КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Христианство и мифология
ПЕРЕЖИТКИ И СКРЫТЫЕ ФОРМЫ МИФА
Трудно на нескольких страницах дать представление о взаимосвязи христианства и мифологии. Эти взаимосвязи ставят несколько различных, не связанных друг с другом проблем. Прежде всего существует двусмысленность, связанная с употреблением слова "миф". Первые христианские теологи употребляли этот термин в том смысле, в каком его использовали в сфере греко-римской культуры, имея в виду "вымысел", "басню", "сказку", "ложь". Поэтому они отказывались видеть в личности Христа "мифологический персонаж", а в его жизненной драме "миф". Начиная со второго века христианская теология начала защищать исторический характер личности Христа одновременно как против гностиков и доцетистов, так и против языческих философов. Мы вскоре познакомимся с теми аргументами, которые христианская теология будет использовать для защиты этого тезиса и с теми трудностями, с которыми ей придется сталкиваться.
Вторая проблема сходна с первой: дело идет не об историческом характере личности Иисуса, а о правомерности и значимости литературных свидетельств, на которых основан исторический характер. В трудности обосновать историческое событие неоспоримыми документами отдавал себе отчет еще Ориген. В наше время известно утверждение Родольфа Балтмана, что о жизни и личности Иисуса ничего знать невозможно, хотя он и не сомневается в его историческом существовании. Данная позиция предполагает, что Евангелие и другие первона чальные свидетельства пропитаны "мифологическими элементами", ("мифологическими" в смысле ~ не существующими в действительности). Совершенно очевидно, что в Евангелии много от "мифологии". Кроме того, христианство очень рано ассимилировало символы, образы и обряды еврейской или средиземноморской цивилизации. Ниже мы поймем то значение, которое имеет сочетание и взаимодействие элементов "язычества" и "иудаизма" в раннем христианстве.
Отметим также, что присутствие в христианстве множества символов и элементов культа Солнца, а также мистериальной структуры побудило некоторых ученых отвергнуть исторический характер личности Иисуса. Они отбросили идею Балтмана и вместо того, чтобы постулировать исторический персонаж в начале христианства, о котором ничего нельзя было узнать вследствие его быстрой "мифологизации", наоборот, они постулировали "миф", грубо "историфицированный" первыми поколениями христиан. Если брать только новейших ученых, то начиная с Артура Дроуза (1909) и Петера Иенсена (1906-1909) и до П.-Л.Кушу (1924), исследователи самых различных направлений и специализаций старательно пытались реконструировать "первоначальный миф", который мог бы породить личность Христа, а затем и само христианство. Каждый автор дает свой вариант этого "первоначального мифа". Можно было бы посвятить целое исследование изучению этих столь же ученых, сколь и рис кованных построений. Они выражают ностальгию современного человека по "мифическому первородному". (Для П.-Л.Кушу бесспорно акцентирование неисторического характера мифа за счет нехватки исторической конкретности). Но ни одна из этих антиисторических гипотез не была принята специалистами.
И, наконец, третья проблема встает при исследовании взаимоотношений между мифологическим мышлением и христианством. Ее можно сформулировать следующим образом: если христиане отказались видеть в своей религии десакрализованный миф эллинистической эпохи, то каково отношение христианства к живому мифу первобытных и традиционных обществ? Мы увидим, что христианство, как его понимали и переживали почти две тысячи лет, не мо жет быть полностью отделено от мифологического мышления.
ИСТОРИЯ И "ЗАГАДКИ" В ЕВАНГЕЛИИ
Посмотрим как Отцы Церкви защищали исторический характер личности Иисуса как от неверующих язычников, так и от "еретиков". Когда встал вопрос о том, как представлять подлинную жизнь Иисуса, то есть в том виде, в каком она была известна и устно сообщена апостолами, перед теологами раннего христианства оказались несколько текстов и устные предания, имеющие хождение в самых разных слоях общества. Отказавшись рассматривать апокрифические евангелия и logia agrapha как подлинные документы, отцы церкви проявили критичность и склонность к историческому восприятию личности Христа. Их идеи породили длительные споры в среде церковных иерархов, а признание не одного, а четырех Евангелий облегчило критику со стороны не христиан. Поскольку между синоптическими евангелиями и Евангелием от Иоанна существовали различия, их следовало истолковать, объяснить и оправдать.
Трудности, связанные с истолкованием начались с 137 года. Марсион объявил о существовании лишь одного подлинного Евангелия, сначала переданного устно, затем записанного и терпеливо интерполированного ревностными защитниками иудаизма. Единственным подлинным Евангелием признавалось Евангелие от Луки, по мнению Марсиона в нем заключалось подлинное ядро. Марсион использовал метод греко-римских грамматиков, обладавших способностью отличать мифологические наслоения от старых теологических текстов. Отвечая Марсиону и другим гностикам, ортодоксы были вынуждены использовать тот же метод. В начале второго века Элий Феон в своем трактате "Прогимнасмата" говорил о разнице между мифом и повествованием: миф есть "неправдивое, выдуманное изложение истины", в то время как повествование есть "изложение событий, которые имели место или могли бы иметь место". Христианские теологи, естественно, не признавали, что Евангелие это "миф" или "волшебные сказки". Юстин, к примеру, не мог допустить никакого сравнения Евангелия с "волшебными сказками". Жизнь Иисуса была исполнением пророчеств Ветхого Завета, что же касается литературной формы Евангелия, то она не была формой мифа. Более того: Юстин считал, что нехристианскому читателю можно предположить материальные доказательства исторического правдоподобия Евангелия. Факт рождения, например, может быть доказан "декларациями о доходах", представленных при прокураторе Квиринусе и (как гипотеза?) принятых в Риме полтора века позднее.
Клемент Александрийский и Татиен также считали Евангелие историческим документом.
Но важнее всего для нас мнение Оригена. Он был совершенно убежден в духовной значимости историй, приводимых в Евангелиях, он не мог допустить, что их способны воспринимать с примитивно литературной точки зрения, подобно тому как это делают простые верующие люди или еретики, и поэтому выдвинул аллегорическое истолкование. Но, защищая христианство от Цельса, он настаивал на исторической достоверности жизни Иисуса и пытался придать значение всем историческим свидетельствам. Ориген отрицал исторический характер эпизода изгнания торгующих из храма. "В той части своей системы, которая относится к вдохновению и истолкованию. Ориген говорит, что там, где историческая реальность не согласуется с духовной истиной, в писания вводятся события или совершенно нереальные или же возможные, но в действительности не имевшие места". Вместо "мифа" и "вымысла" он использует понятия "загадка" и "притча", но нет никакого сомнения, что для него это понятие равноценные.
Ориген признает, следовательно, в Евангелиях некоторые эпизоды, будучи исторически неподлинными, остаются "истинными" в духовном плане. Но, отвечая на критику Цельса, он признает в равной мере трудность доказать исторический характер исторического события. "Установить истинность почти любой истории как исторического факта, даже тогда, когда она достоверна, одна из самых трудных задач и порой даже задача невозможная".
Тем не менее, Ориген считает, что некоторые события жизни Иисуса достаточно подтверждаются историческими свидетельствами. Например, Иисус был распят в присутствии большого числа народа. Землетрясение и затмение подтверждаются историческими свидетельствами Флегона и Траллеса. Тайная вечеря ~ историческое событие, дата которого может быть установлена точно. То же самое и со сценой в Гефсиманском саду, хотя в Евангелии от Иоанна о ней не говорится (Ориген объясняет причину этого умолчания тем, что Иоанна интересует больше божественная суть Иисуса и что Бог-Дух не может быть искушаем). Воскресение "истинно" в историческом смысле слова потому, что оно событие, хотя воскресшее тело не принадлежит к физическому миру. (Воскресшее тело есть тело духовное, воздушное).
Ориген не сомневается в исторической подлинности жизни, страдания и воскрешения Иисуса Христа, но все же больше его интересует не исторический, а духовный смысл евангельского текста. Истинный смысл "выше истории". Толкование должно "освободиться от исторического материала", он служит только "трамплином". Слишком настаивать на исторической подлинности Христа, пренебрегая глубоким смыслом его жизни и его заветов ~ значит уро довать, обеднять христианство. Он пишет: "Все восхищены и зачарованы событиями жизни Христа, но становятся скептиками, когда им раскрывают глубочайшую их суть, истинность которой они отказываются признавать".
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |