Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые понятия нейропсихологии




Понять в полной мере... значимость исследований и открытий А.Р. Лурия мы можем лишь сегодня, так как современный уровень наших знаний... позволяет нам осознать, что для своего времени А.Р. Лурия был пришельцем из будущего. Дж. Брунер

Понять в полной мере... значимость исследований и открытий А. Р. Лурия мы можем лишь сегодня, так как современный уровень наших знаний... позволяет нам осознать, что для своего времени А.Р. Лурия был пришельцем из будущего.

Дж. Брунер

В последние годы в связи с уникальными достижениями в области нейронаук в наш повседневный обиход прочно вошел целый пласт некоторых мифических когнитивных схем, якобы отражающих знания о работе человеческого мозга. В самых разных изданиях и телевизионных передачах можно встретить рассуждения о пользе, более того — необходимости «выключенного лба», «активного правого полушария» и «освобожденной подкорки». Встречаются рекламные объявления, обещающие за короткий срок так перестроить ваш мозг, что впоследствии вам не составит большого труда сделать открытие, которое перевернет науку, написать эпохальный роман и вообще стать магом. Это, безусловно, окрыляет, но требует незначительных уточнений.

Строго говоря, «лоб» был «выключен» у главного героя всем из
вестного фильма «Пролетая над гнездом кукушки»; от него также сво
бодны в той или иной степени олигофрены. Гиперактивное правое
полушарие — одно из патогномоничных, обязательных, специфичес
ких условий формирования, например, шизофрении. А уж «высво-
божденная подкорка» — это попросту нейрофизиологический тер-
мин, который употребляется при описании широкого круга крайне
тяжелых и нежелательных состояний психики человека.

Постоянная манипуляция этой терминологией неудивительна. В, явной или неявной форме любой человек понимает, что более важного и таинственного образования, чем его мозг, не существует. И понять его — значит, получить ключ к разгадке многих ребусов своего и чужого поведения. Именно поэтому, чтобы не попадать под гипнозг красивых словосочетаний и расхожих шаблонов, сегодня, как никогда ранее, мы используем возможность приобщиться к достижениям наук, кропотливо исследующих объективные механизмы и законы психической деятельности с позиций ее мозговой организации.

Для психологии определяющей и сближающей в контактах с нейронауками является аксиома, сформулированная Ф. Добжанским:


Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии 57

«Ничто в нейробиологии не имеет смысла, если рассматривается не в аспекте поведения». Любая часть нервной системы является иерархической и многоуровневой, начинаясь на молекулярном, продолжаясь на клеточном, выходя на уровень церебральных макросетей и поведения. Сложные поведенческие акты (от пищевого и сексуального поведения до обучения, создания «Джоконды» и теории относительности) и есть то, чем определяется устройство нейронных цепей. «...Есть целостный процесс поведения, который тем и характерен, что имеет свою психическую и свою физиологическую стороны, но психология изучает его именно как единый и целостный (психологический) процесс... Нелепо раньше вырвать известное качество из целостного процесса и затем спрашивать о функции этого качества, как если бы оно существовало само по себе, совершенно независимо от целостного процесса, качеством которого оно является», — писал Л.С. Выготский.

Нейропсихология — наука о мозговой, или церебральной (лат. cerebrum — мозг), организации психической деятельности в норме и патологии. Объекты нейропсихологии — различные психические функции/процессы, сложноорганизованные феномены поведения, исследуемые и анализируемые с точки зрения их безусловного, инвариантного единства, взаимодействия и взаимовлияния с мозгом (и шире — нервной системой) человека. Единица нейропсихологичес-кого анализа — фактор; метод исследования (интерпретации) и язык описания — синдромный анализ психологических систем в норме и патологии.

Центральная догма нейропсихологии: «Каждая психическая функция (процесс, феномен поведения) осуществляется благодаря специфическому, системно-динамическому, иерархически организованному вкладу (фактору) в ее реализацию различных зон левого и правого полушарий мозга, субкортикальных и комиссуральных структур, их межсистемных взаимодействий. Мозговая организация любой психической функции и психической деятельности в целом реализуется в трехмерной системе координат: подкорково-корковой, внутри- и межполушарной». В этом четырехмерном пространстве (четвертая ось — временная) и происходит становление частных психологических функций и их взаимодействий, в совокупности образующих целостный онтогенез человека.

Обозначив фокус внимания нейропсихологии, мы сразу явственно ощущаем уникальность этой дисциплины. Ведь она избрала предметом своих размышлений то, что на протяжении всего существования человечества считалось самым сакраментальным, тайным


58 Введение в нейропсихологию детского возраста

знанием. Вопрос «Что есть Душа?» неизбежно приводил к другим закономерным вопросам: «Где Душа? Где моя Душа? Где его Душа?»

Эти вопросы стали занимать человека практически с начала его существования. Только в зависимости от эпохи они облекались в разные слова, хотя суть остается на протяжении многих тысячелетий неизменной: «Почему он быстрее меня убегает от дикого зверя и точнее бросает камни в медведя?», «Почему он сохраняет бесстрастие в бою, а я весь дрожу?», «Почему он держит копье в правой руке, а я в левой?», «Как мне придумать более эффективный выход в виртуальную реальность?», «Зачем я пришел в эту комнату? Ведь я хотел что-то взять», «Кто я?»

Как человеческий мозг справляется с обилием (если не сказать — агрессией) информации, с возросшими и все растущими требованиями к нему? Как меньше чем за два поколения он оказался способным адаптироваться в практически совершенно новом — биологическом и социальном — мире со всеми его плюсами и минусами? Какова плата за этот неимоверный адаптационный груз и перспективы этого «мозгового кредита»? Каковы механизмы самосохранения, самозащиты и, напротив, зоны повышенной уязвимости в функционировании нашей единой нейропсихосоматической саморегуляции?

Ядром каждого из этих и миллионов других вопросов, которые практически ежеминутно задавал и задает себе человек, в нейропси-хологическом понимании является основная проблема: какие механизмы и условия обеспечивают оптимальное протекание психических процессов? Как человеческий мозг актуализирует различные психические функции и поведение в целом, не забывая при этом регулировать общий гомеостаз нашего организма и поддерживать в оптимальном состоянии свой собственный статус?

Для того чтобы приблизиться к ответу, необходимо обратиться к изучению той части нашего организма, которой данный вопрос непосредственно касается — мозга (и шире— нервной системы). Действительно, ведь невозможно представить себе «психическое» и нашу жизнь вообще без того, чтобы не вспомнить о работе мозга. То есть возможно, но в рамках обсуждения «психической деятельности всадника без головы». Равно странным для нейропсихологии было бы рассматривать психические процессы, протекающие в «голове профессора Доуэля», хотя эта модель — если бы она в принципе могла существовать, — безусловно, интригующе заманчива для изучения.

Поэтому оговорим еще раз, что онтологически дихотомии «мозгтело», «мозг—психика» и «психика—тело» попросту не имеют права на существование, поскольку таковых в природе объективно не существует. Однако они могут существовать как отдельные идеальные концеп-


Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии 59

туальные схемы, удобные и адекватные для определенных этапов научного исследования. И другого пути попросту не существует, поскольку наши исследования — процесс сукцессивный, последовательно и осознанно разворачивающийся во времени и пространстве, поскольку и мы сами, и объекты нашего научного рассмотрения суть различные аспекты пространства-времени.

Чем более объемным становится наше профессиональное восприятие, чем шире наш кругозор (в прямом смысле этого слова — кругозор как количество одновременно воспринимаемых и анализируемых объектов), тем больше надежды на получение новых сведений. Они приведут к преобразованию нашей профессиональной «картины мира» в новый гештальт или — как сегодня модно выражаться — к «сдвигу точки сборки». Затем, на следующей ступени все опять подвергнется переструктурированию ввиду возникновения в поле нашего анализа новых феноменов и идей, которые неизбежно вступят во взаимодействие с уже устоявшимися... И так далее по вечной спирали познавания непознанного.

Никакого другого пути не существует, поскольку развитие науки по сути своей является реализацией (материализацией) определенной цели, направленной на получение совершенно конкретного результата. Это актуализация произвольной осознанной речевой программы, включающей постоянный — тактический — пересмотр используемых идеологических и прикладных средств, на основе стратегического и тактического контроля над протеканием всей этой программы в целом. Иногда попутно имеют место творческие озарения, «инсайты», но они всегда почему-то возникают только в рамках всесторонне упорядоченной, структурированной и детально продуманной, опосредствованной речью программой деятельности.

Мы акцентировали еще раз аксиоматичность процессов научного познания, потому что результаты, достигнутые в нейронауках — науках о мозге, — как раз являются ярчайшим доказательством неизбежности и эффективности междисциплинарной интеграции. Те сведения, которые весьма конспективно изложены здесь, — тысячная доля совершенно феноменальных открытий, которые были сделаны за последние десятилетия изучения мозга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.