Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конст-но-правовой статус Гос-ой Думы: порядок выборов, компетенция




Федеральное собрание- парламент РФ.

Конст-но-правовая ответственность Президента РФ, процедура отрешения его от должности.

 

 

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

 

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

 

1) по инициативе самого Президента РФ - в случае его отставки;

 

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам - в случае.стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

 

3) по инициативе Федерального Собрания - в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

 

Под отставкойсогласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Механизм отставки Президента РФ Конституцией РФ не урегулирован, поэтому необходимо принятие специального федерального закона.

 

Процедура прекращения полномочий Президента РФв результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.

 

Отрешение Президента от должности - это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, * а затем и конституциями многих других государств.

 

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом РФ.

 

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII - XIII веках.

 

В РФ Федеральное Собрание как парламент респ-ки пришло на смену "двухступенчатому" механизму высших органов гос-ой власти РФ, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

 

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган РФ. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

 

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган РФ. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

 

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон РФ не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий РФ и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

 

Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Гос-ой Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а гос-ву в целом, т.е. всей России.

 

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конст-ного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

 

Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему "сдержек и противовесов" в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Гос-ой Думе, призванного предотвратить возможность установления в РФ "тирании большинства", завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

 

 

Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ), из которых 225 депутатов получают депутатские мандаты исходя из числа голосов, поданных за партийный список, в который входит кандидат, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за партию. К распределению депутатских мандатов допускаются партии, за которые проголосовало не менее 7 % избирателей, принявших участие в выборах.

 

Остальные 225 мест замещаются непосредственно теми кандидатами, которые получили большинство голосов избирателей по одномандатному избирательному округу.

 

Депутаты Гос-ой Думы работают на профессиональной основе и не могут занимать государственные должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

 

Структура Гос-ой Думы включает в себя: 1) Председателя Гос-ой Думы, его первых заместителей и заместителей (они избираются из числа депутатов Гос-ой Думы на первом заседании Гос-ой Думы); 2) Совет Гос-ой Думы (осуществляет основную текущую работу Гос-ой Думы); 3) депутатские объединения (фракции и депутатские группы); 4) комитеты и комиссии (они создаются для решения отдельных задач Гос-ой Думы).

 

Председатель Гос-ой Думы: 1) ведет заседания палаты; 2) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты; 3) организует работу Гос-ой Думы; 4) представляет палату во взаимоотношениях с рФ, иностранными государствами, государственными органами и должностными лицами; 5) осуществляет иные организационные полномочия.

 

Председатель Гос-ой Думы и его заместители входят в состав Совета Гос-ой Думы и имеют право решающего голоса при принятии решения Советом.

 

Совет Гос-ой Думы осуществляет предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов деятельности палаты, а также подготавливает законопроекты к обсуждению на заседании палаты.

 

Все депутатские объединения обладают равными правами. Они создаются в целях отстаивания интересов партии и, как правило, представлены ее членами.

 

Депутатские объединения вправе на своих заседаниях принимать решения по обсуждаемым вопросам, об этих решениях депутаты сообщают Председателю и Совету Гос-ой Думы. Такие решения имеют рекомендательный характер. Депутатские объединения, число которых составляет более 50 человек, подлежат гос-ой регистрации в установленном федеральными законами порядке.

 

Основная функция Гос-ой Думы РФ – обсуждение и принятие федеральных конституционных и федеральных законов.

 

Иные полномочия Гос-ой Думы (ст. 103 Конституции РФ): 1) внесение Думой или ее депутатами законопроектов на обсуждение палаты; 2) рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 3) решение вопроса о доверии Правительству РФ; 4) назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; 5) объявление амнистии; 6) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

 

ПОРЯДОК РАБОТЫ ГОС-ОЙ ДУМЫ РФ

 

Порядок деятельности Гос-ой Думы ФС РФ определяется Конституцией РФ, федеральными Конст-ыми и федеральными законами и Регламентом палаты.

 

Основные принципы орг-ии деятельности Гос-ой Думы: 1) политическое многообразие депутатских групп и многопартийность;

 

2) свободное обсуждение и коллективное разрешение поставленных задач.

 

Государственная Дума работает в периоды сессий: 1) весенней (с 12 января по 20 июня); 2) осенней (с 1 сентября по 25 декабря).

 

Сессия работы Гос-ой Думы – это период, в течение которого осуществляется работа нижней палаты Федерального Собрания, созываются заседания палаты, комитетов Гос-ой Думы, ее Совета, проходят парламентские слушания, работают парламентские фракции, комитеты, рабочие группы.

Государственная Дума нового созыва собирается на первое заседание на 30-й день после выборов. Президент РФ может созвать депутатов на первое заседание ранее этого срока. Первое заседание всегда открывается старейшим по возрасту из депутатов.

 

Согласно Регламенту Гос-ой Думы последующие заседания палаты открывает председатель Гос-ой Думы.

 

На своем первом заседании Гос-ой Думы депутаты избирают органы палаты: 1) Председателя Гос-ой Думы; 2) Счетную комиссию;

 

3) Временную комиссию по Регламенту и орг-ии работы Гос-ой Думы; 4) Временный секретариат. Эти решения Гос-ой Думы оформляются постановлениями.

 

Заседания нижней палаты Федерального Собрания РФ проходят открыто и освещаются в средствах массовой информации, за исключением случаев, установленных Регламентом Гос-ой Думы, либо в случае принятия решения о проведении закрытого заседания большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. На закрытых заседаниях вправе присутствовать: Президент РФ, Председатель и члены Совета Федерации, Председатель Правительства РФ и его члены, а также иные лица, перечисленные в Регламенте Гос-ой Думы.

 

Заседания Гос-ой Думы проходят отдельно от заседаний верхней палаты Федерального Собрания, однако на заседаниях Гос-ой Думы могут присутствовать члены Совета Федерации.

 

Решения на заседаниях Гос-ой Думы принимаются голосованием (открытым или тайным) из расчета один голос у одного депутата. Голосования могут быть тайными и открытыми (путем прямого голосования). Каждый депутат голосует самостоятельно, руководящие органы политических партий не могут принуждать своих членов голосовать за то или иное решение.

 

Заседание нижней палаты Федерального Собрания правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов (т. е. 226 депутатов и более).

 

На заседаниях Гос-ой Думы ведутся: 1) протоколы (они подписываются председательствующим на заседании); 2) стенограммы (они подлежат официальному опубликованию, за исключением стенограмм закрытых заседаний).

 

Регламент Гос-ой Думы устанавливает периоды для работы депутатов с избирателями – каждая последняя неделя месяца.

 

Деятельность Гос-ой Думы оканчивается с момента начала работы Гос-ой Думы нового созыва (первого ее заседания).

 

65. Конст-но-правовой статус Совета Федерации: порядок формирования, компетенция.

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания устанавливается в соответствии с Конституцией РФ (ст. 96) федеральным законом. Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ” от 5 декабря 1995 года определил, что в эту палату Российского парламента входят по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов гос-ой власти по должности. В случае, если законодательный (представительный) орган какого-либо субъекта РФ состоит из двух палат, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением обеих палат.

 

Выборы в органы гос-ой власти субъектов РФ проводятся в соответствии с республиканскими законами о формировании высших органов власти республик, а также нормативно-правовыми актами, принимаемыми представительными органами власти края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа.

 

Что касается процесса подготовки и проведения выборов в представительные органы гос-ой власти субъектов РФ, то он также складывается из семи основных стадий. Каждая из них соответствует в целом аналогичным стадиям орг-ии выборов в Федеральное Собрание России.

 

Закрепляя полномочия палат Российского парламента, Конституция (ст. ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума — политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.

 

В связи с этим к полномочиям Совета Федерации относятся:

 

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ. Следует иметь в виду, что такие изменения могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации (ст. 67 п. 3 Конституции);

 

б) утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии со ст. 87 Конституции;

 

в) утверждение указа Президента России о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции;

 

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами России;

 

д) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;

 

е) отрешение Президента России от должности в порядке предусмотренном Конституцией (ст. 93);

 

ж) назначение на должность судей Конст-ного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Это полномочие верхняя палата парламента РФ осуществляет по представлению Президента России (ст. 83 п. “е” Конституции);

 

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России (также по представлению Президента России).

 

По всем перечисленным вопросам Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает постановления. При этом постановления Совета Федерации по целому ряду вопросов (утверждению изменения границ между субъектами РФ, принятии решения о введении военного или чрезвычайного положения и др.) носят нормативный характер.

 

Решения Совета Федерации принимаются простым большинством голосов (кроме случаев, предусмотренных Конституцией) открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может проводиться с использованием электронной системы подсчета голосов либо без нее: бюллетенями или путем опроса. Для тайного голосования могут также использоваться бюллетени или электронная система.

 

Важно отметить, что Совет Федерации не может быть распущен ни по какому поводу никаким государственным органом, поэтому нет оснований говорить о возможности роспуска парламента РФ в целом. Это еще раз подтверждает постоянно действующий характер деятельности Федерального Собрания.

 

Палаты парламента образуют комитеты.

 

Комитеты Совета Федерации и Гос-ой Думы образуются на срок полномочий каждой палаты. Сущность и порядок деятельности каждого комитета определяется содержанием полномочий соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов утверждается большинством голосов депутатов палаты. При этом соблюдается следующее правило: комитет Совета Федерации не может состоять менее чем из 10 депутатов; численность комитета Гос-ой Думы может устанавливаться в пределах от 12 до 35 депутатов этой палаты.

 

Кроме того, каждая из палат Федерального Собрания вправе создавать комиссии, деятельность которых может быть ограничена определенным сроком или какой-либо конкретной задачей.

 

На заседаниях комитетов, комиссий палат Российского парламента рассматривают две группы вопросов:

 

а) связанные с выполнением поручений, даваемых палатой комитету, комиссии;

 

б) влиянием комитета, комиссии на организацию и характер принимаемых палатой решений.

 

Каждая из палат парламента вправе проводить парламентские слушания. Такие слушания проводятся по инициативе руководящих органов палат, их комитетов; в Совете Федерации, кроме того, группы членов этой палаты (не менее 10 человек), а в Гос-ой Думе — депутатских объединений. Организуются слушания комитетами (комиссиями) палаты по вопросам своего ведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.