КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чарльз Райкрофт 10 страница
Именно принятие Фрейдом техники свободной ассоциации позволило ему отказаться от ГИПНОЗА. Сопротивление проявляется во время аналитических сессий как неспособность пациента свободно ассоциировать. Некоторые считают, что аналитическая техника полностью зависит от свободной ассоциации и от появления в результате этого процесса соответствующего патогенного «МАТЕРИАЛА», но это является чрезмерным упрощением проблемы, поскольку:
а) аналитик делает ИНТЕРПРЕТАЦИИ, и последующие высказывания пациента являются ассоциациями на его вмешательство и потому не свободны;
б) вмешательства аналитика вынуждают пациента внимательно рассматривать свои свободные ассоциации, ИДЕНТИФИЦИРУЯСЬ с аналитиком, т.е. пациент одномоментно или в быстром чередовании занят двумя вещами: свободной ассоциацией и рефлексией. Говоря другими словами, пациент качается между состояниями то СУБЪЕКТА, то ОБЪЕКТА своего опыта, и в какие-то моменты он освобождает свои мысли, с тем чтобы тут же установить за ними наблюдение. См. также РАСЩЕПЛЕНИЕ.
СВОБОДНАЯ ОТ КОНФЛИКТА ЗОНА ЭГО(conflict-free area of the EGO) ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ формулировка, предполагающая, что функции, недоступные воздействию невротического КОНФЛИКТА, занимают определенную зону в Эго. См. АВТОНОМИЯ; ЭГО; ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ.
СЕКС, СЕКСУАЛЬНЫЙ (ПОЛ, ПОЛОВОЙ) (sex, SEXUAL)
В биологии: все организмы, кроме простейших, делятся на два пола – мужской и женский, – и новые члены вида появляются путем слияния двух половых клеток – одной мужской и одной женской. Отсюда ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ, ПОЛОВОЙ КОНТАКТ, ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ - термины, относящиеся к структурам и функциям, необходимым для создания новых индивидов. ПОЛОВЫЕ ПРИЗНАКИ - это признаки, позволяющие определить пол: либо ПЕРВИЧНЫЕ признаки, напрямую связанные с размножением, либо ВТОРИЧНЫЕ - те, что обычно ассоциируются с определенным полом, но непосредственно с размножением не связаны.
В психологии: СЕКСУАЛЬНЫЙ относится к влечениям, паттернам поведения, эмоциям и ощущениям, которые, по наблюдениям либо умозрительно, считаются внутренне связанными с репродуктивной деятельностью (или с использованием органов размножения в качестве источника ощущений).
Психоанализ перевернул традиционные представления о сексе, утверждая:
а) у сексуального поведения взрослых имеются ИНФАНТИЛЬНЫЕ корни: ИНФАНТИЛЬНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ, ОРАЛЬНЫЙ и АНАЛЬНЫЙ эротизм (см. ЭРОТИЧЕСКИЙ), СОСТАВНЫЕ ИНСТИНКТЫ и т.д., которые играют определенную роль в развитии не только взрослого сексуального инстинкта, но и личности в целом; и
б) инфантильные и взрослые сексуальные влечения оказывают влияние на несексуальное поведение, и это влияние опосредовано СИМВОЛИЗАЦИЕЙ и СУБЛИМАЦИЕЙ. В результате психоаналитическая литература использует термины «секс», «сексуальный» и «сексуальность» для обозначения явлений, которые в своих внешних проявлениях несексуальны, но латентное содержание которых (предположительно) является производным либо аналогом сексуальных явлений (см. МАНИФЕСТНЫЙ и ЛАТЕНТНЫЙ). Чтобы избавиться от путаницы, создаваемой расширением понятия «секс», Эрнест Джонс советует использовать «секс» в ограниченном, традиционном смысле («пол»), а, «сексуальность» – для более широкого ряда явлений.
Отсюда «сексуальный» в зависимости от контекста означает: «имеющий отношение к половой дифференциации», «имеющий отношение к репродуктивному поведению, инстинктам или органам», «эротический, доставляющий удовольствие».
СЕКСУАЛЬНОСТЬ (sexuality) См. СЕКС.
СЕКСУАЛЬНОСТЬ, ИНФАНТИЛЬНАЯ (sexuality, infantile) Этот термин охватывает не только явное СЕКСУАЛЬНОЕ поведение, имеющее место в детстве, но и всякое удовольствие, получаемое от ЭРОГЕННЫХ ЗОН, и все проявления СОСТАВНЫХ ИНСТИНКТОВ.
СЕМАНТИКА (semantic(s)) Первоначально – область филологии, имеющая дело со смыслом слов. В настоящее время чаще понимается как изучение СМЫСЛА вообще. Согласно Szasz (1961), Ноше (1966) и Rycroft (1966), психоанализ – или, по крайней мере, некоторые его разделы – является семантической теорией, поскольку показывает, что СНОВИДЕНИЯ и невротические СИМПТОМЫ имеют смысл.
СЕМЬЯ (family) Семья в психоанализе – это всегда то, что антропологи называют НУКЛЕАРНОЙ СЕМЬЕЙ, состоящей из матери, отца и детей, которые рассматривают себя и рассматриваются обществом как исходная ячейка, а не БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ клана или племени. В результате такие явления, как ЭДИПОВ КОМПЛЕКС и соперничество между братьями и сестрами (см. СИБСЫ), всегда описываются в терминах, которые потеряют смысл, еслиих применить к культурам, где дяди, бабушки и дедушки не менее значимы, чем отцы, а между двоюродными и родными братьями и сестрами не делается различий. Кроме того, явления, подобные кризису юношеской ИДЕНТИФИКАЦИИ, имеющие место только в нуклеарных семьях, определяются таким образом, словно они – неотъемлемые свойства человеческой природы. СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ - это ПСИХОТЕРАПИЯ, которая в качестве объекта лечения рассматривает не отдельного пациента, как «представителя» семьи, а всю семью в целом. В США выпускается журнал «Семейный процесс», где публикуются исследования, основанные на предположении, что неврозы являются внутрисемейными нарушениями. СЕМЕЙНАЯ РОМАНТИКА - фантазия ребенка о том, что его родители – не настоящие, и что на самом деле он благородного, даже королевского происхождения.
СЕПАРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА (SEPARATION ANXIETY) ТРЕВОГА, связанная с возможностью быть разлученным с тем, кто считается необходимым для выживания. Сепарационная тревога может быть объективной, как в младенчестве или у взрослых больных, или невротической, когда присутствие другого человека используется как ЗАЩИТА от иного рода тревоги. В обоих случаях играют роль два фактора: страх перед некой неопределенной опасностью, либо извне, либо от нарастающего внутреннего НАПРЯЖЕНИЯ, и страх потерять объект, который считается способным защитить или прийти на помощь. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ обычно делает акцент на связи сепарационной тревоги с инстинктным напряжением, ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ – на страхе потерять отношения с объектами.
СЕПАРЦИЯ, МАТЬ – РЕБЕНОК (SEPARATION, MOTHER – CHILD) За последние двадцать лет получила широкое распространение – во многом благодаря работе Боулби и Винникотта – идея о том, что многие психические заболевания обусловлены отделением ребенка от МАТЕРИ в младенчестве и в детском возрасте. Гипотеза заключается не в том только, что разделение является причиной страдания в данный момент или даже несчастья потом, а в том, что служит причиной определенных ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ, особенно ПСИХОПАТИИ, ФОБИИ и ДЕПРЕССИИ. Объяснения того, как сепарация приводит к этим результатам, различаются по изощренности и сложности, например:
а) она вызывает чувство незащищенности;
б) увеличивает враждебность и АМБИВАЛЕНТНОСТЬ;
в) вмешивается в процессы интроекции и идентификации (см. ИНТРОЕКЦИЯ и ИДЕНТИФИКАЦИЯ), тем самым препятствуя РАЗВИТИЮ ЭГО; и
г) она порождает переживание СКОРБИ в том возрасте, когда ребенок еще слишком незрел, чтобы справиться с ней, и как бы «застревает» на фазе ОТЧАЯНИЯ или ДЕПРЕССИИ. Гипотезаг),принадлежащая Боулби, имеет то преимущество, что может охватывать все другие.
Данная гипотеза, в отличие от других психоаналитических положений, может быть подвергнута статистической обработке, поскольку наиболее очевидные причины полного разделения матери и ребенка – госпитализация матери или ребенка, смерть матери, оставление матерью ребенка – являются фактами, которые можно установить. Похоже, однако, что статистические данные недостаточно убедительны для того, чтобы привести ко всеобщему согласию. (См.: «Родительская депривация и психическое здоровье» – редакционная статья в журнале «Ланцет» от 6 августа 1966г., в которой приводится обзор литературы). Понятие сепарации не так однозначно, как может показаться, поскольку:
а) лишь полная сепарация легко отличима от материнской ДЕПРИВАЦИИ, которая, конечно же, может иметь место и без физического разделения; и
б) она предполагает рассмотрение двух переменных: возраста ребенка, в котором имеет место сепарация, и длительности сепарации. См. СЕПАРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА. См. Bowlby (1951, 1961).
СИБСЫ, СИБЛИНГ (sib, sibling) Старые английские слова, обозначающие родственников или родню. Возрождены психологами и социологами, чтобы избежать необходимости уточнения пола братьев и сестер субъекта. Отсюда – СИБЛННГОВОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО (SIBLING-RIVALRY): соперничество с братьями и/или сестрами. СИБШИП (sibship) -братья и/или сестры, вместе взятые.
СИГНАЛЬНАЯ ТРЕВОГА (SIGNAL ANXIETY) Один из двух видов ТРЕВОГИ, описанной Fiend (1926) в его третьей и последней теории тревоги; другой является ПЕРВИЧНАЯ (или автоматическая) ТРЕВОГА. По формулировке Фрейда, сигнальная тревога является ответом ЭГО на внутреннюю опасность и побудителем к образованию и использованию защитных механизмов. Проще говоря, это та восприимчивость, которая сигнализирует о внутренних изменениях, способных нарушить спокойствие, и которая обычно будит индивида до того, как СНОВИДЕНИЕ превратится в КОШМАР. Она может рассматриваться как направленная вовнутрь БДИТЕЛЬНОСТЬ зоркого стража, предохраняющего индивида от того, чтобы он не был пойман врасплох происходящими изменениями.
СИМБИОЗ (symbiosis) В биологии это «неизменный союз между организмами, каждый из которых зависит от существования другого» (C.O.D.). СИМБИОТИЧЕСКИЙПСИХОЗ, по Малер, возникает у Детей и характеризуется полной и исключительной зависимостью от МАТЕРИ; в названии подразумевается, что матери эта зависимость необходима в той же мере, что и младенцу. Взаимоотношения мать – ребенок, особенно на протяжении самых первых недель, иногда называют симбиотическими именно на основании того, что матери младенец необходим в той же степени, что и младенцу – мать. Взаимоотношения, отражающие псевдовзаимность (см. ПСЕВДО-), иногда называют симбиотическими, хотя на самом деле они являются взаимно паразитическими.
СИМВОЛ, ОБРАЗОВАНИЕ СИМВОЛА, СИМВОЛИЗАЦИЯ, СИМВОЛИЗМ (symbol, symbol-formation, SYMBOLIZATION, SYMBOLISM) В общих чертах символом является нечто, имеющее отношение к чему-то другому или являющееся представителем этого другого, в отличие от ПРИЗНАКА, который указывает на наличие чего-то. В этом смысле СЛОВА, эмблемы, значки являются символами, поскольку получают свое значение благодаря их соотнесенности с чем-то другим, со своим референтом. Связь между символами и тем, с чем они соотносятся, строится на ассоциации идей и обычно устанавливается путем соглашения. Во всех этих случаях, однако, связь между символом и референтным объектом имеет СОЗНАТЕЛЬНЫЙ характер, тогда как психоаналитическую теорию символизма интересует БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ замещение одних образов, идей или действий другими. Jones (1916) различал, «истинный» символизм и «символизм в самом широком смысле»; он писал: «Если брать слово „символизм“ в его самом широком значении, то субъект, по-видимому, должен вмещать в себя почти все развитие цивилизации, поскольку что же это еще, как не бесконечный ряд эволюционных замещений, непрерывных замен одних идей, интересов, способностей или тенденций другими?». Истинный символизм, наоборот, "возникает как результат интрапсихического КОНФЛИКТА (см. также ИНТРАПСИХИЧЕСКИЙ) между вытесняющими тенденциями (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) и вытесненным… символизируется только то, что вытеснено; только то, что вытеснено, нуждается в символизации… Двумя главными характеристиками символизма в этом строгом смысле являются:
то, что процесс полностью бессознателен… и
то, что аффект, вложенный в символизируемую идею, оказался не способен к качественному изменению, обозначенному словом «СУБЛИМАЦИЯ».
Согласно этому определению символизма, замещения, участвующие в создании образов СНОВИДЕНИЙ и СИМПТОМОВ, являются примерами образования символов, тогда как замещения, вовлеченные в сублимацию, таковыми не являются. «Истинный», или психоаналитический, символизм фактически подобен сновидению и образованию симптомов своим индивидуальным проявлением, значение которого может быть понято только с позиций личного опыта субъекта, а не с помощью словарей или социальных условностей. Бесспорным исключением являются так называемые УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ, встречающиеся в сновидениях, мифологии и фольклоре; их объясняют «единообразием фундаментальных и вечных интересов человечества» и единообразием человеческой способности видеть сходство между различными объектами.
Символизация обычно рассматривается (хотя не самим Фрейдом – см. Freud, 1900, 1917, 1940) как один из ПЕРВИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ, управляющих бессознательным МЫШЛЕНИЕМ, примером чего являются сновидения и симптомообразование. Вероятно, данное заключение возникло на том основании, что процессами, участвующими в образовании символа, являются СМЕЩЕНИЕ и КОНДЕНСАЦИЯ. Похоже, что Фрейд не соглашался и с идеей о том, что слова не являются «истинными» символами, поскольку в своей последней работе (1940) он писал: «Сновидения неограниченно используют лингвистические символы, значение которых по большей части не известно спящему. Наш опыт, однако, позволяет нам установить их смысл. Они, вероятно, берут начало из ранних фаз развития речи». В своей работе «Введение в психоанализ. Лекции» (Introductory Lectures on Psycho-Analysis, I960) он также характеризовал символизм как «древний, однако вышедший из употребления способ выражения». Теоретические предположения, лежащие в основе обоих утверждений, приведены в статье ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ. Однако теория Джонса является «классической» аналитической теорией символизма (см. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ). Попытка примирения аналитического и неаналитического подхода к символизму первичных и вторичных процессов была сделана Rycroft в 1956 г. Относительно различий между символами, представляющими инстинктные процессы, и символами, которые их замещают, см. Segal (1957).
Психоаналитическая теория утверждает, что объект или действие, которые подвергаются символизации, всегда обусловлены биологией и инстинктом; при этом замещение или смещение всегда представлены тем, что находится за границами телесного, т.е., например, ножи, самолеты и ружья можно рассматривать как ФАЛЛИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ, но пенис никогда не может быть символом ножа. Противоположные, центростремительные смещения являются «РЕГРЕССИЯМИ». Исключение представляет ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СИМВОЛИЗМ Зильбеpepa, наблюдаемый у утомленных или полусонных людей, когда они пытаются размышлять об абстрактных вещах, а вместо этого им в голову приходят зрительные образы.
СИМПТОМ (symptom) Любое нарушение ЗДОРОВЬЯ, вызывающее жалобы пациента.
СИМПТОМООБРАЗОВАНИЕ. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ рассматривает НЕВРОТИЧЕСКОЕ симптомообразование как аналог работы сновидения (см. СНОВИДЕНИЕ); при этом симптом является КОМПРОМИССОМ между вытесненным желанием (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) и предписаниями вытесняющей инстанции. См. также ПРИЗНАК, СИМПТОМ И СИМВОЛ.
СИНДРОМ (syndrome) Группа ПРИЗНАКОВ и СИМПТОМОВ, которые обычно появляются вместе. Синдром сам по себе не определяет заболевание, либо потому, что не известны связи между его элементами, либо потому, что он может быть проявлением целого ряда заболеваний. СИНДРОМ УСТАЛОСТИ - устаревший термин, характеризующий ряд НЕВРОЗОВ, при которых пациент жалуется на утомление и одышку, сопровождающие любое усилие, но при этом отсутствуют соматические признаки, подтверждающие его убеждение, что он страдает сердечным заболеванием.
СИНДРОМ YAVIS (yavis syndrome) Согласно Schofield (1964), молодые американские психиатры-мужчины имеют склонность отбирать для ПСИХОТЕРАПИИ пациенток с «YAVIS»-синдромом, т.е. Young (Молодых), Attractive (Привлекательных), Verbally fluent (Разговорчивых), Intelligent (Интеллигентных) и Successful (Удачливых), с таким же социальным положением и устремлениями, как у них самих. Этот иронический комментарий в адрес психиатрической и психоаналитической жизни Америки является частью общего наступления на тенденцию расходовать время и искусство профессионалов на здоровых в клиническом смысле пациентов в ущерб исследованию серьезных психиатрических расстройств.
СИНТЕТИЧЕСКИЙ (synthetic) Термин подразумевает «синтезирующий», а не «искусственный». Все описанные Hartmann (1958) «синтетические функции Эго» связаны с ИНТЕГРАЦИЕЙ.
СКОПОФИЛИЯ (scopophilia) Удовольствие от разглядывания. Классическая теория причисляет скопофилию к инфантильным СОСТАВНЫМ ИНСТИНКТАМ. Написание «скоптофилия» идет от первых неверно сделанных переводов Фрейда. См. ВУАЙЕРИЗМ.
СКОРБЬ (mourning) «Психологические процессы, которые вступают в действие с потерей любимого объекта и которые обычно ведут к отходу от объекта» – Bowlby (1961). Она следует за тяжелой утратой, ей сопутствует ГОРЕ; затем может наступить (или не наступить) привязанность к новому объекту, ей обычно присуща разная степень ИДЕНТИФИКАЦИИ с утраченным объектом. Несмотря на различия в терминологии, процесс скорей свойственно, пожалуй, подразделять на три стадии:
а) стадию протеста, или ОТРИЦАНИЯ, когда субъект пытается отогнать мысль о том, что потеря произошла, не вериг в это, чувствует гнев, упрекает себя, упрекает умершего и медиков, занимавшихся им, за то, что они позволили случиться потере, Дарвин называл эту стадию «неистовым горем»;
б) стадию смирения, принятия или отчаяния, когда признается реальность утраты и наступает СОЖАЛЕНИЕ;
в) стадию отделения, на которой субъект отходит от объекта, отучается от него и приспосабливается к жизни без него. Если имеет место «нормальная» скорбь, субъект «оправляется» от потери и становится способным вновь привязаться к новому объекту.
Все психоаналитические школы рассматривают скорбь как обычный аналог ДЕПРЕССИИ; при депрессии утратой является не реальное лицо, а амбивалентно нагруженный «ВНУТРЕННИЙ ОБЪЕКТ» (см. также АМБИВАЛЕНТНОСТЬ). См. Freud (1917), Abraham (1927). Согласно Bowlby(1951, 1961), младенцы и дети постарше реагируют на сепарацию с матерью процессами скорби, которые предрасполагают к психическому заболеванию в последующей жизни.
СКОТОМИЗАЦИЯ (scotomization) Защитный процесс (см. ЗАЩИТА), с помощью которого субъект не воспринимает (сознательно) (см. ВОСПРИЯТИЕ) определенные стороны либо окружающих его обстоятельств, либо самого себя. (Производное от scotoma: слепое пятно в поле зрения). См. ОТРИЦАНИЕ.
СКУКА (boredom) Эмоция, которая возникает, если индивид не в состоянии найти интересы и занятия, которые полностью захватили бы его. Она может возникнуть либо вследствие ограничений – например, одиночное заключение, сенсорная депривация, монотонная работа, – либо вследствие внутреннего торможения. Согласно Fenichel (1954), невротическая скука – это состояние инстинктного напряжения (см. также ИНСТИНКТ), при котором отсутствует инстинктная цель. В результате этого человек, ощущающий скуку, ищет объект «не для того, чтобы направить на него действия своих инстинктных импульсов, а скорее для того, чтобы объект помог найти инстинктную цель, которой он лишен». Он знает, что ему чего-то не хватает, но не знает, чего. Отсюда – раздражительность и беспокойство неотделимы от скуки, но отсутствуют при АПАТИИ.
СЛАБОУМИЕСм. ДЕМЕНЦИЯ, СЕНИЛЬНАЯ И ПРЕСЕНИЛЬНАЯ.
СЛАБОУМИЕ, СТАРЧЕСКОЕ И ПРЕДСТАРЧЕСКОЕ См. ДЕМЕНЦИЯ, СЕНИЛЬНАЯ И ПРЕСЕНИЛЬНАЯ.
СЛИЯНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ (fusion and defusion) Согласно последним теоретическим работам Фрейда, ИНСТИНКТЫ находятся не только в состоянии КОНФЛИКТА, но способны также к слиянию и разделению. «Нам никогда не приходится иметь дело с ИНСТИНКТАМИ ЖИЗНИ и ИНСТИНКТАМИ СМЕРТИ в чистом виде, а всегда с различной степенью их комбинаций. Подобно тому, как происходит слияние инстинктов, при определенных условиях может произойти их разделение» – Freud (1920). Аналитики, принимающие эту точку зрения, полагают, что в норме инстинкты жизни и смерти слиты, и инстинкты жизни преобладают, что при садистских (см. САДИЗМ) и мазохистских (см. МАЗОХИЗМ) перверзиях они слиты и преобладает инстинкт смерти, а при НЕВРОЗАХ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ имеет место разделение, и инстинкт жизни пациента становится объектом его инстинкта смерти.
Т
ТАБУ (taboo)
Антропологический термин, который обозначает выведение в особое положение объекта или человека либо абсолютное запрещение некоторого рода действий на том основании, что в противном случае произошло бы нарушение всей системы ценностей данной культуры (МИРОВОЗЗРЕНИЕ); т.е. объект является табу, если к нему нельзя прикасаться, действие является табу, если о нем, по понятиям данной культуры, «нельзя даже думать».
Отсюда, в расширенном понимании, любое действие, запрещенное авторитетом или социальными нормами, может рассматриваться как «табу». В психоаналитической литературе наиболее часто упоминаются табу ИНЦЕСТА и табу убийства ТОТЕМНОГО животного (кроме церемониальных случаев). См. работу Фрейда «ТОТЕМ И ТАБУ» (Freud Totem and Taboo, 1913), в которой он размышляет о том, что табу инцеста возникло ввиду необходимости для мужчин ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЫ предотвратить борьбу между собой после того, как они убили ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА, прежде державшего всех женщин орды только для себя. Теория предполагает, что табу препятствовало сыновьям иметь именно тех женщин, ради обладания которыми они убили своего отца. В статье ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ кратко изложена общая биологическая теория, которая привела Фрейда к уверенности, что подобная умозрительная теория верна. См. также ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.
ТАКТИЛЬНЫЙ (haptiС) Относящийся к осязанию.
ТАНАТОС (thanatos) Греческий бог смерти, имя которого использовано Фрейдом для персонификации ИНСТИНКТА СМЕРТИ.См. ЭРОС и ИНСТИНКТ ЖИЗНИ.
ТВОРЧЕСТВО (КРЕАТИВНОСТЬ) (creativity) Способность приходить к новым, при этом обоснованным решениям проблем. Способность создавать вещи, отмеченные воображением (см. ВООБРАЖЕНИЕ), неотразимые, убедительные, значительные и т.д. С самых ранних дней психоанализ испытал соблазн объяснить творческую активность, и эти объяснения неизменно обосновывались проявлением сходства между творческой активностью и некоторыми невротическими процессами. Наиболее простой пример этого подхода – показать, что содержание романов и произведений живописи можно интерпретировать как ЭДИПОВУ фантазию и затем сделать заключение, что творческая активность – это форма невротических мечтаний (Freud, 1908). Трудности, с которыми сталкивается эта гипотеза, заключаются в том, что она не в состоянии объяснить, почему все мечтания не являются творческими, и это вызвало появление вторичных гипотез относительно того, как технические приемы творческой работы позволяют превратить частные невротические «творения» в приемлемые и понятные широкой публике произведения искусства. В конце своей жизни Фрейд отвергал идею о том, что психоанализ внес какой-либо вклад в эстетику. (По поводу противоположного мнения см. Ehrenzweig, 1967.) Относительно недавно, главным образом под влиянием КЛЕЙНИАНСКИХ идей, были сделаны попытки доказать, что творческая активность является или ДЕПРЕССИВНОЙ, или ШИЗОИДНОЙ, т.е. что она или представляет собой попытку РЕПАРАЦИИ деструктивных фантазий (Klein, 1948; Sharре, 1950; Levey, 1939), или каким-то образом аналогична бредовому системообразованию ШИЗОФРЕНИКОВ (см. также БРЕД). Но и здесь остается невыясненной причина, почему отдельные люди обладают способностью находить творческие решения своих депрессивных или шизоидных проблем.
Поскольку классический психоанализ рассматривает отмеченную воображением деятельность как примитивную, ИНФАНТИЛЬНУЮ и как функцию ИД, такие авторы как Гартман и Крис были вынуждены описать с точки зрения РЕГРЕССИИ те виды деятельности, которые они фактически оценивают как действительно творческие и прогрессивные. Это привело к использованию выражений типа «регрессия на службе ЭГО» при описании «негативной способности» (Китс) творческого. Поскольку результаты творческой деятельности являются, по определению, новыми, неожиданными и потому непредсказуемыми, творчество представляет собой понятие, которое трудно включить в каузально-детерминистскую структуру (см. ПРИЧИННОСТЬ и ДЕТЕРМИНИЗМ); отсюда, вероятно, АМБИВАЛЕНТНОСТЬ психоанализа в отношении творчества. Данное понятие поднимает и другие проблемы, например, является ли творчество способностью, свойственной всем, – и в этом случае любой может стать креативным, если устранить ТОРМОЖЕНИЯ; или это – особый дар, и в таком случае психоанализ должен допускать исключения в своих постулатах. Относительно первой из двух точек зрения см. работу Куби «Невротическое искажение творческого процесса» (Kubie Neurotic Distortion of the Creative Process, 1958); по поводу другой – работу Филлис Гринакр «Детство художника» (Greenacre The Childhood of the Artist, 1957), в которой она утверждает, что одаренные люди с самого начала жизни другие, что они активно ищут тех, кто признал бы их отличие и их дарования, и что в случае анализа им требуется иная техника, нежели другим. См. также СМЫСЛ.
ТЕЛЕПАТИЯ (telepathy) Связь на расстоянии, существующая независимо от всех известных сенсорных каналов. См. ПСИХИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
ТЕЛЕСНОЕ ЭГО, ОБРАЗ ТЕЛА, СХЕМА ТЕЛА(body ego, body image, body SCHEMA) ТЕЛЕСНОЕ ЭГО - термин, использованный Фрейдом для обозначения той части ЭГО, которая возникает из восприятия самого СЕБЯ (т.е. как противоположное восприятию внешних объектов). «Это, прежде всего, телесно, т.е. в конечном итоге является производным телесных ощущений, главным образом тех, которые идут с поверхности тела» – Freud (1927). ОБРАЗ ТЕЛА - психологический термин, обозначающий представление субъекта о своем теле. СХЕМА ТЕЛА - неврологический термин для обозначения органического представления тела в мозге.
ТЕЛЕСНЫЙИ ВНЕТЕЛЕСНЫЙ (embodied AND UNENBODIED) Термины были использованы Laing (I960) для описания двух состояний бытия; телесное состояние – это состояние людей с первичной онтологической безопасностью (см. ОНТОЛОГИЯ), которые «ощущают, что они возникли, когда возникли их тела, и что они закончатся, когда умрутихтела»; внетелесные состояния присущи индивидам, лишенным первичной онтологической безопасности и имеющим чувство отделенности от своих тел.
ТЕОРИЯ ЛИБИДО(libido theory) См. ЛИБИДО; ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ.
ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ (learning theory)
Любая теория, делающая попытку объяснить сущность научения.
Чаще тот раздел психологической науки, в котором делается попытка объяснить поведение в терминах приобретенных ответов на средовые стимулы, в противовес ДИНАМИЧЕСКИМ теориям, таким как психоанализ, которые объясняют поведение в терминах врожденных, или инстинктных процессов развития.
В значении 2 теория научения является наследницей работы Павлова по условным рефлексам и бихевиоризма Уотсона, сходство с которыми и в отрицании данных интроспекций, и во взгляде на ПСИХОЛОГИЮ как на «чисто ОБЪЕКТИВНУЮ экспериментальную область естественной НАУКИ», Теория научения обеспечивает теоретическую базу для ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ, которая исходит из предположения, что невротическое поведение представляет собой конечный результат ошибочного, дезадаптивного обучения и потому может быть изменено с помощью приемов переучивания и выработки новых навыков. Теоретика научения утверждают, что опора этой теории на эксперимент и сложную статистическую обработку придает ей научную респектабельность, которой, к сожалению, не достает психоанализу с его клиническим происхождением. См. Eysenck (1965).
ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА (process theory) Заявления о том, что психоанализ является или должен быть признан теорией процесса – это протест против ТОПОГРАФИЧЕСКИХ и СТРУКТУРНЫХ формулировок, подразумевающих, что психика есть нечто состоящее из частей, например, ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ с его тремя составляющими: ИД, ЭГО и СУПЕР-ЭГО. Эти заявления можно рассматривать как довод в пользу того, что психоанализ должен формулироваться в терминах психических процессов и их организации. См. ПЕРСОНОЛОГИЯ.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ФУРОР (furor THERA-PEUTICUS) Пренебрежительный термин для обозначения терапевтического энтузиазма. Согласно Фрейду, ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ФУРОР действует не в интересах продолжительного анализа пациента. Что касается его ценности для краткосрочной терапии, см. Malan (1963).
ТЕРАПИЯ (therapy) Процесс лечения пациента. Следует отличать от терапии как отрасли медицины, имеющей дело с теорией лечения, способами воздействия препаратов и процедур, используемых при лечении. Отсюда – ПСИХОТЕРАПИЯ, физиотерапия, радиотерапия, терапия занятостью и пр.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (territoriality) Этологическое понятие (см. ЭТОЛОГИЯ), означающее, что у многих видов животных каждая особь «столбит» для себя участок, который она защищает от вторжения других особей своего вида. Предполагается, что такой паттерн поведения выполняет две функции: обеспечивает распространение вида во всей доступной части ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ и уменьшает возможности столкновений между членами одного вида (контроль за внутривидовой АГРЕССИЕЙ). Психоанализ склонен понимать территориальное поведение мужчин (что спорно) как СЕКСУАЛЬНОЕ и ЭДИПОВО по происхождению.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |