Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. Вступительная статья комментируемой главы определяет понятие профессионального образования, путём разделения его на среднее и высшее профессиональное




Вступительная статья комментируемой главы определяет понятие профессионального образования, путём разделения его на среднее и высшее профессиональное образования, а затем - перечисления форм последнего: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации. Под последней формой понимается присвоение учёной степени кандидата наук, впервые включённой в перечень форм профессионального образования (подробнее см. комментарий к ст. 72).

Необходимо отметить, что в соответствии с заключительной частью данной статьи высшее образование по программам подготовки научно-педагогических кадров может быть получено в научных организациях, а также образовательных организациях дополнительного профессионального образования. В этой связи необходимо отметить, что данной норме противоречит положение п. 15 ст. 2 настоящего Закона, которая декларирует, что дополнительное образование не сопровождается повышением уровня образования (см. комментарий к гл. 1).

Далее в Законе раскрывается содержание среднего профессионального образования. Новеллой комментируемого нормативного правового акта является широкий подход к пониманию среднего профессионального образования не просто как к обучению навыкам рабочей профессии, а как "интеллектуальному, культурному и профессиональному развитию человека", в целях подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена, а также "удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования".

Закон устанавливает минимальные требования к образовательному цензу для лиц, получающих среднее профессиональное образование. Он должен быть не ниже основного общего (9 классов) или среднего общего (11 классов) образования, если иное не установлено настоящим Законом (см. комментарий к гл. 7). При этом в случае получения среднего профессионального образования на базе 9-ти классов, обучаемый "подтягивается" в квалификации среднего образования до уровня, соответствующего 11-ти классам стандарта общеобразовательной школы.

Получение среднего профессионального образования производится преимущественно за счёт средств соответствующего бюджета на общедоступной основе. Однако Закон допускает введение в отдельных случаях на отдельные профессии конкурсных испытаний и, очевидно, возможности платного обучения отдельных обучаемых.

Получение второго среднего профессионального образования в соответствии с логикой настоящего Закона проводится за счёт средств обучаемых, за исключением случаев получения ими профессии "квалифицированный рабочий (служащий)".

По результатам освоения программы подготовки и успешного прохождения выпускных испытаний обучаемым присваивается квалификации:

- по соответствующей профессии рабочего;

- по соответствующей должности служащего;

- соответствующего специалиста среднего звена.

Следующая статья комментируемой главы Закона определяет цель высшего образования, как обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научной или педагогической квалификации.

Далее в статье обозначены уровни квалификации высшего образования, исходя из квалификационных образовательных требований для поступающих. Так, к освоению программы бакалавриата (академического и прикладного) или программ специалитета допускаются лица, имеющие общее среднее образование. Разница между академическим и прокладным бакалавриатом состоит в том, что в первом случае обучение проводится по соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам и по соответствующим специальностям, а прикладной бакалавриат - это результат освоения федерального государственного образовательного стандарта по соответствующим направлениям подготовки. А специалитет по смыслу комментируемого Закон оказывается приравненным к академическому бакалавриату, что, на наш взгляд, противоречит здравому смыслу.

Очевидно, поскольку наша страна в настоящий момент находится в состоянии перехода от однозвенной системы высшего образования (специалитета) к двухзвенной (бакалавриат, магистратура), то формальным различием между этими уровнями подготовки должно стать указание соответствующей квалификации в дипломе выпускника.

Что же касается магистратуры, то к поступлению в неё по смыслу комментируемого Закона допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Срок обучения в магистратуре определён в один год. Иными словами, бакалавр или специалист любого профиля может поступить в любую магистрату и получить квалификацию по программе высшего образования по соответствующей специальности в итоге 1 года обучения, при успешной сдаче итоговой аттестации. Исключение составляет ординатура, к поступлению в которую допускаются лица, имеющие высшее медицинское и (или) фармацевтическое образование. То же касается образования в области искусств.

По той же схеме производится приём в аспирантуру (адъюнктуру) лиц, имеющих диплом специалиста или магистра. Вступительные испытания проводятся образовательной организацией самостоятельно, то есть без использования соответствующих образовательных стандартов. В случае защиты аспирантами (адъюнктами) диссертации, им в установленном порядке также выдаётся диплом кандидата наук.

В том случае, если лица, обладающие любым высшим образованием, получили его за счёт любого бюджета, дальнейшее их обучение на любых формах высшего образования рассматривается как повторное и осуществляется за счёт средств обучаемых.

Отдельно в Законе подробно определены общие требования к организации приёма для обучения программам бакалавриата и специалитета. Первое общее условие приёма в ВУЗы по названным программам - это наличие результатов ЕГЭ. При всём отрицательном отношении автора настоящего комментария к такого рода аттестации, необходимо отметить, что в последнее время государство предпринимает титанические усилия для обеспечения его всеобщности. Вместе с тем, сам Закон допускает исключения из этого общего правила (см. комментарий к гл. 2), которые носят временный характер.

При этом предоставление результатов ЕГЭ не обязательно для иностранных граждан и лиц с высшим и средним профессиональным образованием. Для них вступительные испытания проводятся по программам ВУЗа.

Право определения минимального количества баллов ЕГЭ предоставлено ВУЗам, но не ниже нормы, установленной уполномоченным федеральным органом государственной власти. Переводя на традиционные показатели, можно заключить, что с оценкой "неудовлетворительно" по базовым обязательным предметам поступить в ВУЗ нельзя. При всём демократизме такого подхода, на практике это позволяет отдельным ВУЗам устанавливать минимальный контрольный показатель не до, а после приёма документов абитуриентов.

Разумеется, есть ВУЗы, для поступления в которые требуются дополнительные вступительные испытания, не предусмотренные ЕГЭ. Речь идёт о проверке физических, психологических качеств, творческих способностей абитуриентов. Однако на практике этот список ежегодно расширяется Распоряжениями Правительства Российской Федерации, в которые попадают "престижные" ВУЗы, получающие таким образом незаконное, на наш взгляд, право проводить собственные вступительные испытания по предметам, включённым в обязательный набор ЕГЭ.[125] Причина банально проста: эти вузы пытаются собственными силами защитить себя от наплыва абитуриентов, получивших результаты ЕГЭ незаконным, чаще всего коррупционным путём. К ним относятся медицинские ВУЗы, МГЮА, МГИМО и др. Речь здесь не идёт о тех ВУЗах, которые получили право вводить дополнительные экзамены в соответствии с комментируемой статьёй, - МГУ и СПбГУ.

При этом Россия не была бы Россией, если бы эти общие правила нельзя было обойти. Так, без вступительных испытаний могут быть приняты в ВУЗ победители и призёры олимпиад и олимпийских игр. Преимущественным правом зачисления обладают абитуриенты, подпадающие под установленные квоты: медицинские, зональные, национальные и др. Это нельзя было бы не назвать справедливым, если бы комментируемый Закон исчерпывающим образом определял бы эти исключительные категории. Однако он передаёт часть полномочий в этой области на подзаконный уровень, пример чего приведён выше.

Завершает комментируемую главу ст. 74 со странным наименованием "Формы интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании". Странность, на наш взгляд, состоит в том, что, во-первых, представляется странным, что развитие науки и научно-исследовательской деятельности в ВУЗе необходимо стимулировать принудительно, с помощью законодательных норм. Казалось бы, ВУЗ, проводящий конкурсный отбор абитуриентов и преподавателей, должен быть сам заинтересован в развитии собственной науки, поскольку без развития творческих навыков, умений постоянно учиться и самообразовываться сегодня невозможна подготовка качественного специалиста. Во-вторых, вопрос развития науки, в том числе - и в ВУЗе, это предмет регулирования иного нормативного акта: Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", действующего с последующими изменениями и дополнениями.[126]

Перечень форм интеграции науки и высшего образования завершается общим посылом об оценке результатов этой деятельности учредителем. Если ВУЗ учреждён государством, эту норму следует признать действенной в ограниченных пределах, а если иным лицом - то фиктивной.

 

 

Глава 9.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.