КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарий. Комментируемая глава определяет правовые основы, структуру и организацию общего образования в России
Комментируемая глава определяет правовые основы, структуру и организацию общего образования в России. Общее образование, согласно комментируемой главе, состоит из четырех последовательных уровней: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. Причем образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, что призвано обеспечить непрерывность, последовательность, комплексность и качество получаемого образования. Образовательно-профессиональный потенциал общества и его носители (человеческие ресурсы) являются важнейшим источником благосостояния любой нации.[98] При этом в современных формах производства и обслуживания капиталу и природным факторам все в большей степени отводится пассивная роль, и только человеческий капитал (накопленные населением знания и умения, используемые для нахождения эффективных решений в различных областях деятельности) не имеет ограничений. Высокая доля природной составляющей в национальном богатстве России во многом связана с ее ресурсами, но интенсивная их эксплуатация (особенно, невоспроизводимой части) делает стратегически важной задачу развития человеческого фактора, человеческого капитала.[99] Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека.[100] Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры.[101] Согласно ст. 2 комментируемого Закона образование – это общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Предшествующий комментируемому Закону Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 “Об образовании” (утратил силу) в своей преамбуле определял образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания. Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.[102] Воспитание - создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, социальные институты.[103] Дошкольное образование. На современном этапе развития российского образования и в перспективе в качестве одной из приоритетных целей определяется развитие дошкольного образования. Ступень дошкольного детства трактуется как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающих последующим ступеням. В этой связи в соответствии с поручением Президента РФ Д.А. Медведева разрабатывается проект Государственной программы «Образование как основа инновационной экономики (2009-2012 гг.)», в котором система дошкольного образования рассматривается как сфера наиболее результативных инвестиций, вкладов с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов. В частности, предусматривается, что уже в ближайшем будущем дошкольное образование должно стать всеобщим и массовым. Это обусловлено сочетанием ряда факторов: роста рождаемости в стране в результате осуществления демографической* политики, необходимости обеспечения высокой готовности детей к школьному обучению, выравнивания их стартовых возможностей. Реализация данных стратегических направлений совершенствования дошкольного образования предполагает серьезную научно-теоретическую разработку всего спектра направлений развития и прежде всего существенную модернизацию содержания дошкольного образования, которое является первой ступенью системы непрерывного образования, начальным этапом овладения культурно-историческими ценностями. В свою очередь, продуктивность данных разработок во многом будет обеспечена достижением преемственности перспективы и ретроспективы в осуществлении комплекса исследований соответствующей проблематики. В связи с этим значительно актуализируется задача определения дальнейших перспектив» совершенствования содержания дошкольного образования на основе анализа накопленного позитивного опыта и имеющихся достижений. Вместе с тем, отечественная система дошкольного образования за годы своего существования и за период кризиса общественной системы накопила немало проблем и противоречий, требующих своего решения как в теоретическом, так и в практическом плане. Значительная часть этих проблем связана с деятельностью одного их субъектов образовательного процесса в дошкольном образовании - педагогов дошкольного образования. Долгое время в нашей стране учреждения дошкольного образования рассматривались по образному выражению И. В. Бестужева-Лады как своеобразные «камеры хранения». Но и в настоящее время, когда они получили статус образовательных, в отличие от школьного, дошкольное образование не имеет обязательного характера и государственного стандарта, устанавливающего основные параметры воспитания и обучения дошкольников. Следовательно, основная проблема, определяющая состояние и развитие профессиональной общности педагогов дошкольного образования, состоит в неопределенности содержания данной профессиональной деятельности, что порождает несколько групп противоречий: - между декларируемыми целями дошкольного образования и решаемыми в конкретных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) задачами. Даже в рамках социологической науки сегодня существует несколько точек зрения на сущность и содержание этих целей, которые обозначаются как подготовка детей к школе, развитие личности ребенка, формирование у детей механизмов и способов эффективной адаптации к социуму посредством овладения ценностными представлениями, нормами, правилами и т.д. А это, в свою очередь, приводит к сложности выявления содержательных аспектов деятельности педагогов дошкольного образования и формирования системы современных требований к ним; - между семейным (неформальным) воспитанием, ориентированным преимущественно на воспроизводство опыта и традиций предшествующих поколений, и формальным образованием и воспитанием, которое в условиях модернизации пытается ставить и решать проблемы формирования саморазвивающейся личности; - между административными требованиями к педагогам дошкольного образования, заложенными в нормативных документах, и реальным содержанием их деятельности в различных дошкольных образовательных учреждениях. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике объекта предмета труда. В роли объекта труда в дошкольном образовании выступает воспитанник, который представляет собой развивающуюся и постоянно изменяющуюся личность. Характер и направленность этих изменений во многом будет определяться позицией педагога. Субъект - объектные отношения должны превращаться в субъект - субъектные, под которыми мы понимаем не буквальное равенство воспитанников и педагогов в процессе воспитания личности ребенка, а процесс взаимоактивного влияния на его результаты, когда при взаимодействии с постоянно развивающейся личностью детей изменяется и педагог, формы и содержание его работы. Это превращает саму деятельность педагога ДОУ в творческую и нестандартную, повышает уровень содержательной сложности и изменяет сам характер требований к профессии педагога дошкольного образования. Таким образом, значимой становится проблема выявления особенностей профессии педагога дошкольного образования, сущностных характеристик профессиональной общности педагогов, работающих в данной образовательной сфере, и их социального ресурса, что позволило бы определить дальнейшие направления деятельности по разрешению существующих противоречий и созданию условий для наращивания и использования профессионального потенциала. Вместе с тем, несмотря на существование множества проблем и противоречий, сопровождающих функционирование и развитие профессиональной общности педагогов дошкольного образования, в настоящее время практически не проводятся серьезные социологические исследования данной тематики. В научной литературе можно найти лишь ссылки на отдельные работы, которые не имеют обобщенного, систематического характера, то есть педагогам дошкольного образования до сих пор уделяется недостаточно внимания. В начале XXI века наметилась тенденция к качественному изменению направленности творческого поиска в сфере содержания дошкольного образования. Если в 1990-е гг. в центре внимания находились преимущественно философские, психологические и программно-методические проблемы содержания дошкольного образования, то затем ввиду его сформированности приоритетным стало, прежде всего, определение преемственности содержания дошкольного образования с содержанием образования в начальной школе. Все это значительно актуализировало необходимость дальнейшего исследования проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования на всех уровнях: методологическом, психолого-педагогическом, дидактическом, программно-методическом и организационном. В результате творческого поиска в вариативных психолого-педагогических концепциях и программах было осуществлено продуктивное обоснование ведущих направлений обеспечения преемственности содержания дошкольного образования и начальной школы. Были выявлены подходы к отбору и формированию содержания образования, установлены способы овладения им, найдены организационные формы, создающие благоприятные педагогические условия для осуществления такой преемственности. Начальное общее образование. Как отметил Президент РФ, если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». «С передовых позиций мы откатились», – признал глава государства и подчеркнул, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом. При этом школьное образование, по мнению Д.А. Медведева, «представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны».[104] Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное и должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Современная школа – это массовая школа, а не эксклюзивная. В ее основе должен быть заложен деятельностно-компетентностый подход, в котором ключевая фигура – учитель, а главное действующее лицо – ученик. При этом основным критерием качественного образования становятся его социальные результаты, то есть у выпускника должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. Сегодня необходимо расширить систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых ребят и усовершенствовать систему моральных и материальных стимулов педагога, обеспечив учителю постоянный профессиональный рост. Значительно должен измениться и облик самой школы. Речь идет о том, что современная школа – это не только отвечающий всем требованиям времени центр обязательного образования, здесь, прежде всего, должны быть созданы условия для самоподготовки, занятий творчеством и спортом. При этом нельзя забывать и о такой важной составляющей образовательного процесса, как укрепление здоровья ребенка. Минимизация рисков для здоровья в процессе обучения должна быть выстроена на основе индивидуального подхода. Основное общее образование. Стартовавшая в 2009 г. национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» является комплексным проектом модернизации российского образования, согласно которому развитие российской школы должно включать в себя пять основных направлений. Первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должно соответствовать обновленное содержание образования. Во-вторых, по мнению главы государства, одновременно с внедрением новых стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Третьей важной задачей, стоящей перед общим образованием, считается сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. Ключевая роль в школе принадлежит учителю, и необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. И, что еще более важно, для пополнения школ новым поколением учителей. В-четвертых, должен измениться облик школ – как по форме, так и по содержанию. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Российская школа не может, не имеет права быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только передовые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащение медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически. Наконец, пятым направлением, которое должно войти в новую программу развития общеобразовательной школы, можно назвать решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени. Современное образовательное пространство, как отмечает В.В. Рубцов, включает разнообразные типы школ, каждая из которых представляет определенную модель обучения и воспитания.[105] Такое положение дел ведет к возрастанию неопределенности психологической ситуации в школах, что отрицательно сказывается на качестве образования. Один из способов снижения уровня неопределенности в школе и повышения качества обучения – это проектирование, создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало и сформировать способность быть субъектом развития своих способностей и в итоге стать субъектом процесса своей социализации.[106] Школа выступает для ребенка подлинной моделью общества. Здесь ребенку передается вся система социальных требований. Как отмечают Е.М. Дубовская и О.А. Тихомандрицская, эта передача осуществляется всей атмосферой школы, нормами, которыми она живет,[107] – что можно считать традициями школы. Важной задачей в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы. Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха. За последнее десятилетие в России проведена огромная работа по реформированию образовательного законодательства, а также системы государственных органов управления высшим образованием.[108] Однако следует признать, что нынешнее федеральное законодательство до сих пор более чем скромно закрепляет правовые основы управления образовательным учреждением, не обеспечивая тем самым функциональной полноты регулирования соответствующие отношения. Мы одновременно должны также понимать, что «недостаток» законодательной базы не просто снижает эффективность управления, но он и влечет за собой последующую «избыточность» регулирования отношений иными нормативными правовыми актами, что также крайне негативно влияет на управление образовательным учреждением. Мы сталкиваемся здесь с эффектом маятника.[109] Для реализации своей (утвержденной) миссии средние и средние специальные учебные заведения должны определить свою политику по каждому из основных направлений его деятельности – в учебно-методической (в частности, массовое высшее образование и/или элитарная подготовка), научной (развитие фундаментальных и/или прикладных исследований), инновационной, финансово-экономической и др. В российской практике разработки программ развития средних и средних специальных учебных заведений, как правило, этот момент определения политики отсутствует. И в немалой степени способствует такому отсутствию недостаточно оформленное (систематизированное) российское законодательство в сфере образовательной деятельности. На наш взгляд, следующие факторы отрицательно влияют на развитие системы основного общего образования. Во-первых, общесистемные проблемы всего российского образования. Это, прежде всего, неэффективное состояние экономики учебных заведений и противоречивость законодательной и нормативной базы образования. Во-вторых, разрыв ранее сложившихся связей учебных заведений с работодателями, отсутствие механизмов заинтересованного их участия в подготовке будущих специалистов. Отсутствие системы прогнозирования спроса на специалистов привело к серьезным структурным перекосам в подготовке кадров и как следствие - к деформации кадрового потенциала предприятий, текучести, снижению цены труда специалиста среднего звена и снижению эффективности профессионального образования. В этих условиях система основного общего образования не ориентируется на запросы потребителей, ведет подготовку специалистов на основе собственных интересов, что не совместимо с новыми реалиями рыночных отношений, что приводит к обострению внутренних проблем системы. Структура подготовки, номенклатура специальностей, содержание, формы, методы обучения и оценки качества подготовки, состояние учебно-материальной и дидактической базы, кадрового потенциала, научное обеспечение системы не отвечают современному состоянию и перспективам общественного и экономического развития.[110] На этом фоне развивается негативное общественное отношение к производительному труду вообще и к сфере деятельности специалистов среднего звена в частности. Следует признать, что в общественном сознании продолжает укрепляться точка зрения, что успешность карьеры молодого человека связана исключительно с получением высшего образования, чему способствует рост сети вузов и их подразделений, не всегда подкрепленный реальной потребностью в кадрах с высшим образованием. В условиях негативной демографической ситуации очень остро стоит вопрос о перспективах как среднего, так и начального профессионального образования, а в конечном итоге — о крупнейшем сегменте сферы труда.[111] Среднее общее образование в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) ЮНЕСКО приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751, стратегические одной из целей российского образования (в том числе, среднего профессионального) является создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности. В настоящее время сеть учреждений среднего общего образования характеризуется значительным разнообразием организационно-правовых форм. Более трети государственных средних профессиональных учебных заведений находится в собственности субъектов Российской Федерации, расширяется создание муниципальных и негосударственных образовательных учреждений. Формируется негосударственный сектор среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 средних профессиональных учебных заведений, в которых обучается более 20 тыс. студентов. В связи с этим одной из важнейших проблем развития России является решительный поворот направленности проводимой в стране политики в области образования в сторону укрепления в общественном сознании представления об образовании (в том числе, среднем профессиональном) как ведущем, определяющем и, по существу, на современном этапе единственном факторе достижения стратегических целей становления нового общества, формирования соответствующей активной позиции государства. Система среднего профессионального образования, ориентировавшаяся, в том числе, на обслуживание экономики и социальной сферы страны, оказалась абсолютно не приспособленной к расцвету «хозяйственной деятельности» и предпринимательской активности населения начала 1990-х гг. Попытки развития его содержания в этот период осуществлялись в традиционной логике подготовки по специальности: в частности, резко возросла численность учреждений и выпускников средних профессиональных учебных заведений экономического и коммерческого профиля, продолжается формальное внедрение в учебный процесс информационных технологий и т.д. Отдельная норма комментируемого Закона посвящена общему образованию, которое может быть получено в форме семейного образования, а также в следующих видах организаций: - дошкольных образовательных организациях, - общеобразовательных организациях, - организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - организациях, осуществляющих лечение и (или) оздоровление детей, - организациях, осуществляющими социальное обслуживание детей. В связи с этим одной из важнейших проблем развития России является решительный поворот направленности проводимой в стране политики в области образования в сторону укрепления в общественном сознании представления об образовании как ведущем, определяющем и, по существу, на современном этапе единственном фактором достижения стратегических целей становления нового общества, формирования соответствующей активной позиции государства.[112] При этом необходимо учитывать следующие принципиальные моменты: - образование в совокупности с наукой - главный фактор создания в России высокоэффективной экономики на принципиально новой производственно-технологической основе, в рамках новых производственно-рыночных отношений в период перехода России в постиндустриальную, информационную фазу развития; - образование в совокупности с общественно-политическими институтами и средствами массовой информации - это ключевое орудие формирования в стране гражданского общества, правового демократического государства; - образование в совокупности с культурой, с опорой на национальные и исторические традиции, с учетом мирового опыта - определяющий фактор формирования и воспитания высоконравственной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности.[113] Необходимость реализации этих положений определена в Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации, в которой говорится, что «стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: 1) создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; 2) укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества; 3) кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью; 4) утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики».[114] Сегодня, говоря о развитии системы российского образования или ее подсистемы, все чаще справедливо связывают его с модернизацией системы образования, а не с ее реформой. В этом есть свой резон, так как «реформа — это преобразование, переустройство», и считается, что как демократическое переустройство, реформа образования произошла в 1992 году, когда «обретение знаниями стало носить характер экономической категории. Знания превратились в товар, а носитель знаний — в их собственника» (Энциклопедия профессионального образования).[115] Основные общеобразовательные программы реализуются дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями, организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациями, осуществляющими лечение и (или) оздоровление детей, организациями, осуществляющими социальное обслуживание детей. Методологической основой построения профильного обучения является гипотеза Л.С. Выготского о динамическом соотношении процессов обучения и развития, суть которой заключается в том, что «процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими «зоны ближайшего развития».[116] Профильное обучение предполагает формирование у школьников умений переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, видение альтернативы решения, готовность к изменению идеи, доказательность каждого суждения (И.Я. Лернер). Переход к профильному обучению преследует следующие цели:[117] - обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программ полного общего образования; - создать условия для дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ; - способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию в соответствии со способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. Обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, эффективно подготовить выпускников к освоению программ высшего профессионального образования.[118] Основными целями новой программы «Столичное образование-4» названы обеспечение устойчивого развития системы образования в городе Москве, ее доступность, обязательность, повышение качества, рост эффективности.[119] Применительно к настоящему этапу развития московского образования эти цели были конкретизированы. На первый план выдвигается формирование системы непрерывного образования. Особенностью столичного образования является широкое взаимодействие с высшей школой. Это взаимодействие в настоящее время превратилось в мощный образовательный потенциал, который уже сейчас является важным фактором решения многих задач социально-культурной и экономической жизни Москвы, реализации молодежной политики.[120] Основным направлением развития системы непрерывного образования в гимназии признается работа в системе «Школа-Вуз». Классы, ориентированные на профиль вуза, становятся промежуточной ступенью между школой и вузом, они призваны разрешить противоречия между разными системами обучения, обязаны служить налаживанию взаимодействия между школьным и вузовским образованием. Взаимодействие школьного и вузовского образования должно обеспечивать соблюдение преемственных связей, устанавливать связи между знаниями, получаемыми в гимназии, и знаниями, получаемыми в вузе, как элементами целостной системы.[121] При взаимодействии школьного и вузовского образования осуществляется последовательная связь в обучении путем использования таких средств, как согласование программ и учеников школы и вуза, проведение повторительно-обобщающих занятий в вузе и др. В результате взаимодействия школьного и вузовского образования обеспечивается преемственность в средствах, методах и формах обучения, в развитии отдельных понятий в курсах профильных дисциплин, в регулировании уровня сложности изучаемого материала. При взаимодействии школьного и вузовского образования обеспечивается интеграция, дифференциация и индивидуализация образовательной и профессиональной подготовки. В целях эффективного развития системы непрерывного образования были приняты приказ Роструда от 17 октября 2006 г. № 254 Процессы распада отраслевых систем среднего профессионального образования и сокращения его финансовой базы привели к необходимости расширения функционального поля учебных заведений, в том числе путем развития принимающей устойчивый характер системы связей как между собой, так и с другими образовательными, научными и производственными структурами. В связи с этим одним из составных элементов процесса регионализации среднего профессионального образования следует назвать развитие новых организационных структур образовательных учреждений, дающее возможность реализовать задачу упрочения системы взаимоотношений между ними и другими агентами региональной сферы образования на основе сочетания интересов всех заинтересованных сторон. В настоящее время в этой области наблюдаются два процесса. С одной стороны, развивается диверсификация форм, организации и содержания образовательного процесса, видов учебных заведений, с другой — нарастает интеграция деятельности различных учебных заведений, необходимая для решения тех же задач, но более эффективными методами.[122] Диверсификация реализуется в виде многоуровневости, многоступенчатости профессиональной подготовки, вариантности и гибкости образовательных программ. Сохраняя стабильность функционирования системы образования, диверсификация делает ее более динамичной, способной к оперативной перестройке, быстрым структурным изменениям и инновационной активности, обеспечивает благоприятные условия для сближения форм организации образовательного процесса и образовательных технологий в учебных заведениях общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Именно процессы диверсификации образования определяют необходимость формирования гибких образовательных структур, которые обладают способностью к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися региональными потребностями.[123] Интеграция различных сторон деятельности учебных заведений позволяет сокращать расходы, более рационально и эффективно использовать трудовые, финансовые и материальные ресурсы. Наиболее полно интеграция достигается за счет преемственности образовательных программ и их реализации на основе объединения отдельных учебных заведений - школ, ПТУ, техникумов, колледжей и вузов в различного вида и типа (в том числе - региональные) учебные, учебно-научные и учебно-производственные комплексы. В связи с этим развиваются процессы создания новых форм организации деятельности образовательных учреждений - многопрофильных региональных комплексов профессионального образования различного вида на базе существовавших ранее учреждений разного отраслевого профиля и подчиненности. Многопрофильность деятельности комплекса основывается на сложившейся специализации входящих в него образовательных учреждений, с рациональным разграничением секторов их выхода на региональный рынок труда и образовательных услуг. Входящие в комплекс учреждения профессионального образования (а также другие организации и предприятия, сопряженные в своей деятельности с деятельностью учебных заведений) приобретают значительно более устойчивые методические, финансовые и технологические отношения, что достигается через развитие различного рода систем взаимодействия как во внутренней, так, особенно, во внешней среде деятельности комплекса. В мировой практике объединение образовательной педагогической среды учебных заведений и внешней для их деятельности среды реализуется также путем создания подобных комплексов, обладающих гибкостью, конкурентоспособностью, многопрофильностью, что определяет их преимущества. Создание данного рода комплексов способствует решению таких важных задач, как: - большая доступность получения среднего профессионального образования в целом, с одновременным приближением возможностей его получения населением отдаленных местностей, что способствует развитию социокультурных функций этого сектора образовательной системы; - подготовка для регионов собственных кадров из числа местной молодежи, с учетом спроса на местных I рынках труда; развитие финансово-экономической базы учебных заведений за счет привлечения и более эффективного использования материальных, трудовых и, в особенности, финансовых ресурсов из бюджетных и внебюджетных региональных источников; - развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы. В практике регионализации среднего профессионального образования накоплен значительный опыт создания подобных комплексов на базе колледжей, но пока еще нет достаточно глубокого анализа и обобщения результатов их деятельности.[124]
Глава 8.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |