Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. 1 страница




Э

Ш

Ч

Х

Ф

У

Т

С

Р

П

ПАРАНАУЧНАЯ ДИАГНОСТИКА - диагностика, основанная на умозрительных, псевдонаучных концепциях, в которых связь между диагностическими признаками и диагностическими категориями постулируется, но не доказывается.

ПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ - методический прием, согласно которому испытуемый сравнивает все пары объектов из заданного списка по какому-либо заданному критерию, указывая каждый раз более предпочитаемый объект (по данному критерию).

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ - ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, обусловливающие зависимость общей интеллектуальной эффективности от уровня развития отдельных психических функций, связанных с определенными органами чувств и мозговыми структурами (цветовым, фигуративным или пространственным зрением, музыкальным или фонематическим слухом, памятью на лица и т.п.).

ПВК - сокращенное обозначение понятия "профессионально важные качества". Это те качества, по которым "хороший работник" на данном рабочем месте отличается от плохого. Это ключевое понятие для профессиоведения и ПРОФЕССИОГРАФИИ. Многие процедуры профессионального отбора (подбора) сводятся к учету ПВК. ПВК не сводятся только к ПСИХИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ: в число ПВК могут входить определенные антропометрические и биомедицинские характеристики человека. В частности, ПВК не сводятся только к СПЕЦИАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ (УМЕНИЯМ). Для некоторых профессий профессионально важными оказываются свойства ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРА, социальные установки человека.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ - ТЕСТЫ, цель которых - не измерение ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ, а измерение уровня усвоения определенных знаний, УМЕНИЙ и НАВЫКОВ, предусмотренных учебной программой. В области психодиагностического обследования системы представлений граница между ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ТЕСТАМИ и ПТ размыта.

ПИЛОТИРОВАНИЕ ТРУДНОСТИ ЗАДАНИЙ - определение процента испытуемых, способных дать правильный ответ на задания, в ходе предварительных (пилотажных) экспериментов. По результатам пилотирования набор заданий корректируется с целью достижения "ОПТИМАЛЬНОЙ ТРУДНОСТИ".

ПОИСКОВОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - НАБЛЮДЕНИЕ, задача которого - выявить единицы в МАТЕРИАЛЕ НАБЛЮДЕНИЯ, расчленить его на элементы, признаки и категории, необходимые для последующего СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО НАБЛЮДЕНИЯ.

ПОЛЕ ПРОГНОЗА (ОБЛАСТЬ ВАЛИДНОСТИ теста) - класс ситуаций, на которых распространяется прогноз определенного поведения испытуемого по результатам психодиагностики. См. также ШИРИНА ПОЛЯ ПРОГНОЗА.

ПРЕДМЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ - это различные ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА человека. От предмета следует отличать ОБЪЕКТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.

ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ - принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетания МЕТОДИК, направленных на родственные ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, для повышения ВАЛИДНОСТИ диагностического заключения. Если диагностический вывод базируется только на одной методике, то не исключено, что вся выявленная психологическая специфика испытуемого обусловлена ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ОШИБКОЙ и является АРТЕФАКТОМ.

ПРИЧИННАЯ ДИАГНОСТИКА - диагностика, которая, в отличие от ОПИСАТЕЛЬНО-СИМПТОМАТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, регистрирует относительно более глубокие ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА или события, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке в роли причин. Их регистрация позволяет понять, можно ли вообще произвести коррекцию хода развития и как конкретно можно скорректировать это развитие, что особенно важно в случае появления нарушений развития, отклонений в поведении или в случае личностно ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ВАЛИДНОСТЬ - важнейший вид ВАЛИДНОСТИ (обоснованности) диагностический МЕТОДИКИ, который подтверждает ее пригодность для выдвижения прогноза. ПВ доказывается в ходе особого эксперимента: тестирование психического свойства предшествует будущему КРИТЕРИАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ (событию), на прогноз которого и должен быть направлен ТЕСТ.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ - МЕТОДИКИ, основанные на феномене ПРОЕКЦИИ. Неоднозначное задание порождает активность испытуемого, результат которой (текст, рисунок и т.п.), позволяет сделать вывод о скрытых ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ этого испытуемого. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный или незавершенный текст, неоднозначную инструкцию, ситуацию, проективную роль и т.п.).

ПРОЕКТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ИГРА - игра, допускающая такую свободу в поведении ее участников, которая создает возможность для выявления их ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ. Как правило, это мультистратегическая игра - то есть игра, в которой игровая цель достигается с помощью множества возможных стратегий. ПРОЕКЦИЯ - особый феномен психической жизни ("защитный механизм" по Фрейду), который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду.

ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ - определенный документ, в котором наблюдатель регистрирует первичные данные наблюдения - идентификаторы событий и моментов времени, КОДЫ ПРИЗНАКОВ и элементов наблюдения и т.п. Формализованные протоколы СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО НАБЛЮДЕНИЯ могут быть обработаны с помощью количественных методов (подсчет числа встречаемости кодифицированных признаков, в частности - КОНТЕНТ-АНАЛИЗ).

ПРОТОКОЛЬНЫЙ ФАКТ - факт, который становится непреложным достоянием определенного документа - ПРОТОКОЛА НАБЛЮДЕНИЯ или протокола тестирования. ПФ можно по-разному интерпретировать, но нельзя отрицать его наличие. В случае наблюдения ПФ означает, что определенный наблюдатель усмотрел у определенного объекта в определенный момент времени определенный признак или признаки. При проведении ТЕСТОВ ПФ фиксируется в форме выбора испытуемым в определенном сеансе тестирования определенного ответа на определенное ЗАДАНИЕ ТЕСТА. Согласно современной философии науки (или философии позитивизма), все естественные науки строятся на основе точно и однозначно зафиксированных протокольных фактов. Уровень научной культуры психодиагноста находится в прямой зависимости от его умения отделять ПФ от своих собственных интерпретаций и ОЦЕНОК. В противном случае неизбежны так называемые "ОШИБКИ ДИАГНОСТА".

ПРОФЕССИОГРАФИЯ - свод знаний о профессионально важных качествах (ПВК), знаниях, умениях, навыках и алгоритмах деятельности определенных профессионалов. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА - информация, которая должна быть известна только узкому кругу специалистов, в противном случае определенные профессиональные методы, в частности, психодиагностические МЕТОДИКИ, утрачивают свою силу и эффективность.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ - нормативные требования к профессиональным исполнителям, методической литературе, методическому оборудованию, порядку осуществления определенных профессиональных действий и т.п. Соблюдение ПС имеет важнейшее значение для осуществления объективной и эффективной психодиагностики, а также сохранения физического и психического здоровья испытуемых (ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ - специализированные ТЕСТЫ, предназначенные для проведения на определенной группе профессионалов или кандидатов в профессионалы, в ходе которых измеряется уровень сформированности знаний, НАВЫКОВ и УМЕНИЙ, специальных для данной профессии. При применении тестов на профессионально-важные качества грань между ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ТЕСТАМИ и профессиональными тестами оказывается размытой.

ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА - диагностика с целью получения информации о ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВAX и другой профессионально-важной информации о клиенте профессиональной консультации.

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. Психические свойства - наиболее общее родовое понятие для всех более частных психодиагностических свойств. Именно П.С. образуют ПРЕДМЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ. Иерархию и взаимоотношения П.С. изучает ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. К числу наиболее общих видов (классов) П.С. относятся: а) психические черты (иногда их называют "ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ", но корректнее говорить про "индивидуальные черты"): это свойства ТЕМПЕРАМЕНТА и ХАРАКТЕРА, а также МОТИВАЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ; б) СПОСОБНОСТИ, среди которых различают ОБЩИЕ, ЧАСТНЫЕ (модальные) и СПЕЦИАЛЬНЫЕ (УМЕНИЯ); в) ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, среди которых обычно различают ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ и ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ состояния; г) свойства СОЗНАНИЯ и САМОСОЗНАНИЯ; д) СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ и МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - группа так называемых социально-психологических качеств личности. Иногда для П.С. в качестве синонима используются понятия "психические качества", "психологические характеристики", "психодиагностические параметры" и т.п. Между различными классами П.С. имеются настолько тесные связи и взаимозависимости, что в некоторых случаях одни свойства как бы переходят в другие. Вот несколько примеров. Если свойство "экстраверсия-интроверсия" в одной ситуации оказывается нейтральной чисто стилевой особенностью, не влияющей на эффективность деятельности, то в других ситуациях (профессии, требующие умения активно устанавливать контакты, заводить знакомства), "экстраверсия" превращается в особую способность или в ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО личности (ПВК). Долговременное состояние высокой тревожности может привести к формированию устойчивой личностной черты "тревожность". Долговременная и глобальная социальная установка человека по отношению к многим другим людям, основанная на эмоционально-негативном социальном сравнении своих и чужих успехов, из частного отношения "зависть" приводит к формированию долговременной мотивационнохарактерологической личностной черты - "завистливость". Существуют комплексные П.С., которые нельзя строго отнести к какому-либо одному классу из названных выше П.С. Например, свойства КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ являются одновременно свойствами эмоционально-волевой и когнитивной сферы человека. А такие особые инструменты социального познания и самопознания как "личностные конструкты" являются одновременно свойствами сознания, средствами выражения социальных установок и оценок, а при определенных тенденциях в развитии личности они могут превращаться также в мотивационно-ценностные черты личности.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ - разновидность ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ, имеющих, как минимум, 2 отличительные особенности: 1) неустойчивость во времени, кратковременность, 2) глобальность - в момент возникновение психическое состояние глобально воздействует почти на все другие психические процессы и свойства. В психологии принято различать два вида психических состояний ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ и ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

ПСИХОДИАГНОСТИКА - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. От других видов диагностики (технической, медицинской, педагогической, профессиональной) психодиагностика отличается по ОБЪЕКТУ, ПРЕДМЕТУ и используемым МЕТОДАМ.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ - это социально-психологический контекст, в котором осуществляется диагностическое обследование. Всякое диагностическое обследование находится под влиянием как непосредственных ситуационных факторов, возникающих в общении диагноста с испытуемым, так и под влиянием более широкой социальной рамки, в которую погружено обследование. Например, то, в какой степени диагност справляется с задачей по УСТАНОВЛЕНИЮ КОНТАКТА, влияет на достоверность результатов диагностики не меньше, чем общая установка испытуемого по отношению к участию в данном обследовании, основанная на его интерпретации целей и задач обследования, на его отношении к психологическим методам и процедурам. Принято различать по крайней мере два класса Д.С. - "СИТУАЦИЮ КЛИЕНТА" (обследование проводится по запросу клиента и в его интересах) и "СИТУАЦИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ" (обследование по инициативе и в интересах определенной организации или какого-то социального института: образования, здравоохранения, правопорядка и т.п.). Очень многие методики (прежде всего основанные на самоотчете), которые дают достоверную информацию в "ситуации клиента" не дают достоверной информации в "ситуации экспертизы". Защита ДОСТОВЕРНОСТИ ТЕСТА в ситуации экспертизы - особая проблема, требующая строго применения как определенных технологических процедур (шкалы достоверности и т.п.), так и следования профессионально-этическим нормам.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ - простейшая разновидность ДИАГНОСТОГРАММЫ в психологии. Это графическое представление результатов многофакторного теста или батареи тестов в виде ломанной кривой, подъемы и спады которой указывают на уровень выраженности у данного испытуемого определенного психического свойства (фактора).

ПСИХОЛОГИКА ИСПЫТУЕМОГО - совокупность представлений, правил оперирования ими и стратегий поведения, которые конкретный испытуемый склонен проявлять в психологическом эксперименте, в частности, в ходе ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ - степень эмоционально-ценностной близости и взаимной заинтересованности, которую переживают участники общения. Этап УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА во всяком психологическом эксперименте, и особенно в диалоговых психодиагностических методиках, предусматривает определенное сокращение ПД между исследователем и испытуемым. Но, в отличие от консультирования, психодиагност должен поддерживать не столь близкую ПД, так как чрезмерное сокращение ПД повышает вероятность АРТЕФАКТОВ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - уровень умственного и личностного развития человека (ребенка), выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ - результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в виде ПРОФИЛЯ, в частности), возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида, а также прогноз его будущего поведения или возможных событий в его жизни.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ - краткая психодиагностическая МЕТОДИКА, предполагающая стандартизированную процедуру проведения, количественную формализованную процедуру обработки результатов и подсчета тестовых показателей, готовый перечень рекомендаций по интерпретации полученных показателей. В типичном случае тест состоит из набора отдельных заданий (ПУНКТОВ) с закрытым перечнем вариантов ответа, предложенных испытуемому для выбора, инструкции по проведению, КЛЮЧЕЙ, НОРМ и инструкции по интерпретации.

ПСИХОМЕТРИКА - технологическая научная дисциплина, содержащая научное обоснование и описание определенных методов измерения ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ, в частности, методов конструирования ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ. Психометрика - частный случай ТЕСТОЛОГИИ.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТЕСТА - это свойства, обеспечивающие определенный стандарт качества для любой измерительной психодиагностической методики (ТЕСТА). Практически все современные авторы относят к числу П.С.Т. три свойства: НАДЕЖНОСТЬ, ВАЛИДНОСТЬ и РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ. Некоторые авторы зачисляют в число свойств ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ (способность теста различать испытуемых), некоторые - ДОСТОВЕРНОСТЬ (способность теста сопротивляться ИСКАЖЕНИЯМ).

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ - профессионально-этическое требование ко всей информации, которую психодиагност предъявляет испытуемому в процессе и по результатам обследования: психодиагност обязан учитывать индивидуальность испытуемого и преподносить любую информацию в таком свете, чтобы способствовать улучшению (или по крайней мере, избегать ухудшения) его психологического самочувствия, социальной адаптированности и гармонизации личности. Иногда эти требования называются на практике "психогигиеническими требованиями".

ПУНКТЫ ТЕСТА - отдельные задания (вопросы, статьи, части теста), из которых состоит ТЕСТ. Cм. "ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ".

РАНЖИРОВАНИЕ - методический прием, при котором испытуемый выстраивает все объекты в ряд - в порядке возрастания (или убывания) заданного критерия.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ - функциональная зависимость частоты встречаемости от величины ТЕСТОВОГО БАЛЛА. Описывается в табличной или графической (гистограмма или кумулята) форме. Показатель частоты буквально указывает на количество испытуемых в ВЫБОРКЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ, которые получили тестовых балл данной величины.

РЕПЕРТУАРНЫЕ РЕШЕТКИ - особый класс МЕТОДИК для изучения системы индивидуальных представлений. При этом испытуемый в явном или неявном виде заполняет своими субъективными оценками матрицу (решетку), по столбцам которой варьируют различные объекты (элементы, понятия, заданные с помощью обобщенной "репертуарной" инструкции), а по строкам - различные признаки (шкалы, ЛИЧНОСТНЫЕ КОНСТРУКТЫ). С помощью многомерного анализа решеток (в частности, с помощью факторного анализа) строятся модели индивидуальных представлений в виде "СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ".

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ - представленность свойств более широкого множества объектов в свойствах подмножества. В психодиагностике говорят о "РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ ТЕСТОВЫХ НОРМ" или о "ТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ" тестовых заданий по отношению к ОБЛАСТИ ВАЛИДНОСТИ теста.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ТЕСТОВЫХ НОРМ - соответствие граничных точек на РАСПРЕДЕЛЕНИИ ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ, полученных на ВЫБОРКЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ, аналогичным граничным точкам, которые могли бы быть получены на популяции проведения - на множестве испытуемых, для которых предназначен ТЕСТ. Обычно при получении кривой НОРМАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ делается вывод о том, что ТЕСТОВЫЕ НОРМЫ обладают репрезентативностью. Но нормальность не является необходимым условием репрезентативности. РТН может достигаться и в отсутствие нормального распределения.

РЕТЕСТОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ - НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА, которая устанавливается путем проведения повторного тестирования на той же выборке испытуемых, которая проходила первое тестирование, с последующим расчетом КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ между двумя показателями.

РОЛЕВАЯ ИГРА - многофункциональная диалоговая диагностическая и коррекционно-тренинговая МЕТОДИКА, в которой моделируются условия для выявления определенных психических свойств в ходе условно-игрового взаимодействия испытуемого с другими людьми - партнерами по ролевой игре (см. также ТРЕНИНГ).

СВОБОДНАЯ СОРТИРОВКА - методический прием, при котором испытуемый должен расклассифицировать множество объектов на произвольное число классов с любым числом элементов в классе, используя при этом произвольные критерии (основания классификации).

СВОБОДНЫЙ ОТВЕТ - способ построения TЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ, при котором испытуемый должен порождать ответ "из головы", а не выбирать его из заданного списка.

СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - это врожденные (закодированные генетически, заданные в конституции организма) физиологические особенности функционирования центральной нервной системы (головного мозга), определяющие динамику протекания психических процессов - интенсивность, устойчивость, скорость и т.п. Наиболее распространенной до последнего времени классификацией СНС является классификация, предложенная И.П. Павловым, основанная на трех свойствах, названных Павловым "основными": это СИЛА, УРАВНОВЕШЕННОСТЬ, ПОДВИЖНОСТЬ.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ - методика исследования индивидуальных и групповых представлений или сбора экспертных оценок. Испытуемому предлагается оценить набор объектов по заданному набору шкал. Эти шкалы, как правило, имеют 7 градаций и два проименованных полюса (биполярные шкалы). С помощью многомерного анализа полученных матриц СД (в частности, с помощью ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА) строятся модели индивидуальных и групповых представлений в виде "СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ".

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО - пространственно-координатная модель индивидуальной или групповой системы представлений. Оси СП образуются с помощью ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА (или с помощью других алгоритмов многомерного шкалирования) и представляют собой обобщенные смысловые основания, которыми стихийно пользуются испытуемые для соотнесения и противопоставления объектов. Образы отдельных объектов представлены в СП в виде точек (векторов), положение которых задано координатными проекциями на оси СП.

СЕМАНТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛЬ - групповой или индивидуальный код объекта, который получается при использовании шкал "СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА". Семантический профиль позволяет рассчитывать субъективную близость (сходство) или удаленность (противоположность) объектов в СЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

СЕМАНТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛЬ - групповой или индивидуальный код объекта, который получается при использовании шкал "СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА". Семантический профиль позволяет рассчитывать субъективную близость (сходство) или удаленность (противоположность) объектов в СЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

СЕРТИФИКАЦИЯ - процедура присвоения промышленному образцу, в частности, психодиагностической МЕТОДИКЕ (ТЕСТУ) определенного знака качества. Сертификация удостоверяет и обосновывает соответствие методики определенным профессиональным стандартам, в частности, констатирует у теста наличие определенных ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СВОЙСТВ.

СИГМА - единица отклонения от среднего значения по ШКАЛЕ тестового показателя, равная одному стандартному (или средне-квадратическому) отклонению. При НОРМАЛЬНОМ РАСПРЕДЕЛЕНИИ тестовых баллов отклонение вверх, превышающее одну сигму, означает превышение 86% испытуемых из ВЫБОРКИ СТАНДАРТИЗАЦИИ. Отклонение на 2 сигмы - превышение 95%. Соответственно 1 сигма вниз - 14%, 2 сигмы вниз - 5%.

СИТУАЦИЯ КЛИЕНТА - ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ, возникающая в тех случаях, когда сам испытуемый был инициатором обследования и является главным адресатом психодиагностической информации.

СИТУАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ - ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ, возникающая в тех случаях, когда испытуемый подвергается обследованию в принудительном порядке и не является главным адресатом психодиагностической информации, хотя по результатам обследования другими людьми могут быть приняты решения, жизненно важные для испытуемого.

СКЛОННОСТЬ - устойчивый интерес к процессу осуществления деятельности (процессуальная мотивация), в которой индивид обнаруживает у себя наличие СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ и относительно высоких достижений (см. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ) и успехов.

СЛОВА-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - выраженные в форме кратких словесных обозначений обобщенные представления индивида о вещах, людях или событиях, которые внутренне обосновывают для него определенную собственную линию поведения. См.также "ЛИЧНОСТНЫЕ КОНСТРУКТЫ".

СОГЛАСОВАННОСТЬ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК - определенное совпадение оценок, которые дают независимые эксперты одним и тем же объектам по определенным критериям. СЭО - важный признак наличия у экспертной процедуры определенного уровня НАДЕЖНОСТИ-ВАЛИДНОСТИ.

СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - важнейший источник снижения ДОСТОВЕРНОСТИ психодиагностических МЕТОДИК. СЖ заключается в стремлении испытуемых давать о себе социально одобряемую, желательную информацию. СЖ проявляется в особо выраженной форме в случае ТЕСТ-ОПРОСНИКОВ. В СИТУАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ CЖ выражена гораздо сильнее, чем в СИТУАЦИИ КЛИЕНТА.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ - система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Понятие введено К.М.Гуревичем. Эквивалент - "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ".

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ - это уровень и способ выполнения определенной деятельности, который считается в данном обществе приемлемым. На его основе формулируются КЛЮЧИ к тестам СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ и ДОСТИЖЕНИЙ. В частном случае социокультурный норматив задает требования к минимально допустимой величине ТЕСТОВОГО БАЛЛА. СН является базой для принятия так называемых "НОРМАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ".

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ - это определенные критерии, по котором оценивают друг друга члены группы при проведении СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.

СОЦИОМЕТРИЯ - в общем случае это методика изучения структуры группы путем сбора перекрестных взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным КРИТЕРИЯМ (признакам, параметрам). В частном случае эти оценки представлены в виде "выборов" - положительных решений о включении каких-то членов в новую группу (или ситуацию), которые выносятся друг о друге участниками группы. Для получения информации о личностных качествах членов группы. Социометрия часто оказывается неприемлемой из-за высокого риска ошибки включенных наблюдателей (см. "ОШИБКА ДИАГНОСТА").

СПЕЦИАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ - способность, которая проявляется в определенном специфичном виде деятельности и требует для своего развития либо особых ПАРЦИАЛЬНЫХ способностей (факторов), либо специального опыта обучения и закрепления НАВЫКОВ.

СПОСОБНОСТЬ - ПСИХИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО индивида, обеспечивающее успешное решение определенного класса задач или соответствие требованиям определенного СОЦИОКУЛЬТУРНОГО НОРМАТИВА. Различаются потенциальные и актуальные способности. Первые образуют предпосылку для успешного обучения и становления вторых и называются ОДАРЕННОСТЬЮ, так как под этим подразумевается наделенность индивида благоприятной комбинацией наследственных факторов. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями (см. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ) следует считать относительными. Так например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ - решение, которое принимается по результатам психодиагностики и касается предпочтения индивидов с относительно более высокими показателями, в частности, относительно лучших кандидатов на какую-то профессиональную роль или место в группе учащихся и т.п. В отличие от "НОРМАТИВНОГО РЕШЕНИЯ", в случае сравнительного решения степень соответствия ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ профессиональным или СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ нормативам не учитывается.

СРЕДНЕЕ+СИГМА - превышение индивидуального тестового балла над средним на одну единицу стандартного (среднего-квадратического) отклонения (СИГМА).

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА - совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов ТЕСТА (инструкции, набора ЗАДАНИЙ, метода обработки протоколов и подсчета БАЛЛОВ, способа интерпретации). В частном случае под стандартизацией понимается сбор РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ ТЕСТОВЫХ НОРМ и построение СТАНДАРТНОЙ ШКАЛЫ тестовых баллов.

СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - НАБЛЮДЕНИЕ, которое выполняется по строго очерченной методической схеме и состоит в выполнении специально обученным наблюдателем определенной последовательности действий, включающих: фиксацию определенного МАТЕРИАЛА НАБЛЮДЕНИЯ, выявление в этом материале определенных заданных элементов и ПРИЗНАКОВ, запись в ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ этих элементов и признаков в особой кодифицированной форме, подсчет по oпределенному принципу частоты встречаемости КОДИФИЦИРОВАННЫХ ПРИЗНАКОВ в протоколе и т.п.

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ И ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ - два глобальных класса психодиагностических МЕТОДИК. К первым относятся измерительные, формализованные методы, прежде всего это ТЕСТЫ. Ко вторым - так называемые "КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ", предполагающие индивидуальный подход к испытуемому и использование особого опыта и интуиции психодиагноста. СТАНДАРТНЫЙ ТЕСТОВЫЙ БАЛЛ - это тестовый балл, заданный на определенной СТАНДАРТНОЙ ШКАЛЕ. СТБ получается в результате особого преобразования первичных, или "сырых" ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ - в результате ЛИНЕЙНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ (при наличии параметрических ТЕСТОВЫХ НОРМ, заданных средним и стандартным отклонением) или табличной нормализации (cм. "КОНВЕРСИОННАЯ ТАБЛИЦА").




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.