КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По Г. Мюррею (в порядке латинского 8 страница
Характеристика валидности конструктной Ю. ф. т. проводилась на основе сравнения данных теста с критериальной информацией, полученной с помощью методики групповой оценки личности (ГОЛ), а также по методу конвергентной валидизации (см. Валидность конструктная) с результатами тематической апперцепции теста и другими методиками. Тест рекомендуется авторами для внедрения в практику психологического консультирования.
- Я-
«Я» СОЦИАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (The Self Social Symbols Tasks) — проективная методика исследования личности. Разработана Б. Лонгом, Р. Зиллером, Р. Хендерсоном в 1968 г. Направлена на измерение самоотношения и самоидентичности. Используется для обследования детей старше 3-х лет и взрослых. Испытуемому предлагают следующие задания: 1. На листе бумаги предъявляется строка, состоящая из восьми кружков. Испытуемый должен выбрать кружок для себя и для людей из своего окружения. 2. На листе бумаги предъявляется кружок, обозначающий «Я» в окружении полукольца, состоящего из других кружков. Нужно выбрать кружок, обозначающий другого человека. 3. Предъявляется бланк с размещенными на нем в случайном порядке кружками, обозначающими других людей; внизу размещаются два кружка, штриховка одного из них совпадает со штриховкой остальных кружков. Необходимо указать, какой из двух кружков означает «Я». 4. Предъявляется лист бумаги с изображенным на нем треугольником, вершинами которого являются кружки, обозначающие других людей. Нужно разместить кружок, обозначающий «Я». 5. Предъявляются горизонтальные ряды кружков, крайние слева кружки обозначают конкретных людей. Необходимо выбрать кружок, обозначающий «Я» в каждом ряду. 6. Нарисовать в любом месте листа два кружка, обозначающих «Я» и другого человека. 7. Расположить кружок, обозначающий «Я», и кружок, обозначающий другого человека, внутри большого круга. 8. Предъявляются десять горизонтальных рядов геометрических фигур различной степени сложности. Необходимо выбрать фигуру, обозначающую «Я». Считается, что символические задания соответствуют различным аспектам «я»-концепции. С их помощью диагностируются особенности самооценки (восприятие субъектом его ценности в сравнении с другими), «силы» (положение относительно авторитетных фигур), «индивидуализации» (переживаемого сходства или отличия от других людей), социальной заинтересованности (восприятие себя частью группы или отдельным от них), идентификации (степени включения себя в «Мы»), эгоцентричности (восприятия себя фигурой или фоном), сложности (степени дифференцированности «Я-концепции»). Физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я» и значимых других, интерпретируется как психологическая дистанция, позиция левее других — как переживаемая ценность «Я», позиция выше — как переживаемая «сила» «Я», внутри фигуры, составленной из кружков («других»), — как включенность и зависимость, вне — как независимость «Я». Авторы методики привлекали для ее обоснования положения различных психологических теорий, что послужило причиной обвинений в эклектизме и неразработанности собственного теоретического фундамента. Вероятно, «символические пробы» охватывают некоторые существенные аспекты строения «я»-концепции. Так, «самооценка» и «сила» отражают, по-видимому, глобальное самоотношение, выражающееся посредством сравнения с другими. «Индивидуализация», «идентификация», «социальная заинтересованность» отражают т. н. «присоединяющий» аспект «я»-концепции, связанный с принадлежностью человека к группе людей. Показатель «сложность» отражает т. н. «дифференцирующий» аспект «Я»-концепции, характеризующий переживание уникальности своей личности. Имеются сведения об удовлетворительной надежности ретестовой методики (0,58-0,84 при исследовании подростков). В целом подтверждается валидность конструктная задания на выявление самооценки (№ 1): обычно дети располагают «лучших» детей слева, «плохих» — справа, родителей — слева и т. д.; психически больные левее себя ставят лечащий персонал и других больных. Показатели самооценки и «силы» оказались связанными с широким кругом переменных (социоэкономический уровень, школьные успехи, потребность в достижении и др.). Есть данные и о валидности других показателей, среди которых, однако, имеются и противоречивые. Данные о конвергентной валидности (см. Валидность конструктная) не совсем ясны: с рядом опросников по выявлению особенностей самоотношения получены незначимые корреляции, в то же время самооценка значимо коррелирует с показателями контрольных списков прилагательных, а «сила» — с показателями семантического дифференциала. Сведений об использовании в СНГ нет.
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Краткие биографические сведения об авторах психодиагностических методик АЙЗЕНК Ганс Юрген (Eysenck H.J.; 1916-1997)*. Английский психолог (родился в Германии), профессор Лондонского университета, руководитель психологической лаборатории Института психиатрии (Лондон). Один из основателей клинико-психологического направления исследований в Великобритании. Известен многочисленными работами в области исследования расстройств личности, ее структуры, факторов развития. Г. Айзенк внес значительный вклад в разработку психодиагностических методов (см. Айзенка личностные опросники), поведенческих методов лечения неврозов и других расстройств личности, проблем исследования интеллекта. Г. Айзенк является автором оригинальной модели личности, двухфакторной теории социальных установок личности, трехфакторной теории памяти. Основные работы: «Dimention of Personality» (1947); «Dynamic of Anxiety and Hysteria» (1957); «The Biological Basis of Personality» (1967); Psychoticism as a dimention of personality (1976); «The structure and measurement of intelligence (1979). * Данные о датах жизни приводятся по состоянию на июнь 1998 г.
АМТХАУЭР Рудольф (Amthauer R.; р. 1920). Немецкий психолог, специалист в области прикладной психологии, профессиональной психодиагностики. В исследованиях Р. Амтхауэра большое внимание уделяется анализу структуры интеллекта, связи ее с профессиональной деятельностью. Существенным вкладом в практику психологической диагностики явилась разработка Амтхауэра интеллекта структуры теста, получившего широкое распространение. Основные работы: «Intelligez und Beruf» (1953); «Zum Problem der Produktiven Begabung» (1961); der die Prüfung der Zuverlnssigkeit von Tests — erzrtef am IST(1957). АНАСТАЗИ Анна (Anastasi A.; p. 1908). Американский психолог, профессор, руководитель психологического факультета Университета Фордхам. Президент Американской психологической ассоциации (1971-1972). Внесла значительный вклад в психологическую диагностику решением широкого круга проблем конструирования тестов и разработкой теории психологических измерений, факторного анализа, диагностики психического развития детей, фундаментальных вопросов дифференциальной психологии. Основные работы: «Differential Psychology» (1937); «Psychological Testing» (1954, 1968); «Filds of Applied Psychology» (1964). На русский язык переведен фундаментальный труд «Психологическое тестирование» (1982). БЕЛЛАК Леопольд (Bellak L.; p. 1916). Американский психиатр, психолог и психоаналитик, почетный профессор психиатрии медицинского колледжа им. А. Эйнштейна, профессор Нью-Йоркского университета. Лауреат многих премий за выдающийся вклад в развитие психологии, психиатрии и психоанализа. Автор более чем 200 статей и 30 книг. Создатель широко известных проективных методик, таких как Пожилых апперцепции техника и Детской апперцепции тест. Основные работы в области психодиагностики: «The Childrens Apperception Test» (Revised 1980), «The Senior Apperception Technique» (Revised 1985), «The Broad Scope of Ego Function Assessment» (1984), «The Dysphorimeter» (1991). На русском языке опубликовано руководство и стимульный материал детской апперцепции теста (1995). БЕНДЕР Лауретта (Bender L; p. 1897). Американский детский психиатр, работала в Нью-Йоркском психиатрическом госпитале для детей. Ее исследования посвящены проблемам шизофрении у детей, влиянию воспитания и особенностей окружающей среды на умственное развитие ребенка, разработке методов психотерапии. Создатель Бендер визуально-моторного гештальт теста. Основная работа: «A visual motor Gestalt test and its clinical use» (1938). БЕНТОН Артур (Benton A. L., p. 1909). Американский психолог, профессор психологии Медицинской школы Луисвилльского университета, профессор психологии и неврологии, руководитель неврологического отдела Клиники Университета Айова (лаборатория нейропсихологии названа ныне именем А. Бентона). Президент Нейропсихологического общества США (1970-1972 гг.). Председатель исследовательской группы по афазии Всемирной неврологической федерации. Является автором более 200 научных работ. Исследования А. Бентона связаны с различными аспектами клинической нейропсихологии, включая проблемы латерализации психических функций, адаптации, расстройств восприятия и памяти. Широкую известность получил Бентона визуальный ретенции тест, опыт применения которого обобщен в работе «La signigication des tests de retention visuelle dans la diagnostic clinique» (1952). БИНЕ Альфред (Binet A.; 1857-1911). Французский психолог, доктор медицины и права (Парижский университет). Основатель первой во Франции лаборатории экспериментальной психологии (Сорбонна, Париж). Известен исследованиями в области изучения способностей, психического развития, индивидуально-психологических различий. А. Бине совместно с Т. Симоном разработал первый психометрический тест интеллекта (Бине—Симона умственного развития шкала). Основные работы: «La Psyhologie du raisonnement» (1886); «Les alterations de la personalite» (1891); «L'etude experimentale de 1'intelligence» (1903); «Les enfants anormaux»(1907). БЛЕЙХЕР Вадим Моисеевич (1930 -1998). Украинский психиатр и психолог, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Украины. С 1968 г. заведовал лабораторией клинической психологии Киевской психоневрологической больницы им. И. П. Павлова. В течение ряда лет преподавал курс клинической психологии в Киевском университете им. Т. Г. Шевченко. Одним из первых в Украине в начале 70-х гг. возобновил использование психологических тестов в клинической практике. Автор свыше 150 научных работ, посвященных психиатрии, медицинской психологии и психодиагностике. Соавтор (совместно с Л.Ф. Бурлачуком) первой в СССР монографии по психодиагностике: «Психодиагностика интеллекта и личности».
БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884—1941). Один из основоположников советской психологической науки. Образование получил во II-й киевской классической гимназии и Киевском университете. С 1908 г. преподает психологию и педагогику в гимназиях Москвы. В 1913 г. становится приват-доцентом, позднее — профессором Московского университета. Вел научно-исследовательскую работу в Институте научной педагогики, Институте национальностей, Институте политехнического образования, возглавлял Академию социалистического воспитания. Последние десять лет жизни работал в Институте психологии, в котором руководил лабораторией мышления. Исследования П. П. Блонского посвящены изучению процессов памяти, восприятия, воли, формированию мышления, проблемам детской сексуальности, воспитанию и обучению детей, психодиагностике развития. Основные работы: «Очерк научной психологии» (1921); «Педология» (1925); «Педагогическое тестирование» (1927); «Краткий способ измерения умственного развития детей» (1929); «Память и мышление» (1935).
БУРЛАЧУК Леонид Фокич (р. 1947 г.) украинский психолог. Закончил Киевский национальный университет им. Т. Г. Шевченко (1970), в котором начал преподавательскую деятельность с 1970 г., занимая должности ассистента, доцента, заведующего кафедрой. С 1992 г. — заведующий кафедрой психодиагностики и медицинской психологии, созданной по его инициативе. Доктор психологических наук (1990), профессор (1992), член-корреспондент АПН Украины (1992), действительный член Международной академии акмеологических наук (1993), действительный член Нью-Йоркской академии наук (1995). Член Редакционных Советов зарубежных периодических изданий («Журнал практикующего психолога», Украина; «Психосоматическая медицина», Болгария; «Клиническая и проективная психология», Франция). Координатор международных проектов в области профессионального (психологического) образования. Член Международной Комиссии по психологическим тестам. Основные труды в области медицинской психологии, психодиагностики и психологии личности: «Психодиагностика интеллекта и личности» (1978); «Исследование личности в клинической психологии» (1979); «Словарь-справочник по психологической диагностике» (1989); «Психодиагностика личности» (1989); «Психодиагностика» (1995).
БУЯС Зоран (Bujas Z.; р. 1910). Югославский психолог, профессор экспериментальной психологии и психофизиологии Загребского университете. Начал исследовательскую работу в Психофизиологической лаборатории А. Пьерона в Париже. Основные направления работы — сенсорная психофизиология, психометрия, теория и практика разработки когнитивных тестов и теста достижений. Является разработчиком модификации Равена прогрессивных матриц. Долгие годы является редактором журнала «Acta Instituti Psychological Universitatis Zagrabiensis». ВЕКСЛЕР Дэвид (Wechsler D.; 1896-1981). Американский психолог и психиатр, профессор клинической психологии Университетского медицинского колледжа (Нью-Йорк), главный психолог Госпиталя Бельвью (Нью-Йорк). Автор широко известных методик исследования интеллекта (см. Векслера измерения интеллекта шкалы, Векслера памяти шкала). Первым объединил в батарее тесты вербального и практического интеллекта. Выдвинул концепцию внеинтеллектуальных факторов. Д. Векслером предложен один из вариантов «детектора лжи» (psychogalvanograph). Основные работы посвящены проблемам теории интеллекта, динамики, возрастных изменений интеллекта и памяти у взрослых: «Wechsler—Bellevue Intelligence Scale» (1939); «The Measurements of Adult Intelligence» (1944); «Wechsler Intelligence Scale for Children» (1949); «Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence» (1967). ВУДСВОРТС Роберт Сессией (Wood worth R. S.; 1869-1962). Американский психолог, отдавший экспериментальной, педагогической и научно-издательской деятельности более 70 лет. Профессор Колумбийского университета (с 1903 г.). В годы Первой мировой войны разработал в целях профотбора прототип личностных опросников (Woodworth Personal Data Sheet — методика исследования эмоциональной неустойчивости). Основные работы: «Dynamic Psychology» (1917); «Psychology» (1921) — выдержала 5 изданий; «Contemporary Schools of Psychology» (1931, 1948); «Dynamics of Behavior» (1958). ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934). Один из основоположников советской психологии. В области психологической диагностики наибольшее значение имеют работы Л. С. Выготского по генетической психологии, формированию и развитию высших психологических функций, способностей. Идеи Л. С. Выготского легли в основу традиционных отечественных направлений диагностики психического развития (см. Диагностический обучающий эксперимент, Выготского—Сахарова тест). Основные работы: «История развития высших психических функций» (1930-1931); «Мышление и речь» (1934); «Психология искусства» (1987); «Методика рефлексологического и психологического исследования» (1924); «Педагогическая психология» (1926); «Педология школьного возраста» (1928); «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»(1936). ГАЛЬТОН Френсис (Galton F.; 1882-1911). Английский антрополог, психолог. Почетный доктор Оксфордского и Кембриджского университетов. Один из основателей евгеники. Двоюродный брат Ч. Дарвина. В исследовании «Heredity Genies» (1869) реализовал попытку приложить эволюционную теорию к решению проблем индивидуальных различий человеческих способностей. Одним из первых использовал вариационно-статистические методы в области экспериментальной психологии. Пионер применения психологических тестов, анкет и вопросников. Внес существенный вклад в развитие корреляционного анализа. Основные работы «Heredity Genies: an inguriry into its laws and consequences» (1869); «English Men of Science». Their Nature and Nurture» (1874); «Psychometric experiment» (1879); «Human Faculty» (1883); «Essays in engenics» (1909). ГЕЗЕЛЛ Арнольд Луций (Gesell A. L.; 1880-1961). Американский психолог, руководитель Йельской клиники детского развития. Специалист в области экспериментальных исследований развития психических функций у детей, норм психического развития ребенка. Разработал одну из наиболее известных и широко применявшихся шкал измерения умственного развития детей раннего возраста. Основные работы: «The Mental growth of the prescholl child» (1925); «Infant and Child in the Culture of Today» (1942). ГИЛФОРД Джо Пауль (Gilford J. P.; 1897-1987). Американский психолог, профессор университетов штатов Канзас, Небраска, Южно-Калифорнийского (Лос-Анджелес). В годы Второй мировой войны работал в исследовательских учреждениях военной авиации США. Исследования посвящены изучению памяти, внимания, мышления, творческой деятельности, темперамента. Наибольшую известность получила его модель структуры интеллекта. Совместно с В. Циммерманом разработал Гилфорда—Циммермана «темперамента обозрение». Основные работы «Psychometric Methods» (1936, 1940); «Forteen Dimentions of Temperament» (совместно с W. Zimmermann) (1950); «Fundamental Statistics in Psychology and Education» (1950); «The Structure of Intellect» (1956); «The Nature of Human Intelligence» (1960); «Intelligence Creativity and their Educational Implications» (1969). ГОДДАРТ Генри Герберт (Goddard H. H.; 1866-1957). Американский психолог, профессор психологии университета штата Огайо, руководитель Школы для детей, отстающих в развитии (Vi-neland Training School for Fiebleminded Children) — первого учреждения такого профиля в США. Известен исследованиями психологии умственно отсталых. Разработал адаптированную версию Бине— Симона умственного развития шкалы, применявшуюся в США. Предложил классификацию уровней задержки психического развития. Придерживался т. з., что в возникновении ретардации ведущую роль играют факторы наследственности. Основные работы: «Feeblemimdednes, It's Cause and Consequences», (1914); «School Training of Defective Children» (1915); «The Kallikak Family» (1912). ГУДИНАФ Флоренс Лаура (Godenough F. L; 1886-1959). Американский психолог, профессор Миннесотского университета. Известна своим вкладом в развитие детской психологии, разработку проблем интеллектуального тестирования. Создатель известного Гудинаф «Нарисуй человека» теста. Инициатор и участник разработки широко известной в США методики «Minnesota Preschool Scale» (1932). Основные работы: «The Measurement of Intelligence by Drawing» (1926); «Developmental Psychology (1934); «Mental Testing» (1949). ДАЛСТРОМ Вильям Грант (Dahlstrom W. G.; p. 1922). Американский психолог, профессор университета штата Айова, профессор-исследователь Института исследований в социальных науках. Научные разработки связаны с вопросами этнопсихологии. Принял активное участие в создании Миннесотского многоаспектного личностного опросника. Совместно с Г. С. Уэлшем (Welsh G. S.) выпустил в свет «An MMPI Handbook» (I960). ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна (1900-1988). Советский психолог и патопсихолог, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского университета. Образование получила в Берлинском университете, ее учителями были такие выдающиеся ученые, как М. Вертгеймер, В. Келер, К. Левин. Первая научная работа Б. В. Зейгарник (1927) была выполнена под руководством К. Левина. Она вскоре приобрела мировую известность в связи с открытием явления зависимости продуктивности запоминания от внутренней динамики потребностей («эффект Зейгарник»). С 1931 г. работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины, являлась сотрудником Л. С. Выготского. В годы Великой Отечественной войны Б. В. Зейгарник вела большую практическую работу по восстановлению трудоспособности раненых в нейрохирургическом госпитале. После войны возглавила лабораторию психологии Института психиатрии Минздрава РСФСР. Более 40 лет научной деятельности Б. В. Зейгарник связано с МГУ. В 1978 г. Б. В. Зейгарник удостоена Ломоносовской премии первой степени, а в 1983 г. Американская психологическая ассоциация присудила ей премию им. Курта Левина за выдающиеся достижения в области клинической психологии. Основные работы: «Патология мышления» (1962); «Патопсихология» (1976, 1986); «Теории личности в зарубежной психологии» (1982). КЕЛЛИ Джордж Александер (Kelly G. A.; 1905-1967). Американский психолог, профессор университета штата Огайо. Один из основателей современной американской клинической психологии. Автор оригинальной концепции личности, базирующейся на анализе отношений человека к миру и окружающим. Внес вклад в разработку методов диагностики личности (см. Келли «репертуарных решеток» техники). Основные работы: двухтомная «The Psychology of Personal Construct» (1955); «A Theory of Personality» (1963). КЕНДАЛЛ Маурицио Джордж (Kendall M. G.; p. 1907). Английский математик и статистик. М. Кендаллу принадлежит ряд новых идей и технических решений в исследовании корреляции ранговой. Один из распространенных коэффициентов корреляции в мировой литературе обычно называют «коэффициент ранговой корреляции Кендалла». Многие из работ М. Кендалла изданы на русском языке. Среди них: «Ранговые корреляции» (1975); «Теория статистики» (совм. с Дж. Юлом, 1960); «Теория распределений (совм. с А. Стьюарт, 1966); «Статистические выводы и связи» (совм. с А. Стьюарт, 1973). КЛАПАРЕД Эдуард (Claparede E.; 1873-1940). Швейцарский психолог, профессор Женевского университета, основатель Ассоциации прикладной психологии (Association Applied Psychology), Института Руссо (Женева). Исследования посвящены вопросам педагогической и детской психологии. Основная работа: «Psychologic de 1'enfant et Pedagogie Experimental» (1922). КРЕПЕЛИН Эмиль (Kraepelin E.; 1856-1926). Один из выдающихся немецких психиатров, профессор психиатрии Дерптского (Тартуского), Гельдельбергского и Мюнхенского университетов. Основная заслуга Э. Крепелина — разработка классификации психических заболеваний, являющаяся основой для существующей ныне. Э. Крепелин большое внимание уделял исследованию психологии больных, разработав ряд приемов и методик их исследования. Он является автором одного из выдающихся учебников по психиатрии, выдержавшего восемь прижизненных изданий, — Psychiatrie, Bd. 1-4 (1909-1915). КРОНБАХ Ли (Cronbach L. J.; 1916-1994). Американский психолог, профессор Чикагского, Иллинойского и Станфордского университетов (США), президент Американской психологической ассоциации (1957). Основатель Комитета стандартизации тестов (Committee on Test Standards) при АПА. В развитие психологической диагностики внес вклад разработкой теоретических проблем диагностики интеллекта и личности, в частности валидности психологических тестов. Л. Кронбаху принадлежит капитальный труд «Essentials of Psychological Testing» (1984, 4-th ed.). КЬЮДЕР Джордж Фредерик (Kuder G. F.; p. 1903). Американский психолог. Автор широко распространенного в зарубежной психологической диагностике «Обзора Кьюдера по профессиональным интересам» («Kuder Occupational Interest Survey»), а также «Обзора общих интересов» («Kuder General Interest Survey») и «Протокола Кьюдера по профессиональным предпочтениям» («Kuder Vocational Preference Record») (см. Тесты интересов). Исследования Дж. Кьюдера наряду с проблемами тестирования интересов посвящены проблемам надежности психологических тестов. Дж. Кьюдер является одним из авторов широко известной процедуры определения надежности методом расщепления (метод Кьюдера—Ричардсона) (см. Надежность частей теста). Основные работы: «A rational for evaluting interests» (1963); «The occupational interests survey» (1966); «The theory of estimation of test reliability» (совм. с М. W. Richardson, 1937). КЭТТЕЛЛ Джеймс Мак-Кин (Cattell J.Mc-K.; 1860-1944). Американский психолог, профессор Пенсильванского и Колумбийского университетов. Основатель и первый президент Американской психологической корпорации. Исследования посвящены вопросам измерения времени реакции, проблемам психологического тестирования. Д. М. Кэттеллу принадлежит работа «Mental Tests and Measurement» (1890). КЭТТЕЛЛ Раймонд Бернард (Cattell R. В.; 1905-1998). Американский психолог, профессор Иллинойского университета, а также университетов Стенли Холла и Кларка. Основал Интститут по исследованию основ морали и самореализации. Научные исследования связаны с проблемами структуры личности, наследственных и культурных факторов развития, методов факторного анализа в психологии, математического моделирования мотивационных процессов, изучения психологических конфликтов. В области психологической диагностики наиболее важным его вкладом явились таксономические методы факторного анализа, методики диагностики мотивации, разработка тестов интеллекта (см. Культурно-свободный интеллекта тест). Основные работы: «Description and Measurement of Anxiety and Neuroticism» (1961); «Objective Personality and Motivation Test» (1967); «Abilities: Their Structure, Growth and Action» (1971); «Handbook of Modern Personality Theory» (1971); «Personality and Mood by Questionaire» (1973). ЛАНДОЛЬТ Эдмунд (Landolt E.; 1846-1926). Французский офтальмолог. Материал предложенной им пробы для исследования остроты зрения применяется в одной из распространенных методик исследования внимания (см. Психодиагностика внимания). ЛЕОНГАРД Карл (Leonhard К.; 1904-1988). Немецкий психиатр, невролог, психолог, профессор клиники Шарите университета Гумбольдта (Берлин, ГДР). Работы К. Леонгарда посвящены широкому кругу проблем неврологии, психиатрии, психологии. Им разработана концепция акцентуированных личностей (см. Шмишека опросник). Основные работы «Individual TherapiederNeurosen» (1963); «Biologische Psychologie» (1966); «Akzentuierte Personlichkeiten» (1968, 1976). ЛИПМАН Отто (Lipman О.; 1880-1933). Немецкий психолог, ученик Г. Эббингауза и В. Штерна. Внес значительный вклад в разработку проблем промышленной психологии, профессионального отбора. В 1906 г. на собственные средства основал Институт прикладной психологии (Берлин). С 1906 г. и до конца своих дней издавал и редактировал совместно с В. Штерном «Журнал прикладной психологии» («Zeitschrift fur angewandte Psychologie»). ЛИЧКО Андрей Евгеньевич (1926-1994). Советский психиатр, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, работал во ВНИИ им. В. М. Бехтерева. Под руководством А. Е. Личко разработан патохарактерологический диагностический опросник, проводятся разработка и адаптация других психодиагностических методик. Основные работы: «Психопатия и акцентуации характера у подростков» (1977); «Подростковая психиатрия» (1979). ЛУРИЯ Александр Романович (1902-1977). Советский психолог, доктор психологических и медицинских наук, профессор, действительный член АПН СССР, работал заведующим кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Ученик Л. С. Выготского, один из основоположников отечественной нейропсихологии. Фундаментальные исследования А. Р. Лурии посвящены анализу механизмов психических процессов, психологическим методам диагностики локальных поражений головного мозга, вопросам медицинской психологии. Основные работы: «Высшие корковые функции человека» (1962); «Мозг и психические процессы», т. 1 (1963); т. 2 (1970). МАК-НЬЮМАР Квин (Mc-Nemar Q; р. 1900). Американский психолог, профессор Станфордского университета и Университета Фордхам (США, Техас). Большое внимание в своих исследованиях уделил развитию математико-статистического аппарата психологии. На протяжении многих лет являлся научным редактором «Journal Review of Psychology» (более 35 лет) и «Annual Review of Psychology» (более 15 лет). Автор модификации Станфорд—Бине умственного развития шкалы (1942), короткой версии Векслера измерения интеллекта шкалы (Abbreviated Wechsler—Bellevue Scale, 1950). МАХОВЕР Карен Альфер (Machover К. А.; 1902-1996). Американский психолог. Автор методики «Нарисуй человека» тест. Научные разработки посвящены проективным методикам исследования личности. Результаты обобщены в книге «Personality Projection in the Drawing of the Human Figure: A Method of Personality Investigation» (1949). МЕЙЛИ Ришар (Meili R.; p. 1900). Швейцарский психолог, профессор Берлинского университета. Редактор журнала «Zeitschrift fur Psychologie»; с 1952 по 1980 г. главный редактор журнала «Swis Review of Psychology». Известен своими работами в области факторного анализа, проблем генетической психологии и психологии личности, теории и практики применения тестов. Автор одного из популярных учебников по психологической диагностике «Lehrbuch der Psychologishen Diagnostik»(1961).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |