Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И в завершение




Душа человека

 

Различными психическими расстройствами страдают многие заключенные. В каком-то смысле психическая болезнь в неволе - норма. То есть нормальная реакция на ненормальные условия жизни.

Получить помощь психиатра и даже психолога в местах заключения невероятно трудно. Тюремная медицина привыкла с подозрением относиться к некоторым болезням, а уж к психическим - с подозрением особым. Как и любая другая, психическая болезнь требует индивидуального подхода, прямого контакта больного и врача. Никакие профилактические рекомендации по этому поводу дать невозможно. Поэтому авторы просто решили рассказать о некоторых способах лечения психических болезней, не требующих никаких лекарств. Речь идет не о всех психических заболеваниях, а только об одной их разновидности - навязчивых, беспричинных страхах, фобиях.

Один из способов лечения навязчивых страхов - поиск его причин, вспоминание истоков этого страха и его осознание. Если навязчивый страх был вызван причиной, которая на самом деле вовсе не страшна, то осознание такого страха может привести к его исчезновению.

Это очень трудное занятие, но вспомнить человек, в принципе, может любое мгновение своей предыдущей жизни. Человеческая память подобна листу бумаги - однажды скомкав, его невозможно снова сделать таким же гладким. Но сам процесс вспоминания может привести к самому главному - будет установлено точно: чего же именно человек боится.

А человек, одержимый навязчивым страхом, боится, как правило, не того, что представляется ему страшным. Очень часто причина навязчивого страха лежит во впечатлениях раннего детства. Именно в детстве мы переживаем самые сильные страхи (прежде всего потому, что не умеем еще отличать опасные вещи от неопасных). И испугавшись в детстве неопасной на самом деле вещи, мы, став взрослыми, заново переживаем этот страх уже без внешних поводов. Либо выдумываем поводы для опасений тогда, когда хотим объяснить приступы своего беспричинного страха.

Задача больного - отыскать в своей памяти источник навязчивого страха, осознать ничтожность повода для этого детского страха, который продолжает вторгаться в его взрослую жизнь. Если, конечно, с точки зрения взрослого человека, повод этот и в самом деле был ничтожным.

 

Расскажем о личном опыте австрийского психолога - Виктора Франкла, автора книги "Человек в поисках смысла". В книге этой есть и такая глава: "Психолог в концентрационном лагере". Виктор Франкл написал ее, что называется, со знанием дела - в годы второй мировой войны он несколько лет был заключенным Освенцима. Главные выводы Франкла, сделанные им на основании своего кошмарного опыта, можно сформулировать так.

 

1. Человека в лагере тем труднее уничтожить, чем больше его духовное богатство.

 

Франкл был свидетелем того, как в два счета опускались на дно, погибали банкиры, хозяева фабрик, магазинов, бывшие правительственные чиновники, свезенные в Освенцим со всей оккупированной Гитлером Европы. То есть люди, которые на воле были озабочены прежде всего текущими делами, а главное - прошли школу соперничества в борьбе за место под солнцем.

От них разительно отличались другие заключенные Освенцима - священники всех вероисповеданий. В том же лагере уничтожения эти люди поражали всех своей жизнестойкостью. Причина этого парадокса для Франкла очевидна.

По роду своей прежней деятельности священники чаще обычных людей задумывались над смыслом событий, которые происходили вокруг них и внутри них. Они не восприняли заключение как личную катастрофу, ибо всегда знали о ее возможности, и даже о предрешенности такого развития событий. Они знали, как хрупок мир, знали, что любое общество подвержено болезням, в том числе и такой болезни, как фашизм. Но знали они также и то, что рано или поздно любая болезнь проходит.

Главная же причина жизнеспособности священников заключалась в том, что они воспринимали Освенцим как Божье испытание. Более того: испытание это для настоящих священников, как и для всех по-настоящему верующих людей было желанным. Например, не смея сравнивать себя с Христом, священники-христиане все же не могли не проводить аналогий между его судьбой и своими судьбами. По идее, мученическая гибель во имя Божье была бы для них лучшим исходом судьбы. ОНИ ХОТЕЛИ УМЕРЕТЬ, НО НЕ УМИРАЛИ. А умирали прежде всего люди, всей своей прежней жизнью нацеленные на успех и выживание в условиях конкуренции - промышленники, финансисты, чиновники. ОНИ НЕ ХОТЕЛИ УМИРАТЬ, НО УМИРАЛИ первыми. Первыми скатывались на дно, несмотря на богатый опыт успешной борьбы за блага жизни земной.

Психолог, человек науки, Виктор Франкл разработал на основании своего лагерного опыта довольно сложную теорию, которую затем долго проверял. И наконец, он установил такую закономерность.

 

2. Чем больше желание человека достичь какой-то цели, тем меньше вероятность того, что он ее достигнет.

 

То, что в человеческой жизни выглядит как заранее спланированный успех, как исполнение осознанного (загаданного) желания - это в лучшем случае случайное совпадение. Обычно же "исполнение желания" - это выдумка, в которую человек сам порой искренне верит и в правдивости которой он стремится убедить других. На самом деле исполняются в жизни те наши желания, о которых мы сами имеем смутное представление (а кто из нас может сказать, что он твердо уверен в своих желаниях?). Это и есть судьба.

Учение В.Франкла затрагивает довольно сложные психологические и философские проблемы. Интересует же нас в этой истории вот что. На основании открытой и обоснованной им теории Виктор Франкл разработал и метод лечения фобий, то есть навязчивых страхов - весьма распространенных в психиатрической практике недугов.

 

В общих чертах лечение по этому методу довольно просто: человек должен заставить себя захотеть, чтобы с ним случилось именно то, чего он боится. И все. Когда желание это станет осознанным, человек не сможет его осуществить, ибо осознанные желания не сбываются, или сбываются случайно, не чаще, чем выигрыш в лотерею.

Повторимся: любое лечение требует присутствия врача. Психическое недомогание, в том числе и навязчивый страх может быть симптомом телесной болезни - и в этом случае самолечение особо опасно.

Но экспериментировать над самим собой человеку никто запретить не вправе. В конце концов, сам Виктор Франкл открыл свой метод не в клинике, а в Освенциме. Прожил он, кстати, больше 80 лет, уже на воле был посетителем американских тюрем и пользовался доверием заключенных именно потому, что те знали: это врач, который сам сидел.

И, наконец, авторы книги знают много случаев успешного самолечения по методу Виктора Франкла. Их гораздо больше, чем случаев неуспешных.И раз уж мы попытались разобраться в учении этого замечательного психолога и философа, назовем и другие его пункты.

 

3. Бессмысленных ситуаций в жизни человека не существует.

 

Во всем есть смысл и человек должен этот смысл искать, причем важна не столько цель этих поисков, сколько сам процесс, который открывает перед человеком богатства великие и простые - такие же, например, как способность видеть, слышать, ходить.

Из любой жизненной ситуации - судьбоносной или повседневной - есть по крайней мере два выхода. И человек всю жизнь, каждое мгновение своей жизни учится делать правильный выбор, совершенствуется в умении делать правильный выбор. Единственный же способ проверить правильность своего выбора - сверить его со своей совестью.

Человек не обязан терпеть самого себя. У каждого человека есть право изменить себя, изменить свое отношение к тому, что он считает несчастьем, бедой, ненужным опытом, либо к тому, что кажется ему богатством и полезной вещью.

Так человек борется за свое душевное здоровье. И оно возвращается к человеку тогда, когда он ищет в своей жизни смысл.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.