КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема. Педагогическая психология как наука 1 страница
1. Составить и заполнить таблицу «Этапы становления педагогической психологии как науки»; 2. Подготовить сообщение на тему: «История становления отечественной педагогической психологии»; 3. Письменно подготовить информацию об одном из ученых, внесших вклад в развитие педагогической психологии на одном из этапов её развития (биография, труды, краткое содержание достижений). 4. Выделить основные проблемы и области исследований современной педагогической психологии. Список литературы 1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 2007. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 2005. 3. Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д., 2007. 5. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология.Учебное пособие.Изд-во «Сфера», 2008. 6. Мандель Б.Р. педагогическая психология: ответы на трудные вопросы.Учеб. пособ. Ростов н/Д., 2007. 7. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. М., 2002. 8. Педагогическая психология. Хрестоматия. СПб «Питер», 2006. 9. Реан А.А., Коломинский Я Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999.
Тема 2. Методы педагогической психологии ТЕМА 2. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним (см. рис. 1). Вносимые в эти методы изменения, когда они используются в педагогической психологии, касаются возможности оценки с их помощью наличного уровня воспитанности и обученности ребенка или тех изменений, которые происходят в его психике и поведении под влиянием обучения и воспитания. Для определения специфики применения общенаучных методов исследования в педагогической психологии необходимо рассмотреть некоторые особенности взаимосвязи методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований, а также уровни методологических знаний. (http://www.pirao.ru/; см. сайт Психологического института РАО).
2.1. Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований Каждая наука, в том числе и педагогическая психология, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.
Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. · Методология: o учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; o исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания; o выявляет законы функционирования и изменения знания; o изучает объяснительные схемы науки и т.п. В вою очередь, теория - это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности. Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания и практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если он правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок. · Суть его выражалась: o в представлении о первичности материи и вторичности сознания; o представлении о движущих силах развития окружающей действительности и психики; o понимании единства внешней, материальной деятельности и внутренней, психической; o осознании социальной обусловленности развития психики человека. Следовательно, одним из важнейших методов исследования в области психологии, в частности педагогической психологии, был метод эксперимента. С помощью этого метода проверяются гипотезы каузального, т.е. причинно-следственного, характера. Особую популярность получила в то время такая разновидность эксперимента как формирующий эксперимент. Поэтому активно разрабатывались различные программы формирующего эксперимента, коррекционно-развивающие учебные программы и т.п. (см. Хрест. 2.1). Уровни методологических знаний · В современной методологии и логике науки (Асмолов А.Г., 1996, аннотация) выделяется следующая общая схема уровней методологии: o уровень философской методологии; o уровень методологии общенаучных принципов исследования; o уровень конкретно-научной методологии; o уровень методик и техник исследования (см. рис. 3). (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/991/991003.htm - см. статью Асмолова А.Г. "XXI век: психология в век психологии (посвящается памяти моего учителя А.Н. Леонтьева (1903-1979)). Методология философская - это та основа, на которой базируется исследовательская деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения. Она существует не как система жестких норм или указаний на необходимость неопределенных технических приемов, а только предлагает основные ориентиры. К этому же уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления.
Классификация методов психолого-педагогических исследований Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым (Ананьев Б.Г., 2001; аннотация) (см. рис. 4). (http://www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/pedagoka_i_psichologiy/4_2/; см. статью Мазилова В.А. "Б.Г. Ананьев и современная психология (К 90-летию со дня рождения Б.Г.Ананьева)"). · Все методы он разделил на четыре группы: o организационные; o эмпирические; o по способу обработки данных; o интерпретационные. 1. К организационным методам ученый отнес: o сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.; o лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени; o комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.
2. К эмпирическим: o обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); o эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); o психодиагностический метод; o анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); o моделирование; o биографический метод. 3. По способу обработки данных o методы математико-статистического анализа данных и o методы качественного описания (Сидоренко Е.В., 2000; аннотация). 4. К интерпретационным o генетический (фило- и онтогенетический) метод; o структурный метод (классификация, типологизация и др.). Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргументации, как отмечает В.Н. Дружинин в своей книге "Экспериментальная психология" (Дружинин В.Н., 1997; аннотация), остается много нерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпирическим методом? Чем практические методы отличаются от полевого эксперимента и инструментального наблюдения? Почему группа интепретационных методов отделена от организационных? · Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов: 1. Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. 2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее - предметом исследования). 3. Интерпретационно-описательные, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов; отражающие результаты деятельности и т.п. · Среди основных теоретических методов психолого-педагогического исследования В.В. Дружинин выделил: o дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др.; o индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; o моделирование - конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат - модель объекта, процесса, состояния. Наконец, интерпретационно-описательные методы - это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам. Основные методы педагогической психологии Наблюдение - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. · Главными особенностями метода наблюдения являются (см. анимацию): o непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; o пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; o сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения. Различается несколько видов наблюдений (см. рис. 6).
· Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся: o наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы; o обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях школьной жизни; o варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме; o умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах. Беседа включается как дополнительный метод в структуру психолого-педагогического эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об ученике, учителе, дает им инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью. · Сейчас в психолого-педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: o открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа; o закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов; o именные, требующие указывать фамилии испытуемого; o анонимные, обходящиеся без нее и др. · При составлении анкеты учитываются: o содержание вопросов; o форма вопросов - открытые или закрытые; o формулировка вопросов (ясность, без подсказки ответов и т.д.); o количество и порядок следования вопросов. В психолого-педагогической практике количество вопросов обычно соотносится не более, чем с 30-40 мин работы методом анкетирования; порядок вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае должно отвечать двум требованиям - репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке. · От других способов обследования тестирование отличается: o точностью; o простотой; o доступностью; o возможностью автоматизации. (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985126.htm; см. статью Борисовой Е.М. "Основы психодиагностики"). Тестирование - далеко не новый, но в недостаточно применяемый в педагогической психологии метод исследования (Бурлачук, 2000, С. 325; аннотация). Еще в 80-90 гг. XIX в. исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного эксперимента - исследования с помощью тестов (А. Дальтон, А. Кеттел и др.). Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода, основы которого были заложены Б. Анри и А. Бине. Измерение школьных успехов, интеллектуального развития, степени сформированности многих других качеств с помощью тестов стало неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики. Психология, предоставив педагогике инструмент для анализа, тесно с ней соединились (отделить тестирование педагогическое от тестирования психологического иногда невозможно) (http://psychology.net.ru/articles/d20020106230736.html; см. психологические тесты).
· А.К. Ерофеев, анализируя основные требования к тестированию, выделяет следующие основные группы знаний, которыми должен обладать тестолог: o основные принципы нормативно-ориентированного тестирования; o типы тестов и сферы их применения; o основы психометрики (т.е. в каких единицах измеряются в системе психологические качества); o критерии качества теста (методы определения валидности и надежности теста); o этические нормы психологического тестирования (Ерофеев А.К., 1987). Все сказанное выше означает, что использование тестирования в педагогической психологии требует специальной подготовки, высокой квалификации и ответственности.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |