КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мирча Элиаде 1 страница
Мирче Элиаде родился 9 марта 1907 года в Бухаресте. Мать ~ Иоана Арвира из семьи трактирщика, уроженка местности Дунарея (возможно Ольт). Отец ~ из молдавских крестьян (местечко Текуци). Урожденный Иеремия, в дальнейшем сменил фамилию на Элиаде. Его примеру последовал и один из братьев. Мирче так и не узнал истинных причин, подтолкнувших их на это изменение. В детстве он довольствовался объяснением, что "Элиаде-Радулеску" звучит намного лучше, а позднее об этом в семье было не принято говорить. Родившись в семье военного, М.Элиаде с ранних лет привыкал к переездам. Так, практиче ски сразу после рождения они оказались Rimnicu-Sarat. Первые годы сознательной жизни и первые воспоминания связаны именно с этим городом. Затем ~ Чернавода, Тегирголь, Молдавия, лицей в Спиру-Харет.
В 1925 году М.Элиаде поступает в Бухарестский Университет. Однако, не обучение в университете явилось периодом интенсивного накопления знаний. В этом смысле важнее было предшествующее время ~ "Чердак", по его собственному определению. Связано оно с тем, что в эти годы М.Элиаде значительное количество времени уделял самообразованию, читая на чердаке или в подвале дома. Таинственность обусловлена была тем, что с раннего детства врачи (а вслед за ними и родители) запрещали ему читать что-либо кроме "программной" литературы во избежание чрезмерного напряжения глаз. А подобное заключение было равносильно тяжелому удару, так как еще с детских лет для М.Элиаде чтение было одним из любимейших занятий.
Период обучения в лицее знаменателен общением с Неделия Локустиану, преподавателем латыни. Однако, роль этого человека в жизни М.Элиаде больше, чем просто преподавателя одного из древних языков. "Я был очарован им, потому что он учил нас истории, литературе и философии в добавление к грамматике и лексике, и рассказывал на занятиях о Пифагоре и Омаре Хайяме, Новалисе и Леонардо да Винчи".[1]. Во многом именно ему М.Элиаде обязан увлечением философией, Древним Востоком, историей религий.
Уже зная на тот момент несколько европейских языков (французский, немецкий, латынь), по совету Н.Локустиану начал учить и восточные (персидский, санскрит). И если в начале М.Элиаде ориентировался на физику и математику (эти науки собирался изучать в университете), годы, проведенные в лицее, изменили его решение ~ поступил он на факультет филологии и философии.
Увлечения семнадцатилетнего юноши все более углублялись, вылившись в зрелые годы в серьезные научные труды. Интересно, что в тот же период начало проявляться и стремление М.Элиаде к универсализму в изучении культуры, преобладающему в его работах. "В те годы очарованности Древним Востоком я верил в тайны Пирамид, мудрость предсказателей и оккультные науки персидских магов, я лелеял надежду, что однажды открою все "секреты" ре лигий, истории и человеческого предназначения на Земле". [2] Этому в значительной мере способствовало и увлечение трудами Дж.Дж.Фрейзера ("Золотая ветвь", "Фольклор в Ветхом Завете"), благодаря которому М.Элиаде открыл для себя "неисчерпаемый мир примитивных религий и фольклора".[3]
С "чердачным" периодом у М.Элиаде связано и появление первой опубликованной статьи (весна 1921 года): "Враг шелковичного червя" ("The Enemy of the selkworm" in "Stiintelor Populare"). Как признавался сам автор, ему была важна не столько тема исследования, сколько возможность попробовать свои силы в науке, практическим результатом которой должна была явиться печатная работа. Оставшись незамеченной окружающими, она, однако, положила начало ряду более серьезный исследований, и весной 1925 года М.Элиаде уже отмечал сотую опубликованную статью. Тематика их довольно разнообразна: история религий, восточные науки, алхимия. В числе первых стоит отметить работы об алхимии, точнее подход к ее изучению. Как пишет М.Элиаде, он пытался продемонстрировать, что алхимия не рудимент химии, не "пред-химия", а некая духовная техника (spiritual technique), направленная в большей мере на изменение самого человека, в конечном итоге его спасение и освобождение: "Я нашел, во снах, Философский камень и только позже, после того, как прочел Юнга, понял этот символизм".[4] Все это произвело на молодого ученого глубокое впечатление и проявилось впоследствии как в более пристальном внимании к идеям Юнга, так и в дальнейшем знакомстве с алхимией (переход со средневекового европейского на индийский материал). Неким итогом исследования в этом направлении явилось опубликованное в Париже в 1936 году "Эссе о происхождении индийской мистики" ("Essay sur les origines de la mistique indienne). В какой-то мере можно сказать, что восприятие М.Элиаде алхимии как некой "спиритуалистической техники" явилось первым шагом в изучении этой проблематики.
Путь в Индию для М.Элиаде открылся несколько неожиданно. В мае 1928 года, читая "Историю индийской философии" Сурендраната Дасгупты, наткнулся на признание автора, что выходу в свет этой книги, включая ее издание и субсидии во время обучения в Кембриджском Университете, он обязан Марахайя Маниндра Чандра Нанди из Касимбрагара. Далее прилагался его адрес. "Шутки ради я написал ему письмо, в котором говорилось, что я собираюсь писать диплом по философии Возрождения, но, кроме того, меня очень интересует индийская философия и мне бы хотелось поехать в Калькутту, поработать пару лет с Дасгуптой. Я мог бы жить достаточно скромно, как живут индийские студенты, и спрашивал, смогу ли я получить от него стипендию, если однажды окажусь в Индии".[5] Каково же было его изумление и радость, когда пришло ответное письмо с предложением учиться в Индии в течение пяти лет, субсидирование Махарайя гарантировал.
Нет смысла подробно останавливаться на пребывании Элиаде в Индии ~ он сам прекрасно это описывает. Мы остановимся лишь на некоторых деталях. Кроме того, что М.Элиаде преуспел в изучении бенгальского, английского, пали и тибетского языков, изменилось его отношение к Индии. Если раньше, увлекаясь философией, он воспринимал ее как "историческую", теперь же открыл для себя "внеисторическую", вечную Индию. Проведенные там годы были не только "кабинетной" учебой, это и пребывание в монастырях в Гималаях, и путешествия по деревням.
Тогда же он все более отчетливо стал ощущать единый "космический уровень" человеческой культуры, к которому так часто обращался впоследствии. "Мне казалось, что я начинаю замечать элементы единства во всех крестьянских культурах от Китая и Юго-Восточной Азии до Средиземноморья и Португалии. Я везде находил то, что позже назвал "космической религиозностью"; ту ведущую роль, которую играют символы и образы, религиозное почтение к Земле и Жизни, вера, что в таинстве плодородия и космическом повторении про является сакральное, чего нет среди событий истории". Конечно, христианство трансформировало крестьянские культуры Европы, но средневековое и средиземноморское христианство было, тем не менее, тоже моментом "космической литургии". Воплощение, смерть и воскресение Христа ~ в некотором смысле видоизмененная Природа. Мир снова становился "хорошим", каким он был до Падения".[6] Чуть позже мы вернемся к этим размышлениям М.Элиаде, со временем оформившимся в более или менее стройную теорию.
1931 ~ год возвращения в Бухарест и Университет, на этот раз уже в статусе доктора философии и ассистента П.П.Негулеску. Вскоре М.Элиаде приступил и к самостоятельной преподавательской деятельности, объявив курс лекций "Проблема Дьявола в истории религий" и семинар "Разрыв причинности в средневековой буддийской логике".
Те области, к исследованию которых обращался Элиаде в зрелом возрасте, обозначились, в общих чертах, как раз в вышеописанный период. Это одна из причин, по которой мы столь много внимания уделили его молодым годам. Далее ─ лишь совершенствование, корректировка деталей, выход на смежные проблемы. География преподавательской деятельности, начавшейся в родном городе, в дальнейшем расширилась: Париж, Рим, Падуя, Лунда, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Марбур, Цюрих, Аскона, Сорбонна, Чикаго. Коротких промежуток времени Элиаде посвятил дипломатии (1940-1945, атташе по культуре при румынском посольстве в Лондоне; советник посла по вопросам культуры в Лиссабоне), но вскоре снова вернулся к преподаванию, обосновавшись в Париже. Этот период жизни для М.Элиаде отмечен общением с известными деятелями науки, культуры и искусства, в том числе и с К.Г.Юнгом. Встречи в кружке К.Г.Юнга оказались важны не только с научно-познаватель ной точки зрения ~ там же М.Элиаде познакомился со своей будущей второй женой ~ Кристинель. Ее появление в определенной мере знаменовало возрождение М.Элиаде, глубоко переживавшего смерть первой супруги.
Прежде чем приступить к преподаванию, М.Элиаде был вынужден решить некоторые неизбежные бытовые проблемы: жилищные, финансовые. (Интересно, что в предисловии к изданию дневников М.Элиаде, когда говорится о сложности первых лет его пребывания в Париже, в качестве примера приводится факт, что живя в гостинице ему приходилось готовить еду на примусе!). Сложно было и полностью переключиться на французский язык. Но все эти проблемы в достаточно короткий срок были решены, так что в последствие период пребывания в Париже многие стали считать самым плодотворным в творчестве М.Элиаде. Издательская работа Элиаде отмечена основанием журналов "История религий", "Zalmoxis", не прекращал он и писательскую деятельность, начавшуюся опятьтаки в молодые годы.
К сожалению, объем данной статьи не позволяет охватить всего творчества М.Элиаде, каждое из направлений которого заслуживает самостоятельного исследования. Посему мы сочли уместным уподобиться его же технике: сосредоточить внимание на ключевых моментах, попытаться уловить основные положения, снабдив их кое-где своими дополнениями или уточнениями. По той же причине невозможно и перечислить всех изданных его трудов. Мы лишь отметим главнейшие: "Миф о вечном возрождении (архетипы и повторения)" (1949), "Введение в сравнительное изучение религий" (1949), "Сакральное и профанное" (1965), "Рождение и возрождение" (в переводе с французского издания звучит как "Рождение мистики") (1959), "Йога: бессмертие и свобода" (1948), "Мифы, сны, таинства" (1957), "Образы и символы" (1952), "Миф и реальность" (с французского ~ "Аспекты мифа") (1964), "Шаманизм и архаическая техника экстаза" (1951).
Первая в этом списке, важнейшая по определению самого М.Элиаде, начинается словами: "Если бы я не боялся показаться слишком нескромным, я дал бы этой книге другой подзаголовок: "введение в философию истории". [7] Эта фраза как нельзя лучше отражает цель творчества Элиаде ~ стремление выявить общие черты в развитии человеческой культуры, уловить грань, отделяющую современное общество от архаического. Ни одна из его работ не обходится без обращения к одной из основных категорий Бытия ~ времени. В разном его восприятии и кроется главное различие между "древним" и "современным" человеком.
М.Элиаде отмечает, что человек архаического общества ощущает себя неразрывно связанным с Космосом и космическими ритмами, в то время как современный человек ~ с Историей. Однако это не означает, что в первом случае отсутствуют элементы второго, равно как и наоборот. В архаическом обществе действительно наличествует некая "форма истории", но все же преобладающим является ощущение себя частью Космоса = Природы = Божества. В то же время современное общество видит ценность в необратимой цепи исторических собы тий, хотя частично в нем присутствует и архаическое восприятие. Независимо от того, о каком обществе идет речь, время можно подразделить на сакральное (в разных традициях: Время Оно, Мифическое Время, Время до Времени, Время Сновидений, Время до Падения, Потерянный рай и т.п.) и профанное (обыденное) время. Первое как раз и связано с природными, космическими ритмами, тогда как второе ~ с историей. И так как космические ритмы цикличны и обратимы (сакральное время), а история ~ линейна и необратима (профанное время), мы вправе сказать, что в сознании человека архаического общества хотя и присутствует понятие о необратимости событий, цикличность времени все же стоит на первом месте. Для современного человека опять-таки пропорция обратная.
Упомянутая выше работа затрагивает практически только первую половину проблемы ~ рассмотрение духовных ценностей, "которые по большей части ушли в прошлое, но для познания и истории человека могут быть полезны".[9] В ряде других, таких как "Рождение и возрождение. Религиозное значение инициации в человеческой культуре", "Введение в сравнительное религиоведение", "Мифы, сны и таинства", "Образы и символы" Элиаде обращается к восточным и европейским культурам как на уровне античности, так и современности.
Чтобы представить более ясную картину, обратимся сначала к "доисторическим временам".
Итак, Время Оно ~ это время первотворений, первообразов, первопредметов, перводействий. Связь между Небом и Землей была прочнее и проще и для людей и для Божеств. Анализируя описания первовремени у различных народов, Элиаде приводит некую общую характеристику "изначальной райской эпохи". "В те дни люди не знали смерти, они понимали язык животных и жили с ними в мире; не трудились, находили обильную пищу в пределах досягаемости. Вследствие некоторого мифического события, изучение которого мы не осмелимся взять на себя, "райский период" завершился и человечество стало таким, каким мы его знаем сейчас". [9] Однако связь с Небом не утрачена окончательно, при помощи специальных средств в определенные моменты возможен возврат ко времени изначальности. Условно можно выделить несколько "типов" соприкосновения с этим временем:
─ все, что имеет место в обыденной жизни, имеет прототип во Времени Оно;
─ все, что основывается в профанном времени, создается по образу первотворения;
─ возрождение, через разрушение. Возврат к Хаосу, за которым последует новое творение.
"В первобытном, или архаическом сознании предметы внешнего мира ~ так же, как и сами человеческие действия, не имеют самостоятельной, внутренней, присущей им ценности".[10] Эту ценность Элиаде приравнивает к реальности, которую можно обрести лишь путем повторения некоего архетипа. Позволю себе привести еще одну, более мелкую классификацию, сделанную на сей раз самим Элиаде. Он выделяет три вида "элементов", выявленных при изучении различных культур:
"1) элементы, реальность которых есть функция повторения, имитация небесного (сакрального) архетипа;
2) элементы: города, храмы, дома ~ чья реальность является составной частью символики надземного центра, который уподобляет их себе и преображает в "центры мира";
3) значимые мирские действия и ритуалы, в которые включен смысл, им придаваемый, лишь потому, что они преднамеренно повторяют действия, совершаемые от основания Богами, героями или предками". [11]
Как мы видим, действительно, весь земной, профанный мир уподобляется сакральному, как в целом, так и на уровне некоего общества и отдельного человека.
Здесь наше сознание сталкивается с трудно воспринимаемым им соотношением: любая территория, город, храм ~ лишь отражение небесного прообраза, который и являет собой истинную реальность. Причем "образец не только предшествует земной архитектуре, но и находится в идеальной (небесной) "области" вечности". Интересно, что подобное соотношение приемлемо как для так называемых "примитивных культур", так и для более развитых. М.Элиаде в подтверждение приводит примеры из иранской, шумерской, индийской, сибир ской и иудейско-христианской мифологии. Но не будем пока забегать вперед. Итак, ничто наличествующее в Земном мире не может не иметь своего прототипа в Небесном. Исключение составляет лишь то, что создается заново, но в данном случае роль "прототипа" играет действие первотворения ~ упорядочение Хаоса в Космоса.
Иногда тому предшествует разрушение Космоса, за которым последует новое творение. К этому типу мы можем отнести как ритуал в целом, так и выделить особо обряды инициации и празднования Нового года. С одной стороны ритуал имеет определенную "сакральную модель", с другой он ~ средство соприкосновения с сакральным временем и одновременно сам является реактуализацией Времени Оно.
До сих пор мы говорили о моментах мирского времени, когда возможно соприкосновение с мифическим, по терминологии М.Элиаде ~ его реактуализациями.
Теперь ~ о месте соприкосновения, пути во Время Оно. Небо с Землей сходятся в Центре мира, достигнув которого возможно проникнуть в правремя. Часто Центр Мира называется Мировым Столпом, Осью мира. "Более утонченные мифические формы" ~ Мировая Гора, Мировое Дерево, лестница, лиана, радуга, мост и т.п. Благодаря тому, что в ритуале возможно одновременное совпадение точек соприкосновения сакрального пространства и времени, он обладает уникальным свойством: "Любое освещенное пространство совпадает с Центром Мира, точно так же как и время какого бы то ни было ритуала совпадает с мифическим временем Начала".[12] Соответственно, все, что основывается ~ будь то храм, дом, город, ~ основывается в сакральном времени, в сакральном пространстве, отображая некую сакральную модель, являясь при этом и воплощением Центра Мира.
Значение ритуала заключается еще и в том, что именно он диктует деление времени и устанавливает дату празднования Нового года. "У большинства первобытных народов Новый год отождествляется с отменой табу на новую жатву, урожай которой, таким образом, объявлялся свободным и безопасным для всей общины. Там, где разводят различные виды зерновых или плодовых растений, созревание которых наступает в разное время года, мы встречаем иногда неоднократное празднование Нового года". [13] В его преддверии возврат к Хаосу, за которым последует новое творение. Несмотря на все разнообразие празднования Нового года, Элиаде выделяет несколько черт, которые считает универсальными:
"1) двенадцать промежуточных дней являются прообразом двенадцати месяцев года;
2) во время соответствующих двенадцати ночей процессия мертвых приходит навестить живых (семьи);
3) в это время тушатся и вновь зажигаются огни;
4) это момент посвящений, один из главных моментов, который составляет тушение огня и его возрождение;
5) ритуальные сражения между двумя противостоящими группами;
6) присутствие эротического элемента" [14].
Несколько спорным на наш взгляд выглядит первый пункт, где Элиаде ориентируется на двенадцатичленное деление года, не являющееся столь универсальным, хотя и говорит выше, что оно обусловлено определенными ритуалами, регулирующими возобновление запасов продовольствия, т.е. ритуалами, обеспечивающими продолжение жизни данного общества. Хотя, действительно, Новый год ~ не момент, а некий промежуток, период между смертью и новым рождением, то самое сакральное время изначальности, дарующее миру новую жизнь и новое "чистое время".
По этому же принципу построен и обряд инициации ~ промежуток в мирском времени, равный сакральному. Начиная разговор об инициациях, Элиаде обращается к общепринятому в истории религий их подразделению. Первый тип "включает в себя коллективные ритуалы, функции которых ~ осуществить переход от детства или юности, обязательные для всех членов отдельного общества. В этнологической литературе они называются "ритуалами половой зрелости", "племенной инициацией", "инициацией возрастных групп". Второй ~ "все виды обрядов посвящения в секретные общества, братства, союзы". И, наконец, третий, наиболее важный, встречается в связи с мистической профессией, "для примитивных обществ ~ шамана или знахаря".[15] Во всех случаях, чтобы обрести новое качество, нужно пройти через умирание к рождению. Период между ними равен времени инициации, а, следовательно, и сакральному времени. Ни в коей мере не отказываясь от такой классификации Элиаде предлагает и несколько иную, рассматривая обряды инициации под другим углом зрения, не по принципу: кем был до инициации ~ кем стал после нее, а по тому, что происходит во время нее. Таким образом, получается два вида:
1) "возрастные обряды, благодаря которым подростки получают доступ к сакральному, к знанию, к сексуальности, становятся человеческими существами". Время инициации для них равно времени создания их людьми.
2) "специализированные инициации", которым подвергаются определенные личности в связи с трансформацией их человеческого состояния. В данном случае происходит творение не человека, а некоего сверхчеловеческого существа, способного общаться с Божествами, Предками или Духами [16].
Выйти на уровень Времени Оно в принципе может каждый, но сделать это самому это не так просто. Чаще прибегают к помощи так называемых медиаторов, классическим из которых является птица (отсюда столь многочисленные изображения Мирового Дерева с птицей в его кроне). В обыденной жизни роль медиатора возлагается на людей, прошедших, по терминологии Элиаде, "специализированную инициацию", например, шаманов.
Итак, для проникновения во Время Оно необходимо:
1) соответствующий момент мирского времени;
2) соответствующее место, где возможен переход на Небо;
3) медиатор, могущий выйти на этот путь.
Общепринятым в этнологии считается, что если в роли последнего выступает человек, ему необходима соблюдать ряд "условий", благодаря которым возможен переход в иную сферу. Разница лишь в том, какое из них считать главнейшим. Для М.Элиаде таковым является способность соединить в себе свойства, присущие людям " до падения": способность понимать язык зверей и птиц (иначе ~ "тайный язык"), свободно перемещаться на Небо и общаться с Небесными силами. В камлании шамана этому последовательно соответствуют ста дии обращения к духам-помощникам; подготовка к трансу имитацией определенных движений и использование специальных предметов; сам транс.
Как видно, позиция М.Элиаде в выделении стадий камлания, их последовательности и значимости вполне соответствует той, которую можно назвать классической для этнологии.
Однако и обыкновенные люди имеют возможность соприкосновения с Временем Оно. Наиболее доступные средства для человека архаического общества, как уже говорилось выше, ~ ритуал, а также согласование своих действий с действиями первотворения. Все существование человека ориентировано на Правремя, стремление восстановить с ним связь, замкнуть цепь. "Тоска по потерянному Раю" приводит к потребности в периодическом возрождении времени. Потребность эта вызвана стремлением архаического человека удержать мир "в одном и том же рассветном мгновении начал", "всеми доступными ему средствами пытается противостоять истории, понимаемой как последовательность событий необратимых, непредвиденных и имеющих самостоятельное значение"[17], что противоречит мировосприятию, ориентированному на космические ритмы. В то же время эта потребность имеет и более глубокую причину: "повсюду существует понятие конца и начала некоторого временного периода, основанного на наблюдении за биокосмическими ритмами, входящее в более широкую систему периодических очищений и периодического возрождения жизни".[18]
Хотя М.Элиаде и отмечает, что под "архетипами" он понимает несколько иное, чем К.Г.Юнг, (образцы для подражания, а не структуры коллективного бессознательного), по сути дела он использует и его определение.
Архетипы в трактовке К.Г.Юнга являются "связующим звеном" между рациональным сознанием современного человека и "миром инстинкта" первобытного. В первом случае, при сознательном выражении мысли, человек обращается к разуму; во втором ~ к чувствам и эмоциям.[19] Благодаря существованию архетипов, в человеке любой эпохи присутствует "архаическое сознание", в обыденной жизни отодвинутое на задний план "рационалистическим". Однако в определенные моменты оно все же дает о себе знать. К.Г.Юнг концентрирует внимание на сне ~ периоде, когда современный человек сближается в восприятии с архаическим. "История, рассказанная сознательным разумом, имеет свое начало, развитие и конец, но во сне все обстоит иначе. Координаты времени и пространства здесь совершенно иные..."[20] М.Элиаде усматривает и другие ситуации, когда человек, часто бессознательно, уподобляется архаи ческому.
Как уже говорилось, современный человек ориентирован на Историю, цепь событий "необратимых, непредвиденных и имеющих самостоятельное значение". Поиск грани, на которой осуществляется этот переход, привел М.Элиаде к предположению, что решение проблемы кроется в становлении нового религиозного сознания, которое он связывает с иудейско-христианским комплексом. При этом он отмечает и элементы циклического восприятия времени, уделяя им не менее пристальное внимание. Это не "исключения", не "пережитки", а те самые архетипы, о которых говорил К.Г.Юнг.
Что же усмотрел Элиаде в христианстве принципиального нового, позволившего воспринимать его как фактор, влияющий на изменение сознания. Христианство принесло "новое измерение ~ ценность в том, что необратимо".[21] События, которыми отмечено пребывание на Земле Иисуса Христа, происходили в земном времени, имеют определенную последовательность и самостоятельное значение. И все же в полной мере назвать события Священной Истории историческими мы не вправе, т.к. под последними Элиаде подразумевает события как таковые, события в себе и для себя. Действия людей уже не всегда согласуются с перводействиями, нет постоянной ориентации на Время Оно. Проблемы земного человека становятся в центре и именно на них обращен взор Творца. Человек начинает утрачивать способность ощущения Бога теми способами, которые были ему доступны раньше. ("... Для первобытных людей природа ~ иерофония, а
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |