КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика работы 2 страница
По проведенному теоретическому исследованию проблемы влияния формы на человека с позиций психологии, психофизиологии, теории и истории архитектуры, символики, архитектурной семиотики и этнографии были выделены следующие закономерности процесса психического реагирования человека на форму:
1) Основополагающим аспектом восприятия формы выступает фактор умозрительного переноса. Символика, значение и воздействие фигуры происходит от самого движения глаза при рассмотрении формы - ощущение умозрительного движения взгляда как бы переносится на физическое перемещение человека, и его чувства при физическом перемещении - на чувства при восприятии фигуры. Так, например, для фигуры треугольника или формы полусферы основным критерием чувствования этой формы становится динамика пятна формы, направленная к верху. Направленность к верху воспринимается как восхождение. "Восхождение" взгляда мысленное соотносится с реальным физическим восхождением в гору - ощущением радости, преодолением себя, своей слабости, выход на новый более высокий уровень. 2) Основополагающими понятиями в контексте восприятия формы становятся такие понятия как: движение - статика, движение вверх - восхождение, устремление к центру и расхождение, разделение. Все эти понятия соотносятся с идеей наличия движения и направления движения. Следующие дальнейшие понятия и значения формы расходятся уже как производные, как интерпретации от начальных понятий. Ощущение отдыха в фигуре круга образовывалось за счет понятия движения по кругу - замыкание, ограждение от врагов. Ощущение силы - за счет векторов, идущих от центра формы - равномерное удаление-отход - выпуклость формы от центра, ее как бы поддаваемость напору, идущему от центра. Понятие обращения к Богу в фигуре треугольника происходит от наличия вертикального вектора, образуемого самим пятном фигуры. Понятие соединения и любви - от векторов, идущих от нижних двух вершин фигуры к верхней, третьей точке фигуры. Понятие дискомфорта в фигуре квадрата - от векторов разделения, идущих от центра, деления на две равные "спорящие между собой" части. 3) Понятия движения физического и духовного становятся взаимосвязанными и 4) Как известно, в процессе восприятия основную информацию несет контур, или Вторая глава: ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ ГЕОМЕТРИИ ФОРМЫ ПРОСТРАНСТВА ИНТЕРЬЕРА НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Глава посвящена экспериментальному эмпирическому исследованию. В ней рассмотрены: а) методика экспериментального исследования; б) проявление внутреннего мира человека под воздействием на него архитектурно-пространственных форм; в) взаимосвязи между геометрическими характеристиками архитектурно-пространственной формы и внутренним психическим состоянием человека. Раскрытие темы диссертации на этапе теоретических исследований воздействия формы на человека представляется картиной не полной,
разработанной лишь частично и, кроме того, в большей степени - лишь в Описание методики эмпирического исследования. Это был лабораторный эксперимент, проведенный на основе методики экспериментального исследования, основанной на индивидуальной проективной технике методом вопросов-меню. Методика проведения эксперимента содержала в себе метод опроса в сочетании с методом интроспекции. Использование подобной методики изначально предполагало качественно-количественный анализ результатов исследования. Результаты были обработаны методом качественного контент-анализа. Разработка методики эмпирического исследования включала в себя три основных этапа. Был использован метод глубинного интервью для установки базы предполагаемого исследования. В процессе качественного исследования6 были выяснены следующие вопросы: а) воспринимают ли люди интерьерное пространство как важный фактор, оказывающий значимое влияние на психический настрой человека; б) преобладание каких психических настроев вызывают предложенные формы; в) одновременно с этим вопросом выяснялись наиболее эффективные с точки зрения воздействия, дополнительные к заданным ранее, архитектурно-пространственные формы. Велась корректировка художественной подачи изображений архитектурных форм, расширение и корректировка списка форм и списка задаваемых вопросов, вследствие которых были сформированы списки, которые были апробированы в ходе пилотажных исследований. Кроме того, по результатам глубинного исследования был проведен анализ для установления наиболее предпочтительной формы, метода, механизма проведения исследования и т.д. При апробации методики был применен качественно-количественный метод обработки результатов. После была произведена корректировка разработанной методики (в ходе работы над методикой исследования проведено три серии апробации с корректировкой после каждой из них). Механизм проведения исследования представлял собой следующее: ' Глубинное интервью - неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты. 6 Качественные исследования - получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. Качественные исследования, в отличие от количественных, фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы "что?" "как7" и "почему?", а не на вопрос "сколько?". Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки, рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы и т.п
испытуемому предлагалось брать по очереди на свой выбор картинки интерьерных пространств, объемы которых созданы на основе сочетания вертикального и горизонтального сечения в виде круга, квадрата, треугольника и некоторых их производных (всего - 17 форм). Все изображенные пространства при этом содержали в себе только так называемую "'чистую'" форму, были сомасштабны одному человеку или небольшой группе людей. Они имели одинаковый объем, приблизительно одинаковую площадь основания, пропорции плана, освещенность, фактуру поверхности стен, цветовую гамму и т.д. Респонденту предлагалось мысленно войти в каждое из этих пространств. Чтобы испытуемому было легче это сделать, ему в руки давалась некая абстрактная фигура, модель человека, в масштабе интерьерных пространств и инструкция, где предлагалось отождествить себя с моделью и "войти"' в пространство. Рассматривая одну архитектурно-пространственную форму, имея на руках контрольный список действий, ему нужно отметить от 1 до 3 наиболее ярко выраженных желаемых действий, и от 1 до 3 действий, которых явно и остро не хотелось бы делать в данном пространстве. Контрольный список представлял собой 44 действия, отобранных эмпирически в результате серии пилотажных исследований (4 серии, в которых было задействовано в общей сложности 82 респондента). Список их - есть отражение своеобразного спектра жизнедеятельности человека, на формирование которого оказывали одновременное воздействие: сам характер предлагаемых испытуемому форм и спектр эмоционально жизненно важных для человека сфер жизнедеятельности. У респондентов была возможность написать свой вариант ответа и в случае затруднения "поставить галочку"' напротив варианта: "не знаю, затрудняюсь ответить". Исследование проводилось в Екатеринбурге на выборке 204 человека. Возраст испытуемых составил диапазон от 18 до 55 лет. Из них 141 женщина и 63 мужчины. Все они имели высшее или неполное высшее образование. По сфере деятельности 95 респондентов отнесли себя к гуманитарной сфере и 109 - к технической. При формировании выборки были исключены люди, имеющие архитектурное или дизайнерское образование. Методологическая база. Обоснование методики. Методика проведения эмпирического исследования, разработанная автором, базируется на исследованиях экологической и социальной и когнитивной психологии. Исследовали наук экологической и социальной психологии утверждают, что поведение человека в том или ином пространстве будет сходным между собой и иметь зависимость от характеристик того или иного пространства. Когнитивная психология утверждает, что поведение человека в той или иной форме пространства будет зависеть от схемы "'внутри" человека, которая представляет собой организованный и структурный набор знаний и представлений о каком-либо понятии или стимуле. Эти схемы создаются психикой человека в процессе его жизнедеятельности, они задаются теми условиями, в которых он жил. его окружением и т.д. Кроме того, отношение человека к формам пространства, безусловно, зависит от самой биологической природы человека, свойственной всем людям. Этими положениями мы обосновываем тот факт, что, поведение людей зависит от окружающей его среды и что оно будет сходно между собой, если для исследования взять группу одного культурного слоя, одной страны и т.д. Кроме того, оно. возможно, в несколько измененном виде будет распространяться
и на других людей вследствие одного из определяющих значений - биологической природы всех людей. Вследствие крайне затруднительного использования для проведения эксперимента реальных интерьерных пространств без примеси неравнозначных характеристик было необходимо создать эффект присутствия человека в изображаемом пространстве при помощи специально разработанной методики. Проблема психического погружения человека в пространство в ходе разработки методики решалась с нескольких сторон: производились консультации со специалистами-психологами, проводились глубинные исследования, посвященные решению этой задачи. В итоге, для достижения данной цели были применены: во-первых - специальные условия внешней обстановки проведения эксперимента, во-вторых - особые психологические приемы, в-третьих - была задана определенная квота для отбора респондентов. Критерием отбора служило высшее образование и наличие интереса к поднятой проблеме - влияния архитектуры на психику человека. Последнее условие помогало избегать ответов, вызванных нежеланием отвечать, что повышало достоверность полученных результатов. Кроме того, критерий наличия высшего или неполного высшего образования, по наблюдениям психологов, является наиболее приемлемым условием для применения проективных методик. Условия внешней обстановки заключались в том, что испытуемого (одного) вместе со стимульным материалом помещали в комнату средних размеров, светлую и спокойную по цветовому решению, в которой из мебели присутствовал только диван тех же светлых тонов. Специальными психологические приемами, помогающими усилить эффект погружения человека в "реальность"' изображения выступали: прием выведения человека из привычных ему условий в непривычные, прием продолжительной фиксации внимания на одном объекте, прием использования проективной модели -модели человека, помещаемой в исследуемое пространство. Человеку предлагалось отождествить себя с моделью и «войти» в пространство. Чтобы помочь ему в этом была разработана инструкция, направленная на углубление этого эффекта. Создан специальный алгоритм "введения" человека в пространство: вопросы о желании участвовать, вопросы об интересе к данной теме, подготовка человека к вхождению в комнату, предназначенную для проведения эксперимента, выдача стимульного материала, вхождение в комнату. Для достижения состояния психического погружения в исследуемое пространство необходимо именно пошаговое исполнение методики. В ходе проведения исследования человек поэтапно рассматривал изображение только одной формы, приблизив её к себе и наложив на изображение пространства сомасштабную модель человека - «себя». В первые моменты восприятия стимульного материала не исключалось возможность того, что испытуемый мог отображать изображенное пространство как картинку. Однако, после прочтения инструкции и наложения модели, он «входил» в него. Это подтверждалось в ходе проведения беседы после окончания работы респондента с интерьерными пространствами. Результаты данного эмпирического исследования, то есть закономерности и тенденции реагирования человека на интерьерную форму в ходе лабораторного эксперимента, и сам эффект «вхождения» в пространство были подтверждены результатами натурных исследований: фокус-группы и глубинного интервью. Также данные параметры были подтверждены историческими примерами
использования подобных форм пространства и подобных архитектурных приемов для достижения нужной функциональной направленности пространства, создания в нем определенного эмоционального состояния, в практической деятельности широко признанных архитекторов. Достоверность результатов исследования обосновывается на нескольких позициях. Во-первых, это отсутствие фактора социальной желательности. Испытуемому говорят, что опрос направлен на изучение пространств, а не его личности. Перед опросом ему в обязательном порядке говорится о том, что здесь нет правильных или не правильных ответов. Во-вторых, исключение людей имеющих архитектурное или дизайнерское образование говорит об отсутствии фактора индивидуально-творческих предпочтений при проектировании. В-третьих. наличие эмоциональной вовлеченности испытуемого, т.е. интереса испытуемого к данной теме и желания отвечать. Данных фактор способствовал погружению человека в пространство, а также обеспечивал честность испытуемых в своих ответах. Также личность опрашиваемого не имела влияния на результаты опроса вследствие самой методики. Человек находился в комнате один наедине с собой и стимульным материалом. Достоверность самой методики исследования базируется на использовании состояния психического погружения в изображенное пространство. И. кроме того, использованием в эксперименте "чистых" форм. Выход на так называемые "чистые" формы был необходим для достижения чистоты эксперимента, то есть исследования восприятия именно геометрии пространства, а не комплексного впечатления от помещения, создаваемого помимо геометрии, дизайном мебели,окраской помещения, шторами и т.п.. Надежность и валидность исследования базируется на следующих положениях. Во-первых, это использование принципов "экспериментов, улучшающий реальный мир", изоляция от влияния посторонних, побочных факторов. Во-вторых, надежность теста была проверена расчетом синхронной надежности. Валидность новой разработанной методики была проверена методом глубинного интерьвью с фокус-группой на натурном эксперименте, методом соотнесения результатов комплексного анализа психологических, психофизиологических, архитектурно-теоретических и т.д. исследований о воздействии формы с результатами исследования при помощи новой методики. т.е. была определена конструктная валидность новой методики. Для определения репрезентативности выборки была использована проверка устойчивости распределения. Для проверки был использован вариант расщепления выборки, сравнения двух половин выборки между собой. Данная методика предназначена для исследований носящих "обзорный" характер, т.е. когда нужно определить основные точки для дальнейших направлений исследований. 1. Принципы создания данной методики можно использовать для такого же "обзорного" изучения, например, влияния материала поверхностей пространства интерьера; направленности и степени освещения; для других, более сложных форм интерьеров. Под каждое из следующих исследований нужно составлять свой список вопросов, так как этот список является отражением определенного спектра жизнедеятельности человека, на формирование которого одновременно оказывают воздействие и сам характер предлагаемых испытуемому форм (или же других изучаемых параметров) и спектр эмоционально жизненно важных для человека
сфер жизнедеятельности. Очевидно, что иной будет и разбивка по блокам (ключ к тесту). Здесь мы говорим о таком принципе создания методики как использование принципов качественного контент-анализа. В связи с тем, что каждый из блоков не является противоречащим какому-либо другому блоку действий, целесообразно использование принципов логического сложения при пересчете "сырых баллов" в баллы исследуемых блоков. Использование принципа логического сложения служит для равнозначности полученной информации от каждого испытуемого, что актуально при наложении сфер захвата одних блоков на другие (что бывает необходимо при одновременной проработке некоторых гипотез) и возможном попадании всех 3-х ответов испытуемого только в один блок. 2. Метод анализа полученных данных является ценным для "обзорного'" изучения 3. Также важной составляющей подобных методик будет принцип использования 4. Методика "погружения" человека в пространство и принципы изображения Проявление внутреннего мира человека под воздействием на него архитектурно-пространственных форм. Формы, анализируемые в ходе эксперимента, выглядели следующим образом (дается упрощенное графическое изображение с номерами форм). Архитектурно-пространственные формы, подобранные для исследования. Номера форм и их графическое отображение.
Особо можно выделить наиболее ярко проявившие себя формы, имеющие пиковые значения по активности испытуемых в своих ответах-реакциях на нахождение внутри пространства. Форма № 1 - сосредоточенность, отсутствие положительных эмоций; 2 - Влияние геометрических характеристик формы интерьера на жизнедеятельность человека. Перед тем как нами будут описаны полученные результаты, необходимо дать определения некоторым терминам, введенным нами для наиболее точного описания влияющих характеристик. Соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30% и тому подобные утверждения - обычно такие характеристики видны на глаз и не требуют специального подсчета. Сам подсчет ведется таким образом - измеряется длина всех граней формы одного характера (прямые или округлые), если форма округлая в плане, то измерению подлежат направляющие, развивающие форму по вертикали, то есть измеряется правая и левая грань вертикального сечения формы, также измеряется линия перелома или перегиба формы, если он присутствует в форме. Результаты суммируются, и один из них принимается за 100% по отношению к другому. Округлые грани или направляющие - в данном контексте округлыми называются линии, не вогнутые вовнутрь формы, чья выпуклость по отношению к длине хорды больше 1/15 ее длины. Пропорции формы В данном случае рассматриваются формы сомасштабные одному человеку или небольшой группе людей, где пропорции плана приближены к пропорциям квадрата. При рассмотрении пропорций выявляется соотношение ширины основания формы к ее высоте. Центричность - характеристика формы, имеющей своей вершиной точку, расположенную по центру относительно фигуры плана. Характер направляющих - обволакивающий, устремляющийся, устремленный, восходящий, вертикальный. Направляющие - в данном случае -грани вертикального сечения. Обволакивающие - округлые грани, выпуклость которых по отношению к длине хорды составляет более 1/6 ее длины, относятся к формам имеющих округлое завершение. Устремляющиеся - округлые грани, выпуклость которых по отношению к длине хорды составляет менее 1/6 ее длины, относятся к формам, имеющим стрельчатое завершение. Устремленные -наклонные прямые грани - устремленные к вершине формы. Восходящие - грани идущие от основания вертикально, затем закруглясь, относятся к формам, имеющим округлое завершение. Степень обволакиваемоспш формы - характеристика формы, свидетельствующая о наличии округлых граней, имеющих выпуклость большую или равную 1/6 длины хорды и округлом завершении формы. Выражается в процентном соотношении суммы округлых граней к прямым.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |