Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восстановить прошлое




 

Мы обратились к этим примерам для сравнения двух категорий технологии: 1)

психоанализа и 2) древних восточных методов, содержащих различные приемы

"возвращения к истокам и преследующих множество разных целей. Мы не

собирались подробно обсудить эти приемы, а лишь показать, что

экзистенциальный возврат к началу, хотя и характерен для первобытного

менталитета, не является свойством исключительно только этого мышления.

Аналогичную технологию разработал Фрейд с целью дать современному человеку

возможность восстановить содержание некоторых форм "врожденного" опыта. Мы

установили, что существует несколько возможностей возвращения назад,

наиболее значительные из которых следующие:

 

1) быстрая и прямая реинтеграция первоначальной ситуации (или Хаос,

пракосмическое состояние или само мгновение творения);

 

2) постепенный возврат к "истокам", подъем во Времени, начиная с настоящего

времени до "абсолютного начала".

 

В первом случае речь идет о полном, мгновенном, головокружительном

уничтожении Космоса (или человека как результата некоей временной

протяженности), о восстановлении первоначальной ситуации ("Хаоса или, если

говорить на уровне антропологии, "семени", "эмбриона"). Совершенно очевидно

сходство между структурой этого метода и ритуальномифологическими

сценариями стремительного отхода к "Хаосу", и повторением космогонии.

 

Во втором случае, при непрерывном возвращении к "истокам" мы сталкиваемся с

тщательным и исчерпывающим припоминанием индивидуальных и исторических

событий. Конечно, и в этом случае высшая цель ~ "сжечь" эти воспоминания,

так сказать, уничтожить их, переживая и отдаляясь от них. Но речь уже не

идет об их немедленном стирании с целью как можно быстрее достичь исходного

момента. Напротив, очень важно держать в памяти, не забывать даже самые

незначительные детали существования (настоящего или предшествующего), так

как только благодаря этим воспоминаниям удается "сжечь" свое прошлое,

овладеть им, помешать ему воздействовать на настоящее.

 

В отличие от первого случая, моделью которого является немедленное

уничтожение мира с последующим его воссозданием; здесь самую существенную

роль играет память. От Времени нас избавляет воспоминание, анамнез. Самое

главное ~ вспомнить все события, свидетелем которых мы являлись в

продолжение всего времени. Эта технология сходна с подробно исследованной

нами концепцией первобытного мышления, согласно которой для овладения

чем-либо очень важно иметь знания об истории и происхождении этого. Конечно,

поворот времени вспять предполагает опыт личной памяти, а познание истоков

сводится к предчувствию первоначальной истории, служащей в качестве примера,

к познанию мифа. Но структуры их подобны: речь всегда идет о том, чтобы

детально и точно вспомнить, что произошло у истоков.

 

Здесь мы подходим к проблеме существенной не только для понимания мира, но

особенно важной для последующего развития мифологического мышления. Знание

истоков и истории конкретных вещей и фактов сообщает некоторую магическую

силу воздействия на них. Но это же знакомство открывает путь постоянным

размышлениям о происхождении и структурах мира. Мы еще вернемся к этому

вопросу. Однако, следует уточнить уже сейчас, что память рассматривается как

знание. Тот, кто способен вспомнить себя, располагает более ценной

религиозно-магической силой, чем тот, кто знает о происхождении вещей. В

древней Индии, например, существовало ясное различие между "объективным"

знанием происхождения различных реальностей и "субъективным" знанием, в

основе которого лежит воспоминание о предшествующих существованиях. "Мы

знаем, о мечта, где ты родилась (janitram)", ~ восклицает автор Атарва Веды.

"Мы знаем, о Агни, что ты родилась в трех местах". Благодаря подобному

знанию истоков ("место рождения") человеку удается противостоять мечте и он

оказывается способным безнаказанно обращаться с огнем.

 

Но знание о своих предшествующих существованиях, то есть знание личной

"истории" дает еще и нечто большее: овладение своей собственной судьбой и

наукой сотериологического типа. Помнящему о своих "рождениях" (то есть

началах) и предшествующих жизнях (промежутки времени, образуемые

значительным числом пережитых событий) удается избавиться от кармической

зависимости. Иными словами, он становится хозяином своей судьбы. Поэтому

"абсолютная память", ~ память Будды, например, ~ равняется познанию всего и

сообщает его обладателю космократическое всемогущество. Ананда и другие

ученики Будды "помнили о своих рождениях". Вамадева, автор знаменитого гимна

"Ригведа", говорил о себе: "еще находясь во чреве матери, я познал все

рождения богов" (Ригведа, IV). Кришна также "знал все жизни"

(Бхагават-Гита, IV). Боги, Будда, йоги, мудрецы ~ все они из тех кто знает.

 

Знание предшествующих существований не есть опыт исключительно только

индийской цивилизации. Наличие его засвидетельствовано у шаманов. Мы увидим,

что оно играло важную роль в философии греков. Но сейчас важно подчеркнуть,

что исключительная ценность познания "истоков" и предшествующих

существований есть следствие того значения, которое придавалось познанию

"экзистенциальных" и "исторических" мифов, повествующих о становлении рода

человеческого. Как мы говорили, удел человека, его судьба имеют "историю":

некоторые решающие события имели место в мифологическую эпоху и лишь затем

человек стал таким, каким он является в настоящее время. Следовательно, эта

первоначальная, драматическая и порой даже трагическая история должна быть

не только познана, она должна постоянно восстанавливаться в памяти. В

дальнейшем мы увидим последствия решения, принимаемого первобытным человеком

на определенном этапе своей истории, постоянно вновь переживать кризисы и

трагедии своего мифического прошлого.

 

 

ГЛАВА VI




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.