Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аллегоризм и Эвгемеризм




 

Эта критика является скорее не разрушительной критикой мифа, а критикой

всего воображаемого мира, предпринятой во имя упрощенческой психологии и

примитивного рационализма. Однако, мифология Гомера и Гесиода продолжала

интересовать верхушку всего греческого общества. Но теперь мифы уже не

понимались буквально: в них искали теперь "скрытые смыслы", подтексты,

hyponoiai (термин allegoria стал использоваться позднее). Уже Феаген из

Региума высказывал мысль, что у Гомера имена Богов представляли и воплощали

или человеческие способности или различные природные стихии. Аллегорическую

интерпретацию гомеровской мифологии и всех религиозных традиций в целом

продолжили и развили стоики. Хрисип свел греческих богов к физическим и

этическим принципам. В произведении Гераклита "Quaestiones Homerical" (I век

до Р.Х.) можно обнаружить целую коллекцию аллегорических интерпретаций:

например, мифологический эпизод, где Зевс связывает Геру, обозначает, что

эфир есть граница воздуха и т.д. Филон использовал аллегорический метод для

дешифровки и иллюстрации "загадок" Ветхого Завета. Как мы увидим ниже,

некоторые аллегорические установки, а именно типология, соответствие и

сравнение между двумя Заветами, были широко использованы отцами церкви и

прежде всего Оригеном.

 

По мнению некоторых ученых аллегория никогда не была распространена в

Греции, гораздо большим успехом она пользовалась в Александрии и Риме. Тем

не менее, благодаря различным аллегорическим интерпретациям, Гомер и Гесиод

были "спасены" в глазах греческой элиты и героям Гомера удалось сохранить

высокую культурную ценность. Греческий пантеон и гомеровская мифология были

спасены не только благодаря аллегорическому методу. В начале III века до

Рождества Христова Эвгемер опубликовал роман в форме философского

путешествия, под названием "Священная история" (Hiera anagraphe), он имел

быстрый и огромный успех. Энний перевел его на латынь, кстати это ~ первый

греческий текст, переведенный на этот язык. Эвгемеру казалось, что ему

удалось раскрыть тайну происхождения богов: им стали прежние обожествленные

цари. Это явилось еще одной "рационалистической" попыткой сохранить богов

Гомера. Они приобрели новую "реальность" ~ реальность исторического (вернее

доисторического) порядка; мифы представляли смутное, видоизмененное

воображением воспоминание о деяниях и поступках первых царей.

 

Этот аллегоризм наизнанку имел очень важные последствия, о которых не

подозревали ни Эвгемер, ни Энний, ни даже Лактанс и другие христианские

апологеты, когда они опирались на Эвгемера в попытках доказать человеческое

подобие, а, следовательно, нереальность греческих богов. Благодаря

аллегорическому переосмыслению и эвгемеризму, а особенно благодаря тому, что

вся литература и пластические искусства концентрировались вокруг мифов о

богах и героях, эти боги и герои древней Греции не были забыты, несмотря на

длительную демифологизацию и на победу христианства.

 

Более того, как показал Жан Сезнек в своей замечательной книге "Как

сохранились языческие боги", под воздействием эвгемеризации греческие боги

пережили все средневековье, хотя и утратили свои прежние классические формы

и приобрели совершенно неожиданную окраску. Заслуга Ренессанса состояли

прежде всего в восстановлении "классических форм". К концу эпохи

Возрождения на Западе поняли, что уже нет возможности примирить

греко-латинское "язычество" и христианство, в то время как средневековье не

рассматривало античность как отдельную историческую среду, как период,

отошедший в прошлое.

 

Так, претерпев секуляризацию и эвгемеризацию, сохранились греческие боги,

став со времени Ренессанса объектом научного исследования. Причиной этого

явилось то, что клонящиеся к закату античность не верила больше ни в богов

Гомера, ни в подлинный, первичный смысл мифов. Это мифологическое наследие

могло быть принято и ассимилировано христианством только потому, что не

сохраняло больше живого религиозного смысла и значения. Оно стало

"культурным наследием". Так или иначе, но классическое наследие было спасено

и сохранено поэтами, художниками, философами. Боги и мифы о них продолжали

существовать с конца античности до Возрождения и до XVII-го века в

произведениях литераторов и художников, но никто из культурных людей уже не

воспринимали их буквально.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.