КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закон контраста, трехкомпонентности
Золотое сечение — это такая соразмерность частей одна с другой и по отношению к целому, при которой целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей: математически эта соразмерность описывается следующим образом: 1/0,618=0,618/0,382 = 1,61.
В искусстве золотое сечение используется как средняя норма, которая лучше всего характеризует неодинаковость, контраст между двумя величинами, ясно различимый человеческим глазом. Поэтому для нас прежде всего важна не математическая точность пропорций, в частности золотого сечения, а их зрительная убедительность, ясность.
И еще: художественная практика свидетельствует о том, что целостность формы строится не только на закономерностях, но порой и на нарушениях этой закономерности. Именно закономерность и неожиданность (определенное нарушение закономерности) чаще всего и создают целостное впечатление. Необходимость неизбежно дополняется случайностью, ибо это категории взаимно обусловленные.
Противопоставление тех или иных свойств и характеристик мотивов в одной композиции неизбежно связано с гармонизацией всех противоположных и противоречивых явлений, каких бы свойств они ни касались. Это следует из закона соподчинения, который формулируется следующим образом: разное звучание выразительных средств композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им других второстепенных.
На практике утверждение ясного приоритета одних средств над другими реализуется в композиции путем усиления декоративной выразительности одних мотивов или элементов по сравнению со всеми остальными. Равнозначность же в композиции двух противоположных принципов неизбежно вносит в нее вялость и неопределенность, заставляет раздваиваться зрительное впечатление.
Наиболее ярко закон соподчинения проявляется при решении композиции штучных текстильных изделий с замкнутой структурой. Правда, здесь он трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): организация образа доминанты реализуется в композиции путем ясного выделения из окружающей среды одного или нескольких мотивов по размерам, форме, фактуре или цвету.
С законом пропорциональности тесно связан другой очень важный закон — закон трехкомпонентности. Смысл его заключается в следующем: для убедительного выражения сложного и разнообразного движения мотивов достаточно и необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных поворота, три разных интервала между мотивами).
Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления. Именно к трехкомпонентной классификации подсознательно стремится человек, когда он хочет объяснить многообразие окружающих его явлений. Например, пространство и объемная форма характеризуются длиной, шириной, и высотой; положение линии может быть вертикальным, горизонтальным и наклонным; людей по росту подразделяют на высоких, низких и среднего роста, а по полноте на полных, худых и средней полноты. Эти примеры можно без труда продолжить: так, для характеристики освещенности существуют три градации — свет, полутень и тень и т. д. Видимо, отнюдь нельзя считать случайным то обстоятельство, что во многих старинных преданиях, сказаниях, поговорках число «три» встречается чаще всего. Трудно, отображая сложное явление природы, создать целостный и легковоспринимаемый образ, если в нем нет звучания трех основных компонентов. В частности, при построении сложной композиции из многих растительных мотивов можно добиться ясности и лаконизма в расположении и движении этих мотивов, если их дать в трех различных четко отличаемых размерах, расположить в трех разных поворотах, на трех разных расстояниях один от другого и т. д. Другими словами, сравнительно ограниченное число поворотов, размеров мотивов, расстояний между ними и т. д. позволяет создать кажущееся разнообразие форм и придать целостность их движению. Сфера действия закона трехкомпонентности распространяется на все сложные композиции. Взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные качества, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества — так в самом общем виде формулируется. закон контраста. Из закона контраста следует правило группирования. Оно формулируется следующим образом: части, подобные по размерам, форме, цвету и близкие по расположению, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое — в общую группировку. Закон простоты — максимальной убедительности и выразительности образа следует добиваться минимальными выразительными средствами при минимальном определении подробностей. В своей повседневной художественной практике художник всегда стремится увидеть и изобразить любое явление, любую форму наиболее скупыми средствами, выражая самое существенное и главное в объекте.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |