КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности 3 страница
Иначе происходит процесс обучения с помощью учебной деятельности. Вводимое на начальной ступени изучения фундаментального понятия, абстрактно-общее представление об этом понятии в дальнейшем обучении обогащается и конкретизируется частными фактами и знаниями, служит для учащихся ориентиром в течение всего процесса изучения данного понятия и помогает осмыслить все вводимые в дальнейшем частные понятия с точки зрения уже имеющегося общего представления. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Учебную деятельность нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые другие виды деятельности (в игровую, трудовую, спортивную и т. п.). Учебная деятельность предполагает усвоение именно теоретических знаний посредством дискуссий, осуществляемых школьниками и студентами с помощью учителей и преподавателей. УД реализуется в тех учебно-воспитательных учреждениях (школах, институтах, университетах), которые способны давать своим выпускникам достаточно полноценное образование и которые нацелены на развитие у них способностей, позволяющих ориентироваться в различных сферах общественного сознания (до сих пор УД слабо представлена во многих российских учебно-воспитательных учреждениях) (см. анимацию) (http://maro.interro.ru/centrro/; см. центры развивающего обучения Международной общественной организации - Ассоциации "Развивающее обучение"). Особенности учебной деятельности Согласно Д.Б. Эльконину, который одним из первых начал разработку теории УД, · учебная деятельность является (см. Медиатеку): o общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством); o общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой); o общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами). Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте (см. рис. 4). Учебная деятельность, как уже указывалось, это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл (Эльконин Д.Б., 1974. С. 18-46). В-третьих, в процессе УД происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте (см. рис. 5). Задачей школы является не просто развитие мыслительной деятельности школьников, а воспитание у них такого уровня мышления, который в наибольшей мере способствует ориентации человека в современных формах сознания. Этому требованию соответствует теоретический уровень мышления. Последний не обеспечивается при традиционном обучении, когда ученики усваивают лишь отдельные способы решения конкретных задач и когда для этого им дается готовая сумма частных знаний. Мышление школьников поднимается на теоретический уровень при формировании у них учебной деятельности, как она понимается в концепции УД. Эта деятельность, направленная на решение учебной задачи, обладает своими особыми потребностями и мотивами, своей особой структурой, в которой важнейшее место принадлежит специфическим учебным задачам и действиям. Структура учебной деятельности Определение структуры учебной деятельности Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов УД до сих пор в педагогической психологии нет единого мнения. Ниже приведем несколько
· По В.В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят: o актуализация наличного теоретико-познавательного интереса; o определение конечной учебной цели - мотивы; o предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения; o выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели; o действия контроля; o действия оценки (Репкин, 1997; аннотация). · По А.У. Варданян, Г.А. Варданян: o учебные задачи и действия, направленные на их разрешение; o характер эмоциональной окрашенности УД; o цель УД; o средства (методы, способы) осуществления УД; o результат УД (усвоение учебного материала и общих способов действия в изучаемой области действительности); o характер процесса УД как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав действий (Варданян А.У. и др., 1985). · В конце 50-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин (Эльконин Д.Б., 1974) выдвинул общую гипотезу о строении УД, о её значении в психическом развитии ребёнка. По его мнению, в структуру УД входят: o учебная цель; o учебные действия; o действия контроля процесса усвоения; o действия оценки степени усвоения. · В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят: o учебные ситуации (или задачи); o учебные действия; o действия контроля и оценки (Давыдов, 1986; аннотация) (см. Медиатеку). Более подробно остановимся на точке зрения В.В. Давыдова. По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач (УЗ). Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками УЗ "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности. Следующий компонент - осуществление школьником учебных действий. При правильной организации учения учебные действия школьника направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно и т.д. Характеристика компонентов УД · В соответствии с общепсихологической теорией деятельности (Леонтьев А.Н., 2001; аннотация) (см. рис. 6) в структуре УД выделяются (см. рис. 7) (см. Медиатеку): o потребность; o учебная задача; o мотивы учебной деятельности; o учебные действия и операции. Потребностью УД является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов). Учебные действия · Четвертым компонентом структуры учебной деятельности являются учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи. o восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации); o наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее; o сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме; o предметно-практические действия; o устное или письменное изложение усвоенного материала; o языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы; o подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез; o выполнение различных задач и упражнений; o оценка качества действия, события, поведения. · В состав учебных действий входят: o принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи; o преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета; o моделирование выделенного отношения; o преобразование модели этого отношения для изучения его свойств "в чистом" виде; o построение системы частных задач, решаемых общим способом; o контроль за выполнением предыдущих действий; o оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи. · Учебные операции, входящие в состав действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных предметных задач. Такими учебными действиями являются: 1. действие выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи; 2. действие выявления общего способа разрешения проблемы на основе анализа общих отношений в изучаемом учебном материале, т.е. общего способа решения задач данного вида; 3. действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем; 4. действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действия; 5. действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности; 6. действие оценки соответствия хода и результата деятельности учащихся поставленной перед ними учебной задаче. Резюме · "Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике: как синоним научения, учения, обучения; как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте; как один из видов деятельности школьников. o Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина). o В концепции УД (в отличие от дидактических концепций) заложены предпосылки для понимания ученика как субъекта познания. Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. · Организация обучения, построенного по теоретическому типу, по мнению. В.В. Давыдова и его последователей, наиболее благоприятна для умственного развития ребенка, поэтому такое обучение авторы называют развивающим. o Согласно Д.Б. Эльконину, который одним из первых начал разработку теории УД, учебная деятельность является: общественной по своему содержанию; общественной по своему смыслу; общественной по форме своего осуществления. o Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, т. е. ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте. · Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов УД в педагогической психологии до сих пор нет единого мнения. По мнению В.В. Давыдова, в структуру УД входят: учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки. · Становление УД - это: o совершенствование каждого компонента УД, их взаимосвязи и взаимопереходов; o совершенствование мотивационного и операционального аспектов учения; o превращение ученика в субъекта осуществляемой им УД; o необходимость наличия развивающего и воспитывающего эффектов УД. · Формирование УД есть управление взрослым (учителем, родителем, психологом) процессом становления УД школьника. Полноценное управление процессом учения всегда предполагает: o отработку у школьника каждого компонента УД; o взаимосвязь компонентов УД; o постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя. · Структура УД формируется у детей младшего школьного возраста. В этом возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности (художественной, игровой, спортивной и др.). · Состояние видов деятельности школьника может быть выявлено критериально ориентированными тестами, деятельностными пробами, длительным наблюдением, а также в ходе психологически продуманного устного опроса и в письменных контрольных работах. 1. Какие существуют трактовки понятия "учебная деятельность"? 2. Как трактуется учебная деятельность в направлении Эльконина - Давыдова? 3. В чем сущность учебной деятельности? 4. Назовите авторов концепции учебной деятельности. 5. Как трактуется понятие "субъект деятельности" в концепции учебной деятельности? 6. Назовите основные особенности учебной деятельности. 7. Назовите характерные особенности усвоения знаний и умений внутри УД. 8. Как определяет структуру учебной деятельности В.В. Репкин? 9. Сравните точки зрения на структуру УД В.В. Репкина и А.У. Варданяна. 10. Какие компоненты УД выделили Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов? 11. В чем проявляется специфика учебной задачи? 12. Какие учебные действия в структуре УД выделяют И. Ломпшер и А. Коссаковски? 13. Назовите закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности по В.В. Давыдову. 14. Что понимается под становлением УД? 15. Чем отличается становление УД от ее формирования? 16. Назовите основные возрастные особенности формирования УД. 17. Что характерно для формирования УД в младшем подростковом возрасте? 18. Что такое ведущая деятельность? 19. В каком возрасте учебная деятельность является ведущей деятельностью? 20. В чем проявляется ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте? 21. Назовите основные аспекты диагностики учебной деятельности. 22. По каким признакам можно изучать степень сформированности учебных действий? Список литературы 1. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 3. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. 4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. 6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 7. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. 9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 10. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997. 11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. 13. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982. 14. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. Семинарское занятие Тема: Учебная деятельность 1. Концепция учебной деятельности 2. Структура учебной деятельности 3. Компоненты учебной деятельности 3. Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности 4. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте
1. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2008 3. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. 4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 2006. 5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 6. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997. 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. Тема 4. Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности Особенности формирования УД Анализ любого типа деятельности предполагает вычленение и описание взаимосвязи следующих структурных компонентов - потребностей, мотивов, задач, действий и операций. При этом психология установила следующие закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности (Давыдов В.В., 1986; аннотация): · Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо: o чтобы они овладели указанными выше учебными действиями; o чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. "Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б.Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий" (Эльконин, 1974. С.49). и наконец, необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. "Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б.Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя". И дальше: "Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя" (Там же. С. 49). Действие, которое должно быть передано самим учащимся для самостоятельного выполнения, - это оценка, т.е. "установление того, усвоено ли или еще не усвоено то или иное учебное действие" (Там же. С. 53-54) (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/996/996003.htm; см. статью Г.А. Цукерман "Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности"). · Становление УД - это: o совершенствование каждого компонента УД, их взаимосвязи и взаимопереходов; o совершенствование мотивационного и операционального аспектов учения; o превращение ученика в субъекта осуществляемой им УД; o необходимость наличия развивающего и воспитывающего эффектов УД. · Формирование УД есть управление взрослым (учителем, родителем, психологом) процессом становления УД школьника. o отработку у школьника каждого компонента УД; o взаимосвязь компонентов УД; o постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя. · Становление и формирование УД проходят несколько этапов, каждому из которых соответствуют определённые ступени образования. При переходе от этапа к этапу видоизменяются её основные характеристики: o конкретное содержание; o формы организации взаимодействия между её участниками; o особенности их общения; o характер психологических новообразований. Поэтому уровни зрелости УД в целом и ее отдельных компонентов есть важные качества характеристики эффективности труда учителя и школьника. Возрастные особенности формирования УД На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры УД (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками УД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. На втором этапе формирования УД (6-9-е классы) теряет свой ведущий характер, но сохраняет существенное значение в развитии теоретического мышления учащихся, происходящем в процессе рефлексивного усвоения и т.п., позволяя им при этом наряду с учителями принимать определенное участие в организации УД своих сверстников. В этом возрасте усложняется содержание УД - предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком с применением графиков, таблиц, моделей. Наличие достаточно высокого уровня теоретического мышления, достигнутого подростками ещё в младших классах, способствует усвоению ими сложного материала. В выполнении учебной деятельности происходят значительные изменения. В 5-7-х классах учащиеся ещё коллективно решают учебные задачи и вместе с тем осваивают различные знаковые модели фиксации их условий и ориентации в них, чтобы впоследствии использовать эти модели самостоятельно, для индивидуального решения задач. В 8-9-х классах учащиеся постепенно приступают к самостоятельной постановке учебных задач и к самостоятельной оценке своих решений. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения. Его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебного материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый её участник может внести коррективы в предложенное понимание учебной задачи и в способы её решения.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 5561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |