем его здесь только вкратце. Начало осознания Самости, зарождение вербальной коммуника-

ции, растущей автономии, социального сознания совпадают с началом анальной фазы. В это время начинается также период упрямства. в котором столь заметную роль играет отвергающее «нет».

Мы можем рассматривать эту заметную роль отвергающего «нет» как следствие неизбежных фрустраций, которым подвергается воля ребенка. Эти фрустрации усиливают восприятие Самости как дискретного волевого существа посредством все большего ограничения диапазона действий ребенка. Трехмесячный младенец обладает магическим всемогуществом; сфера же компетенции пятнадцатимесячного ребенка ограничивается в основном его собственным телом. В физическом отношении Самость в этом возрасте в той или иной мере отождествляется с этим телом, и, когда ограничения воли ребенка накладываются на телесные функции, он будет биться до конца1.

Для ребенка фекалии составляют часть его собственной персоны. Он сопротивляется приучению к горшку как попытке лишить его свободы использовать свою Самость, свое тело, сфинктеры. Он будет упорно отстаивать эти свободы. Это объяснение не исчерпывает различные аспекты анальной фазы. Оно имеет целью лишь показать роль растущего самосознания в проявлениях упрямства в анальной фазе.

Одним из таких проявлений становится постоянное использование ребенком «нет» против взрослого, даже когда оно выглядит бессмысленным. Мы упоминали ребенка, который говорит «нет», но в то же время делает то, чего от него хочет взрослый. Как нам кажется, это «нет» является манифестом независимости. Оно представляет собой утверждение: «Я обладаю собственной волей, и даже когда она совпадает с вашей, она иная, потому что она моя! Я делаю это, потому что этого хочу л, и я не собираюсь делать то, чего хотите вы!»

В этом примере наглядно проявляется аутистическое (дереисти-ческое2) мышление ребенка. Он ясно показывает неадекватность аффекта, расхождение3 между аффектом и тем, что его вызывает. Вслед-

1 См.: Anna Freud (1952).

2Дереизм, дереистический —термины, введенные Блейлером в дополнение к ранее использовавшемуся понятию «аутизм», чтобы избежать путаницы между аути-стическим поведением больных шизофренией и сходным поведением здоровых людей. — Прим. перев.

1 Ребенок, который, говоря «нет», заявляет о своем отказе что-либо сделать и в то же время это делает, является простым примером проблем, которые Гартманн (1951) предлагает исследовать путем «постоянного тщательного изучения интрасистем-ных синергических и антагонистических отношений». Как уже отмечалось, на втором году жизни этот феномен является нормальным. Его паттерн во многом напоминает расщепление Эго при переносе (Sterba, 1934), которое также можно рассматривать как находящееся в пределах нормы. С другой стороны, от этих нормальных феноменов путь ведет к патологическим феноменам расщепления Эго в защитном процессе (Freud, 1938) и к расщеплению Эго по контурам ранних инт-роектов при психозе (Bychowski, 1956). Чтобы обсудить связи и различия между этими феноменами, понадобилось бы использовать предложенное Гловером (1943) четкое и конструктивное разграничение между расщеплением и диссоциацией. Такое исследование вышло бы за рамки данной нашей работы.

ствие такого расхождения сообщение, передаваемое ребенком, противоречит совершаемому им действию. Этот пример демонстрирует поведение, которое является совершенно нормальным для ребенка на втором году жизни. Вместе с тем это нормальное действие ребенка проливает также свет на процессы дереистического мышления и неадекватность аффекта при шизофрении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.