Типы композиции
| Характер движения
| Характерные черты композиции. Построение пространства композиции
|
1.Иллюзорно-пространственная композиция
· Репин И.Е. «Не ждали»
| Движение в глубину формата
| – 3х мерное решение пространства и объектов;
– многоплановость, большая глубина пространства;
– наличие плавного перехода между пространственными планами, «ходы в глубину»
– боковое освещение;
– полноценная светотеневая моделировка объёма предметов;
– эффект растворенности, «списанность» контуров;
– воздушная, линейная, цветовая перспектива в решении пространства;
– воздушная среда объединяет фигуры и пространство
· Левитан И.И., И.Е. Репин, В. Поленов, Ф. Васильев.
· Г. Курбе, В. Р. Рембрандт, К. Моне.
|
2.Условно- предметная (кулисная)
· Ян Вермер Дельфтский «В мастерской художника»
| Движение от предмета к предмету
| – фронтальная композиция;
– пространство 2х мерное, 3е измерение условно;
– более плоскостное решение;
– пространство создаётся за счет кулис разнообразной формы;
– кулисы – основа композиционной структуры;
– условная глубина пространства;
– членение пространства на слои, загораживающие друг друга;
– использование композиционного приёма «врезки»;
– освещение прямое;
– объём предметов условен, условная светотеневая моделировка;
– локальные цветовые отношения;
– декоративная стилистика;
– большое значение имеет силуэт предмета, чёткий контур, ритм линий, цветовых пятен.
· Никич, А. Пантилеев, Т. Салахов, М. Сарьян, Д. Жилинский.
· Л. Кранах, Джотто, П. Гоген, А. Матисс
|
3.Предметно-пространственная композиция (кулисно-пространственная)
· А. Мантенья «Успение Марии»
| Движение от предмета в глубину
| – сочетание 2х типов композиции: кулисной и пространственной;
в первом:
– кулисы – основа композиционной структуры;
– условная глубина;
– условность светотеневой моделировки.
Во втором:
– используется композиционный приём «врезки»;
– иллюзия 3х мерности.
2 пространства естественно синтезированы в композиции.
· А. Мантенья, Ван Стрек, портреты Возрождения.
|
4.Фризовая композиция
· А. Матисс «Восточная чайная»
| Движение вдоль картинной плоскости
| «Фриз» - полоса.
– фронтальная композиция;
– пространство плоскостное, не имеющее меры в глубину, условное: либо «задник» как в театре, либо следующий фриз – «выше - дальше».
– декоративная стилистика;
– развитие действия параллельно картинной плоскости, на первом плане.
– пространство не ограничивается определенным углом зрения;
– завершенность композиции в исчерпанности изобразительной формы, сюжета.
– большое значение имеет ритм, выразительность силуэтов.
· Искусство Древней Греции, иконы. Джотто
· Д.Жилинский, В.Серов «Одиссей Навзикая», монументальное искусство, роспись
|
5.Ассоциативная композиция
· П.Пикассо «Гитара и скрипка»
| Движение в картинной плоскости
| – абстрактный характер композиции
– предметы лишены реальных пространственных связей;
– условно-стилистический характер пространства;
– движение по плоскости замкнутое или разомкнутое;
– комбинирование и синтез разных форм и методов композиционного построения пространства;
– активно используется цвет, ритм, линия, пятно, фактура, приёмы коллажа.
· Ф. Леже, Х. Грис, П. Пикассо.
|