Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по проведению психологической диагностики




Цель психодиагностической диагностики – получение информации о качествах, влияющих на поведение человека, но с трудом поддающихся непосредственному наблюдению, например, готовности к обучению, интеллектуальных способностей, самооценки. Психодиагностика позволяет определить актуальный уровень развития способностей человека и его потенциал («зону ближайшего развития»).

Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она не дана человеку от рождения, а формируется в трудовой деятельности. В основе профессионализма лежит профессиональная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки.

Выдающийся русский психолог Б.М. Теплов отмечал, что никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения.

При выявлении профессиональных способностей необходимо учитывать ряд факторов:

1) скрытый характер некоторых профессионально важных качеств, проявляющихся только в деятельности;

2) отсутствие внутренних критериев оценки собственной личности, способностей, успехов и неудач, ориентация в основном на внешние оценки;

3) недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка;

4) недостаток жизненного опыта и достоверной информации о мире профессий и рынке труда.

Квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение самоопределения детей и подростков снижает негативное влияние этих факторов.

В школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях: правильнее говорить об индивидуальных психологических особенностях как предпосылках формирования способностей. Однако диагностика этих особенностей в школе снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения и будущей профессии.

Выбору профиля обучения в 8-9 классах предшествует ориентировочный этап, на который приходится формирование интереса к миру профессий; знакомство со своими психологическими особенностями и развитие умения соотносить их с требованиями профессий.

Психологическая диагностика в 6-7 классах должна сопровождаться краткой, но информативной и запоминающейся беседой по теме занятия, небольшими упражнениями и заданиями, примеры которых приведены в данном пособии.

Работа с методиками основана на потребности подростка в самопознании и саморазвитии, поэтому предполагает отказ от директивных методов консультирования, блокирующих потребность в профессиональном и личностном самоопределении.

Необходимо объяснить учащимся и их родителям цели работы и обеспечить комфортные условия работы: тишина, нормальная температура и освещение, отсутствие внешних раздражителей.

Методики, включенные в пособие, объединяет компактность, информативность, простота в обработке, понятная учащимся интерпретация. Методики прошли апробацию в рамках мероприятий национального проекта «Образование» (2006-2010 гг). в образовательных учреждениях Москвы и Московской области.

В пособии представлены девять методик, исследующих профессиональные интересы и склонности, мышление и личностные особенности.

Блоки нельзя рассматривать изолированно друг от друга: информация, полученная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточняется другими. Методики могут использоваться при консультировании учащихся, испытывающих трудности в обучении и общении.

 

Профессиональные интересы и склонности «Или-или»(модификация методики «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова) Определение типа будущей профессии(модификация методики Е. А. Климова) Опросник профессиональных склонностей(модификация методики Л. А. Йовайши)
Мыслительные способности Определение типа мышления (модификация методики Дж. Брунера) Краткий интеллектуальный тест (модификация методики Н. В. Бузина) Тест интеллектуальной лабильности(сокращенный вариант)
Личностные особенности Определение темперамента(модификация Личностного опросника Айзенка) Тест эмоций(модификация теста Басса-Дарки) Поведение в конфликте (модификация методики К. Томаса)

В комплект входит Тетрадь самодиагностики с бланками и опросниками. Карта самодиагностики в конце Тетради поможет учащимся систематизировать и обобщить полученную информацию. Психолог на основании этих данных может составить развернутый психологический портрет каждого ученика. Тетради самодиагностики необходимо хранить в условиях, исключающих доступ к ним третьих лиц.

Психологическую диагностику следует рассматривать не как разовый замер психологических особенностей учащихся, а как средство формирования реалистичного представления о себе на основе психолого-педагогической диагностики, как компонент систематической психолого-профориентационной работы. Ее продолжением могут быть тренинги, игры, классные часы «Беседы о самоопределении» и другие средства психолого-педагогического сопровождения самоопределения учащихся.

Развивающая диагностика может быть продолжена в 8-9 классах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.