КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Песнь тринадцатая. Четвертое небо — Солнце (продолжение)
Четвертое небо — Солнце (продолжение)
1
Пусть тот, кто хочет знать, что мне предстало, Вообразит (и образ, внемля мне, Пусть держит так, как бы скала держала)
4
Пятнадцать звезд,[1373]горящих в вышине Таким огнем, что он нам блещет в очи, Любую мглу преодолев извне;
7
Вообразит тот Воз, что дни и ночи На нашем небе вольно колесит И от круженья дышла — не короче;[1374]
10
И устье рога пусть вообразит, Направленного от иглы устоя, Вокруг которой первый круг скользит;[1375]
13
И что они, два знака в небе строя, Как тот, который, чуя смертный хлад, Сплела в былые годы дочь Миноя,
16
Свои лучи друг в друге единят, И эти знаки, преданы вращенью, Идут — один вперед, другой назад,[1376]—
19
И перед ним возникнет смутной тенью Созвездие, чей светлый хоровод Меня обвил своей двойною сенью,
22
С которой все, что опыт нам несет, Так несравнимо, как теченье Кьяны[1377] С той сферою, что всех быстрей течет.
25
Не Вакх там воспевался, не пеаны[1378], Но в божеской природе три лица И как она и смертная слияны.
28
Умолкнув, оба замерли венца И устремили к нам свое сиянье, И вновь их счастью не было конца.
31
В содружестве божеств прервал молчанье Тот свет,[1379]из чьих я слышал тайников О божьем нищем чудное сказанье,
34
И молвил: «Раз один из двух снопов Смолочен, и зерно лежать осталось, Я и второй обмолотить готов.[1380]
37
Ты думаешь, что в грудь,[1381]откуда бралось Ребро, чтоб вышла нежная щека, Чье небо миру дорого досталось,[1382]
40
И в ту,[1383]которая на все века, Пронзенная, так много искупила, Что стала всякая вина легка,
43
Весь свет, вместить который можно было Природе человеческой, влила Создавшая и ту и эту сила;
46
И странной речь моя тебе была, Что равного не ведала второго Душа,[1384]чья благость в пятый блеск вошла.
49
Вняв мой ответ, поймешь, что это слово С тем, что ты думал, точно совпадет, И средоточья в круге нет другого.[1385]
52
Все, что умрет, и все, что не умрет,[1386]— Лишь отблеск Мысли, коей Всемогущий Своей Любовью бытие дает;[1387]
55
Затем что животворный Свет, идущий От Светодавца и единый с ним, Как и с Любовью, третьей с ними сущей,
58
Струит лучи, волением своим, На девять сущностей,[1388]как на зерцала, И вечно остается неделим;
61
Оттуда сходит в низшие начала, Из круга в круг, и под конец творит Случайное и длящееся мало;
64
Я под случайным мыслю всякий вид Созданий, все, что небосвод кружащий Чрез семя и без семени плодит.
67
Их воск изменчив, наравне с творящей Его средой,[1389]и потому чекан Дает то смутный оттиск, то блестящий.
70
Вот почему, при схожести семян, Бывает качество плодов неравно, И разный ум вам от рожденья дан.
73
Когда бы воск был вытоплен исправно И натиск силы неба был прямой, То блеск печати выступал бы явно.
76
Но естество его туманит мглой, Как если б мастер проявлял уменье, Но действовал дрожащею рукой.
79
Когда ж Любовь, расположив Прозренье, Его печатью Силы нагнела, То возникает высшее свершенье.
82
Так некогда земная персть могла Стать совершеннее, чем все живое; Так приснодева в чреве понесла.
85
И в том ты прав, что естество земное Не ведало носителей таких И не изведает, как эти двое.
88
И если бы на этом я затих: «Так чем его премудрость[1390]несравненна?» — Гласило бы начало слов твоих.
91
Но чтоб открылось то, что сокровенно, Помысли, кем он был и чем влеком, Он, услыхав: «Проси!»[1391]— молил смиренно.
94
Я выразил не темным языком, Что он был царь, о разуме неложном Просивший, чтобы истым быть царем;
97
Не чтобы знать, в числе их непреложном, Всех движителей;[1392]можно ль заключить К necesse при necesse и возможном;[1393]
100
И можно ль primum motum допустить;[1394] Иль треугольник в поле полукружья, Но не прямоугольный, начертить.
103
Так вот и прежде речь клонил к тому ж я: Я в царственную мудрость направлял, Сказав про мудрость, острие оружья.
106
И ты взглянув ясней на «восставал»[1395], Поймешь, что это значит — меж царями; Их — множество, а круг хороших мал.
109
Вот, что моими сказано словами; Их смысл с твоим сужденьем совместим О праотце и о любимом нами.[1396]
112
Да будет то свинцом к стопам твоим, Чтобы ты шел неспешно, как усталый, И к «да», и к «нет», когда к ним путь незрим;
115
Затем что между шалых — самый шалый, Кто утверждать берется наобум Их отрицать с оглядкой слишком малой.
118
Ведь очень часто торопливость дум На ложный путь заводит безрассудно; А там пристрастья связывают ум.
121
И хуже, чем напрасно, ладит судно И не таким, как был, свершит возврат Тот рыбарь правды, чье уменье скудно.
124
Примерами перед людьми стоят Брис, Парменид, Мелисс и остальные,[1397] Которые блуждали наугад,
127
Савелий, Арий и глупцы иные,[1398] Что были как мечи для божьих книг И искривляли лица их прямые.
130
Никто не думай, что он столь велик, Чтобы судить; никто не числи жита, Покуда колос в поле не поник.
133
Я видел, как угрюмо и сердито Смотрел терновник, за зиму застыв, Но миг — и роза на ветвях раскрыта;
136
Я видел, как, легок и горделив, Бежал корабль далекою путиной И погибал, уже входя в залив.
139
Пусть донна Берта или сэр Мартино,[1399] Раз кто‑то щедр, а кто‑то любит красть, О них не судят с богом заедино;
142
Тот может встать, а этот может пасть».
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |