Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный процесс в РФ




 

ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов власти по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также контролю за их исполнением.

Участники бюджетного процесса:

1. Президент РФ:

1.1. Ежегодно представляет Федеральному собранию общее послание, которое является основой для разработки направлений бюджетной и налоговой политики;

1.2. Окончательно утверждает закон о Федеральном бюджете и отчет об исполнении Федерального бюджета.

2. Органы законодательной власти:

2.1. Федеральное собрание;

2.2. Законодательные органы региональной и муницип. власти.

3. Органы исполнительной власти (финансовые налоговые органы).

4. Органы государственного и муниципального финансового контроля (контрольные органы законодательной (счетная палата РФ, субъектов, на муниципальном уровне) и исполнительных (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора) органов власти).

5. Главные администраторы доходов бюджета - органы управления, осуществляющие контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет (по налоговым доходам - Федеральная налоговая служба).

6. Главные распорядители бюджетных средств - органы власти и управления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

7. ЦБ РФ.

8. Получатели бюджетных средств.

Стадии бюджетного процесса:

1. Составление проекта бюджета;

2. Рассмотрение и утверждение бюджета;

3. Исполнение бюджета;

4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

 

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ

В каждом государстве составление проектов бюджетов, их утверждение и исполнение осуществляется в соответствии с принятой бюджетной классификацией. Она отражает социально-экономическое содержание показателей, используемых в бюджетном планировании, и является обязательно для всех учреждений и организаций, составляющих и исполняющих бюджеты.

Бюджетная классификация - систематизированная экономическая группировка доходов, расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов по однородным признакам.

Бюджетная классификация имеет большое значение. Она приводи каждый бюджет в обозримый вид. Создает условия для объединения бюджетов всех уровней в единый консолидированный бюджет, упрощает контроль за исполнением бюджетов.

Состав бюджетной классификации РФ:

1. Классификация доходов;

2. Классификация расходов;

3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;

4. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).

 

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Составление проекта бюджета - исключительная прерогатива органов исполнительной власти. Составление проекта Федерального бюджета организуется правительство РФ, осуществляется министерством финансов.

Начиная с 2008 года, проект Федерального бюджета разрабатывается и утверждается на 3 года (очередной финансовый год и плановый период).

Этапы составления проекта бюджета:

1. Министерство экономического развития составляет прогноз развития экономики РФ на планируемый период, содержащий основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики:

1.1. Динамика и структура ВВП;

1.2. Численность занятых в экономике;

1.3. Уровень инфляции;

1.4. Объемы экспорта и импорта;

1.5. Курс рубля к доллару и евро;

1.6. Цена на нефть и природный газ и др.

1.6.1. Министерство экономического развития составляет три альтернативных варианта прогноза (консервативный учитывает все риски; умеренно оптимистический; сценарий форсированного роста). Правительство РФ выбирает из предложенных наиболее объективный.

2. На основании выбранного Правительством прогноза Министерство финансов осуществляет разработку основных характеристик Федерального бюджета и распределяет его расходы по главным распорядителям бюджетных средств. Эти сведения направляются главным распорядителям бюджетных средств для распределения по конкретным бюджетополучателям.

3. Главные распорядители бюджетных средств распределяют расходы Федерального бюджета по распорядителям и бюджетополучателям и предоставляет эти данные Минфину.

 

 

4. Правительство РФ рассматривает законопроект о Федеральном Бюджете вместе с приложенными документами и материалами и утверждает его для внесения в Государственную Думу. Когда проект одобрен Правительством, заканчивается первая стадия бюджетного процесса.

Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение проект ФЗ о ФБ вместе со следующими документами и материалами:

1. Основные направления бюджетный и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период;

2. Прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период;

3. Прогноз основных параметров бюджетной системы РФ;

4. Методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами РФ;

5. Предложения по минимальному размеру оплаты труда, размеру стипендий, индексация заработной платы федеральных казенных учреждений.

Госдума рассматривает проект ФЗ о ФБ в трех чтениях:

1. При рассмотрении проекта бюджета в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом первого чтения являются основные характеристики ФБ:

1.1. Прогнозируемый общий объем доходов;

1.2. Общий объем расходов;

1.3. Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга;

1.4. Профицит ФБ.

В случае принятия законопроекта в первом чтении, утверждаются основные характеристики Федерального Бюджета, которые в дальнейшем не пересматриваются. Если законопроект отклоняется, то Государственная дума может принять одно из трех решений:

1.4.1. Если есть незначительные замечания, то законопроект передают в согласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства и выработать согласованный вариант основных характеристик;

1.4.2. Если есть существенные замечания, то законопроект дают Правительству на доработку;

1.4.3. Если законопроект не устраивает, то оставляется вопрос под доверие Правительству.

2. Предметом второго чтения являются:

2.1. Бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов;

2.2. Распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

2.3. Программы предоставления бюджетных средств на возвратной основе;

2.4. Программы государственных внутренних и внешних заимствований;

2.5. Текстовые статьи проекта ФБ.

В этом чтении субъекты права законодательной инициативы (Депутаты) направляют поправки по предмету чтения в комитет по бюджету. Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов, классификации расходов и направляет эти таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство РФ. Рассмотрение поправок проводится в комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете. Комитет по бюджету формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных профильными комитетами к принятию или отклонению и выносит их на рассмотрение Госдумы.

3. В третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов ФБ и законопроект выносится на голосование в целом. Принятый Госдумой ФЗ о ФБ передается на одобрение Совету Федерации, а затем Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исполнение бюджета начинается с 1 января или после его утверждения Госдумой. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджета. Основная задача исполнения бюджета - это обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и финансирование мероприятий в пределах, утвержденных по бюджету сумм. Ответственность жа исполнение бюджета возложена на исполнительные органы власти (Минфин и находящиеся в его ведении Федеральную Налоговую службу и Федеральное казначейство; Федеральную таможенную службу и другие органы).

В РФ организация исполнения и кассовое исполнение всех бюджетов возложена на органы казначейства.

При казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему осуществлению платежей за предоставленные товары (работы, услуги) от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств.

Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей бюджетных средств. Финансирование бюджетополучателей осуществляется через лицевые счета, открытые им в едином учетном регистре Федерального казначейства. Для осуществления расходов бюджетополучатель оформляет и представляет в органы казначейства расчетно-платежные документы - платежные поручения. Особенность оформления платежных документов состоит в том, что плательщиком в них выступает не сам бюджетополучатель, а орган Федерального казначейства, в котором открыт его лицевой счет. Органы казнчейства проверяют правильность заполнения платежного документа, целевой характер платежа и санкционирует расходы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.