КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотнесение функционально назначения пространства и комбинации его геометрических характеристик. Наиболее ярко выраженные проявления
1. Положительно эмоционально окрашенные красивые движения тела (танец и т.д.). Данному типу функциональной направленности в наибольшей степени подходят формы, характеризующиеся одновременным наличием следующих комбинаций их характеристик: - круг в плане, отсутствие наклонных стен, соотношение суммы длин округлых - круг в плане, отсутствие наклонных стен, соотношение суммы длин округлых 2. Отдых, релаксация, уют, покой: - завершение округлое, пропорции 1:1. соотношение суммы длин округлых граней - завершение округлое, пропорции 1:1.5. соотношение суммы длин прямых граней 3. Сосредоточение внутренней силы (для рывка): - центричность. динамика 4. Сосредоточенность, собранность: - отсутствие округлых граней, направляющие - вертикальные либо устремленные; 5. Творчество: - соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30%, центричность, - соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30%, центричность,
- соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30%, центричность,
6. Общение с друзьями: - округлое завершение, соотношение суммы длин 7. Общение с любимым человеком, а также общение с маленьким ребенком:
- округлое завершение, пропорции 1:1, соотношение суммы длин округлых граней - округлое завершение, пропорции 1:1.5, соотношение суммы длин прямых граней - стрельчатое завершение, пропорции 1:1. соотношение суммы длин округлых
8. Внутреннее общение, общение с самим собой: - центричность формы, наличие Сексуальное общение: - завершение стрельчатое либо округлое, стрельчатое предпочтительнее, центричность, пропорции 1:1, соотношение суммы длин прямых граней к округлым меньше 100%. Автором была проведена работа, посвященная экспериментальному, натурному исследованию психической реакции человека на форму интерьерного пространства. По результатам данного эксперимента были выявлены следующие основные тенденции и закономерности: 1. По степени интенсивности реакции общего количества респондентов в а. Комфортность, в контексте уютности пространства (общение с близкими людьми, отдых, релаксация и т.д.) и противоположные - негативные состояния (агрессия, конфликтность, напряженность и т.д.) b. Внутренняя сосредоточенность (решение задачи, общение с близким другом, придумывание чего-либо красивого, светлого, творчество) и состояние бессилия, безволия. 2. По результатам реагирования респондентов на геометрию интерьерной
а. Наличие округлых линий, b. Наличие центричности, с. Наличие и степень динамики вертикального вектора формы 3. Для действий первой сферы - сферы уюта наиболее важным показателем а. Наиболее комфортным и оптимальным для теплой домашней атмосферы, создаваемой для человека, является купольное сферическое завершение интерьерного объема. b. Для создания домашней теплой атмосферы в интерьерном пространстве необходимо включение округлых граней или направляющих не менее 30% в соотношении с количеством прямых строгих граней, причем округлыми считаются лишь те грани, величина выпуклости которых превышает 1/15 часть хорды. с. Помещение кубической формы в контекстах уюта, теплого общения, творчества и т.д. вызывает реакцию, говорящую о нежелательности применения формы для подобных сфер ее использования. d. Помещения с отсутствием округлых плавных линий имеют тенденцию к напряженности, агрессии, конфликтам. 4. Для действий второй сферы - сферы внутреннего сосредоточения важным
а. Для состояния сосредоточенности, деловой деятельности рекомендуются центричные формы с наличием количества округлых граней менее 25% от количества прямых или же строгие кубические помещения.
b. Для внутренней работ разговор с самим собой, самоанализа, а также для общения с очень близкими людьми рекомендуются центричные формы, с. Для процесса творчества более всего подходят формы центричные, с динамикой, имеющей напряжение к верху формы, округлое либо стрельчатое завершение. В ЗАКЛЮЧЕНИИ представлены основные выводы и результаты проведенных исследований, даны рекоменцации по использованию геометрии пространственных форм для различных типов помещений, приведены примеры подобного использования геометрии форм в проектах современных признанных мастеров-архитекторов.
Основные выводы и результаты проведенных исследований заключаются в следующем. I. В итоге сопоставления результатов проведенных автором теоретического и практического исследований были выявлены следующие взаимосвязи интерпретаций базовых форм: 1. Точка-центр, также как и центричные формы - вызывает концентрацию энергии 2. Понятия-значения символики фигуры круга и производных от нее формы а. Наличие в геометрии интерьерного пространства большого количества округлых линий способствует уюту, ощущению желания отдыха, релаксации. Исходя из результатов проведенного эксперимента, мы можем сделать вывод о настоятельной рекомендации использования округлых граней более, либо равным 30% в интимных зонах7 деятельности человека и более или равным 20% в зонах общественного характера. b. Наличие округлого или же стрельчатого завершением способствует ощущению гармонии мира, высших духовных переживаний. с. Круг в плане интерьерного пространства оказывает содействие желанию танцевальных движений. 3. Понятия-значения символики фигуры квадрата соотносятся со сходными по
7 Интимные зоны - здесь имеется в виду - внутренне значимые для человека сферы жизнедеятельности (общение с любимым человеком, общение с маленьким ребенком, творчество и т.д)
наведением порядка. 4. Треугольник, в качестве разреза интерьерной формы, проявил себя неоднозначно. Если рассматривать стрельчатую форму как производную от треугольника, то все положительное, что было сказано о фигуре треугольника в I-ой главе - творчество, сексуальное общение, высшие духовные состояния, ощущение гармонии мира и т.д. проявляется здесь, вследствие наличия округлости граней. Если же рассматривать фигуру самого треугольника, то он, конечно же, способствует сосредоточенности, концентрации энергии, но это выражается положительно лишь в деловой деятельности, или же. если фигура имеет в наличии дополнительную округлость (в плане) - в сосредоточенности внутренней, медитации (форма конуса). В другом контексте, без округлых граней, форма читается как агрессивная, форма, где хочется выплеснуть агрессию. Следует отметить, что синтезом знаний полученных в первой и второй главах будет являться сам принцип вызывания тех или иных ощущений. Определяющее значение имеет динамика формы и степень ее остроты. Т.е. для достижения ощущения теплоты и комфортности можно не использовать форму купола напрямую, а создать подобный эффект за счет подсветки разноуровнего потолка и т.д. Главное создать эффект плавной динамики пространства к верху - эффект "глубины небесного свода". Также для создания побуждения человека к движению не обязательно использовать "чистую"" форму круга в плане, можно использовать текучие пластические, производные от фигуры круга, линии стен или же перегородок в плане пространства. Это будет тем же эффектом движения, только в горизонтальном сечении. Многие архитекторы и дизайнеры бьются над поиском наиболее подходящей для конкретного заказчика и конкретной функциональной нагрузки формы проектируемого пространства. Результаты настоящего исследования могут быть использованы архитекторами, дизайнерами интерьеров для создания проектов с учетом особенностей влияния на человека внутренней интерьерной формы создаваемого пространства. Подобное использование свойств геометрии формы для достижения нужной функциональной направленности пространства, создания в нем определенного эмоционального состояния находят свое применение практикой современных широко признанных архитекторов, таких как Н. Фостер, Р. Мейер, С. Бан, Ж. Де Гастин, Ф. Гумушдьян и др. П. В результате проведенных исследований был сделан вывод о главном принципе работы формы пространства интерьера. Пространство, окружающее человека воспринимается им как продолжение самого себя. Наиболее комфортное и гармоничное звучание действия, ощущения и настроение человека приобретают тогда, когда они созвучны с пространством. И задача архитектора состоит в том, чтобы стремиться создать такую пространственную среду, которая бы всей своей атмосферой стимулировала именно ту функцию пространства-помещения, для которой оно предназначено. Чтобы спальня была спальней, и помогала расслаблению, гостиная - гостиной, способствовала бы хорошей встрече друзей или друзей-членов одной семьи, игровая - игровой комнатой. Пространство, воспринимаемое человеком как "продолжение себя" должно
быть созвучно его мыслям - сосредоточение мысли - центричное помещение, помещение для отдыха - округлость, обволакиваемость граней и т.д. Кроме того, стремление к округлости в помещениях несущих в себе функцию комфорта и уюта вызвана биологической природой человека - пространство интерьера - это как бы его вторая одежда, которая не должна сковывать человека в жесткие рамки. Пространство кабинета, наоборот, может содержать в себе идею "жесткой рамки" чтобы мысль формулировалась четче и не отвлекалась. Архитектор, сам может моделировать наиболее подходящие под функцию пространства. Важен сам принцип. В основе подобного подхода лежат четыре параметра геометрии форм, несущие в себе определяющую для интерпретации нагрузку: динамика вертикального вектора, округлость граней, центричность, пропорции формы.
III. Выявлены наиболее яркие и явные "пожелания" потребителя к "'домашней" архитектуре, архитектуре для ощущений комфортности, тепла и уюта. По проведенному исследованию был явно виден эффект усталости человека от монотонных строгих квадратных форм. Пространство такого интерьера без смягчения его воздействия материалом, мебелью и т.д. имело ярко выраженную тенденцию к негативным эмоциям. Человек, вероятно в силу своей биологической природы стремится к наличию в пространстве округлых форм. Кроме того, в проведенном эмпирическом исследовании ярко прозвучала мысль о том, что человеку для психологического комфорта и уюта необходимо в пространстве наличие мягкой динамики формы к верху, создание эффекта "глубины небесного свода". Установлено, что геометрия формы действительно оказывает подсознальное воздействие на человека, и это воздействие имеет свои закономерности. Автор видит необходимым дальнейшее изучение проблемы. Оно может вестись в следующих направлениях: 1) Влияние формы на развитие личности: исследование воздействия формы на 2) Исследование воздействия геометрии формы в пространствах большего 3) Исследования воздействия геометрии формы интерьера в сочетаниях с Данная работа может служить в качестве начальной стадии более углубленного изучения этой проблемы, для проведения мониторинга по регионам России, по социальным слоям общества, национальностям, проживанию на местности различного рельефа, с учетом возрастных характеристик и т.д. для отражения наиболее полной картины зависимостей между архитектурной формой и оказываемым ей влиянии.
Основные публикации по теме диссертации: 1. Бурдина И.А. Влияние пространственных форм на психику человека // Сб. 2. Бурдина Я.А. Влияние характеристик архитектурного пространства на 3. Бурдина Н. А. Архитектурная форма и человек: роль бессознательного в http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2004_0 l/template_article?ar=Artic!es/KO I -20/k08 Архитектон. Известия ВУЗов. - № 6, 2004. 4. Бурдина И.А. Архитектурно-пространственная форма и человек: Выбор и http://archvuz.ru/magazine/Numbcrs/2004_02/template_article?ar=:Articles/K01-20/k:05 Архитектон. Известия ВУЗов. - № 7. 2004. 5. Бурдина И.А. Предмет "Психология и архитектура": раздел о психическом
Изд. лиц. ЛР № 020815 от 21.09.98. Подписано в печать 19.09.04. Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16 Гарнитура Tames New Roman. Печать офсетная Усл. печ. л. 1,8. Уч.-изд. л. 2,0. Тираж 100 экз. Заказ № 170. Издательско-полиграфический центр Уральской государственной архитеггурно-художественной академии. 620175. Екатеринбург, ул. К. Либнехта. 23. Отпечатано в ИПЦ УралГАХА 620175. Екатеринбург, ул К. Либнехта. 23.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |