Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформа высшего образования в Европе. Болонский процесс




Причины, побуждающие к эволюции системы образования в западном мире,

Усложнение производства и необходимость более высокой профессиональной квалификации, научно-техническая революция и быстрота изменений во всех областях жизни предъявляет каждому человеку и обществу в целом новые требования.

Общество вынуждено было все больше учитывать «человеческий фактор», сознавая ограниченные возможности технического прогресса.

Постепенно необходимость и полезность разностороннего развития личности для общества, готовой адекватно реагировать на быстро меняющийся мир, стала осознаваться как условие дальнейшего выживания человечества.

Система образования вынуждена была ориентироваться на изменившиеся образовательные потребности общества.

Все эти процессы проходили на фоне возрастающей доступности (демократизации) школьного образования и в ситуации, когда полноценное образование стало непременным атрибутом успешной карьеры и материального благосостояния.

В 20 веке произошел количественный «взрыв» числа учащихся за счет женского образования, доступности его для социальных меньшинств.

Как результат, во второй половине 20 в. на Западе в условиях европейского образовательного пространства формируются новые образовательная тенденции:

- демократизация образования – то есть рост доступности

- ориентация учебных планов и программ, содержание обучения на формирование современной функциональной грамотности то есть формирование знаний, умений и навыков адаптации к конкретной культурной среде, к социальны отношениям;

- формирование способности и стремления к самообразованию

- приоритет «человеческого фактора»

- изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений и навыков к посреднику между обучающимся и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном активном освоении нового содержания образования);

- ориентация образования на развитие у обучающихся способностей осуществлять мыследеятельность – способностей аналитических, рефлексивных;

- установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеи самоценности детства (отношение к ребенку в социуме – показатель культуры общества).

Особая роль отводится возникающим в этот период альтернативным школам, к которым относятся:

1) двуязычные школы для детей иммигрантов;

2) школы для детей, испытывающих затруднения в учебе и нуждающихся в щадящих дидактических условиях;

3) авторские школы, где обучение и воспитание ведется по оригинальной педагогической системе;

4) школы, деятельность которых основана на идеях педагогов прошлого (М.Монтессори, Д.Дьюи и др.).

Дидактические концепции западной педагогики:

Традиционная: Образование рассматривается как передача молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. Представители традиционализма намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию. Такие идеи развивают Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капеля (Франция), Г. Кэвелти (США) и др

Рационалистическая концепция образования: П. Блум, Р. Ганье, Б. Скинер концентрировали усилия, прежде всего на проблеме усвоения знаний и практической адаптации молодежи через образования к существующему обществу.

Лидеры гуманистической психологической школы –А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс – высказывали озабоченность процессом дегуманизации воспитания. Они настаивают на учёте интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников, на бережном отношении к личности ребёнка, предлагают педагогам отказаться от традиций быть господами по отношению к своим подопечным.

В содержание образования вводятся новые школьные предметы: экология, информатика, семейные отношения, экономика, половое воспитание.

Реформа высшего образования в Европе (90–е годы XX века–2010г.) 1. Новые альтернативные формы: дистанционное обучение, «открытые университеты (Нидерланды)

2. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Предпосылки создания Б. проекта:

Экономические основания

Высокая конкуренция в наукоемком производстве требует высокую квалификацию профессиональных кадров

Разрыв между академическим образованием и рынком труда

Отставание научного потенциала Европы от США (в 2 раза меньше докторов наук)

Как следствие создания ЕЭС

Стремление стран к признанию на мировом пространстве отечественных дипломов

Положения Болонской декларации:

Создание единого приложения к диплому о ВО

Единый механизм учета (измерения) полученного объема знаний студентом – в кредитных единицах - ECTS

Создать условия для мобильности студентов, преподавателей, научных работников

Введение 2-уровневой системы ВО: бакалавр и магистр (+доктор наук)

Повышение качества ВО

Развитие непрерывного образования открытость стран в науке и образовании




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.