КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема. Учебная мотивация 2 страница
Разновидности интеллектуального научения Более сложные формы научения относятся к интеллектуальному научению, которое, как и ассоциативное, можно разделить на рефлекторное и когнитивное(см. рис. 8). 1. Рефлекторное интеллектуальное научение разделяется на научение отношениям, научение с помощью переноса и знаковое научение. o Сущность научения отношениям состоит в выделении и отражении в психике отношений элементов в ситуации, отделении их от абсолютных свойств этих элементов. o Научение с помощью переноса заключается в "удачном использовании применительно к новой ситуации тех навыков и врожденных форм поведения, которыми уже обладает животное" (Там же. С. 59). В основе данного типа научения лежат способности выделять отношения и действия. o Знаковое научение связано с выработкой таких форм поведения, при которых "животное реагирует на предмет как на знак, т.е. отвечает не на свойства самого предмета, а на то, что этот предмет обозначает" (Там же. С. 62). У животного интеллектуальное научение представлено в простейших формах, у человека оно является основной формой научения и протекает на когнитивном уровне. 2. Интеллектуального когнитивного научения разделяется на научение понятиям, научение мышлению и научение умениям. o Научение понятиям заключается в усвоении понятий, отражающих существенные отношения реальности и закрепленных в словах и сочетаниях слов. Через овладение понятиями человек усваивает общественно-исторический опыт предшествующих поколений. o Научение мышлению состоит в "формировании у учащихся умственных действий и их систем, отражающих основные операции, с помощью которых познаются важнейшие отношения реальности" (Там же. С. 77). Научение мышлению является предпосылкой для научения понятиям. o Научение умениям заключается в формировании у учащихся способов регулирования своих действий и поведения в соответствии с целью и ситуацией. В рассмотренной классификации дается достаточно полная характеристика основных типов научения. Однако правомерны следующие замечания.
Междисциплинарный подход к учению · Проблема учения является междисциплинарной; соответственно оно может рассматриваться с разных позиций. И. Лингарт выделяет девять аспектов (позиций) рассмотрения (Лингарт И., 1970. С. 16-31) (см. анимацию). С позиции философии (в гносеологическом плане) учение представляет собой специфическую форму познания. В учении возникают и решаются противоречия между объективным и субъективным, формой и содержанием и т.д. o С позиции аксиологии этики учение рассматривается как процесс ценностного формирования и самоопределения, интернализации общественных норм, правил, ценностей. o С биологической точки зрения учение представляет собой адаптационный процесс, где рассматриваются наследственность, среда, приспособление, регуляция. o С позиции физиологии учение рассматривается в плане нейрогуморальных механизмов, выработки условных рефлексов, закономерностей высшей нервной деятельности, аналитико-синтетической деятельности мозга. o С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. o С педагогической позиции учение рассматривается в контексте "воспитательно-образовательной системы, где воспитание и обучение представляют собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить эффективную передачу общественного опыта". o С кибернетической позиции учение может рассматриваться как информационный процесс в обучающейся системе, характеризующейся управлением по каналам прямых и обратных связей, выработкой и изменением стратегий, программ и алгоритмов. Учение как разновидность деятельности Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трём основным видам - игра, учение, труд. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Учение - деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры. Ведь любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному и точному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Учение является необходимым компонентом любой деятельности и представляет процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим учение отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т.д.) (см. Хрест. 3.2). o усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации интеллектуально и практической деятельности, o освоение самих приемов и операций, из которых складывается эта деятельность, o овладение способами использования этой информации для правильного выбора и контроля этих приемов и операций в соответствии с поставленной целью" (Там же. С. 205).
3.3.3. Многосторонность определения учения Проведенный И.И. Ильясовым системный последовательный анализ основных концепций учения для выявления особенностей его структурной организации и ее отличий в разных концепциях в то же время вскрыл и все многообразие самой интерпретации этого процесса, что прежде всего обусловливаются различиями общепсихологического подхода и авторских трактовок (Ильясов И.И., 1986; аннотация) (см. Хрест. 3.3). · Согласно проведенному И.И. Ильясовым анализу концепций учения, учение рассматривается как: o приобретение знаний и умений решать разные задачи (Я.А. Коменский); o усвоение знаний, умений и развитие - совершенствование - общих познавательных процессов (И. Гербарт); o приобретение знаний, умений и навыков в определенных дисциплинах (Ф.А. Дистервег); o активный мыслительный процесс, связанный с преодолением затруднений - возникновением проблемной ситуации (Дж. Дьюи); "активный процесс построения новообразований из элементов чувственного и мысленного содержания при необходимом участии внешних движений" (В. Лай); o получение знания и решение проблем (К.Д. Ушинский); o активный процесс внутренней самодеятельности ученика, являющийся внутренней стороной педагогического процесса (П.Ф. Каптерев); o переструктурирование прежних структур опыта, где две фазы - образование (впервые) новых форм деятельности (успех) и сохранение и воспроизведение возникших новых форм деятельности (память) (К. Коффка); o разные виды приобретения опыта (Ж. Пиаже) Основные теории учения в отечественной психологии В отечественной психологии существуют несколько подходов к анализу проблем учения. Один из этих теоретических подходов состоит в рассмотрении учения как усвоения учащимися знаний и формирования у них приемов умственной деятельности (Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, Д.Н. Богоявленский и др.). В его основе лежит положение, согласно которому усвоение школьниками знаний определяется внешними обстоятельствами (в первую очередь, программой и методами обучения) и в то же время является результатом активности самого школьника (http://www.vygotsky.edu.ru/html/da.php; см. международная кафедра культурно-исторической психологии МГППУ). Усвоение знаний тесно связано с их применением в различных учебных и практических ситуациях. Применение усвоенных знаний зависит от взаимосвязи теоретических и практического, абстрактного и конкретного мышления. Они по-разному соотносятся на разных этапах обучения, в силу чего возникает необходимость использовать процессы интериоризации и экстериоризации (перехода от внешних действий по решению мыслительных задач к действию в умственном плане и обратно). Постановка и достаточно широкое использование приемов умственной деятельности приводит к формированию у учащихся определенных качеств ума: активности и самостоятельности, продуктивности, гибкости и т.п. Резюме · Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это - научение, учение, обучение. o Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). o Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения. o Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося. o Итак, научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является "научение". Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение. · Существует множество теорий научения. В каждой из них можно выделить какой-то отдельный аспект изучаемого явления. Согласно одним теориям, в процессах учения и научения существует единый механизм обучения (как у человека, так и у животных); другие теории рассматривают учение и научение как различные механизмы. o Существует ряд актуальных проблем, требующих дальнейшего изучения: проблема соотношения и разграничения понятий "научение"/"учение"/"обучение"; проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития; проблема выявления общих законов и закономерностей научения; проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения. o Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. Каждый вид научения можно разделить на два подвида: рефлекторный; когнитивный. · Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам - игра, учение, труд. Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры. o Проблема учения является междисциплинарной; соответственно оно может рассматриваться с разных позиций. Вопросы для самопроверки 1. Сравните следующие понятия: "усвоение", "учение", "научение", "учебная деятельность". 2. Назовите систему деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт. 3. Как трактуют понятия "научение", "обучение" и "учение" А.К. Маркова и Н.Ф. Талызина? 4. Чем отличается точка зрения В.Д. Шадрикова по поводу научения от точки зрения Л.Б. Ительсона? 5. Как трактовалось научение в отечественной психологии в советский период ее развития? 6. Назовите основные теории научения. 7. Назовите основные проблемы теории научения. 8. Какие виды научения существуют в человеческом обществе? 9. В чем суть бихевиористской концепции научения? 10. Раскройте суть принципа подкрепления как главного пути управления процессом учения в теории оперантного поведения. 11. В чем суть ассоциативно-рефлекторной теории научения? 12. Чем отличаются когнитивные теории научения от бихевиористских и ассоциативно-рефлекторных? 13. Назовите и дайте характеристику основным видам ассоциативного научения. 14. Какие уровни научения принято выделять в психологии? 15. В чем суть междисциплинарного подхода к учению? 16. Охарактеризуйте учение как разновидность человеческой деятельности. 17. Назовите основные теории учения в отечественной психологии. 18. В чем суть деятельностного подхода к усвоению социального опыта? 19. В чем суть теории поэтапного формирования умственных действий и понятий? 20. Назовите основные операциональные теории усвоения социального опыта. 21. Раскройте основные положения теории планомерного формирования умственных действий. Список литературы 1. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995 2. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. 3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 4. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 5. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. Мн.; М., 2000. 6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 7. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994. 8. Орлов Ю.М. Научение. М., 1997. 9. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001. 10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 11. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998. 12. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996. Семинарское занятие Тема: Научение его виды и сущность
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |