КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ведущая деятельность
05.06.2005
Кроме самооценки появляется Я-ученик, постепенно у Я-ученик появляются характеристики – ученик какой (хороший, троечник, отличник и т.п.) – это ярлык, который может сослужить плохую службу в дальнейшей жизни ребенка. Самое первое серьезное потрясение относится к переходу из начальной школы, когда отличник начинает получать четверки по предметам, или троечник может получить пятерку. В структуре сознания ребенка есть его статус внутри распределенной коллективной деятельности, появляются первые представления о помощи (с использованием средств сюжетно-ролевой игры). Отсюда – очень важный момент – нельзя в начальной школе использовать то из предыдущего этапа, чем ребенок не овладел. Если ребенок не владеет игрой как деятельностью предыдущего этапа, то ребенок не может отнестись к игровым приемам учителя как способам вовлечения в новую деятельность, а сползает в игру. Дружеские отношения – как новая составляющая личности. Часто бывает, что ребенка или полностью освобождают от всех домашних обязанностей, либо наоборот его сильно нагружают. Положительное или негативное отношение взрослого тоже сильно влияет на ребенка, у него т пока собственной внутренней мотивации. Задача взрослого – помочь ребенку осмыслить для чего ему нужна учеба, чтобы у ребенка в сознании произошло осознание ценности знаний и учебы. Отождествление себя с родителем другого пола по ряду поведенческих паттернов.
Познавательные процессы. Мышление выходит на первое место (меняется с памятью). (Дошкольник в основном использует механическую память) Задача школьника – овладеть мнемоническими приемами запоминания. Школа этих приемов не дает. Резкое увеличение предметов в пятом классе память уже не покрывает, а приемов логических у ребенка нет. Отсюда – проблемы. У дошкольника все процессы мышления нанизаны на память, а у младшего школьника постепенно память с мышлением меняются местами, память начинает выполнять дополнительную функцию. Запомнить – значит подумать для школьника (метод ассоциаций, рисование схем, графиков, выделение основной мысли, основных понятий – это все разные мнемонические приемы. Речь развивается и совершенствуется. Внутренняя речь начинает выполнять функцию мышления. С началом обучения в начальной школе ребенок начинает овладевать научными понятиями. При этом особенностью овладения научными понятиями выступает то, что они у него формируются и складываются на базе житейских понятий. Обучение осуществляется в рамках структуры научного знания (в логике самой науки). Внимание произвольное, но связано с волевым усилием, ребенку трудно долго держать внимание, причем в статической позе, (поэтому на перемене так носятся по школе и очень важно, чтобы у них была такая возможность разрядки, чтобы не было стресса, перенапряжения. Ребенок пока не знает других способов разрядки). Поэтому часто рекомендуют детям в первом классе кружки, связанные с активным действиями. Особенно это важно в первые полгода первоклассника.
Литический период: переход в среднюю школу (5-6 класс) По сути - это начало пубертата (половое созревание, изменения физиологии резко и сразу, смена гормонального фона – что накладывает отпечаток и на общее самочувствие и состояние, на физиологические реакции оргазма, ребенок этого не ожидал и не знает, что с этим делать. Абсолютный гетерохромный рост разных частей тела. Эти изменения меняют динамику и рисунок движения. Все эти изменения, особенно общая смена формы тела, влекут за собой изменения в самосознании – я уже не ребенок (я – взрослый!).
ССР – со мной надо как со взрослым, но нет пока деления на права и обязанности, я хочу только права. Взрослые не готовы к таким заявлениям подростка, а подросток не понимает, почему взрослые так к этому относятся. Начинается дисбаланс прав и обязанностей. Подростки очень хотят заявить о себе – самый простой способ – внешняя атрибутика (самый нелюбимый взрослыми способ): спиртное, курение, секс. Авторитет старших товарищей, которые готовы научить всему очень возрастает, а авторитет родителей и учителей падает. Внешний вид – тоже как форма протеста, в норме это потом проходит, но бывают застревания. Еще один способ показать свою взрослость – попытка совершать какие-либо взрослые действия (это пока неполноценное чувство взрослость) – социальная взрослость. Включение в группы по интересам. Интересы на разных этапах подросткового периода очень различаются: на начальном этапе главный интерес – признание в значимой для подростка группе, а что стоит за этой группой, за ее деятельностью для подростка не важно. Позже, когда начинается анализ собственных интересов и интересов группы, подросток выбирает группы не для статуса, а по интересам и ценностям личности, членство само по себе автоматически связано с выполняемыми функциями, с выполняемой деятельностью. Интеллектуальная взрослость – я знаю, что я взрослый и мне нет необходимости доказывать, есть масса других способов, и я их знаю – такой вариант должен быть в норме к концу выхода их подросткового кризиса. Больше всех на этом периоде страдает близкий взрослый.
К концу подросткового периода появляется значимый взрослый – чаще всего какой-либо родственник (но не родители), либо учитель (но не в школе – тренер, руководитель кружка). Своим примером выполнения деятельности и жизненными установками такой взрослый становится учителем по жизни (может стать примером для подростка). Сейчас очень часто вторая составляющая (духовность) отсутствует, остается только внешняя атрибутика – и это очень плохо. В прошлых веках эту функцию выполняли крестные. Взрослый авторитет в жизненных моментах, с точки зрения социальных элементов – очень важен для подростков. С этим связана еще одна особенность этого возраста – отношения к учителям. Деление учителей на составляющие: учитель и человек.
Вначале подростничества – полное неприятие и противостояние с противоположным полом (и это норма), потом допускается их наличие, и в конце интимно-личностные отношения не только с противоположным полом.
- Интимно-личностное общение (по Эльконину) - У Фельдштейна – общественно-полезный труд (благотворительность и волонтерство – в наше время) – то, что одобряется обществом, но совершается бесплатно. Это признание по сути своей дополняет и усиливает реализацию чувства взрослости: расширяется набор социальных ролей, ребенок включается во взрослое общество – и это очень важно для подростка.
Самые первые переживания по поводу основных философских понятий и собственное определение границ этих понятий внутри подростковых отношений (дружба, любовь, честность, преданность – кодекс отношений и т.п.).
Новообразование: По Эльконину – чувство взрослости По Выготскому – рефлексия на внутренний мир, открытие своего Я.
Замечательное «чувство одиночества» присущее подростку – выполняет очень важную функцию: 1. Определение смысла жизни – первые попытки (к концу подросткового кризиса). Для этого периодически возникает потребность – побыть одному, очень важно для подростка иметь для этого свой тайный угол (любимое место, нычка). 2. Чувство одиночества связано с чувством уникальности, связанное с эмоциональными переживаниями потому или иному поводу, но эмоции у подростков часто бьют через край. Подростку кажется, что такое чувство присуще только ему и никому другому. Взрослые должны быть очень внимательны к этому чувству (очень часто неправильная реакция взрослого может привести к суициду). Очень важны доверительные отношения для подростка со взрослым в этом возрасте. Вторая причина суицидов – показательная сторона со стороны подростков. Саморегуляция есть, но она волевая. Чтобы контролировать свои эмоции, подростку нужны волевые усилия, когда эмоции зашкаливают – часто бывают срывы. (Плохо контролируемые эмоциональные проявления).
Становление Я-концепции – начинает складываться еще на предыдущих этапах, но в подростковом возрасте закладывается ядро личности, все остальное как внешняя орбита. Формируется система ценностей, не просто принятых, но те, которые становятся моими. Второй момент – образ Я. Здесь основными компонентами становятся внутренние характеристики (к концу подросткового возраста), которые не зависят от условий и ситуации, они есть у меня всегда и часть, которые подвижны. Эта рефлексия на свой внутренний мир – это понимание того, что внутренний мир не всегда можно и нужно показывать – несовпадение поведенческих внешних проявлений, по которым мы судим о человеке и то состояние, в котором он пребывает, и в первую очередь – эмоциональное состояние. К юношескому возрасту расширяется арсенал средств предъявления своего Я-образа. Формирование профессионального самосознания – к концу подросткового возраста. Выбор профессии у подростка оторван от всего: нереалистическое отношение к будущей профессии, некоторый стереотип профессии. Начало определения профессионального выбора у большинства подростков совершенно оторвано от реальности, очень часто это бывают родительские установки. У подростка недостаточная критичность к себе и дифференцированность самооценки идет с перекосом к положительному. Позже к юношескому возрасту появляется оценка отсутствия черты, так возрастает критичность к себе. Важная составляющая – дистанция между Я-реальным и Я-Идеальным. Появляется четкое осознание Я-идеального, которое очень сильно отличается от Я-реального (если этого нет, то это по сути не подросток, а младший школьник).
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |