Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика работы 1 страница




Введение. Архитектура, представляя собой всеобъемлющий феномен человеческого бытия, включена во все сферы жизни и может рассматриваться как система постоянного обмена информацией между человеком и созданной им искусственной средой.

Архитектурное окружение служит частью динамического целого, формирующего всю нашу жизнь. Оно влияет на человека в немалой степени и бессознательно, независимо от его желания. Как отмечал А.В. Иконников, организованная архитектурой среда ненавязчиво, но постоянно воздействует на человека, его эмоции, поведение.

В настоящее время мы видим чаще негативное влияние архитектуры на эмоциональную жизнь человека. Стремления заказчиков архитектурных объектов к упрощению формы, к ее удешевлению как постройки, приводят к общему упадку архитектуры как духовной среды.

Наличие в большой степени криминала, агрессии, насилия в наши дни говорит о том, что нужно изменять сложившуюся ситуацию. Изменения ситуации можно достигать с различных сторон - поэзия, музыка, искусство и т.д. Но в наших силах попытаться это сделать посредством гуманизации форм создаваемого архитектурного окружения человека. Находясь внутри него, его влиянию человек подвержен постоянно. На бессознательном уровне это влияние проникает достаточно глубоко. Еще в трудах Дж. Саймондса звучали идеи о новой концепции архитектурного проектирования как проектирования эмоций и переживаний человека.

На взаимосвязь архитектуры и эмоционального мира человека неоднократно указывали в области исследования архитектурной семиотики А. А. Барабанов, Ю. С. Янковская, Л. Ф. Чертов, М. В. Пучков, А. А. Сергеев и др.; в области теории архитектуры - К.-Н. Леду, Дж. О. Саймондс, Р. Арнхейм, И. А. Страутманис, Г. Б. Забельшанский, Г. Б. Минервин, Г. А. Раппопорт, Г. Ю. Сомов, А. В. Иконников, Н. И. Смолина, А. В. Бунин, В. И. Иовлев, Т.Н, Корепина, М. Лимонад, А. Цыганов и др. В области психологических и психофизиологических исследований эта тема звучала в работах Р. Л. Грегори, И. Рока, Дж. Гибсона, Л. А. Китаева-Смык, М. Черноушека, В. А. Филина и др.

Но пока осталась в большей степени за кадром тема взаимодействия человека и архитектурной формы, как геометрического объема. Тем не менее, знания о воздействии архитектурной формы, в особенности же архитектурно-пространственной формы, как интерьерного пространства, где современный человек проводит большую часть своего времени, на его внутренний мир, его психическое состояние очень важны для созидания архитекторами духовной архитектуры, внедрения концепции о проектировании эмоций и переживаний человека.

Пространство квартиры оказывает свое воздействие в то время, когда человек наиболее восприимчив к этому - расслабившись после трудового дня, "отключив'" психологическую защиту. Об этом писал известный исследователь психологии стресса Л. А. Китаев-Смык. Здесь он говорит о важности создания комфортности средствами архитектуры. В то же время архитектура - есть совокупность условий для деятельности людей. Еще психолог М. Черноушек замечал, что архитектурная

среда может вызывать различные чувства и отклики, способствовать, ускорять или замедлять и подавлять действия человека. В нашем исследовании речь пойдет о комфортности для человека, но не в общем ее смысле, а о комфортности, как комфортности для определенных видов человеческой деятельности.

Актуальность темы исследования состоит в необходимости более глубокого осмысления реакции и интерпретации отношения человека к геометрии интерьерных форм, в которых проходит основная жизнедеятельность человека; необходимости в сознательном и ответственном подходе в работе архитектора с формой, для того чтобы обеспечить психологический комфорт для любой., деятельности человека, потребляющего архитектуру.

Объектом исследования является архитектура, как система архитектурно-пространственных интерьерных форм, оказывающих на человека психическое воздействие.

Предметом исследования выступают принципы, закономерности и особенности проявления влияния архитектурно-пространственных форм на психику человека.

Целью настоящего исследования является выявление закономерностей и особенностей влияния архитектурно-пространственных интерьерных форм на возникновение желаний и побуждений человека к различным видам деятельности.

Для достижения цели исследования ставились следующие задачи:

- изучить исследования воздействия формы на человека с позиций
психологических и психофизиологических подходов, семиотических
исследований, исследований в области символики форм, этнографии,
культурологии, с позиций теории архитектуры;

- провести исторический анализ использования архитектурных форм под
объекты различной функциональной направленности в архитектуре и этнографии;

- из анализа теоретических исследований выявить психические реакции
человека на архитектурно-пространственные формы;

- изучить методики психологического исследования, имеющие возможность
применения в изучении воздействия архитектуры на человека;

- разработать методику эмпирического психологического исследования для
изучения реакции человека на различные интерьерные формы;

- по созданной методике провести эмпирическое исследование;

 

- на основе анализа результатов эмпирического исследования выявить
закономерности и особенности влияния архитектурно-пространственных форм на человека;

- на основе анализа результатов эмпирического исследования выявить взаимосвязь между геометрическими характеристиками архитектурно пространственной формы и внутренним психическим состоянием человека.

Теоретической и методологической базой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых, классиков теорий архитектуры и психологии. Сама идея диссертационной работы, а также раздел, посвященный практическому эксперименту, базируются на исследованиях экологической, социальной и когнитивной психологии. Для исследования, посвященного систематизации и синтезу исследований исторического опыта человечества с позиций теории и истории архитектуры, архитектурной семиотики,

этнографии, культурологии, психологии, психофизиологии, символики по
использованию форм, связанных с геометрией фигур квадрата, круга и
треугольника, под различные виды человеческой деятельности, был применен
метод анализа изучаемой и выявляемой информации. Для выявления и углубления
полученных знаний в ходе теоретического исследования было применено
эмпирическое архитектурно-психологическое исследование. Подобное
исследование базировалось на анализе практических исследований и методах их
обработки психологов, социологов и архитекторов. Для проведения практического
экспериментального исследования автором была разработана специальная
методика - методика экспериментального исследования, основанная на
индивидуальной проективной технике1 методом вопросов-меню, механизм

проведения эксперимента которой базировался на методах опроса и интроспекции2, на использовании различных проективных техник. Метод обработки, подсчета данных базировался на применении качественно-количественного анализа' результатов исследования - качественном контент-., анализе4.

Границы исследования определяются исходными границами эмпирического исследования. Границы исследования архитектурной формы - пространства интерьеров в масштабе одного человека или небольшой группы людей. Границы исследования с точки зрения воздействия на различные категории потребителей архитектуры — люди от 18 до 55 лет, не имеющие специального архитектурного или дизайнерского образования, с высшим или не полным высшим образованием, проживающие в г.Екатеринбурге.

Научная новизна исследования заключается в том. что:

- впервые выявлены основные принципы, закономерности и особенности
воздействия геометрии пространства интерьера на направленность деятельности,
желаемой человеком в нем;

- впервые проводится эмпирическое исследование влияния геометрии
архитектурно-пространственных интерьерных форм на направленность
деятельности человека, вызываемую формой геометрии пространства;

- впервые проводится систематизация исследований исторического опыта

Проективная техника (от лат. ргоjесtio — выбрасывание вперед) — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией, Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Проективная техника характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми.

Интроспекция (от лат. introspecto - смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

Качественно-количественный анализ - анализ информации о предмете исследования на основании, как статистических измерений, так и опираясь на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных. Применяется при необходимости обработки данных, не полностью поддающихся строгому количественному исчислению и не попадающих под четкие статистические и математические модели.

Качественный контент-анализ (в контексте данного исследования) - метод обработки, подсчета результатов исследования Суть метода состоит в том, что методом логического сложения подсчитываете я факт явного, яркого присутствия какой-либо изучаемой темы действий либо ощущений у испытуемого в ответах на заданное пространство. Контент-анализ -метод изучения источников, несущих информацию о каком-либо предмете исследования на уровне тенденций и закономерностей Контент-анализ складывается из двух основных этапов. Первый этап, классификационный, позволяет выделить признаки, данные по которым содержатся в полученной информации. Второй этап, частотный, предполагает математический анализ информации (в данном исследовании методом логического сложения (метод качественного контент-анализа)), полученной на основе введенной классификации.

 

 

человечества с позиций теории и истории архитектуры, архитектурной семиотики, этнографии, культурологии, психологии, психофизиологии, символики по использованию форм, связанных с геометрией фигур квадрата, круга и треугольника, под различные виды человеческой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: найдены и аргументированы пути решения важной научной и хозяйственной задачи, имеющей существенное значение для психической жизни потребителей архитектуры в целом и, в частности, для эффективности работы людей различных профессий, развиты и обогащены концептуальные основы архитектурного инструментария, посредством получения знаний о воздействии геометрии формы интерьера, даны научно-практические рекомендации по их использованию.

- Разработана методика нового практического архитектурно-психологического
исследования, посвященного проблеме изучения воздействия архитектурно-
пространственных форм на выбор человеком функционального назначения
пространства, принципы которой могут быть использованы для проведения других
исследований, посвященных проблеме психического воздействия архитектуры на
человека.

- Результаты исследования могут быть использованы при архитектурном
проектировании как инструмент, помогающий архитектору в создании
архитектурного объекта в соответствии с предполагаемыми в нем эмоциями и
переживаниями человека.

- Практическое значение исследования определяется тем, что его результаты
содействуют разработке психологического подхода к процессу архитектурного
проектирования.

- Теоретическое значение диссертации состоит в том. что она вносит
определенный вклад в формирование и разработку темы взаимодействия
архитектуры и человека в контексте рассмотрения этой проблемы с точки зрения
психосемантики, психологии восприятия, теории архитектуры, семиотики
пространства.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования изложены в докладах и сообщениях:

- на научной конференции - "Современные проблемы архитектуры и дизайна" в г.
Екатеринбурге, октябрь 2002г.;

- на научной конференции - "Современные проблемы архитектуры и дизайна" в г.
Екатеринбурге, май 2003г.;

- на международной межвузовской научно-практической конференции студентов,
аспирантов и молодых специалистов "Психология XXI века" в г.Санкт-Петербурге
22-24 апреля 2004г. (доклад был отмечен на пленарном заседании как лучший
доклад по секции "Общая психология");

- на международной конференции "Архитектура и Культура" в г.Владивостоке 17-
21 мая 2004г.;

 

- на научной конференции - "Современные проблемы архитектуры и дизайна" в г.
Екатеринбурге 13-14 мая 2004г. (выступление было отмечено дипломом как
лучший доклад конференции);

- на международной научной конференции - "Тhe depictive sрасе оf регсерtiоn" в
г. Больцано (Италия) 7-9 июня 2004г.

 

- на международной научно-практической конференции посвященной проблемам
архитектурного образования - "Непрерывное архитектурное образование:
проблемы и перспективы" в г. Волгоград с 19-25 сентября 2004г.

Кроме того, апробация основных материалов, основных идей диссертации легла в основу процесса учебного архитектурного проектирования на базе Уральской государственной архитектурно-художественной академии (УралГАХА) в рамках конкурсного проектирования при участии студентов УралГАХА в следующих конкурсах:

- Мемфис-Риверфронт. Международный конкурс по реконструкции прибрежной
части города Мемфиса. США. 2003г.;

- Международный конкурс "Галерея Современного Искусства в г.Барселоне"
(Вашингтон, США) 2003г.;

- Конкурс Экодом (Англия) 2003. (одной из лучших работ этого конкурса,
занявшая 4-е место, была работа студентов 2-го курса УралГАХА - К. Карапетяна
и О. Сангиной);

- Международный архитектурный смотр-конкурс "Коттедж Катепал" (Россия)
2003.

Помимо этого, основные идеи диссертационной работы легли в основу выполнения и разработки автором данной диссертации конкурсного проекта концепции культурно-туристического комплекса "Европа-Азия" (Россия. 2004). отмеченного 3-ей премией по результатам открытого конкурса.

Структура и объем диссертации. Диссертация представлена в двух томах. Первый том включает введение, две главы, заключение, список литературы (всего 150 страниц и 93 иллюстрации). Второй том содержит в себе приложения -диаграммы, иллюстрации, таблицы и тексты (всего 120 страниц).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава: АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГЕОМЕТРИИ ФОРМЫ НА ЧЕЛОВЕКА посвящена теоретическим исследованиям воздействия на человека базовых геометрических фигур и объемов, созданных на основе квадрата, круга, треугольника, точки-центра в контексте наук: психосемантики, психологии восприятия, видеоэкологии, теории и истории архитектуры, семиотики пространства, символики, этнографии, культурологии. В ней из анализа выше перечисленных исследований выстраиваются и анализируются по каждой из базовых фигур: а) модель значений-понятий фигуры; б) система взаимосвязей этих понятий; в) система зависимостей возникновения значений-понятий от причин, побуждающих их рождение.

При проведении теоретического исследования по фигуре круга были определены следующие основные значения: а) защита; б) отдых; в) ощущение силы; г) замкнутость, замыкание; д) объединение е) радость, счастье, гармония; ж) совершенство; и) Солнце, Бог, Небо; к) движение; л) цикличность, бесконечность; м) Вселенная.

Подобная расшифровка фигуры круга была представлена не только в исследованиях психологов, этнографов и т.д. но на примерах объектов архитектуры в ходе ее истории. Понятие оберега и защиты несли в себе древнейшие города Двуречья, сиро-хетский город Самаль (Сендширли, Х-УШ вв. до н. э.), священный участок в Упи. шумерский город Ур (период между XXIII и

 

XXII вв. до н. э .) и т.д. Форма крепостных башен, а также церквей, имеющих дополнительное - оборонительное значение для города приобретала также контур окружности в плане. Такая форма плана оборонительного здания была распространена в Польше. Швеции. Дании и т.д.. в особенности на острове Борнхольм, где круглые в плане церкви активно использовались для защиты населения при нападении пиратов. Древние ступы Индии {Ступа Санчи), охранявшие прах Будды. Стимуляцию к ощущению отдыха предполагали собой округлые в плане и разрезе интерьерные пространства римских терм: термы Каракаллы в Риме (209-216 гг.), баня близ Ночеры. около Бай (I в. до н.э.) и т.д. Круг как символ движения прочитывается в архитектуре древних жилищ кочующих народов: юртах, вигвамах и т.д.. в типологических особенностях плана в истории архитектуры цирков, в проектах признанных современных архитекторов: проект Ф. Л. Райта Музей Гуггенхейма (1956-59 гг.) и т.д. Бог, солнце и небо, воссозданные в интерьере как своды и купола прочитываются в архитектурной типологии религиозных зданий: церквей, мечетей и др. Понятие круга как Солнца и Вселенной отразилось на проектах К.-Н. Леду - проект дома смотрителя полей города Шо.

Все эти понятия взаимосвязаны, они вытекают логически друг из друга. Проследим некоторые его переходы. Движение это жизнь, противопоставление статичности. Жизнь это изменение и развитие. Развитие - творчество. Творчество - акт воссоединения с Богом, восхождение. Восхождение, воссоединение -радость. И снова - движение, его частный случай - движение по кругу. Движение по кругу - движение без препятствий, без углов - радость. Движение по кругу -объединение всех (хоровод) - соединение - радость. Движение по кругу -замыкание пространства. Замыкание - защита, никто не проникнет. Чувство защищенности - располагает к расслаблению, отдыху. Отдых - радость. Движение по кругу - цикличное вращение, нет конца - бесконечность - Вселенная. Вселенная - что-то выше человеческого разума - Бог. Бог - любовь, радость. Движение по кругу - движение вокруг центра - сила исходящая из центра, ощущение своей силы - радость.

Причины возникновения контекстного значения формы. Чувство защищенности вызывается следующими свойствами формы. Фигура круга имеет наименьший периметр из фигур при одной и той же площади (древние оборонительные стены); при осевом вращении - одинаково хорошее видение врагов при нападении (сторожевые башни и т.д.); форма ассоциируется с первоначальными знаниями человека о Мире - память о лоне матери, память о материнской защите в этот период; отсутствие углов у формы - отсутствие препятствий, отсутствие напряжения. Ощущение защищенности связано с понятием замкнутости формы, огражденности от врагов.

Фигура круга связана с понятием обращения к Богу. В вертикальном сечении половина окружности, сферы издавна воспринималась как защищающий купол небес (понятие также связанное с ощущением защищенности); такая форма имеет динамику. направленную вверх. что также в народном сознании интерпретировалось как направленность к небесам, где живут Боги. Направленность вверх, форма полусферы (верхней) связана с понятием гора, понятием восхождение, восхождение вверх - к Богу. Фигура круга в древности

 

 

рассматривалась как отображение Солнца. Ассоциативный ряд - Солнце - небеса -Бог.

Связь круга с понятием движение объединяется также за счет свойств самой формы. Круг, его производная - сфера - тело вращения, вращение подразумевает движение. Отсутствие углов формы - беспрепятственное гладкое движение вокруг фигуры. Связь понятие Солнца и фигуры круга имеет дальнейшее продолжение -движение солнца по кругу (сооружения, связанные со счетом времени, наблюдением за солнцем - кромлехи, Стонхендж).

Ощущение радости, вызываемое фигурой круга, выводится из следующих взаимосвязанных с ним понятий: движение без препятствий, жизнь, восхождение. Бог, объединение, гармония, совершенство.

Определены основные значения фигуры квадрата: а) статичность; б) земля; в) приземленноеть; г) монотонность: д) порядок; с) равновесие; ж) разъединение; и) прочность; к) жесткость; л) бескомпромиссность; м) дискомфорт.

Понятия порядка, статичности были отображены в проектах К.-Н. Леду "Дом правосудия" - строгий кубический объем, символизирующий собой правосудие, неизменность справедливости, долгу; квадратный в плане проект тюрьмы, интерпретирующий символику квадрата как неизбежность наказания. Статичность, остановка движения хорошо прослеживается на материалах археологических раскопок салтово-маяцкой культуры. Здесь явно прослеживается изменение фигуры контура плана жилища в ходе истории и изменение параметра степени оседлости (от кочевья до статичного поселения) - от круглого в плане жилища через прямоугольную форму с закругленными углами к фигуре квадратной либо прямоугольной в плане с прямыми углами.

В противоположность кругу, квадрат являлся символом земли и материального мира. В Древнем Египте переход от круглых городов, более удобных стратегически, как обладающих наименьшим периметром, к квадратным и прямоугольным произошел вследствие, помимо фактора удобства разбивки городского плана, в связи с изменением астрологических и религиозных представлений египтян (утверждением представления о четырехугольной форме земли), отображающих в городах свое понимание устройства мира. Одним из таких городов был город Кахун (нач. II тысячелетия до н.э.). Город Кахун своей планировочной структурой также являлся отображением символики числа четыре как числа разделения, раздвоения и правильной упорядоченности того, что разделено. Его территория разделена глухой кирпичной стеной на две части, одна из которых была определена для рабов, другая - для свободных людей. Идея жесткой упорядоченности ярко прослеживается в квадратных городах, особенно наглядно это представляется в кварталах для рабов, например, в Восточном квартале в Ахетатоне. Прямоугольная форма городов древнего Египта также была отражена в планировке таких городов как Эль-Каб и др. Египтяне повторяли в планировке городов саму форму земли, представлявшуюся им в качестве плоского "правильного прямоугольника". Также, использование квадрата как символа земли нашло свое отражение в архитектуре храмов (мавзолей Тадж-Махал. 1632-1654 гг.. Индия; усыпальница Олджейту-Ходабенде в Султании. 1309- 1313 гг. и др.).

Эти значения также взаимосвязаны между собой. Четность и уравновешенность составляющих элементов квадрата соотносятся с таким

 

понятием как деление на две равные одинаковые части - разделение, раздвоение -спор - дискомфорт. Деление на две равные одинаковые части - равновесие — уравновешенность - статичность - отсутствие движения — отсутствие Жизни -дискомфорт. Одинаковость частей - порядок - правильность - прочность -статичность. Статичность - Земля, в отличие от других стихий - земля -приземленность.

Основные определяющие понятия квадрата - статика и разделение — образуются следующим образом. Статичность: прочность стояния формы -горизонтальная линия квадрата находится на горизонтальной плоскости земли; составляющие формы уравновешены - нет общего направляющего вектора, нет динамики; нет округлых линий, нет символики жизни. Разделение, расхождение от центра: фигура с наименьшим возможным четным числом составляющих; каждая из вершин связана только с двумя ближайшими вершинами - нет всеобщей взаимосвязи; нет символики объединения - выраженного стремления к центру, нет объединяющего.

Фигура треугольника по вертикальной составляющей - разрез формы получила неоднозначную трактовку. При рассмотрении снаружи, как экстерьер объемной формы - а) соединение; б) любовь, гармония Мира; в) восхождение; г) гора; д) обращение к Богу, е) устремление и усиление устремлений, концентрация энергии; ж) творчество. Подобным же образом может трактоваться фигура стрельчатой арки, как соответствующая идее числа три, устремленности вверх, к центру-точке (как форма "усиленной динамичности" в более сильной динамике, нежели в форме соединения квадрата с кругом). При рассмотрении треугольника изнутри формы, как бы изнутри горы (с которой соотносится символика фигуры), он может трактоваться как усыпальница, место обитания злых демонов, духов и т.д., а, следовательно, не комфортность, концентрация энергии выходящая в агрессию, снятие его напряжения через открытый конфликт.

Многие храмы были построены по образу формы треугольника - храм Боробудур, зиккураты Месопотамии, ступенчатые пирамиды доколумбовской Америки, в частности Центральной Америки и т.д. Подобные пирамиды выполняли двойную функцию - они были храмами богов и одновременно гробницами властителей. В целом же гора, холм, вершина горы связаны с идеей медитации, духовного возвышения. Священные горы уже во многом стали символами божественной силы, и нашли свое отображение в эпосе - гора Фудзияма, Синай, Олимп, Арарат и др.

Символика огня, выражающаяся в пирамидальной архитектурной форме, нашла свое применение в работах К.-Н. Леду, в частности в его проекте "печь для выжигания древесного угля" - пирамиде огромной формы, которую он замышляет как символ горящего пламени. Также символика огня просматривается в его проекте пушечного завода в г.Шо, где архитектор задействует формы пирамид для обозначения бронзового и железного литейных цехов.

Символ огня соотносится с понятием вулкана, из внутренней части которого извергается пламя, соотносится с понятием любви как пламени — стремлением двух противоположных начал к соединению, преодолению двойственности и разъединенности, объединении в мистическом "Центре".

В современной архитектуре и в архитектуре древности в качестве

 

интерьерного пространства и экстерьерного вида получила свое применение форма конуса, как воплощение образа мирового древа, горы, лестницы по которой нисходит божественное проявление и восходит человеческий дух в поисках гармонии и божественного начала. Примерами использования подобной формы могут служить кафедральный собор О. Нимейера (Бразилия, 1970г.), Собор в Эворе (Польша, 1184 - 1204гг.) и т.д.

Определяющими понятиями фигуры треугольника становятся такие понятия как гора и вершина - центр. Проследим некоторые ассоциативные ряды. Гора -напряженность динамики формы к верху - страсть - огонь - огонь-любовь -творение - Бог. Гора - восхождение к вершине - восхождение к Богу - Бог-любовь. Две точки-вешины треугольника устремлены к третьей - объединение -соединение двух начал - любовь - творение двумя третьего. Восхождение к вершине, центру - концентрация энергии - Бог. Восхождение, жесткость формы -активность - мужское начало. Гора - вулкан - Огонь - огонь, ад внутри горы.

Основные определяемые формой понятия как Бог и взаимосвязанное с ним понятие Любовь происходят из свойств формы следующим образом. К понятию Бог ведут такие значения формы: концентрация энергии; динамика фигуры, направленная вверх; вершина, гора, восхождение на гору; вершина-центр; объединение, сведение к единству. Понятие любовь происходит следующим образом: вектора из двух вершин треугольника сходятся к третьей вершине, расположенной вверху формы; объединение вершиной формы; через понятие огонь.

Понятие центра-точки (вершины) было соотнесено со следующими значениями: а) усилением устремлений; б) соединением, слиянием, любовью; в) творчеством; г) восхождением духа, концентрацией энергии: д) обращением к Богу; е) уединенностью.

Фиксированность центра символизировала вечность, абсолютную реальность, источник всего сущего, мировую ось, место наиболее концентрированной энергии, творческой силы, "Божественное место" гармонии, близость Бога, пересечение макро- и микрокосмоса. Точка-центр являлась проекцией мировой оси, мирового древа - означавшего переход от одного плана бытия к другому, сообщения Земли с Небесами и наоборот - восхождение человека и нисхождение божества. Особенно четко образ мировой оси просматривается в архитектуре Храма неба в Китае (Провинция Хэбэй. Пекин. 1421г.). В нем императоры выполняли специальные ритуалы, посвященные сохранению порядка и гармонии. Образ мировой оси был отражен в центричных ступах Индии: Ступа Ван Сакет в Банкоке, Ступа близ Катманду (Непал) и т.д., в различных религиозных зданиях: церковь Вознесения в с. Коломенском и др.

Основные ее понятия Бог и Любовь связывают все остальные. Вершина- Бог - светящаяся точка - свет - огонь - любовь. Вершина - восхождение - Бог -творчество - любовь. Вершина - центр - бог - концентрация энергии. Вершина -центр - Бог - Вселенная. Центр - объединение - любовь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.