Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. 1. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодо­ рожного, воздушного или водного транспорта посягает на безопасность функци­ онирования




1. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодо­
рожного, воздушного или водного транспорта посягает на безопасность функци­
онирования основных видов транспорта как неотъемлемой части народнохозяй­
ственного комплекса. Оно сопряжено с нанесением значительного материального
ущерба, гибелью людей, причинением им телесных повреждений.

2. Рассматриваемая статья устанавливает ответственность за нарушение пра­
вил безопасности движения или эксплуатации трех основных видов транспорта:
железнодорожного, воздушного и водного. Ответственность за нарушение правил


Раздел X. Глава 28


Статья 314


безопасности движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств предусмотрена статьей 317, маломерных судов — статьей 316, магистральных тру­бопроводов — статьей 320.

К железнодорожному транспорту относится рельсовый транспорт, включая метрополитен, находящийся в ведении Министерства транспорта и коммуникаций, а также подъездные пути предприятий, узкоколейные железные дороги специально­го назначения. Внутрицеховые, шахтные средства транспортировки (электровозы, вагонетки и т.п.), связанные с технологическим процессом, не относятся к желез­нодорожному транспорту. Нарушение правил их эксплуатации, повлекшее со­ответствующие последствия, является нарушением правил охраны труда и вле­чет ответственность по статье 306.

Воздушный транспорт охватывает всю гражданскую авиацию и средства воз­духоплавания независимо от ведомственной принадлежности и формы собствен­ности (самолеты, вертолеты, аэропорты, аэродромы и т.п.).

Под водным понимается как морской, так и речной транспорт. К нему отно­сятся, в частности, пассажирские и грузовые суда, танкеры, самоходные баржи, портовые сооружения и т.п.

3. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в нару­шении правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, наступлении последствий в виде тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения (см. коммент. к ст.ст. 147 и 149) либо ущерба в особо крупном размере (см. ч. 1 примеч. к разд. X) и наличии причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями.

Рассматриваемая статья имеет бланкетную диспозицию. Для того, чтобы опре­делить, имело ли место нарушение соответствующих правил, необходимо обратить­ся к отраслевым нормативным актам, устанавливающим правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств того или иного вида. Условно их можно подразделить на три группы: правила безопасности движения, правила безопасности эксплуатации и правила допуска лиц к работе на транспорте. Пра­вила безопасности эксплуатации транспорта устанавливают порядок эксплуата­ции как самих транспортных средств, так и систем и агрегатов, которые обеспе­чивают их безопасную работу. В каждом конкретном случае должно быть уста­новлено, какой пункт тех или иных правил нарушен виновным.

Под нарушением правил понимается как бездействие, выразившееся в невы­полнении виновным предписаний нормативных актов по безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, так и действия, противоречащие указанным правовым предписаниям. При бездействии уголовная ответственность наступает только в том случае, когда на лицо была возложена обязанность выполнять предусмотренные правилами действия, и оно могло их выполнить. Если инструкциями такая обязанность не предусмотрена, уголовная ответственность по данной статье исключается.

Решая вопрос о наличии причинной связи между нарушением соответству­ющих правил и наступившими последствиями, необходимо учитывать, что по­следние могут быть обусловлены деяниями нескольких лиц, одно из которых


Раздел X. Глава 28


Статья 315


создает опасную обстановку, а второе, неверно оценив ее, совершает действия, и в результате наступают последствия. Несмотря на всю сложность ситуации, в каждом случае необходимо определить, чьи деяния явились главной, определяю­щей причиной, обусловившей наступление последствий, и в соответствии с этим решать вопрос об уголовной ответственности конкретных лиц.

4.С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется
составной виной. Правила могут быть нарушены как умышленно (с прямым
умыслом), так и по неосторожности (небрежности). Отношение виновного к
наступившим последствиям выражается в неосторожной вине. Лицо предвидело
возможность наступления указанных последствий, но легкомысленно рассчитыва­
ло на их предотвращение либо не предвидело такой возможности, хотя при не­
обходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их
предвидеть. В целом преступление признается совершенным по неосторожности.

5.Данное преступление может быть совершено только специальным субъек­
том: лицом, которое обязано соблюдать правила безопасности движения или
эксплуатации транспорта в силу выполняемой им работы или занимаемой долж­
ности. К ним относятся работники транспорта, деятельность которых связана с
движением транспорта, его эксплуатацией и организацией его безопасного функ­
ционирования. Это могут быть лица, достигшие 18-летнего возраста (машинисты,
пилоты, капитаны, штурманы, механики, радисты, шкиперы, диспетчеры службы
движения, центров управления воздушным движением, лоцманы и др.).

6.Частями 2 и 3 данной статьи устанавливается повышенная ответственность
в тех случаях, когда нарушение соответствующих правил повлекло по неосторож­
ности причинение смерти одному либо двум или более лицам. Вина по отношению
к факту смерти человека характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия
или небрежности. В случае умышленного причинения смерти налицо убийство.

7.В тех случаях, когда работник транспорта допустил нарушение своих слу­
жебных обязанностей, повлекшее указанные выше последствия, но эти нарушения
не были связаны с безопасностью движения или эксплуатации транспорта, налицо
нарушение правил охраны труда и деяния виновного необходимо квалифициро­
вать по статье 306 либо как преступления против собственности, жизни или здо­
ровья человека (ст.ст. 219, 144, 155).

Статья 315. Нарушение правил международных полетов

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета либо иное нарушение правил международных полетов — наказываются штрафом или арестом на срок до шести месяцев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.