Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор теста и оценивание: разде­лы 6, 7, 8 и 9. Данные разделы охватывают знания и уровень понимания, предположительно необходимый пользователям тестов для компетентного выбора инструмента в со­ответствии с




Данные разделы охватывают знания и уровень понимания, предположительно необходимый пользователям тестов для компетентного выбора инструмента в со­ответствии с его пригодностью для дости­жения различных целей. Затрагиваемые в разделе 6 аспекты конструирования тес­тов предполагают наличие уровня знаний, который необходим для компетентной оценки инструмента на основании литера­турных данных и информации, содержа­щейся в техническом руководстве к тесту. Уровень понимания и практических навы­ков, требующихся для создания и постро­ения тестов, не является необходимым на уровне В.

Раздел 7 расширяет круг вопросов, свя­занных с понятиями надежности и валидности, затронутыми на уровне А, и пред­полагает наличие базовых знаний на уров­не А.

В 9 разделе следует убедиться в том, что экзаменуемый обладает значительно более широкой базой знаний для принятия решений о выборе инструментов, чем та, которая требуется для решения задач дан­ного раздела.

Общий вес = 8.

Выбор теста: раздел 6. Подходы к исследованию личности и конструи­рованию тестов

Экзаменуемый может:

Привести пример инструмента, осно­ванного на одном из перечисленных подходов к изучению личности — психометрическом, психоаналитическом, гуманистическом и социально­го научения, — и пояснить взаимо­связь между методикой и теоретичес­ким направлением.

Проанализировать влияние ситуационистских концепций на построение и использование личностных мето­дик, а также на положение, согласно которому обобщенные «стабильные» диспозиции могут объяснить поведе­ние в различных обстоятельствах.

Описать роль теорий личности в создании и интерпретации методик изучения профессиональных инте­ресов.

Указать личностные опросники, ба­зирующиеся на каждом из перечис­ленных подходов: типологическом, теории черт, гуманистическом, а так­же указать их достоинства и недос­татки.

Привести примеры трех различных методов обнаружения или контроля погрешностей или искажений проце­дур исследования и описать их прак­тическое использование.

Описать (не прибегая к помощи мате­матических терминов) основные принципы, лежащие в основе фактор­ного анализа, и объяснить его силь­ные стороны и ограничения как осно­вы для конструирования тестов.

Привести пример инструмента, чьи шкалы построены на основе фактор­ного анализа, а также инструмента, созданного на основе так называемых «рациональных» критериев (напр., содержания заданий).

Привести пример инструмента, кото­рый измеряет черты, по предположе­нию коррелирующие друг с другом, а также инструмента, основанного на предположении о независимости измеряемых черт.

Привести данные, свидетельствую­щие в пользу пятифакторной модели личности, и привести примеры шкал из различных тестов, которые соот­ветствуют и не соответствуют этой модели.

Объяснить, как профиль, порож­даемый ипсативным инструментом, подвержен влиянию количества со­держащихся в нем шкал, и проиллюс­трировать примерами двух различных тестов.

Объяснить, не прибегая к помощи специальной терминологии, основные моменты касательно области приме­нимости ипсативных инструментов, приводимых в дискуссии о преимуще­ствах ипсативных или нормативных методик.

Раздел 7: Выбор теста и оценива­ние. Проблемы валидности и надеж­ности (вес = 2)

Может ли экзаменуемый:

Объяснить разницу между эквивален­тностью, стабильностью и внутренней согласованностью.

Объяснить, какое влияние оказывает широта проявлений измеряемой чер­ты на внутреннюю согласованность шкалы, а также обсудить относитель­ные преимущества и недостатки вы­сокогомогенных и гетерогенных шкал.

Объяснить необходимость периоди­ческого проведения новых обследо­ваний и причины, по которым инфор­мация о личности может «устаре­вать».

Перечислить факторы, которые вно­сят вклад в ненадежность методов ис­следования личности, различая фак­торы, обусловливающие вариатив­ность тестовых баллов, и факторы, влияющие на вариативность их интер­претации.

Провести аргументированный анализ свидетельств в пользу валидности двух различных инструментов отно­сительно их: а) содержательной (т. е. внутренней) валидности; б) конструктной валидности; в) критериальной (т. е. внешней) валидности.

Привести пример двух реальных ис­следований в одной или нескольких областях психологии профессиональ­ной деятельности, посвященных уста­новлению критериальной валидности методик изучения личности или инте­ресов.

Объяснить относительные преимуще­ства информации о валидности шка­лы на основании локальных критери­ев и метааналитического подхода к обобщению данных о валидности.

Продемонстрировать понимание про­блем, связанных с валидизацией и интерпретацией: а) линейных и б) не­линейных взаимосвязей между лично­стными шкалами и внешними крите­риями.

Дать примеры интегральных баллов, получаемых с помощью взвешенной комбинации шкал (напр., специфика-ционные уравнения, критериально-ориентированные уравнения предска­зания и т. п.), и продемонстрировать четкое понимание различий между эмпирическим (основанным на стати­стическом анализе реальных данных) и рациональным (базирующимся на теоретических соображениях, сужде­ниях о содержании шкал) подходами к их формированию.

Объяснить важность подкрепления информации о личности, получаемой с помощью одного типа инструмента, данными из других источников с целью устранения ошибки интерпре­тации вариативности, вызванной спецификой метода измерения как ва­риативности, обусловленной индиви­дуальными различиями в измеряемой черте.

Обсудить влияние действующего за­конодательства и директив, связан­ных с корректным применением психологических тестов в области профо­риентации и профотбора.

Раздел 8: Выбор теста и оценива­ние. Компьютеризованное обследова­ние и генерируемая программой ин­терпретация (вес = 2)

Может ли экзаменуемый:

Обсудить проблемы эквивалентности тестов, надежности, отношения к те­стированию в связи с различиями между бланковыми и компьютеризо­ванными тестами.

Сравнить относительные преимуще­ства и недостатки интерпретаций, ге­нерируемых компьютерной програм­мой и экспертом-психологом в отно­шении надежности, валидности, сте­пени принятия испытуемым, полезно­сти и стоимости.

Объяснить в общих чертах основные методы построения интерпретации, использующиеся в компьютерных программах генерации отчетов.

Описать, каким образом можно фор­мально оценить валидность личност­ной интерпретации, генерируемой компьютерными программами.

Очертить проблемы профессиональ­ного и практического плана, связан­ные с использованием компьютеризо­ванной интерпретации: а) как вспомогательного средства для пользователя теста; б) для клиента; в) для испытуемого.

Раздел 9: Выбор теста и оценива­ние. Когда и каким образом исполь­зовать инструменты исследования личности и интересов (вес = 3)

Может ли экзаменуемый:

1. Оценить степень применимости и ог­раничения двух инструментов в отно­шении каждой из набора функций об­следования. В каждом случае: а) Обсудить факторы, ограничиваю­щие пригодность и практичность использования инструментария раз­личных типов (ипсативных и неипсативных; основанных на самоотче­те, поведенческих и т. п.) б) Объяснить, каким образом и по ка­кой причине следует или не следу­ет использовать информацию о лич­ности и/или интересах.

2. В отношении по крайней мере трех различных функций психологическо­го обследования:

а) Указать и обосновать использова­ние одного инструмента измерения личности и/или интересов.

б) Описать, какого рода подтверждаю­щую информацию о личности и/или интересах можно получить, ис­пользуя другие методы. в) Обсудить, как действующее зако­нодательство и директивы отно­сительно корректного применения психологических тестов связаны с использованием данного метода.

 

Перечень функций обследования:

• отбор;

• продвижение;

• сокращение/увольнение;

• индивидуальное развитие;

• развитие коллектива;

• планирование карьеры;

• консультирование.

ПРИЛОЖЕНИЕ VI. Названия и адреса издательств, специализирующихся на выпуске психологических и образовательных тестов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.