КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарий. 1 страница. Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации «общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации «общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта», а также «координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации» находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, а поэтому формы и направления международного сотрудничества зависят от учредителя образовательного учреждения. Статья подчёркивает, что расширение возможностей доступа к образованию распространяется как на российских граждан, так и на иностранцев и лиц без гражданства. Так, часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации закрепляет: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» «иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства»[195]. Подход к количественным показателям и особенностям получения образования иностранцев и лиц без гражданства в России, а также российскими гражданами за рубежом отражается в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования»: «1. …количество проживающих за рубежом иностранных граждан и соотечественников, принимаемых на обучение за счет ассигнований федерального бюджета в федеральные государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (независимо от сроков обучения, уровня и вида реализуемых программ), и российских специалистов, командируемых за счет указанных ассигнований в зарубежные образовательные учреждения для преподавательской работы, не может превышать соответственно 10 тыс. человек и 300 человек в год. Прием иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение в федеральные государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования осуществляется в целях содействия зарубежным странам в подготовке кадров на основании международных договоров Российской Федерации с выплатой указанным лицам государственных стипендий (в течение всего периода обучения, вне зависимости от успеваемости) и обеспечением их местами в общежитиях на условиях, установленных для граждан Российской Федерации, обучающихся за счет ассигнований федерального бюджета. Финансирование расходов на обучение иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на командирование в зарубежные образовательные учреждения для преподавательской работы российских специалистов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти образовательные учреждения, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на образование. Организационные мероприятия, связанные с приемом иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, в федеральные государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, а также с командированием в зарубежные образовательные учреждения для преподавательской работы российских специалистов за счет ассигнований федерального бюджета, осуществляются Министерством образования и науки Российской Федерации»[196]. Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, можно сказать, что в Российской Федерации, также как и в других странах, признающих приоритет международного права над внутригосударственным, одной из целей любого закона и законодательства в целом является соответствие международно-правовым нормам. Однако трактовка данного конституционного положения может быть различной. Существуют различные точки зрения по вопросу о месте норм международного права в правовой системе государств. Например, О.И. Тиунов, судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке, считает, что нормы международного права могут применяться на территории Российской Федерации непосредственно судами и другими органами власти в силу п.4 статьи 15 Конституции[197]. Определенная часть международно-правовых норм посредством общей инкорпорации была введена в правовую систему России, а это, закрепляет возможность их непосредственного использования и применения во внутригосударственных отношениях[198]. Но есть и другая позиция. Как отмечает известный специалист в области теории государства и права В.Н. Карташов, «российский законодатель, к сожалению, до сих пор легально не определил ни понятия, ни перечня общепризнанных принципов и норм международного права»[199]. Соответствующий пробел частично был восполнен Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», а также в Постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», однако они являются уязвимыми по многим вопросам. В результате автор приходит к выводу, что «высшим судебным инстанциям России следует весьма осторожно обращаться с соответствующими отсылками к тем или иным формам международных документов при установлении общепризнанных принципов и норм международного права»[200]. Достаточно сложной является и современная трактовка влияния решений Европейского Суда по правам человека на российскую правовую систему. Если раньше Суд требовал от государства-ответчика лишь справедливой компенсации нарушенного права, то в последние годы через Комитет министров Совета Европы страсбургский Суд требует устранить источник возникновения нарушения права, гарантированного Конвенцией Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. или Протоколов к ней. Основными международными организациями, способствующими развитию образования, являются: - во-первых, Организация Объединённых Наций, в пункте «с» статьи 55 Устава которой закреплено, что она способствует «международному сотрудничеству в области культуры и образования»[201], а также её специализированные учреждения - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международная организация труда (МОТ). Устав ЮНЕСКО был принят ещё 16 ноября 1945 г. в Лондоне. В соответствии с провозглашёнными целями Организация «а) способствует сближению и взаимному пониманию народов путём использования всех средств информации и рекомендует с этой целью заключать международные соглашения…, b) поощряет развитие народного образования и распространение культуры…, с) помогает сохранению, увеличению и распространению знаний»[202]. 25 июля 1993 г. в Москве был подписан Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в области образования, точных и естественных наук, культуры, социальных и гуманитарных наук, коммуникации, информации и информатики, ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, управления и функционирования ЮНЕСКО, а также о Бюро ЮНЕСКО в Москве[203]. Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций. Сейчас это специализированное учреждение ООН, занимающееся вопросами регулирования трудовых отношений. В 1944 году на сессии в Филадельфии (США) Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой уточняются её цели и задачи Организации. Декларация основывается на следующих принципах: труд не является товаром; свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса; нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния; все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей[204]. Все эти принципы относятся и к регулированию труда в сфере образования. - во-вторых, Совет Европы. В статье 1 Устава Совета Европы его цель определена как «достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достояние, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путём поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод»[205]. Для Российской Федерации европейское международное сотрудничество имеет огромное значение. Например, являясь участником с 2003 г. Болонского процесса, Россия взяла на себя обязательство следовать приоритетам развития «зоны европейского высшего образования», которое структурно представлено двумя циклами: бакалавриат (3-4 года обучения), магистратуры (1-2 года обучения). Международное сотрудничество в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами осуществляется научными фондами, научными и образовательными учреждениями разного уровня. Например, одной из задач Российского гуманитарного научного фонда является «осуществление регионального и международного научного сотрудничества в области гуманитарных наук, включая финансирование совместных научных проектов»[206]. Среди российских вузов ситуация обстоит иначе. Например, в Уставе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова нет раздела о международной деятельности и международном сотрудничестве[207]. Другая ситуация наблюдается в Санкт-Петербургском государственном университете. Глава X Устава СПбГУ называется «Международная и внешнеэкономическая деятельность Санкт-Петербургского университета». В ней закреплено, что: 135. Санкт-Петербургский университет имеет право осуществлять международное сотрудничество в области высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, научной и (или) научно-технической, преподавательской и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. 136. Основными направлениями международной деятельности Санкт-Петербургского университета являются: а) участие в программах двустороннего и многостороннего обмена обучающимися и научно-педагогическими работниками; б) проведение совместных научных и прикладных исследований, конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий; в) осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований, а также опытно-конструкторских работ по договорам с иностранными юридическими лицами; г) разработка и реализация совместных основных и дополнительных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; д) приглашение иностранных преподавателей, научных работников и специалистов для участия в образовательном процессе и научной работе; е) направление работников Санкт-Петербургского университета за рубеж в командировки и на стажировки; ж) обучение иностранных граждан и лиц без гражданства по реализуемым образовательным программам, а также оказание иностранным гражданам платных дополнительных образовательных услуг по договорам с юридическими и (или) физическими лицами; з) оказание консультационных услуг иностранным организациям; и) участие в конкурсах на получение международных и зарубежных грантов; к) заключение с иностранными юридическими и (или) физическими лицами договоров о сотрудничестве; л) участие в международных программах совершенствования высшего и послевузовского профессионального образования; м) участие в международных ассоциациях и иных объединениях образовательных учреждений и научных организаций; н) осуществление международного сотрудничества по иным направлениям в соответствии с законодательством Российской Федерации. 137. Санкт-Петербургский университет вправе заниматься внешнеэкономической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом[208]. Кроме того, в соответствии с решением Совета государств-участников СНГ по сотрудничеству в области образования Санкт-Петербургский Государственный Университет наделен статусом базовой организации государств - участников СНГ по подготовке кадров в области гуманитарных и социально-экономических наук. С 1 января 2011 года в связи с вступлением в силу Федерального Закона Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях с проставлением штампа «Апостиль» осуществляется непосредственно в каждом субъекте Российской Федерации уполномоченными органами исполнительной власти. Можно обращаться в ближайший орган управления образованием субъекта Российской Федерации независимо от регистрации и места выдачи диплома (аттестата). Апостиль - специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность штампа, которым скреплен этот документ. Апостиль ставится на оригиналы документов, в данном случае, на оригиналы документов об образовании, и таким правом обладает только Министерство образования. Необходимость в апостиле возникает при выезде российских и иностранных граждан, получивших образование в Российской Федерации, за рубеж и предоставлении полученных документов для дальнейшей учебы или работы в странах, присоединившихся к Гаагской Конвенции от 5 октября 1961 года. Согласно этой Конвенции страны-участники обязуются отменить требование дипломатической или нотариальной легализации иностранных официальных документов и в надлежащем случае ограничиться проставлением апостиля. Документы с проставленным на них апостилем действительны на территории стран-участниц Гаагской конвенции без дополнительной легализации. 1. Список стран-участниц Гаагской конвенции 1961 г.[209]
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |