Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. 2 страница




СТАНДАРТНАЯ ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЯ - относительная доля случайного изменения (дисперсии) измеряемого показателям по отношению к совокупного изменению этого показателя (общей дисперсии). Чем выше СОИ, тем ниже точность и НАДЕЖНОСТЬ теста.

СТАНДАРТНАЯ ШКАЛА - в психодиагностике используются несколько типов стандартных шкал, позволяющих сравнивать между собой показатели разных тестов (субшкал одного теста) в едином масштабе. Как правило, стандартные шкалы основаны на модели НОРМАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ и описываются двумя параметрами значением среднего и стандартного (или средне-квадратического) отклонения. Вот неполный перечень основных СШ:

Шкала стенов: среднее=5.5; станд.откл=2; пример теста - 16PF

Т-шкала: среднее=50; станд.откл=10; пример теста - MMPI

IQ: среднее=100; станд.откл=15; пример теста - IQ Айзенка.

СТАНДАРТНЫЙ ТЕСТОВЫЙ БАЛЛ - это тестовый балл, заданный на определенной СТАНДАРТНОЙ ШКАЛЕ. СТБ получается в результате особого преобразования первичных, или "сырых" ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ - в результате ЛИНЕЙНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ (при наличии параметрических ТЕСТОВЫХ НОРМ, заданных средним и стандартным отклонением) или табличной нормализации (cм. "КОНВЕРСИОННАЯ ТАБЛИЦА").

СТАТИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ - граничные значения на шкале тестовых баллов, образованные на основе частотного распределения тестовых баллов в ВЫБОРКЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ. Как правило, эти граничные значения отделяют от выборки фиксированный процент испытуемых: 10 (дециль), 25 (КВАРТИЛЬ), 50 (медиана). При нормальном распределении СН описываются с помощью параметров (среднее плюс-минус СИГМА, или стандартное отклонение). СН служат принятию СРАВНИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ и не дают информации для принятия НОРМАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ.

СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ - психические свойства индивида, определяющие скорее выбор способа деятельности, чем выбор направленности деятельности. При микроанализе деятельности глобальные стилевые черты могут восприниматься наблюдателем как МОТИВАЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ. Так что отличие стилевых черт от мотивационных следует считать относительным.

СУБЛИМАЦИЯ - замещающий способ удовлетворения фрустрированной (хронически неудовлетворенной) потребности. Символическая сублимация проявляется в форме символического замещения - не в реальном, а в воображаемом плане. Символическая сублимация играет важную роль в психологическом механизме ПРОЕКЦИИ.

СУБЪЕКТИВНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ - широкий класс исследовательских и психодиагностических МЕТОДИК, предполагающих сбор определенных субъективных оценок с применением явных (как, например, в "СЕМАНТИЧЕСКОМ ДИФФЕРЕНЦИАЛЕ") или неявных (как в методиках РАНЖИРОВАНИЯ, СВОБОДНОЙ СОРТИРОВКИ и ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ) шкал и последующий обработкой методами многомерного статистического анализа. Целью СШ является реконструкция системы предпочтений индивида или системы представлений (в частности, в виде СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА), или и того, и другого одновременно.

 

ТАБЛИЦА РЕКОРДОВ - способ представления информации об успешности испытуемого в компьютерных играх и ИГРОВЫХ ТЕСТАХ в форме баллов, указывающих на его относительную успешность.

ТЕЗАУРУС ЛИЧНОСТИ - система ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ, которой активно пользуется индивид для ориентировки в предметной и социальной среде и построения собственной линии поведения. Одним из компактных способов представления ТЛ являются личностные "СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА".

ТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ - мера представленности в наборе ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ той предметной области, на которую направлен данный тест, то есть области поведения в случае ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТА или области знания в случае ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТА.

ТЕМПЕРАМЕНТ - это проявление в поведении нервно-психической конституции, заложенной в человека от рождения (то есть генетически унаследованной). Прежде всего сказывается в динамически-скоростных, энергетических параметрах поведения. Силу и подвижность темперамента психофизиологи обычно связывают с силой и подвижностью нервной системы, называя это основными СВОЙСТВАМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

ТЕСТ - в общенаучном смысле это краткое стандартизованное испытание, направленное на получение в сжатый отрезок времени наиболее существенной информации о признаках данного конкретного объекта с целью установления у него наличия или степени выраженности определенного свойства или качества. Тесты бывают не только психологические. Свойства человека подвергаются тестированию в медицине, педагогике, в определенных областях профессиональной деятельности. В этих случаях говорят соответственно о медицинских, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ тестах. Тестированию может подвергаться не только человек, а также, например, и техническое устройство. В этом случае говорят о техническом тесте. В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ используется частная разновидность тестов - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ. ПРЕДМЕТОМ психологического тестирования являются ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, a ОБЪЕКТОМ - носитель психических свойств - человек.

ТЕСТ КОНСТРУКТОВ - синонимичное название для техники "РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК". В процессе попарного или триадического (тройками) сравнения объектов испытуемый сам называем значимые для него различительные признаки этих объектов. Эти признаки и называются конструктами. В общем случае ТК может проводиться с объектами любого типа (названия профессий, товаров и т.п.). Более узкий вариант ТК - ТЕСТ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ.

ТЕСТ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ - вариант ТЕСТА КОНСТРУКТОВ, при котором испытуемый в процессе сравнения известных ему людей формулирует значимые для него личностные признаки, по которым эти испытуемые различаются. Эти личностные признаки и называются ЛИЧНОСТНЫМИ КОНСТРУКТАМИ.

ТЕСТ-ОПРОСНИК - ОПРОСНИК, содержащий в своих пунктах заданный перечень возможных ответов и предполагающий подсчет баллов по КЛЮЧАМ. Высокая степень СТАНДАРТИЗАЦИИ и формализации сближает ТО с ОБЪЕКТИВНЫМИ ТЕСТАМИ. Особенно широко ТО используются в ЛИЧНОСТНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ.

ТЕСТ-ТРЕНАЖЕР - многофункциональная МЕТОДИКА, включающая задания, которые позволяют как измерять определенное психическое свойство или навык, так и производить целенаправленную тренировку - при многократном повторении этих заданий.

ТЕСТИРОВАНИЕ В РЕЖИМЕ ДИАЛОГА - компьютеризация самого процесса предъявления тестовых заданий и считывания ответов с клавиатуры (или с помощью других оперативных устройств ввода) в память компьютера в момент их выбора испытуемым.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ - это часть сложного (составного) теста, по которой испытуемый в ходе выполнения теста совершает отдельное действие, а его результат регистрируются в первичном протоколе в форме отдельного ответа. То есть это отдельная задачка (вопрос), на который испытуемому предлагается дать отдельный ответ. Часто в тестологии в качестве синонима для тестового задания используются следующие термины: тестовый ПУНКТ, тестовая статья, вопрос (в тестах-опросниках), реже - субтест. Примеры тестовых заданий: в арифметическом тесте это соответственно арифметические задачи, в хронометрическом тесте на время реакции - отдельная реакция, в опроснике - отдельные вопросы и т.п. Тестовые задания со СВОБОДНЫМ ОТВЕТОМ требуют первичной экспертной обработки, цель которой - формальная категоризация (подведение под категорию), облегчающая дальнейших количественный подсчет ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ - по числу встречаемости в индивидуальном протоколе ответов определенной КАТЕГОРИИ. Т.З. с заданными вариантами ответа (с МНОЖЕСТВЕННЫМ ВЫБОРОМ), как правило, такой первичной обработки не требуют. В этом случае применение КЛЮЧА для подсчета тестового балла может осуществляться в виде формального алгоритма, который может выполнять не только лаборант, но и компьютер (см. также "КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ"). К числу важнейших параметров тестового задания принято относить: ИНФОРМАТИВНОСТЬ (диагностичность), ТРУДНОСТЬ, ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, ВАЛИДНОСТЬ, ДОСТОВЕРНОСТЬ.

ТЕСТОВЫЙ БАЛЛ - это количественный показатель, подсчитанный в результате обработки ответов испытуемого путем применения ТЕСТОВОГО КЛЮЧА к индивидуальному протоколу по составному ТЕСТУ, состоящему из отдельных ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ, и указывающий на степень выраженности свойства, измеряемого тестом, на ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ШКАЛЕ. При овладении профессиональной психодиагностикой с самого начала следует различать "сырые" (первичные) и СТАНДАРТНЫЕ тестовые баллы. Первичный подсчет Т.Б. по ключу не дает возможности выносить диагностические заключения (относить испытуемого к определенной ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ), так как требуется еще выполнить сравнение этого Т.Б. с ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ НОРМАМИ. Т.Б. подсчитываются не только для хорошо формализованных измерительных тестовых методик, но и для менее формализованных методик, основанных на технике ПРОЕКЦИИ и КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ. В последнем случае Т.Б., как правило, сводится к подсчету числа встречаемости определенных знаковых элементов содержания (слов, графических элементов в графическом теста и т.п.) в индивидуальном протоколе.

ТЕСТОВЫЙ ДИАЛОГ - процесс взаимодействия испытуемого с тестирующим устройствам, как правило, с компьютером, во время ТЕСТИРОВАНИЯ В РЕЖИМЕ ДИАЛОГА.

ТЕСТОВЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - интеллект, выявленный с помощью типичных ТЕСТОВ МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА. По сравнению с естественным интеллектом, в ТИ в большей степени представлена исполнительская точность, УМСТВЕННЫЙ ТЕМП, а также стрессоустойчивость по отношению к СИТУАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ.

ТЕСТОВЫЕ НОРМЫ - граничные точки на шкале ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ, которые разделяют различные ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.

ТЕСТОЛОГИЯ - математизированная технология создания и использования разнообразных ТЕСТОВ, не только ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, но и технических, медицинских, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ и т.п. Современная тестология является отраслью прикладной математики и кибернетики.

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ - ТЕСТЫ, направленные на измерение уровня развития знаний, умений и навыков в конкретных областях. Не имеют четкой границы, которая отделяла бы их от ТЕСТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, так как актуальные способности могут рассматриваться как достижения индивида, полученные им в ходе развития его потенциальных способностей. Но, как правило, результаты ТД интерпретируются в виде ссылки на эффективность определенной деятельности, а результаты тестов специальных способностей в виде ссылки на выраженность определенных психологических факторов (свойств).

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА - стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня СПОСОБНОСТИ индивида к решению широкого класса мыслительных задач (см. "КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ"). Особые тесты структуры интеллекта (например, Векслера, Амтхауэра и др.) позволяет при этом соотнести степень развитости различных компонентов (или видов) общего интеллекта.

ТЕСТЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА - это ТЕСТЫ, которые состоят из ЗАДАНИЙ с определенными заранее предложенными (заданными) вариантами ответов. В общем случае ТМВ позволяют испытуемому выбирать несколько вариантов ответов. Но более распространенным является частный случай, когда испытуемому предлагается выбрать только один (наилучший, или правильный) ответ. В последнем случае более корректно было бы говорить о "тестах с альтернативным выбором". ТМВ предполагают более простую, количественно-формализованную обработку. В отличие от ТМВ "тесты со свободным ответом" очень часто не имеют однозначного КЛЮЧА (в виде числа, слова или набора букв) и поэтому требуют первичной доколичественной обработки (кодировки, категоризации) ответов.

ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - ТЕСТЫ, направленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности (то есть так называемых СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ). ТСС не имеют четкой границы, отделяющей их от ТЕСТОВ ДОСТИЖЕНИЙ, так как актуальные способности могут рассматриваться как достижения индивида, полученные им в ходе развития его потенциальных способностей. Но, как правило, результаты ТСС интерпретируются в виде ссылки на выраженность определенных психологических факторов (звуковысотный слух, например), а результаты тестов достижений в виде ссылки на эффективность определенной деятельности (пение, музицирование и т.п.).

ТЕХНИКА - класс МЕТОДИК, объединенных родством определенного технологического приема.

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ СЕЛЕКЦИЯ - отбор или группировка индивидов со сходными психическими свойствами с целью повышения психологической однородности групп (например, учебных классов).

ТРЕНИНГ - это широкий класс методов направленного изменения ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации (ситуациях). В отличие от обучения, которое воздействует на познавательную сферу личности (сферу сознания), тренинг позволяет модифицировать имеющие более глубокую связь с поведением ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ и установки. Для разработки и применения определенной программы психологического тренинга психолог должен не только знать концептуальные основы определенных тренинговых процедур, не только владеть грамотным их последовательным применением, но и учитывать то, в какой мере эти процедуры показаны в данном индивидуальном случае. То есть грамотный тренинг всегда основывается на более или менее развернутой работе по психодиагностическому обследованию людей, вовлекаемых в тренинг. Эта работа должна предшествовать принятию решения о включении людей в тренинговую программу.

ТРУДНОСТЬ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ - параметр, характерный для ТЕСТОВ СПОСОБНОСТЕЙ и ТЕСТОВ ДОСТИЖЕНИЙ. Под величиной (параметром) трудности обычно понимается монотонно-убывающая функция от процента испытуемых, давших правильных ответ на данный ПУНКТ: чем меньше испытуемых справились с заданием, тем выше уровень его трудности. Слишком легкие и слишком трудные пункты автоматически оказываются малоинформативными. Поэтому для большинства тестов (за исключением особых АДАПТИВНЫХ ТЕСТОВ), ОПТИМАЛЬНЫМИ считаются пункты среднего уровня трудности. Современная ПСИХОМЕТРИКА настаивает на том, что ТТЗ можно измерить только экспериментально - путем предъявления тестовых заданий тем испытуемым, на которых предполагается проводить ТЕСТ.

УМЕНИЯ - это обобщенные способы действия, позволяющий осуществлять действия с заданным результатом в широком спектре разнообразных, меняющихся условий. Если частный НАВЫК тесно связан с определенными условиями и при их нарушении может быстро разрушиться, умения более универсальны и устойчивы к смене условий деятельности. Умение базируется, как правило, на обобщенных образно-концептуальных моделях задачи, или, как это называл П.Я.Гальперин в своей теории планомерного формирования умственных действий, - на обобщенной ориентировочной основе. В отличие от CПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, умения тестируются в психодиагностике не с помощью ТЕСТОВ СПОСОБНОСТЕЙ, а с помощью ТЕСТОВ ДОСТИЖЕНИЙ, хотя в некоторых случаях грань между специальными способностями и умениями, а соответственно, и между тестами специальных способностей и тестами достижений кажется искусственной, по сути своей чисто терминологической.

УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ - уровень умственного развития человека (ребенка), выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень.

УМСТВЕННЫЙ ТЕМП - общая психофизиологическая особенность индивида, предопределяющая высокую скорость переработки разнообразной информации. Согласно определенным концепциям (Айзенк и др.), УТ лежит в основе различий индивидов по КОЭФФИЦИЕНТУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ.

УНИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА - МЕТОДИКА, обладающая высокой степенью СТАНДАРТИЗАЦИИ и возможностью применения в широком классе ситуаций.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - актуальное стремление индивида достичь определенных успехов, чтобы подтвердить или повысить свою самооценку. УП следует учитывать в психодиагностике для создания оптимального уровня заинтересованности испытуемого в решении тестовых заданий. Низкий УП или чрезмерно высокий УП могут быть источниками АРТЕФАКТА, так как искажают измерение истинного уровня СПОСОБНОСТЕЙ. Во втором случае на результатах негативно сказывается чрезмерный уровень "экзаменационного стресса", чрезмерная эмоционально-мотивационная вовлеченность испытуемого, приводящая к опережающему переживанию возможного результата теста вместо сосредоточенного внимания на условиях каждого нового задания.

УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА - особая коммуникативная деятельность психодиагноста на первых этапах общения с испытуемым, призванная обеспечивать создание, с одной стороны, доверительной атмосферы, с другой стороны, оптимального уровня мобилизации испытуемого на выполнение TECTA.

УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ - это конкретные практические и мыслительные устойчивые цепочки операций (микродействий), которые необходимы для успешной учебной деятельности на определенной образовательной ступени. Главная особенность УН: они не требуют для исполнения сознательного самоконтроля, в результате чего внимание высвобождается для анализа смысловой информации. В результате обобщения и универсализации из отдельных УН формируются комплексные УМЕНИЯ. Следует различать уровень сформированности УН, который во многом зависит от числа упражнений, и уровень развития соответствующей СПОСОБНОСТИ. Для измерения УН и умений используются тесты, которые в мировой практике принято называть ТЕСТАМИ ДОСТИЖЕНИЙ.

ФАКТОРНАЯ НАГРУЗКА - степень причинного влияния определенного ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ФАКТОРА на уровень результатов выполнения определенного субтеста или отдельного тестового задания. Может быть выявлена в результате применения процедуры ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ - наиболее распространенный из методов многомерного анализа результатов КОРРЕЛЯЦИОННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА. При анализе взаимных корреляций между субтестами или отдельными ТЕСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ с помощью факторного анализа выявляются ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. А при анализе взаимных КОРРЕЛЯЦИЙ между шкалами СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА (или конструктами в ТЕСТЕ КОНСТРУКТОВ) с помощью факторного анализа выявляются координатные оси СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ. Из-за обилия необходимых вычислений ФА в настоящее время выполняется практически только на компьютере - с помощью особых программ, включенных в большинство известных пакетов стандартных статистических программ.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ - АППАРАТУРНАЯ регистрация определенных механических или электрических показателей физиологических процессов, протекающих в организме. Например, это уровень электрического сопротивления кожи, объем кровенаполнения периферических сосудов, тонус лицевой мускулатуры и т.п.

ФРУСТРАЦИЯ - комплекс негативных эмоциональных переживаний, возникающий в результате неудовлетворения определенной актуализированной потребности или мотива вследствие столкновения индивида с непреодолимой внешней преградой или внутренним противоречием. Хроническая фрустрация может быть источником ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ - ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ человека, непосредственно выражающиеся в интенсивности информационно-энергетического взаимодействия со средой в данный момент. ФС образуют непрерывной ряд от глубокого сна до сверхнапряженной мобилизации.

ХАРАКТЕР - общая стилистика в привычках индивида, его навыках, усвоенных тактиках поведения. Формируется в результате взаимодействия ТЕМПЕРАМЕНТА с особым, индивидуально-приобретенным опытом в конкретном социальном окружении. В разном окружении люди, обладающие одинаково уравновешенным и пластичным темпераментом, приобретают совершенно разные характеры.

ХРОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ - МЕТОДИКИ, основанные на регистрации времени отдельных реакций индивида или временных затрат на решение задач.

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ - внутренняя устойчивая предрасположенность (диспозиция) субъекта к определенному поведению, складывающаяся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов (МОТИВАЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ), либо в силу наличия определенных склонности (установок, привычек) - стилевых особенностей поведения (СТИЛЕВЫX ЧЕРТ). За одними чертами могут скрываться свойства ТЕМПЕРАМЕНТА, за другими - свойства ХАРАКТЕРА, за третьими - СКЛОННОСТИ индивида. В самом общем смысле понятие ЧЛ сближается с универсальным понятием "психическое свойство", но используется для обозначения более глобальных (проявляющихся в широком классе ситуация) и устойчивых особенностей поведения. При описании и оценке черт личности традиционно реже используются СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ НОРМАТИВЫ, чем при описании и оценке СПОСОБНОСТЕЙ.

ШИРИНА ПОЛЯ ПРОГНОЗА - мощность множества ситуаций, на которые распространяется прогноз поведения по результатам психодиагностики. Универсальные тесты обладают более широким полем прогноза, а специализированные - более узким. Близкое понятие - ОБЛАСТЬ ВАЛИДНОСТИ.

ШКАЛА ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ - это континуум количественных значений, обозначающих определенную степень выраженности измеряемого или диагностируемого свойства. Распространенное заблуждение начинающих диагностов заключается в том, что они склонны путать и отождествлять (ставить знак равенства) шкальное значение измеряемого психического свойства (ТЕСТОВЫЙ БАЛЛ) и саму истинную выраженность свойства. На самом деле шкальное значение отражает истинное значение лишь с определенной точностью. Именно поэтому профессиональная психодиагностика предполагает обязательный учет различных факторов и погрешностей, снижающих точность психологического измерения. Вывод: ШД - это количественная модель измеряемого диагностического свойства. На более продвинутых ступенях овладения психодиагностикой предполагается различение ШД по типам, предусмотренным в математической теории измерения: ШКАЛА НАИМЕНОВАНИЙ, ШКАЛА ПОРЯДКА, ШКАЛА ИНТЕРВАЛОВ и т.п. Психологи-практики часто обозначают термином "ШКАЛЫ" наглядно представленные испытуемому градации оценок (в числовой, словесной или графической форме).

ШКАЛА ЛЖИ - специальная ШКАЛА, с помощью которой выявляют уровень СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ в ответах данного испытуемого на ТЕСТ-ОПРОСНИК. Позволяет отбраковывать недостоверные протоколы.

ШКАЛЫ РАЗВИТИЯ - формализованные схемы анализа материалов наблюдений и обследований, позволяющие сделать общий вывод об уровне развития ребенка, а также судить о неравномерности развития различных сторон познавательной и личностно-эмоциональной сферы. Применяются главным образом в работе с дошкольниками.

ЭКОНОМИЧНАЯ ОПТИМАЛЬНОСТЬ - требование практичности психодиагностических методик. Очень часто резкое сокращение затрат времени, живого труда психодиагностов и испытуемых, материалов и других ресурсов, которое сопровождается незначительным снижением уровня надежности и валидности, оказывается оправданным по чисто экономическим соображениям. Простые и практичные методики обеспечивают высокую экономию в наиболее распространенных типовых случаях, тогда как особые индивидуальные случаи чаще всего все равно требуют применения индивидуальной, нестандартизированной стратегии сбора разнообразной психодиагностической и биографической информации об испытуемом.

ЭКСПЕРТ - опытный специалист, способный быстро давать точные оценки для объектов и ситуаций в определенной области профессиональной деятельности, а также советы по принятию решений для лиц, ответственных за принятие решений. В области психодиагностики очень многие процедуры и методы требуют наличия у психодиагноста высочайшей квалификации - на уровне эксперта. Это прежде всего КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. В психодиагностике также распространены ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ. Экспертной квалификации в меньшей степени требуют от психолога-диагноста измерительные методы, или ТЕСТЫ.

ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ - см. СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ И ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ, а также ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ.

ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ - это оценки, которые в психодиагностике выносит испытуемому опытный человек (ЭКСПЕРТ), обладающий определенными знаниями и о ПРЕДМЕТЕ оценивания, и об ОБЪЕКТЕ. Многие так называемые КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ фактически сводятся к вынесению ЭО. Их выносит, как правило, профессиональный психодиагност - на основании НАБЛЮДЕНИЯ, беседы, изучения документов, анализа результатов нестандартизованных тестов. От ЭО следует отличать оценки, которые дают испытуемому просто знающие его люди (коллеги по работе, соученики и т.п.). Это наивные (или обыденные) оценки. В последнем случае оценщик обладает возможно даже более емкими и точными знаниями об объекте, но недостаточно ясными представлениями о предмете оценивания.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ - перенос закономерностей, выявленных на одном материале и одном классе задач, на другой материал и класс задач. Дает экономию времени, но иногда приводит к ошибкам.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ - состояние, вызванное хронической эмоциональной напряженностью и выражающееся в поведении во временном снижении практически всех психических функций (от их нормального уровня развития) в силу механизмов накопления физиологического нервного истощения и возникновения симптомов псевдоадаптивного поведения (невротических симптомов).

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ - ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение - эмоцией огорчения или парализующего страха. Эмоция веселого любопытства стимулирует ориентировочно-исследовательскую деятельность и является наиболее адекватным эмоциональным фоном для развития познавательных мотивов и интересов и т.д. Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии: 1) Радость (удовлетворение, веселье) 2) Грусть (апатия, печаль, депрессия), 3) Гнев (агрессия, озлобление), 4) Страх (тревога, испуг), 5) Удивление (любопытство), 6) Отвращение (презрение, брезгливость).

 

 

Б92 Словарь-справочник по психодиагностике — СПб.: Питер, 2002. «Мастера психологии*).

ISBN 5-88782-3364

Предлагаемое руководство содержит в себе наиболее полный обзор всех существующих и используемых профессиональными психологами психодиагностических методик. В книге вы найдете информацию об авторах того или иного теста, его структуре и характеристиках, сведения о сфере и задачах его применения. Вы получите представление о многообразии стимульного материала (образцы которого приведены в книге), о математико-статистическом аппарате, применяемом в психодиагностике, Первое издание «Справочника» вышло в 1989 году и стало настольной книгой практических психологов и психотерапевтов. Вниманию читателей предлагается переработанное и значительно дополненное издание этого труда.

Автобиопортрет* 8

Адаптированный вариант методики Векслера

для исследования детей 59 Айзенка личностные опросники 9-13** EPI 12,40,385 EPQ 12-13,279

Айзенка опросник установок к сексу 13-14 Амтхауэра интеллекта структуры тест 14-17,

107,233,234,328,331 Анкета-шкала депрессии 230 Армейский американский профориентацион-

ный тест 331 — тест «Альфа» 331,345

------«Бета» 331,345

Ассоциации словесной тест 17-18 Аттитюдов детей тест 18 Аффективного баланса шкала 221 Ахенбаха шкала детского поведения 101 Басса—Дарки опросник 19-20 Батарея службы учебно-образовательных тес­тов США 231

Батарея тестов специальных способностей 216 Бейли шкалы 260,261 Beck—Rafaelson шкала 230 Бекмана—Рихтера личностный опросник 382 Белла приспособляемости опросник 20-21 Бендер визуально-моторный гештальт тест 21 Бентона визуальной ретенции тест 21-22,

Бине—Кюльмана шкала 259, 456-458 Бине—Симона развития умственного шкала

22-23, ПО, 119, 209, 259, 315, 334, 350,

352,455-456

Бланк данных о личности 224 Бланк профессиональных интересов Стронга

* Названия тестов приведены в той же фор­мулировке, что и в статьях основного фонда сло­варя, названия на языке оригинала и принятые со­кращения см. в алфавитном указателе. ■

** Курсивом выделены ссылки на словарные статьи.

Блекки картинки 25, 324

Братиславский тест 312

Брэйса моторных способностей тесты 27-28

В тридевятом царстве тест 29

Вайнлендская социальной зрелости шкала 29-30

Вальтера батарея тестов механических способ­ностей 172

Вандо уменьшения—увеличения шкала 262

Вартегга рисуночный тест 49-50

Ваше самочувствие 50

Векслера интеллекта взрослых шкала 51

------шкала для детей 54

----------для дошкольников и младших школь­ников 54

Векслера краткий интеллекта тест 55-56

— памяти шкала 59-60, 124, 258

Векслер—Белльвью шкала 51,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.