Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Общая часть 1 страница




ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

 

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

 

 

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Таможенное регулирование в Таможенном союзе

 

Комментарий к статье 1

 

Статья 1 ТК посвящена понятию таможенного регулирования в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Через понятие таможенного регулирования определяется объект правового регулирования таможенных отношений, содержание самого ТК и иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.

Отношения, регулируемые на уровне Таможенного союза, связаны с:

- перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, то есть с ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывозом товаров с этой территории;

- перевозкой товаров по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;

- временным хранением, под которым понимается хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин и налогов;

- таможенным декларированием, то есть заявлением декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

- выпуском товаров - действием таможенных органов, разрешающим заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры;

- использованием товаров в соответствии с таможенными процедурами;

- проведением таможенного контроля, то есть осуществлением таможенными органами совокупности мер, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза;

- уплатой таможенных платежей (ввозной и вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых с товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, таможенных сборов);

- властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза.

Каждому из направлений таможенного регулирования в Таможенном союзе, перечисленному в п. 1 ст. 1, соответствует один или несколько разделов (глав) ТК.

Понятие таможенного регулирования в Таможенном союзе учитывает факт распределения отдельных аспектов таможенного дела между наднациональным уровнем регулирования (уровень Таможенного союза ЕврАзЭС) и национальным уровнем (уровень таможенного регулирования, осуществляемого государством - членом Таможенного союза).

В п. 2 ст. 1 закреплен один из важнейших принципов таможенного права Таможенного союза ЕврАзЭС, установивший соотношение между наднациональным и национальным уровнями таможенного регулирования. Отметим, что в текст п. 2 ст. 1 ТК были внесены изменения еще до того, как сам ТК вступил в силу для государств - членов Таможенного союза. Протоколом от 16 апреля 2010 года был внесен ряд изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, одним из которых стало "усиление" принципа приоритета наднационального регулирования.

Если в прежней редакции п. 2 ст. 1 предусматривалось, что таможенное регулирование в Таможенном союзе должно осуществляться в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, то в новой редакции эта норма получила важное добавление. Теперь национальное регулирование в рамках Таможенного союза возможно только до тех пор, пока не будут установлены соответствующие правоотношения на уровне таможенного законодательства Таможенного союза. Таким образом, был определен вектор развития союзного таможенного законодательства, направленный на охват наднациональным регулированием всех основных областей таможенного дела, а регулирование таможенных отношений на национальном уровне оставалось в качестве "юридического переживания". Оно осуществляется национальными регуляторами до тех пор, пока на наднациональном (союзном) уровне не появятся соответствующие нормы.

Национальное регулирование осуществляется законодательством государств - членов Таможенного союза, которое формируется в Республике Беларусь на базе Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-З <1>, в Республике Казахстан - Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан" <2>, а в Российской Федерации - Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <3>.

--------------------------------

<1> Здесь и далее при цитировании правовых актов Республики Беларусь используются тексты, размещенные на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь: http://www.pravo.by/webnpa/webnpa.asp.

<2> Здесь и далее при цитировании правовых актов Республики Казахстан используются тексты, размещенные на сайте Правительства Республики Казахстан: http://ru.government.kz/documents/presidlaw.

<3> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

 

Статья 2. Единая таможенная территория Таможенного союза и таможенная граница

 

Комментарий к статье 2

 

Статья 2 ТК содержит определение двух базовых понятий таможенного законодательства - единой таможенной территории Таможенного союза и таможенной границы.

Общепринятый подход к определению таможенной территории исходит из того, что таможенная территория представляет собой территорию, на которой применяется таможенное законодательство данного государства (группы государств, образующих Таможенный союз). Такое определение таможенной территории можно встретить в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (E12./F25. Киотской конвенции), к которой Российская Федерация присоединилась в 2010 году (Федеральный закон от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ <4>).

--------------------------------

<4> РГ. 2010. 10 ноября.

 

Государства, вошедшие в состав Таможенного союза, формируют единую таможенную территорию. Таким образом, формирование единой таможенной территории является одним из признаков Таможенного союза.

В соответствии со ст. 11 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур "для целей применения настоящей Конвенции любому таможенному или экономическому союзу, являющемуся Договаривающейся Стороной, надлежит уведомить Генерального Секретаря Совета <5> о территориях, образующих этот таможенный или экономический союз, и эти территории будут рассматриваться как единая территория".

--------------------------------

<5> Имеется в виду Совет таможенного сотрудничества, ныне - Всемирная таможенная организация.

 

Общепринятый подход к определению таможенного союза сформулирован в ст. XXIV ГАТТ. В ней таможенный союз определяется как замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией.

Схожее по своей сути определение таможенного союза содержится в ст. 1 Договора, заключенного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза" от 6 октября 2007 года <6>: "Таможенный союз" - форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами".

--------------------------------

<6> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1552.

 

ТК не дает сущностного определения единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а лишь перечисляет ее составные элементы: во-первых, территории государств - членов Таможенного союза - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а во-вторых, объекты, находящиеся за пределами территорий перечисленных государств, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (искусственные острова, установки, сооружения и т.п.) в соответствии с национальным законодательством (в Российской Федерации это, например, Федеральный закон от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <7>, Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" <8>) и нормами международного права.

--------------------------------

<7> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

<8> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.

 

Пределы единой таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза. С помощью такой дефиниции таможенной границы одно из ключевых понятий таможенного законодательства - "перемещение товаров через таможенную границу" - может быть определено как ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза (подп. 22 п. 1 ст. 4 ТК).

Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного регулирования в рамках Таможенного союза. Она обозначает территорию, на которую распространяется действие нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Таможенного союза.

Пространственными пределами принимаемых на уровне государства - члена Таможенного союза законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих таможенные отношения, являются государственные границы данного субъекта Таможенного союза. Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <9> акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела действуют на всей территории Российской Федерации, а также на территориях, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

--------------------------------

<9> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

 

В соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза таможенной границей могут стать пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов Таможенного союза. Так, в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года <10>, товары, ввезенные на территорию свободной экономической зоны (далее - СЭЗ), на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования. Пределы портовой и логистической СЭЗ являются таможенной границей Таможенного союза (п. п. 3 - 4 ст. 9 ТК).

--------------------------------

<10> Бюллетень международных договоров. 2012. N 7.

 

Статья 3. Таможенное законодательство Таможенного союза

 

Комментарий к статье 3

 

Статья 3 ТК раскрывает понятие таможенного законодательства Таможенного союза.

Следует отметить, что понятие "законодательство" можно использовать применительно к нормативным правовым актам, принимаемым в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС, лишь условно, поскольку нормативные акты, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе, законами не являются.

Таможенное законодательство Таможенного союза представляет собой трехуровневую систему нормативных правовых актов, расположенных в соответствии с критерием убывания юридической силы следующим образом:

1) Таможенный кодекс Таможенного союза;

2) международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе;

3) решения наднационального органа (первоначально - Комиссии Таможенного союза, а с февраля 2012 года - Евразийской экономической комиссии).

В системе таможенного законодательства Таможенного союза актом, обладающим высшей юридической силой, является Таможенный кодекс Таможенного союза. Норма, закрепляющая примат ТК среди источников таможенного права Таможенного союза, содержится в ст. 1 Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" <11>.

--------------------------------

<11> СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

 

ТК является приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года. Это приложение, а соответственно и сам ТК, являются неотъемлемой частью Договора.

Российская Федерация ратифицировала Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза Федеральным законом от 2 июня 2010 года N 114-ФЗ <12>.

--------------------------------

<12> СЗ РФ. 2010. N 23. Ст. 2796.

 

В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года N 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза вступил в силу с 6 июля 2010 года с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 5 июля 2010 года. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный Договор применяется с 1 июля 2010 года.

Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза открыт для присоединения любого государства, которое станет членом Таможенного союза.

Изменения в ТК вносятся через принятие соответствующих протоколов, которые становятся неотъемлемой частью Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (например, Протокол от 16 апреля 2010 года "О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года") <13>.

--------------------------------

<13> СЗ РФ. 2010 N 50. Ст. 6616.

 

Все иные международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе, уступают по юридической силе ТК и составляют второй уровень таможенного законодательства Таможенного союза.

Договорная база Таможенного союза, с помощью которой регулируются таможенные отношения, состоит из двух групп международно-правовых актов:

1) международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС и принятых до образования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года <14>; Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 года <15>; Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года <16>; Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года <17> и т.д.;

--------------------------------

<14> Бюллетень международных договоров. 1995. N 10.

<15> Бюллетень международных договоров. 1995. N 6.

<16> Бюллетень международных договоров. 2001. N 12.

<17> СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 632.

 

2) международных договоров, принятых после создания Таможенного союза и направленных на завершение формирования его договорно-правовой базы: Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года <18>; Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года <19>; Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года <20>; Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года <21>; Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010 года <22>; Договор об Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 22 июня 2011 года <23>; Договор о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года <24>, и т.д.

--------------------------------

<18> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1552.

<19> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1554.

<20> Бюллетень международных договоров. 2010. N 10.

<21> Текст Соглашения размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/S_o_vivozn_poshl_3strani.aspx.

<22> СЗ РФ. 2012. N 36. Ст. 4867.

<23> Бюллетень международных договоров. 2012. N 5.

<24> СЗ РФ. 2012. N 11. Ст. 1275.

 

Основные договоры и соглашения (включая учредительные договоры и Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза) утверждаются органом стратегического управления, принимающим наиболее важные решения, относящиеся к созданию и функционированию Таможенного союза. До 2012 года это был Межгосударственный Совет, с 2012 года - Высший Евразийский экономический совет.

Третьим уровнем системы таможенного законодательства Таможенного союза являются решения постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза, которым первоначально была Комиссия Таможенного союза, а с февраля 2012 года - Евразийская экономическая комиссия - единый орган Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Определяя место решений Комиссии в системе таможенного законодательства Таможенного союза, ТК исходит из того, что решения Комиссии должны приниматься в соответствии с ТК и международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Полномочия Комиссии определены в ст. 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, в которой закреплено, что Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных упомянутым Договором, иными международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также решениями Высшего Евразийского экономического совета в сферах: таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, установления торговых режимов в отношении третьих стран, статистики внешней и взаимной торговли, валютной политики и т.д. Перечень сфер, в которых Комиссия осуществляет свои полномочия, свидетельствует о том, что Евразийская экономическая комиссия является постоянно действующим органом, осуществляющим регулятивные функции не только в сфере Таможенного союза и единой таможенной политики, но и во всех иных областях экономической политики, составляющих содержание Единого экономического пространства.

Комиссия состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии, порядок деятельности которых регулируется Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утверждаемым Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств <25>.

--------------------------------

<25> Регламент работы Евразийской экономической комиссии утвержден Решением N 1 Высшего Евразийского экономического совета, принятого в г. Москве 18 ноября 2011 года.

 

В пределах своих полномочий Комиссия принимает решения, имеющие обязательный характер для государств - членов Таможенного союза, и рекомендации, которые обязательного характера не имеют.

В ст. 5 Договора о Евразийской экономической комиссии воспроизводится положение ст. 3 ТК о том, что решения Комиссии являются составной частью таможенного законодательства и применяются на всей таможенной территории Таможенного союза: "Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному применению на территориях Сторон".

Решения Комиссии принимаются Советом Комиссии и Коллегией Комиссии в пределах полномочий, установленных Договором о Евразийской экономической комиссии, и в порядке, предусмотренном этим Договором и Регламентом Комиссии.

В соответствии со ст. 7 Договора о Евразийской экономической комиссии принятие решений Комиссии производится на основании голосования членов Совета Комиссии или членов Коллегии Комиссии, при этом голоса в Комиссии распределяются следующим образом:

а) в Совете Комиссии - один голос члена Совета Комиссии является одним голосом;

б) в Коллегии Комиссии - один голос члена Коллегии Комиссии является одним голосом.

Согласно ст. 12 Договора о Евразийской экономической комиссии Совет Комиссии в пределах своих полномочий принимает решения консенсусом. В случае если консенсус не достигнут, вопрос передается на рассмотрение в Высший Евразийский экономический совет по предложению любого члена Совета Комиссии.

Порядок принятия решений Коллегии Комиссии определен в ст. 21 Договора. Коллегия Комиссии принимает решения консенсусом или квалифицированным большинством в две трети голосов общего числа членов Коллегии Комиссии. Перечень вопросов, решения по которым принимаются консенсусом и квалифицированным большинством в две трети голосов общего числа членов Коллегии Комиссии, определяется Регламентом (часть 6 главы 1, часть 5 главы 2, а также приложение "Функции и полномочия Совета").

К настоящему времени основную долю решений Комиссии, являющихся частью таможенного законодательства Таможенного союза, составляют решения, принятые предшественницей Евразийской комиссии - Комиссией Таможенного союза: решение от 18 июня 2010 года N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации", решение от 20 сентября 2010 года N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур", решение от 20 сентября 2010 года N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", и др. <26>.

--------------------------------

<26> Решения Евразийской экономической комиссии размещаются на официальном интернет-сайте Комиссии: http://www.eurasiancommission.org.

 

Все перечисленные акты таможенного законодательства Таможенного союза действуют на всей таможенной территории Таможенного союза. Если таможенное законодательство предусматривает, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории данного государства - члена Таможенного союза.

По общему правилу при таможенном регулировании применяются акты таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения и государственного регулирования внешнеторговой деятельности, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов. В отдельных случаях может быть предусмотрен иной порядок. Например, в случае выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК).

Особый порядок устанавливается в отношении случаев перемещения товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза. К таким товарам применяются таможенное законодательство Таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы. Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются нормы, действующие на день выявления нарушения установленных требований.

Особые случаи применения норм таможенного законодательства действуют только в том случае, если иное регулирование не предусмотрено самим ТК или международными договорами государств - членов Таможенного союза.

 

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе

 

Комментарий к статье 4

 

В статье 4 ТК содержатся определения более сорока основных терминов, используемых в ТК. Унификация терминологического аппарата таможенного законодательства позволяет избежать так называемых скрытых коллизий, то есть таких столкновений правовых норм, содержащихся в различных нормативных актах, которые происходят из-за различного, отличающегося понимания одних и тех же терминов. Иные, не упомянутые в п. 1 ст. 4 термины таможенного законодательства Таможенного союза используются в тех значениях, которые определены в соответствующих статьях ТК и международных договорах государств - членов Таможенного союза.

Юридико-техническим новшеством является включение в текст ТК, наряду с общим глоссарием, содержащимся в ст. 4, так называемых специализированных глоссариев, применяемых в отношении конкретной главы ТК. Собственные глоссарии имеются в главе 18 "Система управления рисками" (ст. 127), главе 20 "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля" (ст. 137) и главе 49 "Особенности перемещения товаров для личного пользования" (ст. 351).

Термины гражданского и других отраслей законодательства, используемые в ТК, применяются в каждом из государств - членов Таможенного союза в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства этих государств. Например, используемые в таможенных правоотношениях по обеспечению уплаты таможенных платежей на территории Российской Федерации термины "залог", "поручительство", "банковская гарантия" применяются в значении, которое им определяет гражданское законодательство Российской Федерации (ГК РФ), а терминология главы 4 ТК ("Информационные системы и информационные технологии") - в смысле определений, данных в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <27>.

--------------------------------

<27> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

 

Следует отметить, что ТК содержит ряд терминологических новелл: вводятся новые понятия, ранее не использовавшиеся в Таможенном кодексе РФ (например, "уполномоченный экономический оператор", "товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком"), а отдельные понятия используются в новом или измененном смысле. Так, например, термин "таможенные процедуры" объединил два термина, использовавшихся в Таможенном кодексе РФ - "таможенные процедуры" и "таможенные режимы" (последний термин исключен из понятийного аппарата ТК). Вместо термина "принятие таможенной декларации" в ТК используется термин "регистрация таможенной декларации", вместо формы таможенного контроля "таможенная ревизия" введена "таможенная проверка". Использовавшемуся в Таможенном кодексе РФ термину "лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов" в ТК соответствует термин "плательщик таможенных пошлин, налогов". "Таможенный брокер" стал "таможенным представителем" и т.д.

 

Статья 5. Порядок исчисления сроков, устанавливаемых таможенным законодательством Таможенного союза

 

Комментарий к статье 5

 

Традиционный вопрос общей части таможенного права - порядок исчисления сроков - стал предметом статьи 5 ТК.

Таможенное регулирование самым тесным образом связано с фактором времени. С определенными моментами или периодами времени таможенное законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение таможенных правоотношений, необходимость совершения предусмотренных законом действий и т.д.

Сроки, под которыми в праве понимаются моменты или периоды времени, наступление или истечение которых влечет определенные правовые последствия, могут определяться: а) календарной датой; б) истечением периода времени; в) указанием на событие, которое неизбежно должно наступить.

Примером определения сроков календарной датой может служить положение решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года N 48, в соответствии с которым Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза применяется в Российской Федерации с 1 июля 2010 года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.