Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические взглядяы ушинского




идактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т.е. произвольное, и пассивное, т.е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.

Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще…»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», – писал он.

Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т.д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм.

В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.

Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

К.Д. Ушинский об уроке и методах обучения.

Ушинский много внимания уделил в своей педагогической системе уроку. Необходимыми условиями успешной организации учебных занятий в школе, характерными чертами классно-урочной системы он считал класс с твердым составом учащихся как основное звено школы, твердое расписание классных занятий, фронтальные занятия со всеми учащимися данного класса в сочетании с индивидуальными занятиями при ведущей роли учителя.

Виды учебных занятий на уроках могут быть различны: сообщение новых знаний, упражнения, повторение пройденного, учет знаний, письменные и графические работы учащихся. Каждый урок должен иметь целевую установку, быть законченным и носить воспитательный характер. Учитывая сравнительно быструю утомляемость внимания детей (особенно младшего возраста), Ушинский рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов. Придавая большое значение развитию у детей умения самостоятельно работать, Ушинский советовал, чтобы с самого начала школьных занятий учитель приучал детей на уроках к правильным приемам самостоятельной работы. В начальной школе Ушинский рекомендует давать элементарные сведения по истории, географии, природоведению на уроках родного языка путем объяснительного чтения. В процессе объяснительного чтения делаются разъяснения непонятных слов и выражений, нравственные выводы и т.п.


34. Общественно политическое движение в России в 60-е г 19 в. педагогическая деятельность Н.П.Пирогова.

 

Педагогические идеи Пирогова:

выдвигал идею воспитывающего обучения,

усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором,

выступал против ранней специализации в обучении детей и настаивал на начальной общеобразовательной подготовке,

ученый высказывал идею о необходимости создания в России сети образовательных учреждений для обучения женщин,

среди методов воспитательного воздействия педагог выделял пример, убеждение, поощрение, наказание, отрицательно относился к телесным наказаниям,

поддерживал автономию университетов,

разрабатывал вопросы методики преподавания в высшей школе.

Применять новые методы; надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы; учитель должен привлечь внимание и интерес учащегося к сообщаемому материалу; перевод из класса в класс должен проводиться по результатам годовой успеваемости; в переводных экзаменах есть элемент случайности и формализма.

Педагогические идеи К.Д. Ушинского

Неразрывное единство педагогической теории и практики

В своем труде «Человек как предмет воспитания» Ушинский предложил новый антропологический подход к воспитанию человека. Признавая единство процессов обучения и воспитания, К.Д. Ушинский приоритет отдавал воспитанию, поскольку считал его главной силой формирования и развития совершенного человека.

Воспитание должно ориентироваться на духовное развитие личности.

Концепция народности в воспитании - основа построения всей педагогической системы.

Исходя из этого К.Д. Ушинский призывал уделять большое внимание изучению родного языка в школе и создал учебные пособия, отвечающие этому принципу, – «Родное слово» и «Детский мир», которые используются в практике обучения начальной школы до настоящего времени.

В нравственном воспитании педагог придавал особое значение формированию у ребенка склонности и любви к труду.

Педагог тщательно разработал систему факторов и средств нравственного воспитания, среди которых он выделял личный пример и личность учителя, предупреждение, поощрение, педагогический такт, убеждение; высказывал мысли о необходимости взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка.

Дидактика Ушинского

Особое место в теории К.Д. Ушинского занимает дидактика, которую он делил на общую (для всех предметов) и частную ( методику конкретного предмета).

Обучение он трактовал как движение ученика от незнания к знанию.

Ушинский детально разработал основные принципы дидактики в русской педагогике и предложил ясные и четкие правила их реализации на практике. Успешность обучения педагог напрямую связывал с принципами:

- Доступност ь - залог осознанного освоения знаний.

- Знания должны выстраиваться в определенной системе и последовательности.

- Разрабатывая принцип прочности знаний, педагог определил пути: активное повторение и упражнения.

- В трактовке принципа наглядности Ушинский призывал учитывать специфику предмета и возраст учащихся: чем моложе ребенок, тем больше наглядности должен использовать учитель на уроке.

В организации процесса обучения, по мнению педагога, стоит придерживаться классно-урочной системы.

.
35. Развитие системы просвещения в России во второй половине 19 в. Реформы 60-х г.

   

 

История СССР - Россия в период капитализма
Во второй половине XIX в. огромная жажда знаний охватила широкие массы народа. Уровень грамотности в России в пореформенный период заметно повысился с 6 % от общей численности в начале 60-х годов до 21 % в 1897 г. Земские школы существовали на средства земств; здесь, как правило, работали передовые учителя, усвоившие лучшие достижения педагогической мысли. В созданных правительством церковно-приходских школах подрастающее поколение воспитывали в духе покорности и религиозности. В этих школах обучали письму, чтению, счету и, главное, закону божьему. Церковно-приходские школы царизм использовал в проводимой им политике русификации в национальных окраинах. Революционно-демократические круги использовали воскресные школы для развертывания революционной пропаганды среди рабочих. Поэтому полиция строго следила за преподаванием и составом преподавателей, закрывала школы при малейшем подозрении. В среднем образовании также существовало несколько типов школ. В городах были сосредоточены средние школы: классические и военные гимназии; реальные, коммерческие, военные и духовные училища; женские гимназии и институты благородных девиц. Доступ в гимназию для детей городской бедноты всячески затруднялся; если не было свидетельства об окончании гимназии, нельзя было поступить в университет. Число учащихся средних школ в России было очень низким — один учащийся на 564 человека. Среднее образование в России не удовлетворяло потребности страны. Учитывая интересы развития капиталистического производства, правительство вынуждено было расширить сеть высших учебных заведений. Во второй половине XIX в. открылись два новых университета (в Одессе и Томске), сыгравших большую роль в развитии науки и образования на Украине и в Сибири. Кроме университетов в крупных промышленных центрах России (Петербурге, Москве, Риге, Киеве, Харькове) открылись 30 специальных высших учебных заведений: сельскохозяйственные, инженерные, горные, лесные и т. д. В 70-х годах под давлением общественности правительство разрешило открыть высшие учебные заведения для женщин (высшие женские курсы) Несмотря на тяжелые общественно-политические условия, просвещение в России во второй половине XIX в. добилось существенных успехов по сравнению с дореформенным временем.  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.