Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 198. Заведомо ложная реклама 3 страница




Статья 207. Изготовление или сбыт поддельных платежных
карточек и иных платежных и расчетных
документов

1. Изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных платежных карточек, а также иных платежных и расчетных документов, не являющихся ценными бумагами, —
наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев.
2. Те же деяния, совершенные неоднократно или организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет с конфискацией имущества.

В современных условиях так называемые «пластиковые деньги» получили всеобщее признание и широкое распространение.
Под термином «пластиковая карта» понимается весь спектр пластиковых карт, в том числе и банковских. К пластиковым картам можно отнести карты, служащие секретным пропуском в здание (офис, библиотеку), средством оплаты транспортных услуг, водительским удостоверением и т.д.
Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит в нарушении установленного законом порядка обращения с платежными карточками или иными платежными и расчетными документами, что создает возможность совершения незаконных действий по получению денег из кассы, незаконного перевода денег с расчетных счетов одного предприятия, организации в адрес другого и возможность получения наличных денег в банке.
Объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере оборота банковских карт и иных платежных документов, которые не являются ценными бумагами.
Предметом рассматриваемого преступления являются:
а) платежные карточки, не являющиеся ценными бумагами (кредитная карта, расчетная карта). Кредитная карта — это введенная в обращение рядом коммерческих банков и иными уполномоченными кредитными учреждениями для осуществления безналичных расчетов особая пластиковая карточка, позволяющая лицу реализовать право на пользование денежной суммой, находящейся на соответствующем кредитном счете с помощью электронных средств платежа. Расчетная карта представляет собой аналог кредитной, с той лишь разницей, что посредством нее платежи списываются с депозитного или сберегательного счета ее владельца;
б) иные платежные и расчетные документы, не являющиеся ценными бумагами (платежные требования-поручения).
Предметом преступления в данном составе могут быть также платежные поручения — платежный документ, содержащий поручение плательщика банку о перечислении с его счета определенной суммы денег на счет покупателя.
Объективная сторона данного преступления выражается в активном действии, направленном на изготовление с целью сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карточек, платежных и расчетных документов, не являющихся ценными бумагами.
Изготовление может осуществляться путем ксерокопирования заполненных или незаполненных платежных карточек (документа, с помощью которого можно осуществлять безналичные платежи в магазинах, гостиницах и т. д.), как в черно-белом, так и в цветном изображении. В отличие от кредитной карточки платежи по платежной карточке можно осуществлять только при наличии на счете средств. Кроме того, предметом изготовления могут быть также раздаточная ведомость на получение зарплаты, бланки приходных (расходных) ордеров, при помощи которых можно получить деньги из кассы. Эти документы, несмотря на свою большую значимость, не являются ценными бумагами, но без них не могут осуществляться денежные операции в банке или на предприятии, в учреждении или организации.
Суть преступных операций заключается в перекачивании денежных средств с помощью настоящих или поддельных пластиковых карточек со счетов законных владельцев на счета подставных юридических или физических лиц. При частичной подделке подлинной карточки с внесением изменений данных владельца, используют метод «сбривания» проэмбоссированных данных на подлинной карточке и приклеивание нового подписного поля с поддельной матрицы. Кроме того, необходима подделка подписи законного владельца карточки.
Преступление признается оконченным при изготовлении с целью сбыта хотя бы одной карточки, независимо от того, удалось в дальнейшем ее сбыть или нет.
Сбыт поддельных карточек – это использование последних в качестве платежа, отчуждение третьим лицам. Сбыт поддельных карточек или платежных документов считается оконченным преступлением с момента передачи или использования хотя бы одной поддельной карты или платежного документа.
Обязательным условием уголовной ответственности по ст. 207 УК РК является изготовление этих документов с целью сбыта или сам сбыт их в любой форме, например, дарение, обмен, продажа, предоставление для временного пользования, использование в качестве средств уплаты долга и т. д.
Субъект преступления общий, то есть физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
С субъективной стороны анализируемое преступление совершается только с прямым умыслом. Виновный сознает, что изготавливает в целях сбыта или сбывает поддельные платежные карточки или иные платежные и расчетные документы, не являющиеся ценными бумагами, и желает совершить данное деяние. Цель в данном случае является конструктивным признаком субъективной стороны настоящего преступления.
Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются: неоднократно либо его совершение организованной группой.

Статья 208. Нарушение порядка и правил маркировки
подакцизных товаров акцизными марками и (или)
учетно-контрольными марками, подделка и
использование акцизных марок и (или)
учетно-контрольных марок

1. Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками, повлекшее причинение значительного ущерба, -
наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или без таковой.
2. Изготовление или приобретение с целью сбыта, а равно использование или сбыт заведомо поддельных акцизных марок и (или) учетно-контрольных марок, —
наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до десяти месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или без таковой.
Примечание. Значительным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный на сумму, в сто раз превышающую месячный расчетный показатель.
Общественная опасность преступления состоит в нанесении вреда экономике государства, поскольку акциз представляет собой вид косвенного налога на предметы массового потребления или услуги, который поступает в государственный бюджет государства. При этом вред может быть причинен и деловой репутации производителя товара. При нарушении порядка и правил маркировки подакцизных товаров марками акцизного сбора вред может быть причинен и здоровью населения, потребляющего некачественные реализуемые товары.
Объектом преступления являются общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства.
Предметом преступления выступает марка акцизного сбора, которой характеризуется подакцизный товар.
Акциз — разновидность косвенного налога на товары и услуги, включаемый в цену или тариф. Сборщиками акциза выступают предприниматели, владельцы предприятий, производивших подакцизные товары или охватывающие облагаемые налогом услуги, а его плательщиками — потребители, оплачивающие товары и услуги. В узком смысле акциз распространяется на ограниченный круг товаров, как правило, массового потребления. В широком смысле акциз включает такие виды косвенных налогов, как налог на добавленную стоимость.
Марка акцизного сбора представляет собой вид ценных бумаг, предназначенных для сбора налога с каждой единицы реализуемого товара.
Акцизами облагаются товары, произведенные на территории Республике Казахстан и импортируемые на территорию Республики Казахстан, а также иные виды деятельности.
Согласно ст. 257 Налогового кодекса РК от 12 июня 2001 г. (с посл. изм. и доп.) подакцизными являются следующие товары: алкогольная продукция, табачные изделия, икра осетровой и лососевой рыбы, ювелирные изделия из золота, платины или серебра; бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов), огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для нужд органов государственной власти), сырая нефть, включая газовый конденсат. Подакцизными видами деятельности являются: игорный бизнес, организация и проведение лотерей. K08
Учетно-контрольная марка — специальная разовая наклейка с необходимыми степенями защиты, предназначенная для идентификации алкогольной продукции (кроме пива) с целью учета и осуществления контроля за ее оборотом.
Нормативными актами предусмотрен определенный порядок приобретения, маркировки и хранения подакцизных марок. К ним относятся: Приказ Таможенного комитета РК «Об утверждении порядка продажи марок акцизного сбора и таможенного оформления маркировочных товаров» от 24 апреля 1997 г.; Постановление Правительства РК «О маркировке отдельных видов подакцизных товаров марками акцизного сбора» от 21 июня 2001 г., P03 Постановление Правительства РК «О маркировке отдельных видов подакцизных товаров учетно-контрольными марками» от 3 декабря 2004 г. № 1254 (с изм. и доп. от 23.05.2005 г. № 495). P08
Постановлением Правительства РК с 1 июля 2001 г. введена обязательная маркировка подакцизных товаров марками нового образца в целях предотвращения нелегального производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров, совершенствования порядка маркировки подакцизных товаров марками акцизного сбора. P03
Единственным изготовителем марок акцизного сбора является Банкнотная фабрика Национального банка Министерства финансов РК.
Маркировку подакцизных товаров осуществляют отечественные товаропроизводители и импортеры. В отношении отечественных товаров маркировку осуществляет Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, а в отношении импортных товаров — Таможенный комитет РК, которые контролируют порядок использования приобретенных марок.
Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в нарушении порядка и правил маркировки подакцизных товаров марками акцизного сбора.
Данное преступление может быть совершено действием (бездействием), которое нарушает порядок и правила маркировки подакцизных товаров марками акцизного сбора (покупка марок акцизного сбора не у финансовых или таможенных органов, перепродажа, передача или отчуждение в других формах иным лицом за исключением возврата финансовым или таможенным органам, не возвращение не использованных марок).
Постановлением Правительства РК «О маркировке отдельных видов подакцизных товаров учетно-контрольными марками» от 3 декабря 2004 г. № 1254 (с посл. изм. и доп.) утверждены Правила маркировки алкогольной продукции, за исключением виноматериала и пива, учетно-контрольными марками. P08
Производители алкогольной продукции производят наклеивание учетно-контрольных марок на готовую продукцию, предназначенную для реализации на территории Республики Казахстан, в процессе производства либо в другом обособленном месте на своей территории по технологии, определенной для маркировки.
Алкогольная продукция, подлежащая обязательной маркировке учетно-контрольными марками, маркируется учетно-контрольными марками по форме, утверждаемой уполномоченным государственным органом, обеспечивающим государственное регулирование производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Не подлежит маркировке учетно-контрольными марками следующая алкогольная продукция:
экспортируемая за пределы Республики Казахстан;
ввозимая на таможенную территорию Республики Казахстан в таможенных режимах «магазин беспошлинной торговли», «тамоҒженҒный склад»;
ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан в таможенных режимах «временный ввоз товаров и транспортных средств» и «временный вывоз товаров и транспортных средств», в рекламных и (или) демонстрационных целях в единичных экземплярах;
перемещаемая через таможенную территорию Республики Казахстан в таможенном режиме «транзит товаров»;
ввозимая (пересылаемая) физическими лицами на таможенную территорию Республики Казахстан в пределах норм безакцизного ввоза, установленных Правительством Республики Казахстан.
Учетно-контрольная марка наклеивается на боковую поверхность сосуда таким образом, чтобы она хорошо прилегала к бутылке, не допуская перекосов, перегибов, должна обеспечивать легкую идентификацию и устойчивое считывание штрих-кодовой информации считывающим устройством.
Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров марками и (или) учетно-контрольными марками, подделка и использование акцизных марок и (или) учетно-контрольных марок признается оконченным с момента причинения значительного ущерба. Между общественно опасным деянием и причинением значительного ущерба должна быть причинная связь. Согласно примечания к ст. 208 УК РК, под значительным ущербом следует понимать ущерб, причиненный на сумму, в сто раз превышающую месячный расчетный показатель.
Если умысел виновного был направлен на причинение значительного ущерба, но преступление не было доведено до конца по причинам, не зависящим от воли виновного, то действия виновного следует квалифицировать как покушение на нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров марками акцизного сбора, подделки и использования марок акцизного сбора по ч. 3 ст. 24 и ст. 208 УК РК.
Если же в результате нарушения порядка и правил маркировки подакцизных товаров марками акцизного сбора, подделки и использования марок акцизного сбора действиями виновного не был причинен значительный ущерб и его умыслом он не охватывался, такое нарушение не подпадает под признаки ст. 208 УК РК. Действия виновного следует рассматривать как административное правонарушение, состоящее в нарушении правил ввоза, транспортировки, производства, хранения и реализации подакцизных товаров, предусмотренное ст. 213 Кодекса РК об административных правонарушениях, либо как нарушение порядка и правил маркировки, предусмотренное ст. 214 Кодекса РК об административных правонарушениях.
Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что нарушает порядок и правила маркировки подакцизных товаров марками акцизного сбора, предвидит наступление общественно-опасных последствий и желает их наступления.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушающее порядок и правила маркировки подакцизных товаров.
Часть 2 ст. 208 УК РК предусматривает ответственность за изготовление или приобретение с целью сбыта, а равно использование или сбыт заведомо поддельных марок акцизного сбора и (или) учетно-контрольных марок. Определение учетно-контрольных марок и их использование в практической деятельности дано при анализе ч. 1 ст. 208 УК РК.
Под изготовлением поддельных акцизных марок понимается полная или частичная подделка предметов рассматриваемого преступления.
Изготовление может осуществляться как ручным способом, так и с использованием технических средств. Способ изготовления не влияет на квалификацию преступления, но может учитываться судом при назначении наказания.
Под приобретением понимается возмездное или безвозмездное получение поддельных марок акцизного сбора.
При совершении рассматриваемого преступления путем изготовления или приобретения необходимо обязательно установить тот факт, что виновный преследовал специальную цель — сбыт марок акцизного сбора.
Под использованием понимается совершение действий, при которых виновное лицо поддельные марки акцизного сбора выдает за подлинные. Такие действия, как правило, сопряжены с уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов (ст. 214 УК РК), либо с уклонением гражданина от уплаты налогов и уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. ст. 221 и 222 УК РК).
Под сбытом понимается выпуск в обращение поддельных марок акцизного сбора, сбыт может выглядеть как продажа, дарение, обмен, получение в долг, расчет марками в счет уплаты долга за товары или услуги. Подделка марок акцизного сбора может осуществляться путем ксерокопирования в цветном исполнении.
Признаками подделки является один и тот же порядковый номер, отсутствие специальной защиты (часть марки покрывается специальным составом), подрисовка или наклеивание серии или номеров марки.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 208 УК РК, следует считать оконченным с момента совершения любого из перечисленных в ч.2 рассматриваемой нормы действий. При этом для привлечения виновного лица к уголовной ответственности не требуется наступления преступных последствий.

Статья 209. Экономическая контрабанда

1. Перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов, за исключением указанных в статье 250 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев с конфискацией имущества либо без таковой, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) неоднократно;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, —
наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения;
б) организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, а в случаях, предусмотренных пунктом а), - до семи лет с конфискацией имущества.
Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает одну тысячу месячных расчетных показателей.
Общественная опасность экономической контрабанды выражается в том, что она наносит вред экономическим интересам государства, так как в государственный бюджет не поступают пошлины, которые установлены государством на ввозимые и вывозимые товары. Кроме того, из республики вывозятся товары (например, сырье стратегического назначения), запрет к вывозу которых обусловлен их значением для экономики нашей страны.
Объектом экономической контрабанды являются установленные государством порядок и правила перемещения товаров и предметов через таможенную границу, обеспечивающие экономическую стабильность и безопасность Казахстана.
Верховный Суд РК в п. 1 постановления «О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду» от 18 июля 1997 г. (с посл. изм. и доп.) отмечает, что непосредственным объектом контрабанды (ст.209 УК) признаются экономические интересы государства, а при контрабанде, квалифицируемой по ст. 250 УК РК — интересы общественной и государственной безопасности.
Предметом преступления являются товары и иные предметы, перечень которых дается в ст. 7 Таможенного кодекса РК от 5 апреля 2003 г. В соответствии с таможенным законодательством РК под товаром понимается любой движимый предмет материального мира, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок. К ним относятся также: культурные ценности, имеющие значение художественного, научного, исторического и археологического достояния народов — произведения искусства; предметы старины, имеющие историческую ценность и иные имеющие указанное значение предметы; объекты интеллектуальной собственности; виды животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их части или производные.
Предметом данного преступления могут быть также запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу товары и ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, перечень которых установлен Таможенным комитетом РК «О декларировании и порядке перемещения через границу РК». Стоимость предметов контрабанды определяется, исходя из государственных регулируемых цен, если таковые цены на эти предметы имеются, в других случаях — из таможенной стоимости на момент совершения преступления. При невозможности определения стоимости в указанном порядке (например, в случаях контрабанды фальсифицированных спиртных напитков, других поддельных товаров) она устанавливается на основании заключения эксперта в соответствии с правилами, установленными таможенным законодательством.
В Таможенном кодексе РК от 5 апреля 2003 г. в главе 34 приводятся условия перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами, а в главе 48 — декларирование товаров.
Перемещение наркотических средств; психотропных; ядовитых; сильнодействующих; отравляющих; радиоактивных или взрывчатых веществ; вооружения, военной техники, взрывных устройств; огнестрельного оружия и боеприпасов; ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, влечет уголовную ответственность независимо от размера и количества предметов контрабанды по ст. 250 УК РК.
Объективная сторона экономической контрабанды выражается в перемещении вышеназванных предметов через таможенную границу РК, совершенную:
- помимо таможенного контроля;
- с сокрытием от таможенного контроля;
- с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;
- без декларирования запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу;
- с недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.
Под контрабандой понимается незаконное перемещение товаров или иных ценностей и предметов через государственную или таможенную границу Республики Казахстан.
В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса РК под перемещением следует понимать совершение действий по ввозу на таможенную территорию РК или вывозу с этой территории товаров или иных предметов. Под ввозом и вывозом следует понимать перемещение предметов контрабанды любым способом (провоз или пересылка при помощи любого вида транспорта, в том числе по воздуху, пересылка по почте, перенос в руках, в карманах одежды, в виде ручной клади и др.). При этом, при ввозе на таможенную территорию РК товар признается перемещенным с момента физического пересечения таможенной границы РК, при вывозе — с момента подачи таможенной декларации.
Понятие таможенной территории и таможенной границы определены в ст. 6 Таможенного кодекса РК, а понятие государственной границы отражено в Законе РК «О государственной границе РК» от 13 января 1993 г. (с посл. изм. и доп.).
Согласно диспозиции настоящей статьи незаконным является:
- перемещение товаров (предметов) помимо таможенного контроля заключается в их пересылке и провозе вне таможенных постов, пунктов пропуска и иных мест, определенных законодательством и таможенными органами Республики Казахстан для проведения таможенного оформления, или вне установленного для его производства времени;
- сокрытие товаров (предметов) от таможенного контроля подразумевает любой способ, затрудняющий их обнаружение (например, утаивание, использование при их перевозке тайников либо в придании одним предметам вида других и т. д.);
- обманное использование документов или средств таможенной идентификации предполагает предъявление таможенным органам, а также лицам, осуществляющим пограничный контроль, недействительных, полученных незаконным путем, поддельных, а также содержащих ложные сведения документов либо предъявление подлинного средства идентификации, относящегося к другим объектам. Под использованием средств таможенной идентификации понимается использование поддельных пломб, печатей, штампов, цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, фотографий и т. д.;
- не декларирование или недостоверное декларирование — это невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязанности подать таможенную декларацию в соответствии с правилами, установленными законодательством в отношении запрещенных или ограниченных к перемещению либо изъятых из обращения товаров или иных ценностей и предметов.
При установлении фактов незаконного перемещения контрабандных товаров или иных ценностей и предметов путем их ввоза или вывоза через таможенную границу РК с использованием транспортных средств лицами, признанными виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 209, 250 УК РК, судьбу использованных при контрабанде транспортных средств надлежит разрешать в зависимости от того, признаны ли последние в установленном законом порядке вещественными доказательствами по делу в качестве орудий преступления.
Транспортное средство следует признавать орудием преступления, когда оно служит средством перемещения предметов контрабанды через таможенную границу помимо таможенного контроля, а также в иных случаях его использования для сокрытия предметов контрабанды от таможенного контроля (в частности, путем изменения технических параметров транспортного средства, его отдельных агрегатов и частей, перевозки предметов контрабанды в бензобаке, под днищем автомашины, устройства скрытых емкостей и оборудования транспортного средства тайниками, иными приспособлениями, затрудняющими обнаружение контрабандных предметов и т. п.).
Транспортное средство, использовавшееся его собственником в качестве орудия контрабанды и признанное вещественным доказательством (п. 1 ч. 3 ст. 121 УПК РК) подлежит конфискации. В случае, когда умыслом собственника товаров, иных ценностей или транспортных средств, признанных предметами контрабанды либо использованных в качестве орудий преступления, не охватывалось соучастие в контрабанде и перемещение его имущества через таможенную границу контрабандным путем либо использование этого имущества в качестве орудия контрабанды другими лицами, такое имущество конфискации не подлежит.
Обязательным условием уголовной ответственности по ст.209 УК РК является крупный ущерб. Согласно примечания к ст. 209 УК РК преступление признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает одну тысячу месячных расчетных показателей, установленных законодательством РК на момент совершения преступления.
Обстоятельствами, отграничивающими уголовно-наказуемую контрабанду от контрабанды, наказуемой в административном порядке, а также от нарушений таможенных правил, сопряженных с перемещением товаров и предметов через таможенную границу, является крупный размер экономической контрабанды либо перемещение предметов, в отношении которых установлены специальные правила.
При признании деяний, предусмотренных ст. 209 УК, совершенными в крупном размере, во внимание должна приниматься стоимость только той части товаров или иных предметов, которая перемещена через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, а также стоимость запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, не декларированных или недостоверно декларированных.
Совершение контрабанды объективно сопряжено с уклонением от уплаты обязательных платежей и налогов, взимаемых таможенными органами, которое охватывается прямым умыслом виновного одновременно с незаконным перемещением товаров или иных ценностей и является, как правило, целью этого перемещения, поэтому эти действия не подлежат дополнительной квалификации за уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Такая квалификация может иметь место лишь в тех случаях, когда действия, образующие составы контрабанды и преступного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, совершаются в разное время.
Не требуют дополнительной квалификации также действия, которые представляют собой элементы обманного использования таможенных и иных документов (служебный подлог, подделка знаков оплаты, подделка документов).
В случаях совершения, наряду с контрабандой, иных преступлений, в частности, связанных с валютой, наркотическими средствами, огнестрельным оружием и боеприпасами и т. п., либо с нарушением государственной границы, которые являются объектом иного контроля, нежели таможенного (соответственно пограничного, валютного, над наркотиками и т. д.), содеянное должно квалифицироваться по совокупности совершенных преступлений, предусмотренных соответствующими нормами уголовного закона.
Данное преступление признается оконченным:
- при ввозе и вывозе, осуществляемом нелегально, — с момента непосредственного пересечения границы;
- при ввозе, осуществляемом под видом легального перемещения, — с момента завершения таможенного оформления, а в отношении предметов, для которых установлены специальные правила, — с момента окончания процедуры пограничного контроля;
- при вывозе, осуществляемом под видом легального перемещения, — с момента завершения таможенного оформления.
Субъектом преступления выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
С субъективной стороны анализируемое преступление характеризуется наличием только прямого умысла. Виновное лицо осознает, что оно нелегально (запрещенным способом) перевозит товар, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает этого.
Лицо, умысел которого направлен на незаконное перемещение товаров или иных ценностей и предметов, принадлежащих разным лицам, в том числе и ему самому, должно нести ответственность за контрабанду всего вместе взятого (совместно перемещаемого) объема предметов контрабанды. Владелец же отдельной части такого заведомо для него незаконно перемещаемого товара или иных ценностей и предметов, умыслом которого не охватываются действия других лиц по незаконному перемещению остальной части предметов контрабанды, несет уголовную ответственность только за контрабанду ему принадлежащего имущества. Так же должны быть квалифицированы действия лиц, хоть и не являющихся владельцами предметов контрабанды, но виновных в заведомо незаконном перемещении таких предметов через таможенную границу за плату, в качестве курьера.
Квалифицирующими признаками экономической контрабанды являются:
а) совершенные неоднократно;
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Контрабанда признается совершенной неоднократно, если она совершена одним лицом два и более раза. При этом необходимо обязательно установление факта, что предыдущая судимость за нее не снята или не погашена в установленном законом порядке, либо, что за ранее совершенную контрабанду лицо не было освобождено от уголовной ответственности или не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за предыдущее преступление.
Под экономической контрабандой совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения, Верховный Суд РК в постановлении «О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду» от 18 июля 1997 г. (с посл. изм. и доп.) дает разъяснение, что таковым следует считать такое лицо, которое по долгу службы обязано осуществлять таможенный или пограничный контроль, соответствующие действия по досмотру перемещенных через государственную или таможенную границу РК товаров или иных ценностей или предметов и давать разрешение на пересечение этой границы. При совершении контрабанды такими должностными лицами не требуется дополнительная квалификация по статьям уголовного закона о должностных преступлениях. Вместе с тем, иные лица, совершившие контрабанду с использованием своего служебного положения, несут ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных подлежащей применению нормой уголовного закона о должностных преступлениях и соответствующей части ст. 209 УК, без ссылки на данный квалифицирующий признак.
Должностные лица, совершившие контрабанду с использованием служебного положения — это те, служебное положение которых дает им право осуществлять таможенный контроль либо провозить товары через границу без таможенного досмотра. Деятельность таких лиц должна отвечать двум условиям:
должностное положение лица;
использование им своего служебного положения при незаконном перемещении товаров или предметов через таможенную границу РК.
Совершение экономической контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, следует квалифицировать по п. «в» ч. 2 ст. 209 УК РК только в том случае, когда примененное насилие выразилось в причинении легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Наступление более тяжких последствий, причинение тяжкого вреда либо наступление смерти требует квалификации по совокупности ст.ст. 209, 103 и 96 УК РК.
Особо квалифицирующими признаками экономической контрабанды признаются деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
- лицом, уполномоченным на выполнение государственных функҒций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения;
- организованной группой.
Названные признаки идентичны признакам, рассмотренными при анализе п.п. «а» и «б» ч.3 ст.193 УК РК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.