КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации по проведению психологической диагностики
Цель психодиагностической диагностики – получение информации о качествах, влияющих на поведение человека, но с трудом поддающихся непосредственному наблюдению, например, готовности к обучению, интеллектуальных способностей, самооценки. Психодиагностика позволяет определить актуальный уровень развития способностей человека и его потенциал («зону ближайшего развития»). Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она не дана человеку от рождения, а формируется в трудовой деятельности. В основе профессионализма лежит профессиональная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки. Выдающийся русский психолог Б.М. Теплов отмечал, что никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения. При выявлении профессиональных способностей необходимо учитывать ряд факторов: 1) скрытый характер некоторых профессионально важных качеств, проявляющихся только в деятельности; 2) отсутствие внутренних критериев оценки собственной личности, способностей, успехов и неудач, ориентация в основном на внешние оценки; 3) недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка; 4) недостаток жизненного опыта и достоверной информации о мире профессий и рынке труда. Квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение самоопределения детей и подростков снижает негативное влияние этих факторов. В школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях: правильнее говорить об индивидуальных психологических особенностях как предпосылках формирования способностей. Однако диагностика этих особенностей в школе снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения и будущей профессии. Выбору профиля обучения в 8-9 классах предшествует ориентировочный этап, на который приходится формирование интереса к миру профессий; знакомство со своими психологическими особенностями и развитие умения соотносить их с требованиями профессий. Психологическая диагностика в 6-7 классах должна сопровождаться краткой, но информативной и запоминающейся беседой по теме занятия, небольшими упражнениями и заданиями, примеры которых приведены в данном пособии. Работа с методиками основана на потребности подростка в самопознании и саморазвитии, поэтому предполагает отказ от директивных методов консультирования, блокирующих потребность в профессиональном и личностном самоопределении. Необходимо объяснить учащимся и их родителям цели работы и обеспечить комфортные условия работы: тишина, нормальная температура и освещение, отсутствие внешних раздражителей. Методики, включенные в пособие, объединяет компактность, информативность, простота в обработке, понятная учащимся интерпретация. Методики прошли апробацию в рамках мероприятий национального проекта «Образование» (2006-2010 гг). в образовательных учреждениях Москвы и Московской области. В пособии представлены девять методик, исследующих профессиональные интересы и склонности, мышление и личностные особенности. Блоки нельзя рассматривать изолированно друг от друга: информация, полученная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточняется другими. Методики могут использоваться при консультировании учащихся, испытывающих трудности в обучении и общении.
В комплект входит Тетрадь самодиагностики с бланками и опросниками. Карта самодиагностики в конце Тетради поможет учащимся систематизировать и обобщить полученную информацию. Психолог на основании этих данных может составить развернутый психологический портрет каждого ученика. Тетради самодиагностики необходимо хранить в условиях, исключающих доступ к ним третьих лиц. Психологическую диагностику следует рассматривать не как разовый замер психологических особенностей учащихся, а как средство формирования реалистичного представления о себе на основе психолого-педагогической диагностики, как компонент систематической психолого-профориентационной работы. Ее продолжением могут быть тренинги, игры, классные часы «Беседы о самоопределении» и другие средства психолого-педагогического сопровождения самоопределения учащихся. Развивающая диагностика может быть продолжена в 8-9 классах.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |