Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Убиенное божество




 

Наряду с верховными существами и творцами, которые становятся отдыхающими

богами, сходящими со сцены, в истории религии известны боги, исчезающие с

лица земли, но их уничтожают люди (или точнее их мифические предки). Если

"смерть" отдыхающего бога оставляет только пустоту, быстро заполняемую,

впрочем, другими божествами, то насильственная смерть способна творить. В

результате их смерти в человеческой жизни в человеческой жизни происходят

очень важные изменения. Более того, это новое связанно с самой сутью

убиенного божества и, таким образом продлевает его существование.

 

Убитое в определенное время божество продолжает существовать в ритуалах,

которые периодически реактуализируют это убийство. В других случаях божество

воскресает в живых формах (звери, растения), появляющихся из его тела.

 

Убиенное божество никогда не исчезает из памяти, хотя те или иные

подробности мифа о его гибели могут быть забыты. Забыть его нельзя тем

более, что необходимость в нем у людей возникает как раз после его смерти.

Мы скоро убедимся, что во многих случаях это божество входит в само тело

человека, главным образом, через продукты питания. Более того: смерть этого

божества радикальным образом изменяет саму жизнь человека. В некоторых мифах

человек сам становится смертным и приобретает пол. В других мифах убийство

идет по сценарию ритуала инициации, то есть церемонии, превращающей

"естественного" человека (ребенка) в человека определенной культуры.

 

Морфология этих божеств чрезвычайно богатая и мифы о них многочисленны.

Есть, тем не менее, некоторые существенные общие черты: эти божества не

являются космогоническими; они возникают на Земле после Творения и не

остаются здесь на долгое время; убиваемые людьми, они не мстят за себя и

даже не проявляют злопамятности; напротив, они учат людей как извлечь пользу

из своей смерти. Существование подобных божеств ~ одновременно и тайна и

драма. О происхождении их чаще всего ничего не известно, кроме того, что они

явились на землю, чтобы быть полезными людям и что главное их предназначение

связано с их насильственной смертью. Можно также сказать, что они первые,

чья история предвосхищает историю человечества: с одной стороны их

существование ограничено во времени, с другой стороны, их трагическая смерть

составляет часть общей судьбы человечества.

 

Пока трудно уточнить на какой культурной стадии произошло четкое выделение

данного типа богов. Как показал Иенсен (и мы скоро в этом убедимся) наиболее

характерные примеры этого встречаются в земледельческих племенах,

занимающихся разведением корнеплодов. Но подобный вид божеств встречается

также в Австралии, но, по-видимому, очень редко ~ среди африканских

охотников. Австралийский миф рассказывает о том, как человекоподобный

великан, Лумалума, оказывающийся в то же время и китом, приплыл к берегу и,

направляясь к западу, съел всех людей, которых он встретил на своем пути.

Оставшиеся в живых, удивившись тому, что число их уменьшилось, стали

внимательно наблюдать за происходящим и обнаружили на пляже кита с полным

животом. На следующее утро, собравшись по тревоге, они напали на него и

забросали копьями. Они вскрыли ему живот и оттуда вынули скелеты. Кит сказал

им: "Не убивайте меня, перед тем как умереть, я покажу вам ритуалы

инициаций, известные мне". Кит совершил обряд мараиин, показав людям как

надо исполнять его в танцах. "Мы делаем так, ~ сказал он им, ~ и вы делайте

так; я покажу и отдам вам все это". Научив людей обряду мараиин, кит показал

им и другие обряды. В конце концов, он уплыл в море, обратившись к ним: "Не

называйте меня больше Лумалума, теперь у меня другое имя. Называйте меня

наувул-наувул, так как теперь я живу в соленой воде".

 

Человекоподобный великан-кит глотал людей, чтобы сделать их посвященными.

Люди не знали этого и убили его, но перед тем как умереть (то есть

окончательно обратиться в кита) Лумалума приобщил их к ритуалам инициации.

Эти ритуалы в некоторой мере символизируют смерть, за которое следует

воскресение.

 

В австралийском племени караджери подобная судьба постигает двух братьев

Багаджимбири. Во "Времена снов" они вышли из земли в виде собаки Динго, но

затем превратились в людей-великанов. Они заменили окружающую среду и

принесли культуру в племя караджери, знакомя их, помимо прочего, с обрядами

инициации. Но некий человек (то есть мифический предок) копьем убивает их.

Воскрешенные молоком своей матери, Багаджимбири превращаются в водяных змей,

а дух их подымается в небеса, становясь тем, что европейцы называют облаками

Магеллана. С тех пор караджери ведут себя так же, как эти мифические братья

и самым тщательным образом подражают всему тому, чему научились у своих

предков, прежде всего сохраняют обряд инициации.

 

Следующий пример ~ из жизни африканского тайного общества племен Манджа и

Банда, но есть основания предполагать, что тот же сценарий наблюдался и на

более ранних культурных уровнях. Тайное общество называлось Нгакола, обряды

инициации в них воспроизводят миф. Некогда на земле жил Нгакола. Тело его

было черным, все в длинных волосах. Никто не знал откуда он, жил Нгакола в

джунглях. Он мог убить человека и воскресить его. Он говорил людям:

"Посылайте всех ко мне, я их поем, а затем выплюну в новом, преображенном

виде!" Его совету последовали, но так как Нгакола возвращал только половину

проглоченных, то его решили убить. "Его накормили большим количеством

маниока, куда добавили камней. Чудовище ослабело и его прикончили ножами и

дротиками". Миф этот служит основанием и оправданием ритуалов тайного

общества. Освященный плоский камень играет в церемониях инициации большую

роль. По преданию его извлекли из живота Нгакола. Новообращенного вводят в

хижину, которая символизирует тело чудовища. Здесь он слышит мрачный голос

Нгакола, подвергается пыткам и бичеванию, ему говорят, что он попал в чрево

Нгакола и теперь переваривается. Другие новообращенные поют хором:

"Нгакола, возьми нашу печенку!" После того, как новообращенный претерпевает

испытания, тот, кто руководит обрядом в конце концов объявляет, что

проглотивший неофита Нгакола выплевывает его обратно.

 

Как мы уже сказали, этот миф и этот обряд похожи на другие африканские

инициации архаического типа. Африканские обряды по случаю наступления

половой зрелости заключаются в обрезании и сводятся к следующему: главные

посвященные воплощают божественных диких животных и "убивают"

новообращенных, совершая обрезание; это убийство-посвящение основывается на

мифе, рассказывающем о первозданном животном, которое убивало людей, чтобы

воскрешать их в преображенном виде. Люди в конце концов его убили и это

мифическое событие ритуально воспроизводится в обряде обрезания

новообращенных: убитый диким зверем (которого представлял главный

посвященный) новообращенный воскресает и надевает его шкуру.

 

Ритуально-мифологическую тему можно восстановить следующим образом:

 

1) сверхъестественное существо убивает людей (с целью их посвящения);

 

2) не понимая смысла этой акции, люди мстят за себя, уничтожая это животное,

но на основе этой первобытной драмы возникают тайные обряды;

 

3) сверхъестественное существо присутствует в этих церемониях в

сакрализованном образе или предмете, представляющем его тело или его голос.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.