Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межбюджетных отношений




БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И СИСТЕМА

 

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

В любом государстве независимо от его устройства реализуются межбюджетные отношения, но развиваться они могут на основе разных принципов. Бюджетным системам унитарных государств свойственна высокая степень централизации бюджетных средств. Отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти.

Федеративным бюджетным системам присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов.

Бюджетный федерализм - система управления общественными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.

Основная задача бюджетного федерализма: выбор наиболее эффективной в конкретных экономических и политических условиях модели бюджетных отношений.

Принципы бюджетного федерализма:

1. Четкое разграничение бюджетной ответственности бюджетных доходов и полномочий в сфере расходов между различными уровнями власти;

2. Высокая степень самостоятельности бюджетов всех звеньев управления;

3. Обеспечение вертикальной и горизонтальной сбалансированности нижестоящих бюджетов за счет применения единых нормативно-рассчетных методов регулирования межбюджетных отношений;

4. Проведение единой, согласованной с федеральным центром, бюджетной и налоговой политики;

5. Равенство бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований;

6. Использование научно разработанных, объективных и общепризнанных субъектами федерации способов учета своих территориальных особенностей для корректировки межбюджетных отношений.

ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Эффективность межбюджетных отношений зависит от оптимального сочетания различных методов и форм бюджетного регулирования, которое осуществляется с помощью горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания. В процессе вертикального бюджетного выравнивания устраняются несоответствия между расходными функциями бюджетов всех уровней и их доходными возможностями, т.е. достигается сбалансированность всех звеньев бюджетной системы по вертикали. Проблема вертикальной сбалансированности бюджетов решается как двуединая задача: с одной стороны, предполагается распределение и законодательное закрепление бюджетных полномочий за соответствующим уровнем власти, т.е. выравнивание финансовых потребностей властей соответствующего уровня для оказания закрепленного за ними набора обязательных государственных услуг, а с другой стороны, выравнивание финансовых возможностей соответствующих уровней власти путем долевого участия их в общенациональных налогах при распределении налогового потенциала страны.

Цель вертикального бюджетного выравнивания: обеспечение финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти и в первую очередь расходных функций.

Цель горизонтального бюджетного выравнивания: обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов стран посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Сочетания вертикального бюджетного выравнивания с горизонтальной сбалансированностью позволяет обеспечить примерно равный уровень потребления, предоставляемых бюджетных услуг на всей территории государства.

Одной из основных форм осуществления горизонтального выравнивания в мировой практике является система бюджетных грантов. Под бюджетным грантом понимается форма передачи средств из одних звеньев бюджетной системы в другие.

Бюджетные гранты:

1. Блочные - не имеют целевого характера, поступают в распоряжение территориальных органов власти и используются ими по своему усмотрению. Аналогом блочного гранта в РФ является дотация.

2. Категориальные - выделяются территориям для использования на конкретные цели, определенные органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня в соответствии с общегосударственной программой. Категориальные гранты:

2.1. Долевые гранты - регион обязан участвовать в выполнении той программы, на которую выделяется грант, за счет собственных источников доходов;

2.2. Недолевая форма - субъект, получивший его, осуществляет расходование средств в соответствии с принятой программой, но сам финансово в ней не участвует. Территориальный бюджет при этом выступает в роли канала передачи финансовых средств.Аналогом недолевого гранта в РФ является субвенция, долевого - субсидия.

 

ФОРМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ

В РФ средства одного бюджета бюджетной системы, передаваемые другому бюджету бюджетной системы, называются межбюджетным трансфертом.

Формами межбюджетных трансфертов являются:

1. Дотация - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе без установления цели и условий их использования. В соответствии с теорией бюджетного федерализма регулирование территориальных бюджетов за счет дотаций имеет только фискальную цель и является неэффективным. Дотация лишена стимулирующих свойств, не способствует повышению хозяйственной активности на местах и увеличению собственной доходной базы. На федеральном уровне дотации предоставляются из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

2. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субвенция обеспечивает более равномерное удовлетворение социальных потребностей населения всех регионов страны. На федеральном уровне субвенция предоставляется из федерального фонда компенсаций, формируемого в рамках федерального бюджета

3. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету бюджетной системы на условии долевого финансирования целевых расходов. Они призваны воздействовать на формирование необходимой структуры расходов бюджетов территорий стимулировать увеличение бюджетных доходов.На федеральном уровне субсидии формируются в составе федерального фонда софинансирования расходов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.