Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики возрастного периода




1. Границы возраста, название

2. Социальная ситуация развития

3. Кризисы, окружающие период

4. Ведущая деятельность

5. Новообразования

6. Личностное развитие

7. Познавательное развитие

 

Кризис новорожденности:

Ребенок родился – попал совершенно в другую среду (критическое время перерезания пуповины – 4-6 минут – не раньше).

Оценка новорожденного по шкале ОБГАР: оценка 5-и признаков по 3-х бальной (0,1,2) шкале: максимальное количество – 10 баллов: окраска кожи, мышечный тонус, дыхание, сердцебиение, рефлекторная возбудимость.

У новорожденного есть только рефлексы: защитные и ориентировочно-поисковые, а также атавистические – по их выраженности определяют норму развития у младенца (хватательный, шагательный) – если мы эксплуатируем этот рефлекс, то он долго не угасает.

Например, плавательный рефлекс – задержка дыхания на несколько секунд – но к навыку плавания это не имеет никакого отношения, т.к. Навык плавания – это условный рефлекс. То же самое – шаговый рефлекс – поверхность касается стопы ребенка – ноги начинают двигаться как при ходьбе – но к навыку ходьбы это тоже не имеет никакого отношения. Хватательный рефлекс – сначала ребенок может схватить и повиснуть, выдерживая свой вес, затем уже хватание другие – хватает игрушки, захват уже другой.

Период новорожденности заканчивается, когда ребенок набирает свой вес при рождении и вес перестает падать. Второй показатель окончания новорожденности: режим сна и бодрствования – как только начинается разделение этих фаз, появляется глубокий сон.

Последний критерий – психологический – появляется комплекс оживления (в период между 6-8 неделями).

Сложное образование из 4-х элементов:

1. Зрительное сосредоточение с замиранием

2. Улыбка (на лицо взрослого) – социальная улыбка (до этого периода есть улыбки, но они носят рефлекторный характер)

3. Вокализация (гуление)

4. Двигательная активность

Постепенно у ребенка складывается реакция на взрослого. Все компоненты представлены комплексно – поэтому комплекс оживления, совокупность реакций.

Факт их наличие означает, что сложилось новообразования кризиса новорожденности – индивидуальная психическая жизнь. (Есть психическая реакция – на стимул).

Явление «госпитализма» – депривация общения с близким взрослым – это не дает возможность ребенку развиваться психически. Это проблема многих домов малютки.

 

Далее каждый компонент комплекса оживления задает логику развития.

 

ССР – один близкий взрослый

ВД – интимное личностное общение (ребенок реагирует пока только на эмоциональную сторону общения и не понимает его социальную сторону, нет распознавания значения слов, которые ему говорят)

Личностное развитие – полностью опосредованно взрослым, первое проявление начала личностного развитие относится к 8-9 месяцам (самая распространенная проба – узнавание ребенком себя в зеркале, это значит, ребенок может идентифицировать себя.

Все познавательное развитие пока сведено к эмоциональной памяти. (Например, приходила медсестра, и что-то неприятное было – в следующий раз – отрицательная реакция ребенка, не известно по какому признаку он себе это зафиксировал)

Внимание – пока только сосредоточение

Зрительная реакция – более четко на расстояние 20-30 см (не дальше).

Узнавание предметов – после 4-5 месяцев. Отсюда – ребенок спокойнее ест в одной и той же обстановке. Постепенно складывается постоянство объекта. После года – ребенок сам начинает показывать на знакомые предметы и обращать на них внимание взрослых. Неваляшка – очень хорошая игрушка для этого возврата – в концентрации внимания ребенка начинает складываться значение связей. У ребенка такого возраста перед глазами не должно быть много игрушек.

 

Кризис новорожденности стоит особняком, все остальные кризисы по сути – это изменение отношений между возросшими возможностями ребенка и требованиям к нему со стороны среды, приобретая навыки, ребенок отделяется от взрослого, у него появляются новые ресурсы, новые средства и способы поведения, а взрослый к ним не готов. В кризисе новорожденности – отделение физическое

 

Кризис 1-го года. Это единственный кризис, в котором называется 2 новообразования:

Прямохождение – меняет принципиально отношение ребенка со взрослым, до этого ему была доступна та среда, которую делает ему доступной взрослый. Ему не нужен взрослый, он может дойти и схватить то, что ему надо. На первый план выступает мир предметов.

Возникновение речи – первый речевой этап – автономная речь.

Доречевой этап включает 2 стадии: гуление – характерен для всех детей (даже для глухих и немых), постепенно переходит в стадию лепета, который принципиально отличается от гуления: буквосочетание отличное от гуления (билингво – только отдельно мама на одном языке, папа – на другом).

Лепетные слова носят характер целого эмоционально окрашенного предложения и служат предпосылкой для возникновения автономной речи, постепенно усложняясь.

Автономная речь выполняет непосредственную функцию общения с другим человеком. Автономную речь понимает только близкий взрослый, т.к. она не отвечает никаким общепринятым правилам. Источник автономной речи – вырванные слоги из речи взрослых, подражательные звукосочетания – гав-гав и т.п. Ситуация эмоционального переживания задает порядок обобщения для ребенка. Например, все вещи, принадлежащие папе, могут называться папа.

(Корней Чуковский – От 2-х до 5-ти). К году ребенок может произносить от 5-6 до 250 слов. Основной критерий для речевого развития: активный и пассивный словари. Пассивный словарь складывается раньше (дай мне погремушку, сядь на стульчик, где у мышки глазки) – есть значение знака и связь с действием (если кто-то не нравится, ребенок показывает ему жест «пока»).

Активный словарь – тот словарный запас, которым ребенок пользуется. Период с гола до 3-х период активного овладения речью. Задача этого периода, чтобы развитие шло как можно активнее.

Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная – способствует развитию речи. Ребенку открывается знание, что у каждого предмета есть свое, только ему присущее название, только к концу периода появляется возможность обобщения.

 

На первое место выходит мир предметов. При этом мир взрослых сохраняется, но отодвигается на второй план, деление на своих и чужих, сверстников пока нет (сверстник - как объект), партнерских отношений и взаимодействия между ними нет. Период обезьянничания, но абсолютно не аналитического. Совместной деятельности со взрослым пока нет, взрослый обеспечивает ему среду.

 

Предметно-манипулятивная деятельность – единственная деятельность, в которой мотив и цель совпадают (ребенок действует ради получения удовольствия от самого действия), не фиксированы начало и конец действия, оно процессуально. Удовольствие от узнавания, от процесса выполнения этих действий и их закрепления (если научился катать мячик, попытается любой другой предмет, даже не похожий на мяч покатать). Есть понятие – ненасыщаемое действие (бесконечное повторение действия).

Самое простое взаимодействие взрослого и ребенка – кубики: взрослый строит башню – ребенок ломает, с помощью взрослого ребенок учится сам строить и потом сам ломает. Ребенок не может сам себя занять – сначала с ним должен сидеть взрослый, чтобы научить действию, потом отодвигается, чтобы ребенок сам это делал и так далее. Важно не количество предметов/игрушек, а количество степеней свободы у игрушки и вариативность действий взрослого.

Важен вопрос тесного взаимодействия ведущей деятельности с развитием. Слово, произнесенное в момент ощущения – лучше запоминается. Главные ощущения в этот период – тактильные. Игрушки должны быть ориентированы на это. Эмоциональная память продолжает являться центральной, центральной функцией в этот период является восприятие.

Развитие ведущей деятельности – предметно-манипулятивной - включает в себя несколько моментов:

1. Предмет – продолжение руки – ребенок пока не очень понимает, где заканчивается рука (булочка в руке)

2. Стадия бескорыстного манипулирования: понюхать, полизать

3. «Открытие» функции предмета: некоторые сам, некоторые с помощью взрослых (взрослые не должны торопиться сами открывать ему функции – лучше, чтобы стадия бескорыстного манипулирования продлилась дольше)

4. Творческое использование – перенос функций с предмета на предмет (приспособление одного предмета под задачу отсутствующего) – для активного развития этой стадии должен быть длительный этап бескорыстного манипулирования. (для этого возраста лучше конструкторы беззамковые – ЛЕГО не надо, лучше кубики или т.п.)

 

Виды действий, играющие большую роль в ПМД:

Центральное место – действие соотносящие – действие в пространстве с предметами на соотнесение их по какому-либо признаку: по форме, по величине, по цвету: например – маленькая коробочка и большая – маленькую можно вложить в большую и т.п.

3-х летний должен знать как минимум 2 цвета, 3 – хорошо, 4 – супер.

(По возрасту границы: норма – возраст, нижняя – минус 1; верхняя – плюс один).

Важно различать: ребенка можно научить и надрессировать – если научен – сам учится постепенно).

Личностное развитие: Гордость за достижения. Названия себя словами, которые говорит взрослый. Нет постоянства пола. Появляется местоимение Я. Негативное: плохой и хороший. Эмоциональное принятие.

Центральные действия: эмоциональная память, центральная функция – восприятие, память, связанная с речью на предметы, которые находятся вне поля зрения, внимание – непроизвольное, мышление – только наглядно-действенное (методом проб и ошибок).

Понятие «гипогулические» реакции (в первую очередь относится к 1 году, но может встречаться в 3-х летнем возрасте).

Первое отделение начинается с заявкой своего Я ребенком: взрослый предлагает, а ребенок хочет чего-то другого, эмоционально выражает свое несогласие (истерика – ребенок должен чувствовать и понимать, когда и как переключить внимание ребенка, чтобы этого не было, ты будешь пить молоко из синей или зеленой чашки?)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.