Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По Г. Мюррею (в порядке латинского 9 страница




МЕРИЛЛ Манд Аманда (Merrill М. А.; р. 1888). Американский психолог, профес­сор Станфордского университета. Извес­тна вкладом в разработку теоретических вопросов тестирования интеллекта. Со­вместно с Л. М. Терменом проводила мно­голетнюю работу по созданию Станфорд—Бине умственного развития шка­лы. Исследования нашли отражение в ра­ботах: «Measuring Intelligence» (совмест­но с L. М. Terman, 1937); «Stanford—Binet Intelligence Scale» (совместно с L. M. Теrman, 1973).

МОРЕНО Джекоб Леви (Moreno J. L; 1890-1974). Американский психиатр и социолог. Профессор социологии Нью-Йоркского и Колумбийского университе­тов. Создатель социометрии и психодра­мы. Один из основоположников исследо­ваний в области групповой терапии. При­менил принципы психодрамы к лечению личностных расстройств и анализу соци­ально-культурных феноменов. Считал ос­новным средством решения социальных проблем упорядочивание отношений меж­ду людьми. Основные работы: «Psychodrama» (1946); «Group Psychoterapy» (1947); «Sociometry, Experimental Method and Science (1951); «First Book of Group Psychoterapy (1957).

МЮНСТЕНБЕРГ Xyro (Munstenberg H.; 1863-1916). Немецкий психолог, родился в г. Данциге. В Лейпцигском уни­верситете учился у В. Вундта, степень доктора медицины получил в Гейдельбергском университете. Последние двадцать лет жизни работал в США. Являлся про­фессором психологии и руководителем ла­боратории экспериментальной психоло­гии Гарвардского университета. С 1910 г. развернул широкомасштабные исследова­ния в области связи тестов способностей с профессиональной деятельностью, пси­хологии и психофизиологии труда, про­блем профессионального отбора. Опыт многолетней работы отражен в книге «Psychotechnics, Psychology and Industrial Efficiency» (1913). Был президентом Аме­риканской психологической ассоциации (1898) и Американской философской ассоциации (1908).

Наряду с разработкой фундаменталь­ных и практических вопросов психологии и психотехники, X. Мюнстенберг боль­шое внимание уделял популяризации пси­хологических знаний, внес вклад в анализ проблем психологии искусства, эстетиче­ского воспитания. Этому посвящены та­кие работы: «Principles of art education» (1905); «The Photoplay. A psychological study» (1916).

МЮРРЕЙ Генри Александер (Murrey H. A.; 1893-1988). Американский психо­лог и медик, профессор Кембриджского университета (Массачусетс, США), руко­водитель Психологической клиники Гар­вардского университета, почетный член Американской академии наук и искусств, Американской психологической ассоциа­ции. Специалист в области исследования мотивационной сферы личности, теории и практики применения проективных мето­дик (см. Тематической апперцепции тест). Фундаментальные исследования в области изучения личности обобщены в работах: «Explorations in Personality» (1938), «Personality in Nature, Society and Culture» (1953).

ОЗЕРЕЦКИЙ Николай Иванович (1893-1955). Советский психиатр, акаде­мик АМН СССР (1948). Начал исследо­вательскую деятельность в Институте охраны здоровья детей и подростков в Ленинграде. С 1929 г. профессор и заведую­щий кафедрой психопатологии детского возраста Ленинградского государственно­го педагогического института им. Герце­на, с 1933 г. заведующий кафедрой психи­атрии Ленинградского медицинского ин­ститута. Работы посвящены проблемам психических заболеваний у детей и подро­стков, вопросам лечения и воспитания больных неврозами и психозами. Озерецкого оценки моторики шкала получила широкую известность, переведена на большинство европейских языков и легла в основу аналогичных разработок зару­бежных психологов (см. Брейса мотор­ных способностей тесты). Н. И. Озерецкий — автор более 70 научных работ, сре­ди которых учебник «Психопатология детского возраста» (1938); «Невропатология детского возраста» (1935); «Психомотори­ка» (совм. с М. Гуревичем, 1930).

ОСГУД Чарлз Эджертон (Osgood Ch. E.; 1916-1991). Американский психолог, об­щественный деятель, активный борец за мир. Профессор Иллинойсского универси­тета, почетный член Американской психо­логической ассоциации, Американского общества психолингвистов, Американс­кой академии наук и искусств. Исследова­ния посвящены проблемам социальной психологии, психолингвистики. Ч. Э. Осгуд предложил и разработал метод семан­тического дифференциала для психосе­мантического анализа личностного смыслообразования. Основные работы: «Me­thod and Theory in Experimental Psychology (1953); «The Measurement of Meaning» (1957).

ОТИС Артур Синтон (Otis A. S.; 1886-1963). Американский психолог, родился в г. Денвер. Карьеру начал в качестве редак­тора литературы по математике и психо­логии в издательстве Word Book Company. Ученик Л. Термена. По заказу американ­ской армии разработал известные тесты Альфа и Бета. К числу других распростра­ненных в свое время тестов, созданных А. Отисом, относятся тест для самообсле­дования (Otis Self Administering Test of Mental Ability), ускоренный тест умствен­ных способностей (Otis Quick Scoring Mental Ability Test) и ряд др. Otis Group Intelligence Scale долгие годы использова­лась в США в качестве школьного скри­нинг-теста. Наряду с психологическими работами А. Отису принадлежат труды в области методики преподавания матема­тики в школе.

ПИАЖЕ Жан (Piage Jean; 1896-1980). Швейцарский философ, психолог, зоолог, ученик Т. Симона и Д. Блейлера, профес­сор философии и психологии университетов в Женеве, Невшателе, Лозанне, почетный профессор Сорбонны и Пен­сильванского университета (США), ди­ректор Института Руссо, основатель Цен­тра исследований по генетической эпи­стемологии (Женева). В области психоло­гии Ж. Пиаже внес выдающийся вклад в решение проблем генетической психоло­гии, возрастного развития интеллекта, восприятия речи. Автор многочисленных трудов, среди которых наиболее известны: «Le developpement de la notion de temps chez 1'enfant» (1946); «Traite de logique» (1959); «Introduction a 1'epistemologie genetique» (1950).

ПИРСОН Карл (Pearson К.; 1857-1936). Английский математик, профессор Кемб­риджского университета, директор Гальтоновской лаборатории евгеники с 1911 по 1933 г.). Один из инициаторов широко­го внедрения статистических методов в биологию и психологию. Разработал ряд наиболее распространенных процедур ста­тистического анализа (см. Критерий χ2, Корреляционный анализ). Основные ра­боты: «The Grammar of Science» (1892); «Biometrika» (1900).

РОЗАНОВ Аарон Иешуа (Rosanoff A. J.; 1878-1943). Американский психолог. Со­вместно с Г. Кентом разработал тест сло­весных ассоциаций, широко используе­мый в зарубежной психодиагностике для исследования вербального поведения и свойств личности (см. Ассоциации сло­весной тест). Опыт исследований обоб­щен в работе «A study of association in insanity» (совм. с G. H. Kent, 1910).

РОЗЕНЦВЕЙГ Саул (Rosenzweig S.; p. 1907). Американский психолог, профес­сор университета Сент-Луис. Известен разработкой теории фрустрации (см. Розенцвейеа рисуночной фрустрации методика), работами в области клиники ши­зофрении, теоретических проблем проективной психологии и других вопросов пси­хологической диагностики. Основные ра­боты «Psychodiagnosis» (1949), «The picture-assotiation Method and its Application in a Study of Reactions to Frustration» (1945).

РОРШАХ Герман (Rorshach Hermann; 1884-1922). Швейцарский психолог и психиатр. В 1911 г. начал исследования закономерностей восприятия слабострук­турированных объектов, положившие начало проективному подходу к исследова­нию личности в психологической диагно­стике. Ввел в научный обиход термин «психодиагностика». Автор известного теста чернильных пятен (см. Роршаха тест). Исследования Г. Роршаха нашли отражение в его книге «Psychodiagnostik» (1921).

РОССОЛИМО Григорий Иванович (1860-1928). Русский советский невропа­толог, психиатр, психолог. Профессор Московского университета. Основопо­ложник отечественной детской невроло­гии. Один из основателей общества невро­патологов и психиатров, а также Журнала невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Г. И. Pоссолимо предло­жен ряд приборов для объективного исследования состояния нервной системы; он одним из первых стал применять хирурги­ческие методы для лечения нервных забо­леваний. Г. И. Pоссолимо описан специфи­ческий патологический рефлекс, назван­ный его именем. Исследования Г. И. Pос­солимо посвящены проблемам детской психологии, дефектологии, медицинской психологии, проблемам тестового иссле­дования умственного развития. Г. И. Рос­солимо выдвинул идею количественной оценки элементов духовной жизни с целью выявления индивидуально своеобразного профиля развития отдельных сторон боль­ной и здоровой личности. Основные работы: «Психологические профили. Метод ко­личественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях» (1910); «Психологические профили дефективных учащихся» (1914).

РОТТЕР Юлиан Бернард (Rotter J. В.; р. 1916). Американский психолог. Специ­ализируется в области методов психоло­гической диагностики личности. Автор распространенной методики «Локус кон­троля» (см. Уровня субъективного кон­троля опросник). Результаты разработки проблем психодиагностики личности обобщены в работе «Genetalized Expec­tancies for Internal Versus External Control of Reinforcement» (1966).

СЕГЕН Эдуард (Seguin E.; 1812-1880). Французский психиатр, основатель школ для детей с глубокой умственной отста­лостью во Франции и США. Основные ис­следования проводились Э. Сегеном в области невропатологии и психиатрии на­рушений умственного развития, им разра­ботан ряд методов обследования и лече­ния таких больных (см. Сегена доска форм). Результаты многолетних исследо­ваний обобщены в трудах: «Traitement Moral, Hygiene et Education des Idiots» (1846); «Idiocy and its Treatment by the Physiologic Method» (1866); «New Facts and Remarks Conserning Idiocy» (1869).

СИМОН Теодор (Simon Т.; 1873-1961). Французский психолог, профессор кол­леджа учителей в Сиене, руководитель Педагогической лаборатории (Париж). Совместно с А. Бине разработал первый тест исследования интеллекта (1905) (см. Бине—Симона умственного развития шкала), тесты для исследования детей с двухлетнего возраста, батарею тестов Реrray-Vaculuse (по наименованию колонии для отстающих в умственном развитии, которой заведовал Т. Симон в 1920-1930 гг.). Основные работы: «Les enfants anormaux» (совместно с А. Бине, 1907), «Pedagogic expermentale» (1924).

СИРС Роберт Ричардсон (Sears R. R.; 1908-1989). Американский психолог, спе­циалист в области социальной и детской психологии, профессор Иельского, Гарвар­дского и Станфордского университетов. Известен исследованиями мотивационной сферы детей, взаимоотношений в семье. Предложил ряд стандартизированных ме­тодик исследования поведенческих прояв­лений, детской фантазии. Основная рабо­та: «Frustration and Aggression» (1939).

СПИРМЕН Чарльз Эдвард (Spear­man Ch. E.; 1863-1945). Английский пси­холог, профессор психологии и логики Лондонского и Честерфильдского универ­ситетов. Автор многих методов, широко применяемых в математической статисти­ке (напр., способ расчета корреляции ран­говой). Разработал двухфакторную тео­рию интеллекта (см. Фактор G) и техни­ку факторного анализа. Основные работы: «The Theory of Two Factors» (1923); «The Principles of Cognition» (1923); «The Abili­ties of Man» (1927).

TEPMEH Левис Мадисон (Теrman L. M.; 1877-1956). Американский психолог, профессор Станфордского уни­верситета. Основные работы Л. М. Термена посвящены проблемам педагогической психологии, теории тестовых измерений, проблемам развития интеллекта ребенка, психологии пола и семейных отношений. Является разработчиком многих распрос­траненных психодиагностических методик. Кроме широко известной Станфорд—Бине умственного развития шкалы создал групповой тест (Terman Group Test, TGT); совместно с Т. L. Kelly и G. M. Ruch — Станфордский тест достижений (Stanford Achievement Test, SAT); совместно с Q. Mc-Nemer — тест умственных способ­ностей (Terman—Mc-Nemer Test of Men­tal Ability, 1942); ряд модификаций TGT для американской армии. Основные работы: «The Measurement of Intelligence» (1916); «The Stanford Revision of the Binet-Simon Intelligence Scale» (1916); «The Intelligence of School Children» (1919); «Genetic Studies of Genius» (1930).

ТЕРСТОУН Луис Леон (Thurstone L. L.; 1887-1955) Американский психолог, профессор психологии Института Карнеги (Техас), Чикагского университета. Участвовал в разработке ряда тестов для американской армии в годы Первой миро­вой войны, известен как автор тестов ин­теллекта и отношений. Автор наиболее распространенных методов факторного анализа. Предложил мультифакторную теорию интеллекта. Основные работы: «The Nature of Intelligence» (1924); «Fundamentals of Statistic» (1924); «The Measurement of Attitude» (1929); «The Vecnors of Mind» (1935); «Factorial Studies of Intelligence» (1941); «Multiple Factor Analysis» (1947).

ШТЕРН Вильям (Stern W.; 1871 -1938). Немецкий психолог, профессор Гамбург­ского университета. Ввел понятие коэф­фициента интеллекта (Qi). Основные ра­боты: «Zur Psychologic der Aussag» (1902); «Die defferentielle Psychologic und ihre methodischen Grundlagen» (1911); «Person und Sache», 3 vol. (1906-1924).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ II. A. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик*

* Текст воспроизводится по: Рукавишни­ков А. А., Соколова М. В. Нормы профессио­нальной этики для разработчиков и пользовате­лей психодиагностических методик. Стандарт­ные требования к психологическим тестам. — Ярославль: Дебют, 1991.

 

Предлагаемые читателю «Нормы...» разработаны в соответствии с основными требованиями профессиональной этики, принятыми за рубежом, в странах с широ­кой и хорошо организованной сетью пси­хологических служб. Поскольку в нашей стране практическая психология является относительно молодой и пока недостаточ­но структурированной отраслью, она не имеет действующих органов и способов контроля за практикой отдельных психо­логов. Поэтому предлагаемые «Нормы...» не носят характера закона, обязательного для исполнения, их нарушение не может повлечь за собой каких-либо официальных санкций. Цель «Норм...» — дать практи­кующим психологам четкие ориентиры в том, что касается этики поведения психо­диагностических обследований. В основе «Норм...» лежат общепризнанные права человека, и основным критерием и кон­тролером их выполнения должна являться профессиональная честность и гуман­ность самих психологов.

Составители выражают надежду, что по мере продвижения нашего государства к правовому будут приняты законодатель­ные и нормативные акты, определяющие права человека при психологических обследованиях и регламентирующие работу прикладных психологов, и настоящие «Нормы...» рассматриваются как первый шаг в продвижении к этой цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.