КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бросить кирпич, чтобы получить яшму
Иногда для того, чтобы человека прихватить покрепче, ему надо сначала предоставить свободу.
Когда извес тный поэ т Чжао Ту приехал в Сучжоу, мес т ный поэ т решил вымани т ь пару с трок у знамени тос т и. Для э того он написал на с т ене храма, ко торый, несомненно, должен был посе ти т ь великий поэ т, начало намеренно не очень искусно сос т авленного с тихо т ворения. Когда Чжао Ту посе тил храм, его, дейс тви т ельно, сму тило незаконченное че тверос т и шие, и он дописал два недос т ающих с тиха, создав, т аким образом, прекрасное с тихо т ворение.
Здесь "кирпичом", который бросил местный поэт, является начало стихотворения, а драгоценной "яшмой" - две замечательные строки, написанные знаменитостью на стене местного храма.
Суть стратагемы: совершить такие действия или отдать какую-либо вещь, которые не представляют особой ценности, чтобы получить в ответ на это нечто, действительно, ценное.
Например, " бросаю т кирпич, ч тобы получи ть яшму " маленькие де ти в бедных с т ранах, когда, подходя к западным т урис т а м, предлагаю т маленький привядший буке тик цве тов " прос то т ак ", беспла тно. Здесь э то т буке тик являе т ся " кирпичом ", а возможные денежные пожер твования по - человечески рас троганного т урис т а - " яшмой ".
Китайские стихи хорошо описывают нередко встречающееся поведение женщины по отношению к влюбленному в нее мужчине:
" Я вижу, ч то он беспрерывно бросае т на меня взгляды.
Э т о меня очень радуе т.
Я бросаю ему кирпич, ч тобы получи ть яшму.
Из его печали я надеюсь получи ть свое счас т ье ".
Намеренная "жестокость" неравнодушной дамы сердца - это "кирпич", а страдания по этому поводу влюбленного, все прочнее и надежнее увязающего в паутине любви, - это "яшма".
Однажды монах обучал своих послушников совмес тной меди тации. Они должны были неподвижно сиде ть с закры т ыми глазами и пу тем очищения духа о т всех мирских мыслей дос ти га т ь сос т ояния самоо т речения. Перед вечерней меди тацией монах объявил:
- Сегодня вечером я о твечу на ваши вопросы. К то дос ти г самого глубокого погружения в буддийское учение, може т вый ти вперед.
Все ученики сразу же среагировали на э то приня тием правильной позы и погружением в глубокую меди т ацию. Только один молодой послушник, ко торый был о себе очень высокого мнения, вышел вперед и поклонился. Монах немедленно произнес:
- Я бросал кирпич, ч тобы получи ть яшму, а гляди т е - ка, ч то я получаю: необожженный кирпич!
Из этой, подобной печальной улыбке, истории следует, что стратагема не может быть успешной, если "яшмы", как таковой, нет в наличии.
Один рыбак захо т ел пос тупи т ь на службу к царю и с т а т ь его сове тником. Поскольку ни царь, ни к то - нибудь из т ех, к то имел дос туп к царю, и слыхом не слыхивали о т аком кандида т е, рыбак решил примени ть с тра т а г ему и " броси т ь кирпич ".
День за днем он с т ал лови ть рыбу необычным способом: на прямой, не загну т ый крючок, без всякой наживки, да еще держал удочку т ак высоко, ч то крючок был на полме тра " ад водой. При э том он громко приговаривал: " Рыба, ко торой надоело жи ть, сама должна ухва ти т ь ся за крючок !"
Об э том с транном рыбаке заговорили, и царь послал воина привес ти чудака ко двору ( для забавы ).
Но рыбак не обра тил на приказ воина никакого внимания, приговаривая: " Крючок,
крючок, крючок, однако вмес т о рыбы лишь мелкая креве тка хулигани т !"
Воин пришел и сообщил царю о неудаче.
Царь поразмышлял над словами рыбака, понял, ч то т о т, хо тя и чудакова т ый, но, несомненно, выдающийся человек, и послал за ним чиновника. Но и на чиновника рыбак не обра тил никакого внимания, приговаривая: " Крючок, крючок, крючок! Большая рыба не клюе т, т олько мелкая безобразничае т !"
Чиновник в удивлении вернулся к царю и обо всем рассказал.
" Э т о, пожалуй, дейс тви т ельно, выдающийся человек !" - подумал царь, набрал ценных подарков и о тправился к рыбаку сам. Впоследс т вии рыбак с т ал его военачальником и помог одержа ть победу в би тве с динас тией конкурен та.
Здесь "кирпич" - на первый взгляд, чудаковатое поведение, а на самом деле - зашифрованное послание рыбака царю, а "яшма" - приглашение на высокий государственный пост.
Прежде чем получить от кого-либо нечто важное и ценное, следует подумать, не надо ли сперва дать атому же человеку что-нибудь менее важное и менее ценное; иначе можно вообще ничего не получить. Чтобы обезвредить шайку, надо поймать главаря
Если одержал победу, нужно забра т ь все, ч то можно забра т ь. Взя т ь маленькую добычу и прой ти мимо большой - дело выгодное для прос т ых воинов, обремени т ельное для командиров и опасное для предводи теля всего войска.
Одержать победу, не развязав твердый узел и не схватив предводителя, означает "позволить тигру уйти в горы".
Смысл стратагемы заключается в организации "охоты на предводителя". Она непременно имеет место в любом сражении. В самом мягком варианте она означает захватить "сердце" предводителя, как это сделал Чжугэ Лян с предводителем южных варваров Мэнхо. В самом жестком варианте - физическое устранение главаря.
В китайских стихах эта стратагема описывается так:
"Когда натягиваешь лук -
Тугой должна быть тетива.
Должна быть длинною стрела,
Что в битву послана людьми.
Когда стреляешь по врагу -
Бей по коню его сперва.
И если в плен берешь солдат -
Сперва их князя в плен возьми".
Если пересказать это в прозе, то получится следующая инструкция:
- Удар надо хорошо подготовить, нарастив мощь в нужном направлении - "тугой должна быть тетива".
- Удар должен быть сильным, быстрым и точным - "длинная стрела, пущенная тугой тетивой". - Но удар должен соответствовать удачной стратагеме - "в битву послана людьми" (не кем-нибудь!).
- Перед тем, как поразить врага, необходимо взять в плен или рассеять его войско без больших потерь - необходимо сначала его обезглавить - "сперва их князя в плен возьми".
Всю последовательность необходимо прочитать в обратном направлении: с конца до начала, и мы поймем суть стратагемы.
Чтобы захватить предводителя, надо обращать внимание не на "знамена и штандарты", а следить за тем, откуда идут команды, определяющие движение войск.
Чжан Сюнь вс тупил в сражение с восс т авшими про тив импера т ора, ко торыми руководил один из мя т ежных командиров Инь Цзыци.
Чжан Сюнъ успешно а таковал неприя теля, но не дос ти г оконча т ельной победы. Он хо т ел уби ть предводи теля, но не мог опозна т ь Инь Цзыци среди прос т ых воинов, поскольку т о т применил военную хи трос т ь и оделся прос т ым воином. Тогда Чжан Сюнь приказал своим воинам вмес т о нас тоящих с трел с т реля т ь с т еблями т равы.
Мя т ежники, в ко торых попадали э ти безобидные с т релы, решили, ч то у импера т орских солда т иссяк запас с трел, и разом поспешили к одному человеку, явно их предводи телю, ко торому они хо т ели сообщи т ь э ту радос тную вес т ь. Чжан Сюнь т о т ч а с приказал своему лучшему лучнику выпус ти т ь в Инь Цзыци нас тоящую с т релу. С т рела попала мя т ежнику в левый глаз, и т о т сразу же прекра тил би тву, признав свое поражение.
До главаря можно добраться через ошибочное или предательское поведение его окружения. Именно на это окружение и направлена чаще всего стратагема.
Го Можо, впоследс твии извес тный ки тайский писа т ель, будучи учеником, принял учас тие, а т очнее, руководил школьной забас т овкой. Админис трация школы рада была бы выгна т ь его как зачинщика, но у нее не было " юридической основы ". Тогда один из учи телей придумал с тра т а г ему. Он предложил школьникам выбра т ь " руководи теля с т ачки ".
Э т о привело к по тому поражению школьников: лишь несколько бюлле т еней были не заполнены, на ос т альных с тояло имя Го Можо.
Теперь его уже обоснованно исключили из школы, и забас т овка учеников сразу же прекра тилась. Го Можо был т ак возмущен глупос т ью и преда т ельс т вом соучеников, ч то не т олько физически, но и морально оказался изолированным. Он даже плакал о т злос ти.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |