КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мозговая организация психических процессов
МОЗГ Мозг является частью тела; это единая система, все звенья, уровни, функции и процессы которой эволюционно, генетически ориентированы на адаптацию человека. Наряду с наличием четкой диф- 60 Введение в нейропсихологию детского возраста ференциации и иерархии в этой системе имеет место многократное дублирование адаптивных механизмов. Всем известно из самонаблюдения, профессионального опыта и литературных источников, что на один и тот же «удар» или «подарок судьбы» каждый человек реагирует по-своему: ангиной, плачем, безудержным хохотом, язвой, агрессией и т.д. Различна и динамика этих состояний, равно как и вообще эмоциональных и когнитивных стилей взаимодействия с любой информацией, будь она внешней или внутренней. Собственно, именно эта функция (помимо тех, о которых пойдет речь дальше) предельной ориентации (адаптации) на максимально выгодный для организма приспособительный результат, соответственно — молниеносный выбор того или иного способа реагирования (наименее энергоемкого и одновременно наиболее перспективного с позиций целостного организма), функционирующего в изменяющемся мире на базе наличествующих у данного человека энграмм памяти, — и есть основная функция мозга в этой «церебропсихосома-тической системе». Указанные права и обязанности мозга, ставящие его в особое положение, обусловлены в первую очередь уникальным его генетическим статусом, в котором заложены: филогенетически отобранные паттерны поведения, то есть память о прошлом; базовые компоненты акцептора результата действия, то есть возможность заглянуть в будущее; способность к экстраполяционному поведению и обучению. С другой стороны, само строение мозга и нервной системы в целом архитектурно предуготовано, создано эволюцией для того, чтобы оперативно связывать между собой все компоненты внутренней и внешней среды. Как писал в начале XX в. русский космист Н.А. Умов: «Неумолимый вал энтропии грозит потопить утлое суденышко жизни. И все же жизнь борется, создает существа гораздо устойчивее прежних, пестует нервную систему. Ведь она наиболее сложна, дифференцирована, а потому и стройна, упорядочена — вот как претворяется идея о це-фализации, направленном совершенствовании нервной ткани в процессе эволюции». Поражает то, что выдающиеся ученые, посвятившие свою жизнь именно исследованию деятельности мозга, уходят от жестких его определений, предпочитая описывать его в метафорической форме. Так (по П.К. Анохину), мозг — «уникальное живое образование, фокусирующее в микроскопическом пространстве грандиозные интервалы и масштабы пространственно-временного континуума внешних явлений — центральный пункт всей жизни на Земле. Благодаря такому экрану, материализованному в молекулярных реакциях, стало воз- Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии 61 можно «объять мир» во всем его разнообразии и грандиозности небольшим объемом мозгового вещества». Основные аргументы (Hahn, Lard, 1971; Grouse, 1972; Ата-Му-радова, 1978, и др.) в пользу генетической уникальности мозга заключаются в следующем. Во-первых, это принцип опережающей все остальные органы закладки и развития нервных структур. Во-вторых, особенности экспресии генома мозговых образований: генетическая активность в соматических тканях составляет 2—5%, тогда как в мозгу — более 25. В-третьих, доминирующая и интегрирующая роль нервной системы в системогенезе всех (соматических и психических) функций человека, определяющая единство уже эмбрионального развития как целесообразно направленного процесса. Было установлено, что с момента своей закладки еще незрелая нервная клетка начинает активно актуализировать свой генетический паттерн, функционировать, вступая в контакт с другими нейронами и поэтапно созревающими системами организма в целом, что оказывает на нее модулирующее влияние. Этот процесс, а также объем поступающей к нейрону внешней информации определяют его динамическую вписанность в различные функциональные системы, изменяя и стабилизируя конечную актуализацию его генетического потенциала. Именно эти процессы в их взаимодействии и являются основополагающими нейробиологическими предпосылками, базой «индивиду -ации каждого отдельного онтогенеза». Мозг человека (и шире — нервная система) — субстрат его психической деятельности: высокодифференцированная многоуровневая система нервных сетей, глии и сосудов, организованная по пространственно-временному принципу и детерминированная совокупными воздействиями генетических и социальных факторов. Пространственная характеристика мозга определяется его трехмерной, объемной организацией, которая включает вертикальную (подкорково-корковую), горизонтальную (межполушарную, право-левую) и венгро-дорсальную (внутриполушарную, передне-заднюю) оси координат. Пространственная организация видна и при рассмотрении мозга как целого и в каждой его подсистеме, что особенно отчетливо заметно на примере архитектонических данных. В современных исследованиях представлены многочисленные доказательства того, что пространственная организация мозга обеспечивается и предпочтительной ориентацией различных клеточных, молекулярных, белковых и других ансамблей, и способами их организации (колонки, сети, петли и т.д.). Временная — связана с тем, что мозг, как и любой природный объект, обладает свойствами «прошлого-настоящего-будущего», то есть 62 Введение в нейропсихологию детского возраста подчиняется основным законам эволюции: он развивается в фило-, эмбрио- и онтогенезе, болеет и выздоравливает, взрослеет, стареет и умирает. В каждый момент жизни человека в мозгу происходят динамические изменения (на молекулярном, клеточном, мульти-нейронном микро- и макроуровнях), связанные с его метаболическими и информационными функциями. Как в онтогенезе человека в целом, так и актуально, сиюминутно процесс формирования различных структур и систем мозга определяется не только за счет дифференциации и разнонаправленных интеграции нейронных, нейрохимических и биофизических альянсов. Постоянно имеет место и обратный процесс — гибели, распада, ликвидации ранее сформировавшихся связей. Основой структурно-функциональной организации мозга являются ансамбли, сети нервных клеток (нейронов), их отростков (аксонов и дендритов), глии и кровеносных сосудов, обеспечивающих осуществление различных внутри- и межнейронных взаимодействий. Нейрон является носителем самых высокоорганизованных нейробиологичес-ких процессов, протекающих в организме человека. Его основная «психологическая» функция — в высочайшей степени дифференцированное реагирование на изменение внешней и внутренней среды, взаимодействие с информацией об этих изменениях, ее запоминание, трансформация, сопоставление с уже накопленной в нем самом (или генетически заложенной) базой данных. Создание на основании всего перечисленного предпосылок для формирования симультанного «образа мира», в котором как в капле воды отражены все психосоматические параметры и свойства самого человека, контактирующего с внешним миром. Наконец — организация наиболее предпочтительного, целесообразного с позиции индивидуальной адаптации ответа, который, консолидируясь (а иногда и конкурируя) с другими аналогичными, приводит к организации того или иного поведенческого паттерна. Мозг, в силу своих системно-эволюционных характеристик и уникальной родословной, по определению рассчитан на получение максимально выгодного, успешного в данных условиях и для данного человека результата. Нейроны различаются по размерам (от 1 до 1000 мкм); форме (которая наряду с относительно правильной может иметь самые причудливые формы, например, напоминающую тот или иной цветок); фактуре (от гладкой до исчерченной замысловатым рисунком); цвету (белый, желтый, коричневый и т.д.). Предполагается, что между функциями и свойствами отдельных нейронов и их перечисленными выше физическими характеристиками существует определенная вза- Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии 63 имосвязь. Доказаны их специфические особенности, связанные с функциональным назначением и количеством аксоно-дендритной конфигурации. Основной механизм актуализации активности нейронов — способность объединяться в ансамбли, колонки, сети различной сложности. Это необходимо для многочисленных превращений энергии различных внешних и внутренних воздействий в специфическую энергию биофизикохимического возбуждения — основного языка мозга. Поразительным оказалось то (Arvanitaki, 1955; Alving, 1968; Bullock, 1984; Соколов, 1986), что наряду с механизмами возбудимости вследствие внешних (вненейронных) воздействий нервные клетки обладают функцией ауторитмической активности, имеющей эндогенное (то есть изнутри самого нейрона) происхождение. Это является компактным способом передачи внутринейронной генетической информации. Усложнение нервной системы онтогенетически и актуально происходит в первую очередь благодаря установлению, увеличению количества таких связей и усложнению последних. Точки этих взаимодействий — синапсы (греч. synapsis — вместе, связь, застежка), как свидетельствуют современные исследования, обеспечиваются благодаря совокупности целого ряда сложнейших электрохимических процессов. Идея о синапсах впервые была выдвинута Ч. Шеррингтоном (1897) и стала основой учения о принципах организации нейронов в функциональные системы. В наше время оно остается «сердцем нейробиологической доктрины». Сегодня контакты между нервными клетками рассматриваются как многомерный и многокомпонентный процесс, включающий электрический, физико-химический, биохо-мический уровни, охватывающие широкий спектр простых и специализированных синапсов и терминалей. Само же понятие синапса наряду с классическим включает такие фантастические параметры, как «дистантные» взаимодействия между нейронами: ситуации, когда между собой контактируют нейроны, находящиеся в двух разных организмах. Собственно, разговор о синапсах и есть разговор о самых интимных механизмах мозга как главного информационного органа человека. А слово «орган» употребимо в отношении мозга не в физиологическом смысле, как, например, почки, а в смысле административной единицы организма, как способ и форма правления, обеспечивающая, контролирующая и — по принципу обратной связи — модулирующая, структурирующая и интегрирующая все процессы достижения максимально адаптивного для данного человека в данных условиях результа- 64 Введение в нейропсихологию детского возраста та. Но адаптивного не сиюминутно, как МЧС, хотя эти функции ему тоже присущи. Мозг, как наиболее высокоорганизованная часть нервной системы и организма человека в целом, прежде всего обеспечивает программирование, оперативную коррекцию и контроль за протеканием стратегически оптимальных и прогностически наиболее выгодных для выживания человека моделей поведения. Иными словами — это конституционная монархия. В современном представлении энергоинформационные процессы обеспечиваются наличием синаптических и парасинаптических круговых сетей, которые связаны между собой многочисленными взаиморегулирующими ответвлениями. Выше мы уже говорили и об информационных нервно-соединительнотканных «магистралях», и о биоэнергетических меридианах. Эти магистрали обеспечивают взаимодействие между различными, порой весьма отделенными и внешне независимыми, системами организма человека, формируя единое, как называют это современные эволюционисты, «психобиологическое пространство, включенное в культурное окружение». Однако именно синапсы рассматриваются как базовые, доминирующие, иерархически подчиняющие себе все остальные «узловые станции», где происходит взаимодействие между многообразными информационными «субстанциями», или информонами, обладающими как специфическими физико-химическими, электрическими, биохимическими свойствами, так и их сочетаниями. Согласно последним данным (Jessell, Kandel, 1993), информация, проходящая через эти пункты, распространяется не в одном направлении — антеро-градно (вперед), но и ретроградно (назад), то есть является бидирек-циональной (направленной в обе стороны). Бидирекциональность рассматривается как залог, источник, оптимальное условие для созревания самих синапсов, их устойчивости и пластичности. По-видимому, в эволюции этот вид энергоинформационного взаимодействия был отобран как эффективный по одной простой причине. Именно так, очевидно, с наименьшими затратами энергии может происходить перевод языков: 1) внешнего мира, 2) внутренней среды организма человека, 3) генетически заложенной в нервной и других системах организма информации — на языки психических процессов, которые, в свою очередь, все еще малопонятным и недостаточно изученным нами образом преображаются в «эсперанто» целостного поведения человека в норме и патологии. А уж вопрос о местах и механизмах взаимодействия всех этих переменных, строго говоря, обсуждается только гипотетически и, как показывает опыт, продуктивно разрешается отчасти пока лишь эмпи- Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии 65 рически: по принципу «честно говоря, до конца объяснить не можем, не знаем — как, но знаем, что работает». Этот пример приведен здесь как один из вариантов приближения к изучению упомянутого многоязычия существования человека. Намеренно еще раз подчеркиваю слово «многоязычие», поскольку совершенно очевидно, что таковое верно применительно к нервной системе как части целостного организма, тела человека. Но оно же действительно и при рассмотрении мозга как самостоятельной единицы. Например, афферентная (идущая от периферии — руки, глаза, печени и т.д. — к мозгу) и эфферентная (идущая от мозга к исполнительным органам — той же руке, глазу, печени) организации целостной психической деятельности наряду с общими компонентами имеют только им свойственные коды. Аналогично свои языки имеют память и телесность, речь и эмоции. Но ведь внутри каждого из этих процессов есть и афферентные, и эфферентные компоненты, например, памяти тела или зрительной памяти. Именно ввиду многообразия веществ, механизмов и процессов, в них протекающих, синапсы являются первичными узловыми центрами перевода с одного языка на другой, а в более высокоорганизованных церебральных системах это многоязычие все более и более элиминируется, сводясь, в сущности, к двум языкам — вербального и невербального (телесного, жесто-мимического и т.д.) поведения человека. Базовая нейробиологическая концепция исходит из того, что нейрон является как бы промежуточным уровнем организации мозга. Более низкий ее уровень — молекулярный, например, физико-химический, гормональный, генетический или биохимический, а более высокий — многочисленные мультинейронные сети, которые, в свою очередь интегрируются в перекрывающиеся центральные, распределенные, поведенческие системы. Помимо давно известных языков мозга, за последние десятилетия (Hall, 1974; Geschwind, 1978; Iversen, 1975; Schmitt, 1985; Анохина, 1975; Ашмарин, 1980; Данилова, 1998; Александров, 1997, и др.) открыто огромное число биохимических «информационных субстанций»: медиаторов, модуляторов, гормонов. Данная классификация является достаточно условной, поскольку все солидные ученые говорят о том, что и по происхождению, и по характеру действия практически каждый из названных веществ может проявить себя и как медиатор, и как модулятор, и как гормон. «Встречая разных представителей этого семейства в тех или иных областях организма и мозга, мы должны помнить, что многие из них носят одну и ту же "фамилию" — предположительный» (Shepherd, 1983). 3 - 1857 66 Введение в нейропсихологию детского возраста Итак, несмотря на невероятные успехи современной нейробио-логии — науки о нервных клетках и способах их организации в нервную систему, управляющую поведением, — природа синапса, его механизмы по-прежнему остаются тайной. «Чем больше мы узнаем о свойствах различных синапсов, тем меньше испытываем желания делать обобщения о характере их действия», — пишет ведущий в этой области ученый Б. Катц. Немаловажным для обсуждаемого нами контекста является одно обстоятельство: на уровне мозга базовые биохомические «диспетчерские» расположены главным образом в стволовых (в частности, ги-поталамо-диэнцефальных) отделах. Именно здесь по преимуществу контролируются восходящие и нисходящие биохимические пути от и/ или к телу человека и различным отделам нервной системы, другим подкорковым структурам и коре головного мозга. География нервной системы такова: центральная нервная система (ЦНС) — спинной и головной мозг и периферическая нервная система — система связей между ЦНС и телом. Периферическая система включает спинно- и черепно-мозговые нервы и ганглии, а также вегетативную (автономную) нервную систему. Сегодня наиболее функциональной считается схема анализа периферической нервной системы, рассматривающая соматическую и висцеральную составляющие спинно- и черепно-мозговых нервов и отдельно собственно вегетативную нервную систему, имманентной функцией которой является висцеральная регуляция психической деятельности. На рисунках 2—7 представлены головной мозг (основные его системы и отделы) и вегетативная нервная система; было сочтено возможным ограничиться этими иллюстрациями, поскольку данный материал в целом хорошо известен всем со студенческой скамьи. Соматическая нервная система представлена иннервацией (на входе и выходе) опорно-двигательного, мышечного аппарата (в том числе орального, слухового, глазодвигательного и т.д.) человека и покровов его тела; обеспечивает его взаимодействие с окружающей средой и передвижение в ней. Она представлена эфферентными (двигательными), направляющимися от ЦНС к периферии тела, нервными волокнами, иннервирующими различные скелетно-мышечные системы тела, и афферентными (чувствительными) — идущими в ЦНС от периферических рецепторов. Классификация рецепторов (как интеро-, так и экстероцепция) связана с природой их основного раздражителя: фоторецепторы; ме-ханорецепторы (слуховые, вестибулярные, тактильные), барорецеп-торы сердечно-сосудистой системы; рецепторы опорно-двигательно- го аппарата (проприоцепция, мышечный тонус, поза, ощущение движения); хеморецепторы (вкуса, обоняния, сосудистые и тканевые); терморецепторы (кожи и внутренних органов); болевые, или ноцицептивные. В целом, как известно, совокупность этих механизмов обозначена как «сенсорные системы» человека, которые обладают универсальными общими свойствами. Это — многослойность (в каждом из слоев — от 10000 до миллионов нейронов), многоканальность, функционирование по принципу «сенсорных воронок» (суживающаяся часть «воронки» необходима для уменьшения избыточности информации, расширяющаяся — для параллельного анализа разных признаков информации), дифференциации и интеграции по вертикали и горизонтали. Подчеркнем, что эфферентные и афферентные системы никак не тождественны движению и восприятию; этот тезис, как ни парадоксально, иногда озвучивается. Последние включают в себя и афферент- Рис. 3. Корковая проекция чувствительности и двигательной системы (по Пенфильду, 1954)
Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии 71 ный, и эфферентный аспекты, равно как и речь, память, письмо, мышление и т.д. Здесь уместно также вспомнить аксиому Н.А. Берн-штейна, полностью дезавуирующую любые споры о приоритете, первичности двигательных или гностических функций: «...в организме все моторы осенсорены, а сенсоры омоторены». Мозг же не просто отвечает на внешние и внутренние (от тела) стимулы; самое удивительное заключается в том, что он сам инициирует этот диалог. Висцеральная — ориентирована на железы и мышцы внутренних органов и призвана поддерживать постоянство внутренней среды (го-меостаз) и различные внутренние процессы организма. Она-то и получила название вегетативной, или автономной, нервной системы, объединяющей энтеральный (расположенный в стенке кишечника), симпатический и парасимпатический отделы. Последние, как видно на рис. 7, различаются топографически и функционально, оказывают как дополняющее, так и антагонистическое воздействие на организм человека и его поведение. В целом же вегетативная нервная система, в противоположность быстрому реагированию соматической, обеспечивает медленно и длительно протекающие, поддерживающие, фоновые функции и процессы. Хотя работают они совместно, имея абсолютно прозрачные границы. Описанные связи между нервной системой и телом суть нервные волокна и процессы. Однако в организме человека существует еще и нейроэндокринная система, «сердцем» которой является гипоталамо-гипофизарный комплекс. Активность этих церебральных образований приводит к выделению в кровь гормонов и других биохимических агентов. Но первичной их функцией является контроль над всей нейрохимической системой организма, поскольку места скопления этих разнообразных веществ рассеяны по всему организму. Они, в свою очередь, прямо и опосредованно оказывают регулирующее и модулирующее влияние на центральные церебральные системы. Циркулирующие, многократно пересекающиеся круговые сети, функционирующие по принципу обратной связи, — одна из основополагающих, имманентных форм существования нервной системы в целом (соответственно и головного мозга), обусловленных содержанием ее универсальной регулирующей и контролирующей адаптогенной функции. Именно они создают условия для формирования «схемы мира», в которую естественным образом включена «схема тела» данного человека; их взаимодействие протекает под знаком постоянной взаимной координации. Итак, нервная система и любая ее часть является иерархической, мультипараметрической, многоуровневой, самоорганизующейся и саморе-
74 Введение в нейропсихологию детского возраста гулирующейся, начинаясь на субмолекулярном и выходя на уровень поведения. Все эти уровни с точки зрения нейропсихологии можно и нужно совместить так, чтобы реконструировать мозговые механизмы поведения. Именно возникновение новых сложных поведенческих актов в ответ на изменяющиеся требования среды в фило- и онтогенезе и есть тот главный фактор, который определяет эволюцию мозга. Потому аксиоматично и неизменно актуально звучат слова И.П. Павлова: «Прежде всего важно понять психологически, а потом уже переводить на физиологический язык». Но следующим фактором эволюции мозга этологи (Лоренц, 1998; Eibl-Eibesfeldt, 1995; Самохвалов, 1991, 2001; Дерягина, 1995, и др.) называют отклоняющееся (девиантное) поведение, связанное с патологией самого мозга, которая может инициироваться извне, но может отражать перестройки в его собственном самоорганизующемся модуле, которые подчас выглядят, мягко говоря, «неординарно» — в том смысле, что не так, как у всех. Собственно, об этом и ведутся бесконечные споры внутри континуума проблемы «гениальность и помешательство» как области «разброса» индивидуальных различий. Ведь отнесение многих феноменов этого круга к сверхординарности, девиациям или к психопатологии во многом зависит от основополагающей концепции и идеологии наблюдателя. Поэтому так притягательна взвешенная позиция эволюционистов: поскольку девиантное поведение было всегда и сегодня мы лишь фиксируем некоторые его метаморфозы, отклонения лишь отражают норму; девиации (в том числе — онтогенетические) должны рассматриваться как часть человеческой природы, поскольку таковой и являются. Мозг имеет свои собственные, объективно существующие модули саморегуляции и самоорганизации. Но нами, в силу недостаточной осведомленности об этих системах и процессах, они трактуются и интерпретируются в зависимости от наших научных предпочтений и попросту уровня образованности. По-видимому, наиболее разумным и перспективным является вывод Е. Бургиньон: «...Становится совершенно очевидным, что давняя дихотомия между телом (биология) и разумом (культура, поведение) совершенно устарела. К сожалению, еще не создано специального языка для того, чтобы рассуждать и высказываться о взаимосвязанном целом — психобиологической системе, расположенной в культурном окружении». Между тем постепенно за последнее время, ввиду бурного развития нейропсихологических, нейробиологических, этологических, математических методов исследования, накапливаются данные отно- Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии 75 сительно собственных функций и предпочтений мозга. Оказалось, что у него существуют собственные правила, каноны, по которым он организует свои многочисленные функции, ведя себя подчас достаточно категорично и, если можно так выразиться, «эгоистично». Ведь для него удовлетворение своих собственных базовых (по П.В. Симонову) потребностей (самосохранения, саморазвития, коммуникации, иерархии и т.д.) актуально не менее чем забота о таковых в об-щенейропсихосоматическом плане. Самым очевидным примером такой «гедонистической» работы мозга является, например, его непрерывная и безапелляционная борьба за информацию, питательные вещества, энергию, экологический комфорт; в ряде случаев он императивно, «с места», посредством тривиального обморока, в принципе исключает активность человека. Однако эта тема столь необъятна, что ограничимся сказанным. Всех, кто заинтересуется этой вечной проблемой, я адресую к бесчисленным многовековым анналам науки и необъятной современной литературе, посвященной одному-единственному герою — Мозгу. «...Психика не является чем-то лежащим по ту сторону природы или государством в государстве, она является частью самой природы, непосредственно связанной с функциями высшей организованной материи нашего головного мозга. Как и вся остальная природа, она не бьиа создана, а возникла в процессе развития.... Психику следует рассматривать не как особые процессы, добавочно существующие поверх и помимо мозговых процессов, где-то над или между ними, а как субъективное выражение тех же самых процессов, как особую сторону, особую качественную характеристику высших функций мозга.... Психический процесс путем абстракции искусственно выделяется или вырывается из того целостного психофизиологического процесса, внутри которого он только и приобретает свое значение и свой смысл. Неразрешимость психической проблемы для старой психологии и заключалась в значительной степени в том, что из-за идеалистического подхода к ней психическое вырывалось из того целостного процесса, часть которого она составляет, и ему приписывалась роль самостоятельного процесса, существующего наряду и помимо процессов физиологических. 76 Введение в нейропсихологию детского возраста Напротив, признание единства этого психофизиологического процесса приводит нас с необходимостью к совершенно новому методологическому требованию: мы должны изучать не отдельные, вырванные из единства психические и физиологические процессы, которые при этом становятся совершенно непонятными для нас; мы должны брать целый процесс, который характеризуется со стороны субъективной и объективной одновременно... Психические процессы составляют неотделимую часть более сложных целых, вне которых они не существуют, а значит, и не могут изучаться. Диалектическая психология не смешивает психические и физиологические процессы, она признает несводимое качественное своеобразие психики, она утверждает только, что психологические процессы едины. Мы приходим, таким образом, к признанию своеобразных психофизиологических единых процессов, представляющих высшие формы поведения человека, которые мы предлагаем называть психологическими процессами, в отличие от психических и по аналогии с тем, что называется физиологическими процессами» (Л.С. Выготский). Нейропсихология — единственная из всех дисциплин психологии как раз и изучает психическую деятельность человека в норме и патологии с позиций ее мозговой организации. Поскольку это понятие является центральным, ключевым для нейропсихологии, обсудим его значение. Мозговая организация — морфофункциональная совокупность паттернов различных систем и подсистем мозга, обеспечивающих протекание различных уровней и этапов того или иного психологического феномена. Это определенный их ансамбль, узор, архитектура, включающая в себя клеточные и сетевые, нейро-гормональные, физико-химические и т.д. блоки и процессы в их морфофункциональном взаимодействии. По-видимому, наиболее близким аналогом (как всегда, когда мы обсуждаем нечто невероятно прекрасное) здесь может выступить музыка; неизменна правота А.С. Пушкина: «Одной любви музыка уступает, но и любовь — гармония». Психическая деятельность и шире — поведение человека, аналогично произведению искусства, есть результат слаженной, сонастро-енной «сыгранности» оркестрантов (зон или систем мозга), который является и воспринимается нами как гармоничный, дисгармоничный (попросту — какофония), а то и вовсе пустой набор звуков. У каждого из оркестрантов есть своя определенная функция, ограниченная возможностями его инструмента. Он может выступить как солист, но его соло обречено на провал, если ансамбль «не сыгран» или он сам на долю секунды сбился с такта. Большая же часть времени посвящена Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии 77 той фоновой партии, которая предназначена ему в данной симфонии. Эта партия может занимать минуты, но без нее музыкальное произведение сыграно не будет. Если смотреть на виртуозный оркестр с достаточно большой высоты (например, в древнем амфитеатре) так, чтобы видеть его весь, появляется ощущение великолепного балета, где музыка сливается с калейдоскопом непрерывно изменяющегося двигательного узора оркестрантов. По сути своей этот образ абсолютно соответствует динамике мозговой организации психической деятельности человека. Современные методы исследования наглядно демонстрируют в цветовом воплощении, как ежесекундно меняется цветовая палитра, отражающая функциональную включенность различных зон мозга. И как нет мелодии без взмаха смычка (а молчащая скрипка, в сущности, деревяшка), так невозможно даже элементарное поведение без мозговой активности, а мозговая активность без определенного психологического паттерна. Каким образом и почему именно мозг, являющийся частью человеческого организма, частью тела человека, обеспечивает ему оптимальное (или, наоборот, абсолютно неадекватное) протекание различных психических процессов: восприятия, движения, памяти, речи, мышления, внимания, эмоций? Как та или иная мозговая организация этих процессов и их констелляций, видоизменяющихся с невероятной скоростью, реализует его гармоничные, искаженные или патологичные взаимодействия с другими частями организма и окружающим миром? Каким образом взаимодействуют различные микро- и макроструктуры мозга между собой и с другими отделами нервной, эндокринной, органными системами, чтобы получить тот результат, который мы воспринимаем как свое высшее достижение или, напротив, неудачу или дефицит? Хотелось бы подчеркнуть, что упоминание нормального, оптимального, патологического, сверхординарного психических статусов как равноправных не случайно. В нейропсихологическом контексте они уравнены по единственному, но абсолютно неоспоримому параметру — мозг есть у всех. А поскольку универсальные закономерности работы мозга инвариантны, как любые универсальные закономерности, задача нейропсихолога в самом широком смысле — рассмотреть любой психологический феномен (в норме, препатологии или патологии; в конкретном половозрастном, социальном и культурно-историческом контексте) с точки зрения его церебрального обеспечения: 1) имеющего онто- и филогенетические психологические и нейробиологические корни; 2) предопределяющего непременную, инвариантную актуализацию других конкретных феноменов, что де- 78 Введение в нейропсихологию детского возраста терминировано системно-динамической организацией психической деятельности человека. Предмет науки детерминирует и особый понятийный аппарат, и построение эксперимента (наблюдения), и схему построения анализа (прогноза), и выбор мишени направленной психологической коррекции (абилитации). Естественно, что именно предмет исследования предопределяет и научное пространство той или иной дисциплины, равно как и ее теоретическую и практическую востребованность. Базовыми идеологемами нейропсихологии при решении широкого круга проблем являются: 1) Теория факторной, системно-динамической локализации 2) Теория синдромного анализа. 3) Теория трех функциональных блоков мозга. 4) Теория межполушарного взаимодействия. Они актуализируются в научном пространстве общей психологии, нейробиологии, медицины под эгидой системной и эволюционной парадигм. Мозг и психика являются различными аспектами единого процесса энергоинформационного взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Строго говоря, для доказательства обратного действительно необходимо собрать хотя бы малочисленную группу «всадников без головы», которые демонстрировали бы какое-нибудь поведение. Невозможность же на современном этапе развития науки объяснить целый ряд патологических или экстраординарных пси-явлений никоим образом не говорит о том, что они протекают без участия мозга. Они отражают недостаточность нашего инструментария для их констатации и недостаточность теории, которая могла бы создать экспериментальную базу для таких исследований. Функциональные церебральные и психические аспекты в определенной плоскости нерасчленимы и пересекаются. Но они не идентичны и не параллельны. У мозга и психики есть единые задачи, главная из которых — адаптация и оперативное реагирование на постоянно изменяющиеся условия внешней среды и внутреннего мира человека. Но есть и разные. Это связано с тем, что психическая деятельность человека во многом является частью внешнего мира; собственно, и развивается (в фило-, онто- или актуалгенезе) она во многом как ответ на его запросы и трансформации. Мозг же изначально — часть организма человека и развивается соответственно в первую очередь в ответ на его запросы. Вследствие его, целостного организма, неудовлетворенности поступающей извне энергией и информацией (например, в виде пиши или среды обитания), неэффективности, неэкономности, нерентабельности собственных средств этого энергоинформационного взаимодействия. Мозг как материальный объект старше психики попросту потому, что само существование информации предполагает наличие ее материального субстрата. Для первого же самого элементарного «пред-психического» акта должен был существовать хоть какой-то субстрат («предмозг»), посредством которого этот акт материализовался. Другой вопрос, что сегодня расширился тезаурус понятия «материя» и физики предоставили нам возможность осознать, что формы существования материи — это не обязательно реально осязаемый объект. Для того чтобы снять целый ряд недоговоренностей, которые все время возникают при обсуждении этой проблемы и имеют в истории науки свое имя: дихотомии «душа—тело», «мозг—тело», «душа—дух-мозг» и т.д., рассмотрим модель, которая визуализирует не только предмет нейропсихологии, но и области ее пересечения с другими областями науки, исследующими поведение человека. На рис. 8 видно, что предметом нейропсихологии является та область объективно существующей в природе реальности (соответственно та область че- 80 Введение в нейропсихологию детского возраста ловеческого знания), которая является взаимообусловливающим и неразделимым, нерасчленимым единством тела, психической деятельности и мозга, реализующимся в определенной биосоциокультурной среде. То, что «биосоциокультурное окружение» представлено и вне (на границе), и внутри этой системы, очевидно из элементарного рассуждения. Внешний мир только кажется исключительно «внешним», его границы весьма подвижны и зыбки. В процессе энергоинформационного обмена различные его свойства (содержащиеся в атмосфере, еде, предметах, людях, знаниях, ситуациях и т.д.) ассимилируются нашей нейропсихосоматической системой, что предполагает некоторый (иногда довольно длительный) период взаимной адаптации, во время которой и разыгрывается основная драма взаимного приживления/отторжения такой «трансплантации». А уже затем принятое становится частью нашего «внутреннего мира». С позиций нейропсихологии вообще не понятны дискуссии относительно того, всегда ли эта система имеет место, или — лишь в какой-то степени, или вообще одно может существовать без другого. Нейропсихологически изначально декларируется абсолютная инвариантность этого единства — эти объекты в реальности друг без друга просто не существует. Другой вопрос, что та идеальная форма, которая отражена на рисунке, в природе практически не встречается. Эти три сферы имеют центробежную (стремящуюся к взаимной изоляции) и центростремительную (стремящуюся к максимальной интеграции) динамику. Они могут деформироваться за счет увеличения (уменьшения) какой-либо из них. Но любая частная модификация всегда сопровождается полной перестройкой всей системы в целом и всех остальных ее членов. Это аксиома диалектического материализма, системно-эволюционный закон, материализованный в форме и паттерне «человек». С помощью такой модели в принципе можно описать любой из феноменов поведения или состояния человека. Методологический и методический арсеналы нейропсихологии изначально были ориентированы на рассмотрение взаимодействия этих трех переменных, в принципе, по определению, не существующих в природе в изолированном виде. Именно поэтому любой психологический феномен (ъ норме или патологии) рассматривается как обладающий нейросоматической, мотивационно-потребностной, эмоциональной и когнитивной организацией. Каждая из этих ипостасей в их взаимодействии может быть упорядочена, препарирована, искусственно изолирована и рассмотрена с различных точек зрения (например, в регуляторном и операциональном контекстах). пава 2. Базовые понятия нейропсихологии 81 При этом кардинальной, инвариантной точкой отсчета является конкретная психологическая единица, введенная создателем отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия, — фактор.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |