Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мирча Элиаде 3 страница




Богов шумеро-аккадского пантеона. Занимает второе место после своего отца

Ана, которого в ряде случаев превосходит. Жена ~ Нинлиль (или его женская

параллель), сыновья: Бог Луны Нанна, Боги войны Нинурта и Нингирсу, Бог

палящего солнца и преисподней Нергал, Бог-судья Намтар и др. Соединяет в

себе черты божества плодородия, жизненных сил и необузданной стихии. Может

выступать в качестве умирающего и воскресающего Бога.

 

Стр.48 Праджапати ~ ("господин потомства"). Бог-творец в индийской

мифологии.

 

Стр.49 Змей Апоп ~ в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак

и злые силы. Извечный враг Бога солнца Ра. Часто выступает как

собирательный образ всех врагов Солнца. Апоп обитает в глубине земли, где и

происходит его борьба с Ра. Сражение повторяется каждую ночь, из которого

Ра всегда выходит победителем.

 

Стр.50 Компаративизм ~ в западной литературе: наименование

сравнительно-исторического метода исследования. Метод, позволяющий путем

сравнения выяснить общее и особенное в развитии стран и народов мира, а

также причины этих сходств и различий. В этнографии: один из основных

способов реконструкции первобытного общества, исследования этногенеза

народов, этнических культур и т.п. В XIXв. на формирование

сравнительно-исторического метода большое влияние оказало развитие

сравнительно-исторического языкознания, сравнительной мифологии и

сравнительного изучения религий. В дальнейшем: основной метод исследования

эволюционистов (Дж. Фрейзера, Л. Моргана, Э.Тейлора, Дж. Мак-Леннана и др.).

 

Стр.56 Тиамат ~ ("море"). В аккадской мифологии: персонификация первозданной

стихии, воплощение мирового Хаоса. В битве с Мардуком погибает, будучи

рассеченной им пополам. Из верхней половины ее тела образовалось небо, из

нижней ~ земля.

 

Стр.56 Мардук ~ центральное божество аккадского пантеона, главный Бог

г.Вавилона. В космогонической поэме "Энума Элиш" одерживает победу над

воплощением Хаоса ~ Тиамат ~ создает мир, распределяет владения между богами

и небесными светилами.

 

Стр.65 Карей ~ в мон-кхмерской мифологии (племена семангов, джахай, ланох,

кента Малаккского полуострова) божество грома. Иногда отождествляется с

божеством солнечного света Та Педном, он же его старший брат или даже отец.

Место обитания ~ пещера.

 

Стр.71 Эмпедокл ~ (ок. 409 ~ ок. 430 гг. до н.э.). Древнегреческий философ,

поэт, врач, политический деятель. "Корнями всего сущего" считал четыре

первовещества ~ землю, воду, воздух, огонь; "движущими силами" ~ любовь

(сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под воздействием которых

Космос то соединяется в единый шар, то распадается.

 

Стр.73 Ефрем Сирин ~ в русской традиции именование сирийского гимнографа Мар

Афреме (ок. 306 ~ 363 гг), стоящего у истоков средневековой христианской

литературы. Оказал большое влияние на византийскую и древнерусскую

литературу. Известен и в Западной Европе благодаря относительно ранним

переводам на греч. и лат. языки.

 

Стр.83 Ab origine (лат.) ~ от начала, от основания, от истока, от рождения.

У М.Элиаде употребляется как эквивалент Мифического времени творения.

 

Стр.87 Сома ~ (от глагола "выжимать"). В древне-индийской мифологии:

божественный напиток и божество этого напитка (в дальнейшем и луны) ~ Сома

Павамана (очищающийся). По значимости стоит на третьем месте после Индры и

Агни. Существовал особый ритуал приготовления напитка из растений сома

(точно не идентифицировано), которое "происходит с неба, но растет на

земле". Эпитеты Сомы: Господин мира, Бог над всеми Богами, Первый творец.

Считалось, что он одновременно родитель и дитя неба, владыка вод, приносит

богатство, счастье, удачу.

 

Стр.92 Сотериология ~ от греч. "спаситель".

 

Стр.100 Кингу (акк.) ~ Согласно аккадской космогонической поэме "Энума

Элиш", чудовище, созданное Тиамат. Она делает его своим мужем, вручает

"таблицы судеб" и отправляет сражаться с Мардуком. Мардук отнимает "таблицы

судеб" у Кингу, убивает его. Из крови убитого Кингу и глины Мардук вместе с

Эйей создает людей.

 

Стр.101 Олорун ~ ("хозяин неба"). В мифах йоруба (Африка) ~ глава пантеона

богов. Передал управление небесным сводом и миром созданному им Обатала.

 

Стр.101 Обатала ~ ("господин белой одежды"). В мифах йоруба Бог, управляющий

небесным сводом и миром. Создан Олоруном. Вместе с женой Оддува породил

Божеств земли и воды, а от их союза произошел Бог воздуха. Олорун создал из

глины первых людей ~ мужчину и женщину.

 

Стр.102 Мана ~ (от лат. manes ~ "души предков"). Отсюда манизм, теория

происхождения и развития религии из культа предков (Г.Спенсер). Другое

значение: у народов Меланезии и Полинезии ~ невидимая сверхъестественная

сила, которая в равной мере может быть присуща людям, животным или

предметам. От нее зависит благополучие, удача, везение.

 

Стр.102 Мулунгу ~ Бог-громовержец и первопредок в мифах бантуязычных народов

Восточной Африки.

 

Стр.120 Атман ~ одно из кардинальных понятий в религиозно-мифической системе

индуизма. Употребляется в следующих значениях: 1) местоимения "я", "себя";

2) "тело"; 3) обозначения субъективного психического начала, индивидуального

бытия, души; 4) обозначение высшей духовной сущности. Как субъективное

индивидуальное начало противопоставляется объективной первичной реальности ~

брахману, но в конечном итоге совпадает с ним.

 

Стр.131 "Деяния Фомы" ~ апокриф. Гностическая традиция образ одного из

двенадцати апостолов ~ Фомы ~ обыгрывает как "близнеца" Иисуса Христа,

нередко представляя Фому Единственным из апостолов, кто удостоился

откровения о тайном смысле учения Христа (например, Евангелие от Фомы). В

основы "деяний Фомы" положено предание, согласно которому Христос явился

Фоме в видении и повелел отправляться в Индию.

 

Стр.180 Джоаккино де Фьоре ~ в русской транскрипции ~ Иоахим Флорский (ок.

1132-1202). Монах цисторианского ордена, основатель Флорского ордена в

Италии, средневековый философ. М.Элиаде обращается к нему как к автору

"Вечного Евангелия", делящего мир на три эпохи: эпоху Бога Отца

(ветхозаветная), эпоху Бога Сына (новозаветная), эпоху Святого Духа

(грядущая) и акцентирует внимание на двух положениях его концепции: эволюции

взаимоотношений человека с Богом и аналогичности периодов мировой истории.

Согласно ортодоксальному христианству, это учение считается еретическим.

 

Стр.157 Эвгемеризм ~ от имени древнегреческого философа Эвгемера из Мессепы,

жившего в IV в. до н.э. Ему приписывается авторство "Священной записи" ~

философского романа, в котором Эвгемер пытается осмыслить мифологию.

 

Стр.166 Logia agrapha ~ "слова ненаписанные", предания.

 

Стр.166 Синоптические Евангелия ~ первые три канонические Евангелия:

Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки. Объединены по

принципу текстуальной близости.

 

Стр.175 Грааль ~ в западноевропейских средневековых легендах таинственный

сосуд, ради приближения к которому и приобщения к его благим действиям

рыцари совершают свои подвиги. Обычно считалось, что это чаша с кровью

Иисуса Христа. Часто предполагалось, что это чаша, используемая Иисусом

Христом на Тайной Вечере. Одно из значений Грааля ~ табуированная тайна,

невидимая для недостойных, но и достойным являющаяся по-разному.

 

Стр.179 Святой Бернар ~ не совсем ясно, о ком в данном случае идет речь: о

Бернаре Клервонском или Бернаре Сладостном. Бернар Клервонский

(ок.1091-1153) ~ монах цисторианского монастыря, в дальнейшем ~ основатель

ордена бернардинцев ~ "псов господних", опоры папства. Содействовал

организации II крестового похода, обращению в христианство народов

Прибалтики. Бернар Сладостный (ум. ок. 1320) ~ монах-францисканец, один из

первых и известнейших последователей Франциска Ассизского. В дальнейшем,

после его смерти и раскола в ордене ~ один из лидеров альбигойцев. В 1303 г.

возглавлял восстание против инквизиции. В 1318 г. приготовлен к пожизнен

ному заключению.

 

Стр.188 Ташизм ~ (от фр. tache ~ "пятно"). Разновидность абстрактного

искусства 1940-50 гг. (абстрактный экспрессионизм). Представители:

Дж.Поллок в США, П.Сулаж во Франции, К.Аппал в Нидерландах. Основным

источником творчества считали бессознательное.

 

Стр.188 "Поминки по Финненгану" ~ авангардный роман (1939) ирландского

писателя Джемса Джойса (1882-1941). В основу положена одноименная

ирландская баллада XIX века.

 

Стр.189 Суахили ~ один из двух официальных языков Танзании и Кении.

Распространен также в Сомали, Заире, Мозамбике. Язык межэтнического общения

в Восточной Африке. Относится к семье языков банту. Письменность на основе

латинского алфавита.

 

Стр.189 Дадаизм ~ (от фр. dada ~ "конек", "деревянная лошадка").

Модернистское литературно-художественное течение в 19161922гг. Сложился в

Швейцарии. Представители: Т.Туара, Р.Гюльзенбек, М.Янко, М.Дюшан, М.Эрнст,

Ж.Арт и др. Характерная черта─ экспериментирование на сочетании звуков,

слов, графике, чертежах и т.п. Выделяют французских "абсолютных дадаистов"

(А.Бретон), выступавших за отказ от социализации искусства, и немецких

"политических дадаистов" (Ж.Грос, Дж.Хартфилд), выступавших против милита

ризма и буржуазного строя.

 

Стр.189 Додекафонизм ~ течение в музыке, основанное на специфическом методе

сочинения ~ додекафонии (от греч. dodeka ~ "двенадцать" и phone ~ "звук"),

возникшем в процессе развития атонализма (атональной музыки). Метод

разработан австрийским композитором А.Шенбергом. Музыкальное произведение,

написанное в этой технике, выводится из так называемой серии (ряда)

определенной последовательности двенадцати звуков различной высоты,

включающей все тона хроматического звукоряда, ни один из которых не по

вторяется.

 

Стр.192 Финская школа ~ возникшее в Финляндии направление, использующее

историко-этнографический метод изучения взаимодействия культур и

концентрирующее внимание на исследовании фольклора. Считается, что

предпосылками зарождения этого метода были коренные изменения в

общественных науках, вызванные переворотом в естествознании вследствие

эволюционной теории Ч.Дарвина и позитивистского направления в философии.

Первым шагом в формировании финской школы можно считать выступление в 1873

г. А.А.Борениуса, посвященное миграции рун. Окончательно оформилась в начале

XX века, благодаря исследованиям и методическим разработкам К.Круна

(1863-1933), профессора финской и сравнительной фольклористики в Хельсинском

университете. Им же была определена основная задача исследований финской

школы ~ выявление этнической принадлежности, места и времени возникновения

того или иного сказочного сюжета. Представители: Ю.Крун, К.Крун, А.Аарне,

С.Томпсон и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.