КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По Г. Мюррею (в порядке латинского 9 страница
МЕРИЛЛ Манд Аманда (Merrill М. А.; р. 1888). Американский психолог, профессор Станфордского университета. Известна вкладом в разработку теоретических вопросов тестирования интеллекта. Совместно с Л. М. Терменом проводила многолетнюю работу по созданию Станфорд—Бине умственного развития шкалы. Исследования нашли отражение в работах: «Measuring Intelligence» (совместно с L. М. Terman, 1937); «Stanford—Binet Intelligence Scale» (совместно с L. M. Теrman, 1973). МОРЕНО Джекоб Леви (Moreno J. L; 1890-1974). Американский психиатр и социолог. Профессор социологии Нью-Йоркского и Колумбийского университетов. Создатель социометрии и психодрамы. Один из основоположников исследований в области групповой терапии. Применил принципы психодрамы к лечению личностных расстройств и анализу социально-культурных феноменов. Считал основным средством решения социальных проблем упорядочивание отношений между людьми. Основные работы: «Psychodrama» (1946); «Group Psychoterapy» (1947); «Sociometry, Experimental Method and Science (1951); «First Book of Group Psychoterapy (1957). МЮНСТЕНБЕРГ Xyro (Munstenberg H.; 1863-1916). Немецкий психолог, родился в г. Данциге. В Лейпцигском университете учился у В. Вундта, степень доктора медицины получил в Гейдельбергском университете. Последние двадцать лет жизни работал в США. Являлся профессором психологии и руководителем лаборатории экспериментальной психологии Гарвардского университета. С 1910 г. развернул широкомасштабные исследования в области связи тестов способностей с профессиональной деятельностью, психологии и психофизиологии труда, проблем профессионального отбора. Опыт многолетней работы отражен в книге «Psychotechnics, Psychology and Industrial Efficiency» (1913). Был президентом Американской психологической ассоциации (1898) и Американской философской ассоциации (1908). Наряду с разработкой фундаментальных и практических вопросов психологии и психотехники, X. Мюнстенберг большое внимание уделял популяризации психологических знаний, внес вклад в анализ проблем психологии искусства, эстетического воспитания. Этому посвящены такие работы: «Principles of art education» (1905); «The Photoplay. A psychological study» (1916). МЮРРЕЙ Генри Александер (Murrey H. A.; 1893-1988). Американский психолог и медик, профессор Кембриджского университета (Массачусетс, США), руководитель Психологической клиники Гарвардского университета, почетный член Американской академии наук и искусств, Американской психологической ассоциации. Специалист в области исследования мотивационной сферы личности, теории и практики применения проективных методик (см. Тематической апперцепции тест). Фундаментальные исследования в области изучения личности обобщены в работах: «Explorations in Personality» (1938), «Personality in Nature, Society and Culture» (1953). ОЗЕРЕЦКИЙ Николай Иванович (1893-1955). Советский психиатр, академик АМН СССР (1948). Начал исследовательскую деятельность в Институте охраны здоровья детей и подростков в Ленинграде. С 1929 г. профессор и заведующий кафедрой психопатологии детского возраста Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена, с 1933 г. заведующий кафедрой психиатрии Ленинградского медицинского института. Работы посвящены проблемам психических заболеваний у детей и подростков, вопросам лечения и воспитания больных неврозами и психозами. Озерецкого оценки моторики шкала получила широкую известность, переведена на большинство европейских языков и легла в основу аналогичных разработок зарубежных психологов (см. Брейса моторных способностей тесты). Н. И. Озерецкий — автор более 70 научных работ, среди которых учебник «Психопатология детского возраста» (1938); «Невропатология детского возраста» (1935); «Психомоторика» (совм. с М. Гуревичем, 1930). ОСГУД Чарлз Эджертон (Osgood Ch. E.; 1916-1991). Американский психолог, общественный деятель, активный борец за мир. Профессор Иллинойсского университета, почетный член Американской психологической ассоциации, Американского общества психолингвистов, Американской академии наук и искусств. Исследования посвящены проблемам социальной психологии, психолингвистики. Ч. Э. Осгуд предложил и разработал метод семантического дифференциала для психосемантического анализа личностного смыслообразования. Основные работы: «Method and Theory in Experimental Psychology (1953); «The Measurement of Meaning» (1957). ОТИС Артур Синтон (Otis A. S.; 1886-1963). Американский психолог, родился в г. Денвер. Карьеру начал в качестве редактора литературы по математике и психологии в издательстве Word Book Company. Ученик Л. Термена. По заказу американской армии разработал известные тесты Альфа и Бета. К числу других распространенных в свое время тестов, созданных А. Отисом, относятся тест для самообследования (Otis Self Administering Test of Mental Ability), ускоренный тест умственных способностей (Otis Quick Scoring Mental Ability Test) и ряд др. Otis Group Intelligence Scale долгие годы использовалась в США в качестве школьного скрининг-теста. Наряду с психологическими работами А. Отису принадлежат труды в области методики преподавания математики в школе. ПИАЖЕ Жан (Piage Jean; 1896-1980). Швейцарский философ, психолог, зоолог, ученик Т. Симона и Д. Блейлера, профессор философии и психологии университетов в Женеве, Невшателе, Лозанне, почетный профессор Сорбонны и Пенсильванского университета (США), директор Института Руссо, основатель Центра исследований по генетической эпистемологии (Женева). В области психологии Ж. Пиаже внес выдающийся вклад в решение проблем генетической психологии, возрастного развития интеллекта, восприятия речи. Автор многочисленных трудов, среди которых наиболее известны: «Le developpement de la notion de temps chez 1'enfant» (1946); «Traite de logique» (1959); «Introduction a 1'epistemologie genetique» (1950). ПИРСОН Карл (Pearson К.; 1857-1936). Английский математик, профессор Кембриджского университета, директор Гальтоновской лаборатории евгеники с 1911 по 1933 г.). Один из инициаторов широкого внедрения статистических методов в биологию и психологию. Разработал ряд наиболее распространенных процедур статистического анализа (см. Критерий χ2, Корреляционный анализ). Основные работы: «The Grammar of Science» (1892); «Biometrika» (1900). РОЗАНОВ Аарон Иешуа (Rosanoff A. J.; 1878-1943). Американский психолог. Совместно с Г. Кентом разработал тест словесных ассоциаций, широко используемый в зарубежной психодиагностике для исследования вербального поведения и свойств личности (см. Ассоциации словесной тест). Опыт исследований обобщен в работе «A study of association in insanity» (совм. с G. H. Kent, 1910). РОЗЕНЦВЕЙГ Саул (Rosenzweig S.; p. 1907). Американский психолог, профессор университета Сент-Луис. Известен разработкой теории фрустрации (см. Розенцвейеа рисуночной фрустрации методика), работами в области клиники шизофрении, теоретических проблем проективной психологии и других вопросов психологической диагностики. Основные работы «Psychodiagnosis» (1949), «The picture-assotiation Method and its Application in a Study of Reactions to Frustration» (1945). РОРШАХ Герман (Rorshach Hermann; 1884-1922). Швейцарский психолог и психиатр. В 1911 г. начал исследования закономерностей восприятия слабоструктурированных объектов, положившие начало проективному подходу к исследованию личности в психологической диагностике. Ввел в научный обиход термин «психодиагностика». Автор известного теста чернильных пятен (см. Роршаха тест). Исследования Г. Роршаха нашли отражение в его книге «Psychodiagnostik» (1921). РОССОЛИМО Григорий Иванович (1860-1928). Русский советский невропатолог, психиатр, психолог. Профессор Московского университета. Основоположник отечественной детской неврологии. Один из основателей общества невропатологов и психиатров, а также Журнала невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Г. И. Pоссолимо предложен ряд приборов для объективного исследования состояния нервной системы; он одним из первых стал применять хирургические методы для лечения нервных заболеваний. Г. И. Pоссолимо описан специфический патологический рефлекс, названный его именем. Исследования Г. И. Pоссолимо посвящены проблемам детской психологии, дефектологии, медицинской психологии, проблемам тестового исследования умственного развития. Г. И. Россолимо выдвинул идею количественной оценки элементов духовной жизни с целью выявления индивидуально своеобразного профиля развития отдельных сторон больной и здоровой личности. Основные работы: «Психологические профили. Метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях» (1910); «Психологические профили дефективных учащихся» (1914). РОТТЕР Юлиан Бернард (Rotter J. В.; р. 1916). Американский психолог. Специализируется в области методов психологической диагностики личности. Автор распространенной методики «Локус контроля» (см. Уровня субъективного контроля опросник). Результаты разработки проблем психодиагностики личности обобщены в работе «Genetalized Expectancies for Internal Versus External Control of Reinforcement» (1966). СЕГЕН Эдуард (Seguin E.; 1812-1880). Французский психиатр, основатель школ для детей с глубокой умственной отсталостью во Франции и США. Основные исследования проводились Э. Сегеном в области невропатологии и психиатрии нарушений умственного развития, им разработан ряд методов обследования и лечения таких больных (см. Сегена доска форм). Результаты многолетних исследований обобщены в трудах: «Traitement Moral, Hygiene et Education des Idiots» (1846); «Idiocy and its Treatment by the Physiologic Method» (1866); «New Facts and Remarks Conserning Idiocy» (1869). СИМОН Теодор (Simon Т.; 1873-1961). Французский психолог, профессор колледжа учителей в Сиене, руководитель Педагогической лаборатории (Париж). Совместно с А. Бине разработал первый тест исследования интеллекта (1905) (см. Бине—Симона умственного развития шкала), тесты для исследования детей с двухлетнего возраста, батарею тестов Реrray-Vaculuse (по наименованию колонии для отстающих в умственном развитии, которой заведовал Т. Симон в 1920-1930 гг.). Основные работы: «Les enfants anormaux» (совместно с А. Бине, 1907), «Pedagogic expermentale» (1924). СИРС Роберт Ричардсон (Sears R. R.; 1908-1989). Американский психолог, специалист в области социальной и детской психологии, профессор Иельского, Гарвардского и Станфордского университетов. Известен исследованиями мотивационной сферы детей, взаимоотношений в семье. Предложил ряд стандартизированных методик исследования поведенческих проявлений, детской фантазии. Основная работа: «Frustration and Aggression» (1939). СПИРМЕН Чарльз Эдвард (Spearman Ch. E.; 1863-1945). Английский психолог, профессор психологии и логики Лондонского и Честерфильдского университетов. Автор многих методов, широко применяемых в математической статистике (напр., способ расчета корреляции ранговой). Разработал двухфакторную теорию интеллекта (см. Фактор G) и технику факторного анализа. Основные работы: «The Theory of Two Factors» (1923); «The Principles of Cognition» (1923); «The Abilities of Man» (1927). TEPMEH Левис Мадисон (Теrman L. M.; 1877-1956). Американский психолог, профессор Станфордского университета. Основные работы Л. М. Термена посвящены проблемам педагогической психологии, теории тестовых измерений, проблемам развития интеллекта ребенка, психологии пола и семейных отношений. Является разработчиком многих распространенных психодиагностических методик. Кроме широко известной Станфорд—Бине умственного развития шкалы создал групповой тест (Terman Group Test, TGT); совместно с Т. L. Kelly и G. M. Ruch — Станфордский тест достижений (Stanford Achievement Test, SAT); совместно с Q. Mc-Nemer — тест умственных способностей (Terman—Mc-Nemer Test of Mental Ability, 1942); ряд модификаций TGT для американской армии. Основные работы: «The Measurement of Intelligence» (1916); «The Stanford Revision of the Binet-Simon Intelligence Scale» (1916); «The Intelligence of School Children» (1919); «Genetic Studies of Genius» (1930). ТЕРСТОУН Луис Леон (Thurstone L. L.; 1887-1955) Американский психолог, профессор психологии Института Карнеги (Техас), Чикагского университета. Участвовал в разработке ряда тестов для американской армии в годы Первой мировой войны, известен как автор тестов интеллекта и отношений. Автор наиболее распространенных методов факторного анализа. Предложил мультифакторную теорию интеллекта. Основные работы: «The Nature of Intelligence» (1924); «Fundamentals of Statistic» (1924); «The Measurement of Attitude» (1929); «The Vecnors of Mind» (1935); «Factorial Studies of Intelligence» (1941); «Multiple Factor Analysis» (1947). ШТЕРН Вильям (Stern W.; 1871 -1938). Немецкий психолог, профессор Гамбургского университета. Ввел понятие коэффициента интеллекта (Qi). Основные работы: «Zur Psychologic der Aussag» (1902); «Die defferentielle Psychologic und ihre methodischen Grundlagen» (1911); «Person und Sache», 3 vol. (1906-1924).
ПРИЛОЖЕНИЕ II. A. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик* * Текст воспроизводится по: Рукавишников А. А., Соколова М. В. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. — Ярославль: Дебют, 1991.
Предлагаемые читателю «Нормы...» разработаны в соответствии с основными требованиями профессиональной этики, принятыми за рубежом, в странах с широкой и хорошо организованной сетью психологических служб. Поскольку в нашей стране практическая психология является относительно молодой и пока недостаточно структурированной отраслью, она не имеет действующих органов и способов контроля за практикой отдельных психологов. Поэтому предлагаемые «Нормы...» не носят характера закона, обязательного для исполнения, их нарушение не может повлечь за собой каких-либо официальных санкций. Цель «Норм...» — дать практикующим психологам четкие ориентиры в том, что касается этики поведения психодиагностических обследований. В основе «Норм...» лежат общепризнанные права человека, и основным критерием и контролером их выполнения должна являться профессиональная честность и гуманность самих психологов. Составители выражают надежду, что по мере продвижения нашего государства к правовому будут приняты законодательные и нормативные акты, определяющие права человека при психологических обследованиях и регламентирующие работу прикладных психологов, и настоящие «Нормы...» рассматриваются как первый шаг в продвижении к этой цели.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |