Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чарльз Райкрофт 11 страница




 

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ (reality-testing) Способность различать психические образы и внешние объекты, ФАНТАЗИЮ и внешнюю РЕАЛЬНОСТЬ; способность корректировать субъективные впечатления путем сопоставления с внешними фактами. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, младенец полностью лишен этой способности. БРЕДОВЫЕ СОСТОЯНИЯ и ГАЛЛЮЦИНАЦИИ, имеющие место при ПСИХОЗАХ, характеризуются как неудача в тестировании реальности. См. ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ.

 

ТИП РЕАГИРОВАНИЯ (reaction type) Термин, используемый в психиатрических системах классификации, которые пытаются определить ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ с позиций характерных реакций на стресс. В МЕЖДУНАРОДНОЙКЛАССИФИКАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ (1955) ИСТЕРИЯ представлена как «истерическая реакция без тревожного компонента».

 

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ (personality types) Относительно взглядов Юнга и Айзенка на типы личности см. ЭКСТРАВЕРСИЯ и ИНТРОВЕРСИЯ. Психоаналитическая литература обсуждает личностную типизацию в разделе ХАРАКТЕР, используя две системы классификации: клиническую и развития. Клинические типы характеров определяются по аналогии с психиатрическими состоящими, которые они более всего напоминают; отсюда ИСТЕРИЧЕСКИЙ, ОБ-СЕССИВНЫЙ, ФОБИЧЕСКИЙ, ШИЗОИДНЫЙ, ДЕПРЕССИВНЫЙ, МАНИАКАЛЬНЫЙ характеры. В системе развития классификация типов характеров соотносится со стадиями РАЗВИТИЯ ЛИБИДО, которые, как полагают, определяют характерные особенности; отсюда ОРАЛЬНЫЙ, АНАЛЬНЫЙ, ФАЛЛИЧЕСКИЙ, ГЕНИТАЛЬНЫЙ характеры.

 

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ (topographical) Прил. Относящийся к понятиям и формулировкам, которые характеризуют КОНСТРУКТ ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА, протяженного в пространстве, и означающий, что психические процессы могут быть представлены в виде диаграммы. См. МЕТАПСИХОЛОГИЯ.

 

ТОРМОЖЕНИЕ (inhibition) О процессе или функции говорят, что они находятся в состоянии торможения, если нейтрализуются действием какого-либо другого процесса или функции. В НЕВРОЛОГИИ говорят о торможении одной рефлекторной реакции другой, если действие одной предотвращает возможность возникновения другой. О страхе также можно сказать, что он затормаживает аппетит, сексуальное желание и т.д. Сущность этого понятия – сдерживание. В психоанализе термин обычно относится к тем случаям, когда состояние заторможенности можно рассматривать как симптом; при этом тормозящими инстанциями обычно являются ЭГО или СУПЕР-ЭГО, а заторможенным процессом – ИНСТИНКТНЫЙ ИМПУЛЬС или его сублимированное производное (см. СУБЛИМАЦИЯ). В некоторых контекстах, однако, торможение противопоставляется СИМПТОМУ; при этом первое относится к утрате функции, а второе – к нарушению функции.См. freud, SYMPTOMS, INHIBITIONS AND ANXIETY (1926). Торможение отличается от вытеснения: торможение подразумевает, что что-то «выключено», а вытеснение – что что-то скрывается.

 

ТОРМОЖЕНИЕ ЦЕЛИ (aim-inhibition) Отношения считаются заторможенными по цели, если у субъекта отсутствует сознательный ЭРОТИЧЕСКИЙ интерес к ОБЪЕКТУ. Обычными примерами являются дружба, платоническая любовь, родственная привязанность. Понятие предполагает, что при отсутствии торможения, дружба была бы открытой ГОМОСЕКСУАЛЬНОЙ связью, с платонической любовью было бы покончено, и имел бы место ИНЦЕСТ.

 

ТОТЕМ (ТОТЕМ) Антропологический термин, обозначающий животное, растение или другой объект, который почитается каким-либо племенем или общиной и рассматривается в качестве своего символа или защитника. См. работу Фрейда «ТОТЕМ И ТАБУ» (Freud Totem and Taboo, 1913), где приводится его умозрительная теория, согласно которой тотем символизирует ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА, убитого своими сыновьями, восставшими против его господства в ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЕ.См. также ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.

 

ТОЧКА ФИКСАЦИИ (fixation point) Фаза, период или момент инфантильного РАЗВИТИЯ, на которой человек зафиксировался (см. ФИКСАЦИЯ), через которую он еще полностью не прошел, и возможность регресса к которой остается (см. РЕГРЕССИЯ).

 

ТРАВМА, ТРАВМЫ (trauma, TRAUMATA)

 

В соматической медицине – органическое повреждение тела, вызванное воздействием какого-либо объекта или вещества. Понятие включает в себя раны, переломы, ожоги и т.п.

 

В ПСИХИАТРИИ и ПСИХОАНАЛИЗЕ – любое совершенно неожиданное переживание, с которым субъект не в состоянии справиться. Немедленной реакцией на психологическую травму является ШОК; более поздними следствиями являются либо спонтанное выздоровление (аналогичное самопроизвольному заживлению физической травмы), либо развитие ТРАВМАТИЧЕСКОГО НЕВРОЗА.

 

В психоанализе, в расширенном значении – любое переживание, преодолеваемое с помощью ЗАЩИТ. Понимаемая таким образом травма вызывает ТРЕВОГУ, которая завершается или спонтанным выздоровлением, или развитием ПСИХОНЕВРОЗ. Травматические теории происхождения неврозов обычно подразумевают третий, а не второй вид травмы.

 

В более вольном, не строгом, но широко используемом значении – любое мучительное или доставляющее страдание переживание, независимооттого, имеются ли длительные последствия.

 

ИНФАНТИЛЬНАЯ ТРАВМА - травма, имевшаяместо в младенчестве или в детстве и считающаяся причиной развития НЕВРОЗА. Инфантильные травмы могут относиться к типам 2 или 3, а сам термин должен включать в себя не только случаи единичных, изолированных переживаний вроде сексуального насилия, хирургической операции без предварительной психологической подготовки, внезапной смерти или исчезновения родителя, но и длительные переживания, такие как оральная ДЕПРИВАЦИЯ (см. также ОРАЛЬНЫЙ), СЕПАРАЦИЯ с родителями, жестокое домашнее воспитание и даже ненормальные семейные отношения в детстве. Понятие травмы строго каузально (см. ПРИЧИННОСТЬ). Для того, чтобы назвать событие травматическим, необходима уверенность, что оно произошло без какого-либо сознательного или бессознательного желания субъекта (см. ВОЛЯ), и что следствия этого события причинно детерминированы. В итоге, данные о том, что неврозы являются результатом травм, должны подтвердить положение Фрейда о принципе психического ДЕТЕРМИНИЗМА.

 

Согласно Freud (1940), все невротические заболевания являются результатом инфантильных травм: «Каждый раз отправным пунктом невротического заболевания является детство… Мы можем легко объяснить, почему отдаем предпочтение первой половине детства. Неврозы, как мы знаем, являются расстройством ЭГО, и не следует удивляться тому, что Эго, пока еще слабое, незрелое и не способное к сопротивлению, потерпит поражение при решении проблем, с которыми позднее справится с предельной легкостью…» Затем он продолжает: «Ни один человек не избавлен от подобного травматического опыта, никому не избежать вызываемых им ВЫТЕСНЕНИИ». В этом же отрывке он упоминает также об инстинктных требованиях изнутри как о «травмах», особенно если им сопутствуют «определенные предрасположенности». Другими словами, его теория о травматическом происхождении неврозов имеет силу, только если предположить, что

 

а) любой человек является невротиком, и

 

б) на восприимчивость к травме влияют «предрасположенности». «Как мы видим, варвару легко быть здоровым, а для цивилизованного человека это трудная задача» – Freud (1940). См. также СМЫСЛ; АГЕНТ.

 

ТРАВМА РОЖДЕНИЯ (birth trauma) Идея о том, что рождение является травматическим опытом (см. ТРАВМА), была впервые высказана Отто Ранком. На протяжении нескольких лет она пользовалась популярностью и рассматривалась, например, Freud (1915), как объяснение предрасположенности человека к ТРЕВОГЕ. Сейчас она представляет только исторический интерес. Похоже, теория о том, что тревога является повторением травматического опыта рождения, получила свою привлекательность благодаря тому, что дала возможность объяснить одно универсальное человеческое переживание, т.е. тревогу, ссылкой на другое переживание, рождение, а также тому, что позволила рассматривать ПСИХОНЕВРОЗЫ как особую форму ТРАВМАТИЧЕСКОГО НЕВРОЗА.

 

ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ (traumatic NEUROSIS) Психиатрическое заболевание, симптомы которого

 

а) развиваются непосредственно после неожиданного, вызывающего шок переживания (см. ШОК),

 

б) не могут быть объяснены как результат Органического повреждения мозга или любой другой части тела, и

 

в) содержат стереотипные действия или «приступы» частичного повторения травматического события и стереотипные сновидения, в которых повторяются переживания.

 

Травматический невроз отличается от других неврозов тем, что его симптомы, включая травматические СНОВИДЕНИЯ, не поддаются ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Другими словами, травматический невроз лишен бессознательного СМЫСЛА (см. также БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ). Он, однако, имеет свое специфическое назначение, а именно: дает пациенту возможность ретроспективно справиться с неожиданным переживанием, вновь вызывая его и ПЕРЕРАБАТЫВАЯ. Травматические неврозы или спонтанно излечиваются, или становятся хроническими, или переносят в ПСИХОНЕВРОЗЫ. Последний, похоже, имеет место только в тех случаях, когда симптомы оказываются выгодными, например, дают пациенту право на пенсию или позволяют признать солдата негодным к строевой службе.

 

ТРАВМАТОФИЛЬНЫЙ(TRAUMATOPHILIC)Термин, иногда используемый при описании пациентов, которые, похоже, имеют склонность коллекционировать травматические переживания (см. ТРАВМА).

 

ТРАНС (trance) Явление ДИССОЦИАЦИИ, имеющее место у пациентов в ГИПНОТИЧЕСКОМ состоянии и у медиумов, когда они настроены на контакт с миром духов. Трансоподобные состояния случаются при ИСТЕРИИ, хотя обычно их называют припадками, приступами или просоночными состояниями; а также в детстве, в виде снохождения. Особенностью, общей для всех этих состояний, является то, что некоторая часть ЭГО (или САМОСТИ) бездействует, так что субъект или покоряется ВОЛЕ другого, или действует под влиянием желаний и ФАНТАЗИЙ, которые в обычном состоянии заторможены (см. ТОРМОЖЕНИЕ).

 

ТРАНСВЕСТИЗМ (tramsvest(it)ism) Сексуальная ПЕРВЕРЗИЯ, при которой субъекту для получения сексуального удовольствия требуется переодеваться в одежду противоположного пола. Основную смысловую нагрузку в этом определении несет слово СЕКСУАЛЬНЫЙ; удовольствие только от переодевания или предпочтение, отдаваемое одежде противоположного пола, не подпадает под этот термин. Практически это извращение присуще только мужчинам; само по себе не является признаком ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТИ и вполне совместимо с ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОЙ активностью. Согласно Fenichel (1954), трансвестит верит (бессознательно), что, надевая женские одежды, он увеличивает свою мужественность, поскольку получает возможность идентифицировать себя с ФАЛЛИЧЕСКОЙ ЖЕНЩИНОЙ.

 

ТРАНСФЕР (ПЕРЕНОС) (transference)

 

Процесс, который включает в себя: перемещение на своего аналитика чувств, представлений и пр., связанных с людьми из прошлого (см. СМЕЩЕНИЕ); отношение к аналитику как к объекту своего прошлого; проецирование на аналитика ОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, полученных ранее путем ИНТРОЕКЦИЙ (см. ПРОЕКЦИЯ); наделение аналитика значимостью другого, обычно предшествующего, объекта.

 

Душевное состояние пациента в результате 1.

 

Более широко – эмоциональное отношение пациента к своему аналитику.

 

На заре психоанализа трансфер рассматривался как нежелательное явление, мешающее восстановлению вытесненных воспоминаний и нарушающее объективность пациента. Однако к 1912 г. Фрейд стал рассматривать трансфер как существенную часть терапевтического процесса: «В конечном счете, побеждать любой конфликт необходимо в границах трансфера». При этом, конечно, не предполагается, что аналитик является единственным человеком, на которого пациенты склонны переносить чувства, связанные с прошлым. Но считается, что отстраненность аналитика – его отказ подыгрывать ожиданиям пациента или реагировать соответственно этим ожиданиям – создает новую ситуацию, которая дает возможность объяснить пациенту, что он ведет себя так, КАК ЕСЛИ БЫ аналитик был его отцом, матерью, братом, сестрой или кем-либо еще (см. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ). Подобные четкие сообщения, делаемые аналитиком, называются ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ПЕРЕНОСА; эмоциональная захваченность пациента аналитиком называется НЕВРОЗОМ ПЕРЕНОСА. Отношение Пациента к аналитику КАК к отцу, матери и т.д. называется ОТНОШЕНИЕМ ПЕРЕНОСА, в отличие от АНАЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, представляющих собой совокупность отношений между аналитиком и пациентом, включая признание последним истинного характера договора и взаимодействия между ними и реальной личности аналитика. Под СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРЕНОСА понимают использование трансфера в качестве СОПРОТИВЛЕНИЯ либо припоминанию прошлого, либо встрече с ТРЕВОГОЙ, связанной с перспективой прекращения лечения и необходимостью отказаться от чувства безопасности (что в значительной степени иллюзорно), которое дает пребывание в анализе. Трансфер может быть: отцовским, материнским, ЭДИПОВЫМ, ПРЕЭДИПОВЫМ, ПАССИВНЫМ, ЗАВИСИМЫМ, ОРАЛЬНЫМ и т.д. – в зависимости от первоначального объекта трансфера и стадии РАЗВИТИЯ, которая заново переживается; ОБЪЕКТНЫМ (см. ОБЪЕКТ) или НАРЦИССИЧЕСКИМ (идентификационным, см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ), в зависимости от того, воспринимает пациент, своего аналитика как внешний объект, от которого он зависит, который он ненавидит и т.д., или рассматривает его как часть самого себя; ПОЗИТИВНЫМ или НЕГАТИВНЫМ, в зависимости от того, воспринимает ли он своего аналитика как лицо доброжелательное или враждебное.

 

Большинство мнений о трансфере сходится на том, что ранние ОБЪЕКТ-ОТНОШЕНИЯ, которые пациент, скорее всего, не может вспомнить как таковые, тем не менее могут быть воссозданы в трансферных реакциях пациента. Он не может вспомнить свое младенчество и свое отношение к ГРУДИ, а вновь разыгрывает это «в трансфере». Практику Фэрбэрна, Клейн и Винникотта можно понять, лишь осознав их убежденность в том, что реакции пациентов на них являются убедительным доказательством, которое может служить теоретической основой происхождения объектных отношений в младенчестве (см. ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ; КЛЕЙНИАНСКИЙ). Мнения большинства аналитиков сходятся также в том, что терапевтический эффект анализа обусловлен прежде всего его возможностью разрешать «в рамках трансфера» конфликты, зарождавшиеся в детстве и младенчестве. Меньшее значение придается тем новым отношениям, которые возникают в анализе. Имеются в виду отношения пациента с человеком, сочетающим интерес к нему с отсутствием притязаний, чье проникновение в него отличается большей ясностью и глубиной, чем понимание со стороны собственных родителей.

 

ТРЕВОГА (anxiety) Обычное определение тревоги как иррационального страха непосредственно применимо только к ФОБИЧЕСКОЙ ТРЕВОГЕ (см. ФОБИЯ), провоцируемой такими объектами и ситуациями, как открытые пространства (АГОРАФОБИЯ), замкнутые пространства (КЛАУСТРОФОБИЯ), высота, пауки, змеи, гром, путешествие, толпы, незнакомцы и т.д., и проявляемой в степени, абсолютно несоизмеримой с действительной опасностью этих объектов и ситуаций. Лучше определять ее как реакцию на какой-то еще не известный фактор либо в ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, либо в СЕБЕ, который может быть вызванилиизменениями в окружении, или движениями БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ, вытесненных (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) сил в себе. Психоанализ имеет дело главным образом с последним. У Фрейда было три теории тревоги. Согласно первой, тревога является проявлением вытесненного ЛИБИДО; вторая рассматривала ее как повторное переживание рождения (Freud, 1915); третья, которую можно рассматривать как окончательную психоаналитическую теорию тревоги, говорит о наличии двух видов тревоги: ПЕРВИЧНОЙ и СИГНАЛЬНОЙ, каждый из которых есть ответ ЭГО на возрастаниеинстинктного или эмоционального НАПРЯЖЕНИЯ (см. также ИНСТИНКТ и ЭМОЦИЯ); при этом СИГНАЛЬНАЯ ТРЕВОГА представляет собой сторожевой механизм, предупреждающий Эго о надвигающейся угрозе его равновесию, а ПЕРВИЧНАЯ ТРЕВОГА – эмоцию, сопровождающую распад Эго. Функция сигнальной тревоги – не допустить первичную тревогу, давая возможность Эго принять меры предосторожности (см. ЗАЩИТА), поэтому ее можно рассматривать как направленную вовнутрь форму БДИТЕЛЬНОСТИ. Первичная тревога свидетельствует о неудаче защиты и появляется в КОШМАРАХ. См. Freud (1926), Hoch и Zubin (1950), Rycroft (1968), Rosenberg (1949). К числу других видов тревоги, описанных в литературе, относятся:

 

а) КАСТРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА, вызываемая реальными или воображаемыми угрозами по отношению к сексуальной функции;

 

б) СЕПАРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА, вызываемая угрозой разлучения с ОБЪЕКТАМИ, ощущаемыми как необходимые для выживания;

 

в) ДЕПРЕССИВНАЯ тревога, спровоцированная страхом собственной враждебности к «ХОРОШИМ объектам»;

 

г) ПАРАНОИДНАЯ ТРЕВОГА (ПРЕСЛЕДОВАНИЯ), в основе которой лежит страх перед нападением со стороны «ПЛОХИХ объектов»;

 

д) ОБЪЕКТИВНАЯ ТРЕВОГА, при которой страх вызывается реальной внешней угрозой;

 

е) НЕВРОТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА - термин, охватывающий все перечисленные выше виды тревоги, за исключением д), т.е. а) и б) по контрасту с в) и г), которые охватываются случаем ж);

 

ж) ПСИХОТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА. Эта последняя, однако, иногда относится к угрозам собственной ИДЕНТИЧНОСТИ. См. также отдельные статьи КАСТРАЦИЯ, СЕПАРАЦИЯ; ДЕПРЕССИВНЫЙ; ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ; ПСИХОЗ.

 

ТРУДОЛЮБИЕпротив НЕПОЛНОЦЕННОСТИ(industry v. INFERIORITY) Четвертая из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона. Соответствует ЛАТЕНТНОМУ ПЕРИОДУ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. «Трудолюбие» связано преимущественно с овладением физическими навыками, свойственными данной фазе (8-13 лет), а «неполноценность» – с опасностью почувствовать себя несостоятельным в сравнении со взрослыми. См. Erikson (1953).

 

 

У

 

 

УВЕРТКА (elusion) Термин был использован Laing (1961), чтобы описать процесс, посредством которого человек может избежать очной ставки с самим собой и с другими, исполняя роль, т.е. выступая в роли того, кем он фактически является. В качестве примеров увертки Леинг приводит сартровского официанта и флоберовскую мадам Бовари. «Личность имитирует правду двойным притворством», т.е. сначала притворяясь, что ФАНТАЗИЯ РЕАЛЬНА, а затем притворяясь, что реальность – это фантазия.

 

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ (satisfaction) Эмоция, сопровождающая достижение цели. ИНСТИНКТНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ: эмоция, сопровождающая разрядку инстинктного ИМПУЛЬСА. Классическая ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ (см. также КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ) в силу своей приверженности ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ вынуждена определять удовлетворение с позиций уменьшения инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ. См. ИНСТИНКТ; ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ и КОНЕЧНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.

 

УНИЧТОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ (characteras-sassination) Термин использован Leslie Faiber (1966) для того, чтобы описать неправильное применение психоаналитической теории в целях уничижения человека и искажения мотивов его поведения. Это достигается или

 

а) истолкованием поведения с точки зрения ИНФАНТИЛЬНЫХ мотивов без учета их модификации вследствие СУБЛИМАЦИИ, воспитания, жизненного опыта и т.д., или

 

б) определением черт характера в категориях тех психиатрических состояний, которые выставят их в карикатурном виде.

 

Первый прием, как правило, заключается в толковании вызывающего зависть поведения (см. ЗАВИСТЬ) как ЗАЩИТЫ. Т.е. проявляя недоверие к жертве и, считая, что путем создания зашиты, она овладела примитивным ИМПУЛЬСОМ, Эго дает возможность объяснять доброту, деликатность и мягкость, как ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ против САДИЗМА, а продуктивность, опрятность и чистоплотность – как формирование реакции против анальности (см. АНАЛЬНЫЙ). Второй прием дает возможность определить все упомянутые качества как навязчивости (см. НАВЯЗЧИВОСТЬ): назвать воодушевление и жизнеспособность МАНИАКАЛЬНОСТЬЮ, способность к объективности и независимости ШИЗОИДНОСТЬЮ, наблюдательность – ПАРАНОИДНОСТЬЮ, спонтанность и эмоциональность – ИСТЕРИЧНОСТЬЮ. Хотя, мотивами, лежащими в основе этих психоаналитических извращений, являются зависть, ненависть и злоба, они стали возможными потому, что при всех претензиях психоанализа быть универсальной психологией, способной объяснить все особенности человеческой природы, его данные взяты из патологии. В результате этого противоречия, те понятия и системы классификации, которые являются достоянием врачебных кабинетов, слишком легко применяются вне их стен, не претерпевая изменений. Трудности в избегании уничтожения личности отчетливо показаны в психоаналитических исследованиях художников и исторических личностей, например, в исследовании Вильсона, сделанного Freud and Bullitt (1967). См. ПАТОБИОГРАФИЯ.

 

УНИЧТОЖЕНИЕ СДЕЛАННОГО(UNDOING)(Нем.: Ungeschehenmachen - делать что-либо «неслучившимся».) ЗАЩИТНЫЙ механизм, позволяющий субъекту сделать так, будто предшествующей мысли или действия вовсе не было. "Это, так сказать, негативная магия, она старается … «выветрить» не только ПОСЛЕДСТВИЯ некоторого события (или переживания, или впечатления), но и само это событие… В обсессивном неврозе этот прием … встречается прежде всего в «двухфазных» симптомах, в которых первое действие аннулируется вторым, так что получается, будто не было ни одного действия, тогда как в действительности были оба" – Freud (1926). Уничтожение сделанного обычно имеет место в навязчивых ритуалах.См. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ; ВСЕМОГУЩЕСТВО; РИТУАЛ.

 

УПОДОБЛЕНИЕ ВЗРОСЛОМУ (adultomorphic) Заблуждение, связанное с данным понятием, заключается в приписывании младенцам и детям тех мыслей и чувств, которые должны быть у взрослого в сходных обстоятельствах. Обычно делается ссылка на теории детской психологии, которые, считается, переоценивают их уровень РАЗВИТИЯ.

 

УРЕТРА (urethra) Проток, по которому моча выводится из мочевого пузыря. Отсюда – УРЕТРАЛЬНЫЙ ЭРОТИЗМ: удовольствие, связанное с мочеиспусканием, и вызываемыеэтим процессом ФАНТАЗИИ.

 

УСКОРЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ(psychomotor acceleration) Психиатрический термин для обозначения ускорения процессов мышления и движений, имеющих место при МАНИИ.

 

УЧЕБНЫЙ АНАЛИЗ (training analysis) Прохождение психоанализа лицами, готовящимися стать психоаналитиками, в отличие от терапевтического анализа пациентов.

 

 

Ф

 

 

ФАЛЛИЧЕСКИЙ (phallic) См. ПЕНИС И ФАЛЛОС. Отсюда:

 

ФАЛЛИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА

 

Идея о женщине с фаллическими атрибутами: обычно либо ИНФАНТИЛЬНАЯ концепция МАТЕРИ во время ПРЕЭДИПОВЫХ фаз ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ, либо невротическая концепция женщины у мужчин, которые чувствуют антипатию к женщинам или обнаруживают к ним мазохистическое подчиненное отношение (см. МАЗОХИЗМ, ПОДЧИНЕНИЕ). Данное понятие встречается также в примитивных религиях, мифологии и фольклоре.

 

Женщина, воспринимаемая другими или собой как воплощенное данной идеи. В обоих случаях неясно, следует ли рассматривать такую женщину как маскулинную или как гермафродитную.

 

ФАЛЛИЧЕСКАЯ ФАЗА Стация инфантильного ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ (см. также ИНФАНТИЛЬНЫЙ), во время которой ребенок поглощен своим ПЕНИСОМ, его функциями и вообще идеей потенции. Она следует на АНАЛЬНОЙ и предшествует ЭДИПОВОЙ фазе.

 

ФАЛЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР Человек, демонстрирующий КОМПУЛЬСИВНЫЕ черты характера, свойственные ФАЛЛИЧЕСКОЙ ФАЗЕ (см. выше). Более узко – человек, понимающий сексуальное поведение как проявление потенции, в противоположность ГЕНИТАЛЬНОМУ ХАРАКТЕРУ, который понимает его как участив в отношениях.

 

ФAЛЛOЦEHTPИЧECKИЙ(phallo-centric) Термин, использованный Джонсом для описания тенденции КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ придавать чрезмерное значение ПЕНИСУ и, в особенности, объяснять психологию женщин как реакцию на открытие того факта, что у них отсутствует пение.См. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ; КАСТРАЦИЯ; ЗАВИСТЬ; ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ.

 

ФАНТАЗИЯ (1) (fantasy and phantasy) Согласно O.E.D., "В современном употреблении слова FANTASY и PHANTASY, несмотря на одинаковое звучание и этимологию, понимаются как разные слова. Преобладающее значение первого – "каприз, прихоть, причудливая выдумкам, а второго – «воображение, воображаемое понятие». Поскольку психоаналитическое представление скорее сродни ВООБРАЖЕНИЮ, чем прихоти, английские психоаналитики неизменно пишут PHANTASY, а не FANTASY, но лишь некоторые, если таковые вообще есть, американские авторы последовали за ними в этом.

 

ФАНТАЗИЯ (2) (PHANTASY) Психоаналитическая концепция фантазии не избежала двусмысленности, свойственной повседневному использованию этого слова. В одном из значений фантазия связана с воображением, грезами, мечтанием, в противоположность адаптивному мышлению и поведению (см. АДАПТАЦИЯ). В этом смысле она является синонимом невротического мечтания. В другом значении относится к образной деятельности, лежащей в основе мышления и чувств. В теоретических работах обычно подразумевается второе значение слова. Отсюда и написание phantasy, принятое английскими, но не американскими авторами (см. ФАНТАЗИЯ (1)). Все школы согласны с тем, что сознательная психическая деятельность сопровождается, поддерживается, обеспечивается, оживляется и находится под влиянием БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ фантазии, которая начинается в детстве, первоначально имеет дело с биологическими процессами и связями и подвергается символическому усложнению (см. СИМВОЛ). Существует, однако, значительное расхождение во мнениях относительно практической ценности построения ИНТЕРПРЕТАЦИЙ на языке бессознательных фантазий. Клейнианцы считают, что только такие интерпретации являются эффективными; Эго-психологи (см. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ) считают их «дикими» (напр., драматические заявления о желании, скажем, атаковать ГРУДЬ или ПЕНИС, в которых мало смысла для взрослого ЭГО пациента). Клейнианская теория использует «бессознательную фантазию» в качестве связующего звена между ИНСТИНКТОМ и мыслью. "По поводу обнаруженных здесь точек зрения:

 

а)фантазии являются первичным содержанием бессознательных психических процессов;

 

б) содержание бессознательных фантазий первоначально связано с телом и представляет инстинктные цели, направленные на объекты;

 

в) эти фантазии прежде всего являются психическими представителями ЛИБИДНЫХ и деструктивных инстинктов;… и

 

г) АДАПТАЦИЯ к РЕАЛЬНОСТИ и реальное мышление требуют поддержки совместно действующих бессознательных фантазий…" – Susan Isaacs (1952). Классическая теория придерживается практически того же мнения, помещая фантазию в ИД.

 

Фантазии могут быть ГЛУБИННЫМИ иди ПОВЕРХНОСТНЫМИ, ОРАЛЬНЫМИ, АНАЛЬНЫМИ, ФАЛЛИЧЕСКИМИ, ГЕНИТАЛЬНЫМИ, СОЗНАТЕЛЬНЫМИ или БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ, ЛИБИДНЫМИ или агрессивными (см. АГРЕССИЯ), ИНФАНТИЛЬНЫМИ или взрослыми, садистскими или мазохистскими (см. САДИЗМ и МАЗОХИЗМ), КРЕАТИВНЫМИ или НЕВРОТИЧЕСКИМИ, ИСТЕРИЧЕСКИМИ, ОБСЕССИВНЫМИ, ДЕПРЕССИВНЫМИ, ШИЗОИДНЫМИ, ПАРАНОИДНЫМИ и т.д. См. также ВООБРАЖЕНИЕ; СИМВОЛИЗМ.

 

ФЕКАЛИИ (faeces) Экскремент, кал. Поскольку АНАЛЬНАЯ фаза является второй из ПРЕГЕНИТАЛЬНЫХ фаз ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ, а приобретение СФИНКТЕРНОГО (кишечного) контроля является достижением соответствующей фазы РАЗВИТИЯ ЭГО, слова «фекалии» и «дефекация» занимают видное место во всех психоаналитических историях болезни. Любому, кто склонен скептически относиться к тому, действительно ли фекалии и дефекация играют такую важную роль в нашей психической жизни, как подразумевается в литературе, стоит задуматься, в какой мере в нецензурном языке используются фекальные термины для выражения оскорбления, презрения и пренебрежения.

 

ФЕМИННЫЙ, ФЕМИННОСТЬ (feminine, FEMININITY) Имеющий отношение к паттернам доведения, установкам и т.д., которые считаются психологическими вторичными половыми признаками женщины. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ склонна считать, что феминность имеет существенную связь с ПАССИВНОСТЬЮ и МАЗОХИЗМОМ и что женская психология центрируется вокруг трудностей, связанных с принятием беспомощной позиции. Тогда как мужчины, говоря психоаналитическим жаргоном, «усваивают маскулинную роль», женщины «принимают феминную роль» неохотно и только после «отказа от ПЕНИСА». Как отметил Джонс, этот взгляд на феминность является примером «ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКОГО» уклона Фрейда, и он подвергался критике со стороны многих, хотя и не всех, женщин-аналитиков. Относительно концепции феминности, основанной на идее восприимчивости, см. Рауле (1935). По поводу некоторых трудностей, связанных с пониманием того, какие психические характеристики являются врожденно маскулинными, а какие – феминными, см. МАСКУЛИННЫЙ. См. также АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ; БИСЕКСУАЛЬНЫЙ; КАСТРАЦИЯ.

 

ФЕНОМЕН ИСАКОВЕРА (esakower phenomenon) Впервые описанное Isakower (1938) ГИПНАГОГИЧЕСКОЕ переживание, при котором субъекту представляется, что к его лицу движутся мягкие, тестообразные массы. Исаковер объяснил это явление как возобновление детского опыта пребывания у ГРУДИ. О соотношении этого феномена с понятием ЭКРАНА СНОВИДЕНИЯ Левина и психологией сна см. Lewin (1946).

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (phenomenology) Изучение опыта. Феноменологические исследования

 

а) ограничиваются пределами опыта, рассматриваемого в границах сознания, не учитывая, что он является следствием лежащих в его основе процесса, не объясняя этот опыт как проявление ноуменов, сущностей, принципов и т.д., о которых сознание не осведомлено;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.