Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эндрю ДЖ. Вайнштейн




ПРИМЕНЕНИЕ ПАРАДОКСА В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

(Данная статья вошла в качестве отдельной главы в книгу Пегги Пэпп «Процесс изменения», которая готовится к печати из­дательством «КЛАСС». Перевод вогполнен по изданию: Peggy Papp. «The Process of Change». The Guuford Press, New York, London, 1983.)

 

Этот случай был выбран для описания по двум причинам: во-первых, он освещает важную сторону медицинской практики — когда врачу приходится иметь дело с непокладистым пациен­том, отказывающимся следовать его рекомендациям; во-вторых, он является примером того, как структурные и парадоксальные вмешательства могут с успехом сочетаться в педиатрической практике.

Структурный подход, в том виде, как он был разработан Сальвадором Минухиным, является сплавом теории и практи­ческих методов, направленных на усиление границ между под­системами семьи: ребенок и родитель, родитель и ею роди­тель, старшие и младшие братья и сестры. Акцент делается на установлении семейной иерархии, что осуществляется пос­редством активного вмешательства психотерапевта в процес­се сеанса. Это в корне отличается от внешней позиции, ко­торую обычно занимает психотерапевт при парадоксальном подходе, ориентированном на изменения вне сеанса. Этот случай также является ответом на часто задаваемый вопрос: «Можно ли использовать парадокс при работе с бед­ными семьями из национальных меньшинств?» Успешное применение парадокса зависит от способности психотерапевта работать, ориентируясь на обстоятельства и ситуативный контекст каждой конкретной семьи. Поскольку данная семья обратилась в лечебное учреждение с целью излечения от физи­ческого недуга, предписание симптоматического поведения меж­ду матерью и сыном-астматиком было сделано в таком виде, как если бы это было медицинское предписание.

 

Успешная медицинская практика неизменно является следствием нескольких основных навыков. Во-первых, способности распознать характерные проявления заболевания. Во-вторых, умения подобрать к состоянию болезни эффективный курс лечения. В-третьих, способ­ности помочь пациенту неукоснительно следовать рекомендациям врача. Хотя в медицинских учебных заведениях вполне успешно обучают первым двум принципам, третий из них, как правило, рас­сматривается весьма поверхностно, если ему вообще уделяется ка­кое-либо внимание. Очень часто симптом пациента не исчезает, не­смотря на верно поставленный диагноз и правильно подобранные терапевтические средства. Пациент не поправляется из-за целого ряда факторов. Одни вообще могут не осознавать того, что боль­ны. Другие предпочитают не принимать лекарств, поскольку либо не испытывают к ним доверия, либо опасаются отравления или возник­новения зависимости, либо сомневаются в их эффективности, либо не имеют денег на их приобретение. Третьи специально не лечатся, поскольку болезнь приносит им какие-то вторичные выгоды. В по­добных случаях врачи бывают лишены возможности эффективно предписывать наиболее подходящие курсы лечения, способные поп­равить здоровье пациента.

Имея дело с больными детьми, врач должен суметь убедить в необходимости следовать медицинским рекомендациям не только родителей (обычно мать), но также и ребенка. Довольно часто можно наблюдать детско-родительские отношения, которые сложи­лись в период болезни и не проявляют тенденции к изменению, когда приходит помощь извне. Подобные случаи являются суровым испытанием терпения добросовестного врача и очень часто требуют психологического консультирования. Психиатры, психологи и работ­ники социальной сферы часто оказываются ничем не лучше лечащих врачей, поскольку такие семьи с тем же успехом игнорируют и их наставления. В подобных случаях хорошо себя зарекомендовали парадоксальные вмешательства, применяемые с целью изменения по­ведения, идущего вразрез с медицинскими рекомендациями

В этой статье приводится обзор курса лечения мальчика с ост­рой хронической астмой. После того, как прямые вмешательства были отклонены семьей, парадоксальный подход весьма успешно сдви­нул семейные взаимоотношения, которые благоприятствовали болез­ни.

По причинам конфиденциальности рассматриваемая нами семья будет носить фамилию Смит. Они были чернокожими горожанами, живущими на пособие. Миссис Смит, 32-х лет, была разведена со своим мужем, который навсегда исчез из ее жизни. Ее сыновья, Раймонд, 11-ти лет, и Джефри, 15-ти лет, ходили в местную шко­лу, и Раймонд был отстающим. Раймонд, пациент-астматик, заста­вил «попотеть» два ведущих педиатрических госпиталя Филадельфии, в которые он поступал с жестокими приступами астмы более 40 раз. За шесть месяцев до того, как началась работа с семьей, Раймонд был помещен в детское отделение Филадельфийской аллергичес­кой клиники, где я проходил стажировку и работал над диссертацией. Я также проходил подготовку в области семейной терапии при филадельфийской детской консультационной клинике (PCGC), где моим научным руководителем была Пегги Пэпп. В период с 12 декабря 1977 года по 12 июня 1980 года было проведено в об­шей сложности пять сеансов с семьей, в ходе которых Пегги Пэпп и еще пять стажеров вели наблюдение и делали свои комментарии, находясь по другую сторону прозрачного зеркала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.