Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Общая часть 3 страница




д) любая иная конфиденциальная информация, то есть информация, которая не является общедоступной и может нанести ущерб правам и охраняемым интересам предоставившего ее лица.

Поступившие в таможенные органы сведения, составляющие охраняемую законом тайну, имеют специальный режим хранения и доступа к ним должностных лиц таможенных органов.

Таможенные органы одного государства - члена Таможенного союза передают предоставленную им информацию государственным органам данного государства - члена Таможенного союза при условии, что такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством данного государства - члена Таможенного союза. При передаче информации в этом случае должны соблюдаться требования законодательства данного государства - члена Таможенного союза по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации, а также международных договоров государств - членов Таможенного союза.

Государства - члены Таможенного союза заключили Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств - членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года <36>.

--------------------------------

<36> СЗ РФ. 2012. N 36. Ст. 4863.

 

Статья 9. Обжалование действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

 

Комментарий к статье 9

 

Последняя статья главы 1 ТК регулирует порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Право любого лица обжаловать акты субъектов власти - атрибут демократического и правового государства. Это право представляет важную юридическую гарантию защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, которые участвуют в публично-правовых (в том числе таможенно-правовых) отношениях, построенных на началах неравенства сторон.

Лицо может обратиться в государственные органы с жалобой, заявлением или иным обращением. Основное отличие жалобы от иных обращений состоит в том, что жалоба представляет собой обращение по поводу нарушенного права или законного интереса (в этой связи заявление представляет собой обращение лица по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением).

В ТК закреплено право любого лица обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц. При этом сроки и порядок такого обжалования отнесены к сфере регулирования законодательства государства - члена Таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Принятый в международной практике порядок подачи жалобы по таможенным вопросам нашел отражение в главе 10 Генерального приложения к Киотской конвенции. Согласно нормам международного таможенного права, таможенное законодательство должно предусматривать право на обжалование по таможенным вопросам. При этом под жалобой понимается "акт, посредством которого лицо, непосредственно затронутое решением или бездействием таможенной службы и считающее себя понесшим в результате этого ущерб, обращается в компетентный орган с требованием о его возмещении" (E1./F23).

Правом на обжалование наделяется любое лицо, непосредственно затронутое решением таможенной службы или ее бездействием, под которым в Киотской конвенции понимается несовершение действия или непринятие решения, предписанного для таможенной службы таможенным законодательством, в течение разумного срока по вопросу, поставленному перед ней надлежащим образом (E22./F21).

Национальное законодательство должно предусматривать право на подачу первоначальной жалобы таможенной службе. В случаях отклонения жалобы таможенной службой заявитель имеет право на дальнейшее обжалование в органе, независимом от таможенной администрации. В последней инстанции заявитель имеет право обратиться в судебный орган.

В случае отклонения жалобы таможенная служба указывает причины этого в письменном виде и разъясняет заявителю его право на дальнейшую подачу жалобы в административный или иной орган, а также о сроке, отведенном для подачи такой жалобы. В случае же удовлетворения жалобы таможенная служба в кратчайшие сроки приводит в исполнение свое решение или предписание судебного органа, за исключением случаев, когда таможенная служба обжалует такое предписание.

В Республике Беларусь нормы, регулирующие отношения по обжалованию решений таможенных органов, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, содержатся в главе 5 (ст. ст. 32 - 43) Таможенного кодекса Республики Беларусь.

В ст. 17 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" содержится бланкетная норма, в соответствии с которой любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в сроки и порядке, которые установлены законодательством Республики Казахстан. При этом в отдельной главе Кодекса устанавливается порядок обжалования уведомлений о погашении задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням (ст. ст. 173 - 182 главы 19).

В Российской Федерации порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела определен в главе 3 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. ст. 36 - 49). Важно отметить, что упомянутый порядок не применяется в случае обжалования постановлений таможенных органов или их должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, в отношении которых предусмотрены специальные правила обжалования.

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд (арбитражный суд). При этом подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд (арбитражный суд). Жалоба, поданная в таможенные органы и в суд (арбитражный суд), рассматривается судом (арбитражным судом).

Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суды, определяется законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве (главой 25 "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ) <37>.

--------------------------------

<37> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

 

Вопросы подачи, рассмотрения и разрешения жалоб в арбитражные суды урегулированы законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах (главой 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ) <38>.

--------------------------------

<38> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

 

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности, либо со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия (ст. 40 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

По общему правилу подача жалобы на решение (действие) таможенного органа или его должностного лица не приостанавливает исполнения обжалуемого решения (действия). Однако при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемое решение (действие) не соответствует таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле, а также в случае если неприостановление исполнения решения (действия) может иметь необратимый характер либо может повлечь причинение значительного ущерба заявителю, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого решения (действия) до принятия решения по существу жалобы (ст. 43 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Поданная жалоба должна рассматриваться таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления (ст. 47 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Решение, действие (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с ввозом в Российскую Федерацию и (или) вывозом из Российской Федерации товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн. рублей, и (или) одного транспортного средства могут быть обжалованы в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 49 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Упрощенный порядок обжалования заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу таможни или таможенного поста. Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно, но не позднее трех часов с момента ее подачи.

 

Глава 2. ИНФОРМИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

Статья 10. Информирование о таможенном законодательстве Таможенного союза

 

Комментарий к статье 10

 

В ст. 10 ТК установлен порядок информирования о таможенном законодательстве Таможенного союза, то есть о ТК, международных договорах государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные отношения в Таможенном союзе, а также о решениях Комиссии.

Законодательство государств - членов Таможенного союза устанавливает порядок информирования об актах как таможенного законодательства Таможенного союза, так и национального законодательства о таможенном регулировании (таможенном деле) и иных правовых актах, регулирующих таможенные отношения.

Соответствующие нормы содержатся:

в Российской Федерации - в ст. 51 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации";

в Республике Беларусь - в ст. 9 Таможенного кодекса Республики Беларусь;

в Республике Казахстан - в ст. 23 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".

Порядок информирования таможенными органами о таможенном законодательстве может уточняться и конкретизироваться административными регламентами органов исполнительной власти, уполномоченных в области таможенного дела (в Российской Федерации - Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (утв. Приказом ФТС России от 9 июня 2012 года N 1128 <39>)), и иными нормативными правовыми актами.

--------------------------------

<39> РГ. N 174. 01.08.2012.

 

Обеспечение в установленном порядке государственных органов, организаций и граждан информацией по таможенным вопросам является одной из функций таможенных органов государств - членов Таможенного союза. Это соответствует стандартам Киотской конвенции. В главе 9 Генерального приложения к Конвенции закреплено (стандартное правило 9.1): "Таможенная служба обеспечивает беспрепятственный доступ любого заинтересованного лица ко всей необходимой информации общего характера по применению таможенного законодательства".

Информирование о таможенном законодательстве Таможенного союза может осуществляться различными способами:

- путем опубликования актов таможенного законодательства Таможенного союза в официальных изданиях государств - участников Таможенного союза и иных печатных изданиях;

- путем доведения информации о них с использованием информационных технологий (размещение на официальных и иных интернет-сайтах, в справочно-правовых системах и т.д.);

- путем доведения информации до всеобщего сведения по телевидению и радио;

- посредством иных способов распространения информации (информационные стенды, табло, буклеты и иные печатные материалы, устные разъяснения и объявления и т.д.), в том числе для общедоступного и бесплатного ознакомления в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза; в аэропортах, морских (водных) портах, на железнодорожных и автомобильных станциях) на транспортных средствах, выполняющих международные перевозки; в зонах таможенного контроля, а также в иных местах, определяемых таможенными органами.

При любом из перечисленных способов информирование таможенными органами о таможенном законодательстве Таможенного союза осуществляется бесплатно.

Публикация актов таможенного законодательства Таможенного союза может осуществляться в источниках официального опубликования законов и международных договоров государств - членов Таможенного союза (в Российской Федерации - в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", "Парламентской газете", "Бюллетене международных договоров" и т.д.), а также в официальных изданиях национальных таможенных служб (в России - в Бюллетене таможенной информации "Таможенные ведомости", информационно-аналитическом обозрении "Таможня" и иных печатных изданиях, обозначенных ФТС России в качестве изданий, опубликование в которых считается официальным).

Комиссия и таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ лицам к информации о таможенном законодательстве Таможенного союза, размещенной на их официальных веб-сайтах в сети Интернет.

Официальным сайтом Евразийской экономической комиссии является: www.eurasiancommission.org (решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 апреля 2013 года N 83 "Об официальном сайте Евразийской экономической комиссии в сети Интернет"). ФТС России может публиковать акты таможенного законодательства Таможенного союза на своем интернет-сайте: www.customs.ru.

Исполнение таможенными органами обязанности по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза помогает им справиться с потоком многочисленных запросов о причинах принятого таможенными органами решения, совершенного ими действия или бездействия. Если основанием принятого решения, совершенного действия (бездействия) является опубликованный правовой акт, то ответ на запрос может сводиться к ссылке на этот акт (указывается название акта, его предмет и издание, в котором акт опубликован).

 

Статья 11. Консультирование таможенными органами

 

Комментарий к статье 11

 

В ст. 11 определены правовые основы консультирования таможенными органами. Нормы ТК о консультировании таможенными органами соответствует стандартам Киотской конвенции. В главе 9 Генерального приложения к Конвенции закреплено:

"По запросу заинтересованного лица таможенная служба в возможно короткие сроки предоставляет возможно более точную информацию по конкретным вопросам в области таможенного законодательства, поставленным заинтересованным лицом" (стандартное правило 9.4);

"Таможенная служба предоставляет не только запрошенную информацию, но и любую другую относящуюся к делу информацию, которую она сочтет целесообразным довести до сведения заинтересованного лица" (стандартное правило 9.5).

В соответствии с ТК правом на получение консультации наделяется любое заинтересованное лицо. Соответствующая этому праву обязанность таможенных органов предоставить консультацию реализуется через определение руководителем таможенного органа должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций.

Основанием для осуществления консультирования является запрос заинтересованного лица.

Предмет консультирования составляют вопросы, касающиеся таможенного законодательства Таможенного союза (ТК, международных договоров государств - членов Таможенного союза, решений Евразийской экономической комиссии), а также иные вопросы, входящие в компетенцию таможенных органов, к которым относятся вопросы порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, вопросы регулирования отношений, возникающих в процессе совершения таможенных операций и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей и др.

Должностным лицам таможенных органов запрещено консультировать по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов (подп. 1 п. 4 ст. 11 ТК).

Консультирование может осуществляться в устной и письменной формах. По письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в возможно короткие сроки, но не позднее срока, установленного законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации этот срок составляет один месяц со дня получения запроса (ч. 2 ст. 52 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Форма письменной консультации может также определяться подзаконными актами, принимаемыми органами исполнительной власти государств - членов Таможенного союза, осуществляющими управление в области таможенного дела. В Российской Федерации, например, форма письменной консультации содержится в Приложении N 4 к Административному регламенту Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (утв. Приказом ФТС России от 9 июня 2012 года N 1128 <40>).

--------------------------------

<40> РГ. 01.08.2012. N 174.

 

В государствах - членах Таможенного союза консультирование таможенными органами осуществляется бесплатно. Так, например, в Республике Казахстан осуществление безвозмездного консультирования является одной из обязанностей таможенных органов (ст. 10 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). Принцип предоставления консультаций по таможенному делу и иным вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов, на безвозмездной основе нашел свое закрепление в ст. 52 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 10 Таможенного кодекса Республики Беларусь, ст. 24 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". Заметим, что ранее за консультирование взималась плата, являвшаяся разновидностью таможенных платежей (в Российской Федерации, например, такая плата взималась в 1993 - 2003 годах).

Консультируя заинтересованные органы, таможенные органы выполняют одну из своих основных задач, сформулированных в подп. 6 п. 1 ст. 6 ТК, - обеспечить в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создать условия для ускорения товарооборота через таможенную границу. Консультирование не должно быть связано с выполнением другой основной задачи таможенных органов - совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля (подп. 3 п. 1 ст. 6 ТК). Поэтому особо оговаривается, что информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров (п. 5 ст. 11 ТК).

В этой связи дополнительно устанавливается запрет должностным лицам таможенного органа при консультировании вносить изменения и дополнения в представленные заинтересованными лицами документы, а также совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующие решения таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы (подп. 3 - 4 п. 4 ст. 11 ТК).

К другим ограничениям, налагаемым ТК на таможенные органы при проведении консультирования, относятся запреты:

сообщать сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством (подп. 4 п. 4 ст. 11 ТК);

проверять от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, которые подлежат представлению таможенным органам (п. 2 ст. 11 ТК);

составлять таможенные декларации и документы, представляемые таможенным органам (п. 2 ст. 11 ТК).

При этом таможенным органам не запрещено консультировать по вопросам, связанным с заполнением таможенной декларации и документов, представляемых таможенным органам. Однако такие консультации могут проводиться только в устной форме и без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом (п. 3 ст. 11 ТК).

Порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" порядок организации информирования и консультирования таможенными органами определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Реализуя соответствующие полномочия, ФТС России Приказом от 9 июня 2012 года N 1128 утвердила Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Законодательство государств - членов Таможенного союза устанавливает ответственность таможенных органов за своевременность и достоверность информации, предоставляемой в порядке консультирования по таможенным вопросам. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 52 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", если запрашиваемая информация была предоставлена таможенным органом несвоевременно или в недостоверном виде, что привело к убыткам лица, обратившегося за консультацией, возмещение убытков осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Убытки возмещаются за счет казны Российской Федерации в соответствии со ст. ст. 16 и 1069 ГК РФ.

Таможенные органы не несут ответственности в двух случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 52 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации":

а) за убытки, причиненные вследствие искажения текстов актов таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, правовых актов ФТС России и иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела, опубликованных без их ведома и контроля;

б) за убытки, причиненные вследствие неквалифицированных консультаций, оказанных лицами, не уполномоченными на их проведение.

Ответственность таможенных органов за недостоверную информацию при консультировании предусмотрена также в ст. 11 Таможенного кодекса Республики Беларусь.

 

Глава 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УЧАСТНИКАМИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.